Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе по теме «Знакомство с буквой Ии, звуком [и]. Письмо заглавной и строчной букв Ии»
Технологическая карта современного урока.
Урок обучения грамоте в 1-м классе
по программе «Перспектива»
Тема урока | Знакомство с буквой И и, звуком [и]. Письмо заглавной и строчной букв И и. |
Цель урока | Знакомство со звуком [и], буквой И и. Обучение написанию заглавной и строчной букв И и. |
Задачи | Познакомить со звуком [и], буквой Ии, соотносить звук и букву Научить распознавать звук [и] в словах Научить писать строчную и заглавную букву Ии и их соединение Закрепить умение составлять предложение по схеме и звуковые схемы слов |
Планируемый результат обучения | В результате изучения темы обучающиеся научатся: характеризовать звук [и], проводить слого-звуковой анализ слов с этим звуком, выделять в словах звук [и]; обозначать звук буквой, писать печатную и письменную, строчную и заглавную буквы и И; знать правила использования заглавной буквы И в именах собственных; составлять предложение по схеме и звуковые схемы слов; определять последовательность действий при написании букв; использовать контроль и оценку при написании букв. |
Основные понятия | Строчная буква, заглавная буква, гласный звук |
Межпредметные связи | Чтение, музыка, математика |
Ресурсы | Климанова Л.Ф., Абрамов А.В. Мой алфавит. Пропись 2. 1 класс. стр. 12-13 Схемы слов и предложений, предметные картинки ЭОР (запись лёгкой нежной музыки) |
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Мотивация к учебной деятельности | Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья | - Доброе утро, ребята! Мы сегодня отправляемся на прогулку по Волшебной Стране Звуков и Букв. -Кто живет в этой стране? -Правильно. В Волшебной Стране живут звуки и буквы. -Что вы знаете о звуках и буквах? - А помогать нам и указывать дорогу будет наш друг и помощник Солнечный Зайчик. Давайте поздороваемся с ним (направляет "лучик" лазерной указки на ладошки ребят) -Здравствуй, Катя! (ребенок отвечает) и т.д. -А чтобы во время путешествия мы были веселыми и смелыми - сделаем массаж. Ручки растираем и разогреваем (потирают ладони, хлопают в ладоши) И лицо теплом своим нежно умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз) Пальчики сгребают все плохие мысли, (граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам) Ушки растираем сверху вниз мы (растирают пальцами ушные раковины быстро, по краю сверху вниз) Их вперёд сгибаем (сгибают руками ушные раковины вперёд) Тянем вниз за мочки (оттягивают уши вниз за мочки) Нарисуем мы очки (проводят указательными пальцами круги вокруг глаз) А потом погладим щёчки! (гладят щёки) -Итак, в путь! Закройте глазки. Мы летим в Волшебную Страну Звуков и Букв (звучит легкая тихая музыка) | Самоконтроль готовности. Настрой на работу. Демонстрация знаний, умений. |
Актуализация знаний, постановка учебной задачи | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме
| -Ребята! В Волшебной Стране Звуков и Букв произошло несчастье: подул сильный осенний ветер и гласные буквы рассыпались на элементы и разлетелись по всей стране. Давайте поможем буквам и соберем их. Моделирование изученных букв. - Какие буквы получились? - А что общего у этих букв? - Что мы можем сделать с этими буквами? - Вспомним написание этих букв. - Вспомним правила посадки. -Положение туловища. - Положение тетради. - Начинаем работать. Игра «Кто внимательный?» - В Волшебной Стране Звуков и Букв живут герои разных книг. Солнечный Зайчик приглашает вас в гости к Кристоферу Робину и его друзьям. - Кто знает, как их зовут? Какой звук есть в каждом слове: Винни, Кролик, Ослик Иа-Иа? - Какую букву мы сегодня научимся писать? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Какие задачи перед собой поставим? | Моделирование букв Демонстрация знаний, умений. Принятие учебной задачи |
Открытие новых знаний | Познавательные уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме | Звуковой анализ, характеристика звуков. — Как кричит ослик? - Назовите первый звук. Определите, гласным или согласным является звук [и]? Упражнения в выделении звука [и] Игра «Узнайте звук» - Если услышите в словах звук [и] – встаньте: ель, йод, ива, индюк, красный, синий, Илюша, яблоко, сливы. Рисунки «Загадки слов» - Рассмотрите рисунки. Назовите предмет на картинке, какой первый звук в слове? Дайте ему характеристику, обозначьте на схеме под рисунком. - Кто такая иволга? - Можем ли мы увидеть звук [и]? - Звук [и] мы обозначим буквой и. Учитель показывает печатную букву Ии - Сколько букв на плакате? Почему две буквы Ии? - На что похожа буква И? - Послушайте как про эту букву написал поэт: Буква И наискосок Примеряла поясок. Снизу вверх его тянула – К правой ножке пристегнула. - Сложите букву Ии из карандашей. Сколько карандашей понадобилось? Печатание буквы Ии Печатание по алгоритму - С чего начнем печатание буквы? Показ на доске учителем Прописывание в воздухе под счёт Печатание в тетради самостоятельно Самоконтроль. Сравнение с образцом. Упражнения в написании букв Анализ строчной буквы и - Рассмотрите строчную букву и. Из каких элементов она состоит? - С какого элемента начнем писать строчную букву и? Письмо элементов строчной буквы и Письмо по алгоритму Показ на доске учителем Прописывание в воздухе Самостоятельное письмо элементов Самоконтроль. Сравнение с образцом. | Воспроизведение заданного учителем образца интонационного выделения звука в слове Характеристика признаков гласного звука Анализ звуковой схемы с рисунками Демонстрация знаний, умений. Сравнение звука и соответствующей ему буквы Моделирование букв Контроль этапов своей работы, оценка процесса и результата выполнения задания Сравнение написанной буквы с образцом Поэлементный анализ состава буквы Контроль этапов своей работы, оценка процесса и результата выполнения задания Сравнение написанной буквы с образцом |
Первичное закрепление. Самостоятельная работа | Регулятивные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
Познавательные: осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами Коммуникативные: уметь осуществлять самоконтроль путём сравнения с образцом | Игра «Найди звук» Солнечный Зайчик предлагает игру «Найди лишний предмет» - Что нарисовано на каждом рисунке? Как можно назвать эти предметы одним словом? - В каких словах есть звук [и]? В каком слове его нет? - Напечатайте в схемах известные вам буквы. Анализ заглавной буквы И - Рассмотрите заглавную букву И. Из каких элементов она состоит? - С какого элемента начнем писать заглавную букву И? Письмо заглавной буквы И Письмо буквы по алгоритму Показ на доске учителем Прописывание в воздухе Самостоятельное письмо буквы Самоконтроль. Сравнение с образцом. Письмо слов и соединений - Прочитайте слово. Кого так зовут? (Иа) Догадайтесь, почему ему дали такое «говорящее» имя. С какой буквы – строчной или заглавной – его надо писать? | Поэлементный анализ состава буквы Сравнение начертания заглавной и строчной буквы Контроль этапов своей работы, оценка процесса и результата выполнения задания Сравнение написанной буквы с образцом Самостоятельное письмо слова Самоанализ написанного |
Физкультминутка | Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья | -Солнечный Зайчик предлагает вам отдохнуть. Игра «Я на скрипочке играю» Я на скрипочке играю, Тили-тили-тили. (Показываем, как играют на скрипочке) Скачут зайки на лужайке, Тили-тили-тили. (Прыгаем) Заиграл на балалайке, Трень-ди-брень, трень-ди-брень, (Показываем, как играют на балалайке) Пляшут зайки на лужайке Трень-ди-брень, трень-ди-брень (Пляшем вприсядку) А теперь на барабане. Бум-бум-бум, (Хлопаем в ладоши.) Трам-там-там! (Топаем ногами.) В страхе зайки разбежались по кустам, по кустам. (Присели.) | |
Включение в систему знаний и повторений. Работа в парах | Регулятивные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь находить и выделять необходимую информацию Коммуникативные: уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
| Упражнения на развитие речи Упражнения в выделении звука Игра «Кто больше» - Давайте покажем Солнечному Зайчику, как мы научились узнавать и выделять звук [и], а ещё дружно работать. Разделитесь на пары и придумайте слова, в которых есть звук [и]. Составление предложения по схеме. - Составьте предложение по схеме с помощью рисунков. Сколько слов в предложении? Как напишите первое слово? А второе? Почему? Что стоит в конце предложения? - Дополните схему известными буквами. Отгадывание ребуса -Назовите слово, которым можно назвать кубики, мишку и ослика. Отгадайте ребус. -Наш русский язык – богатый язык. В нём много слов, которыми можно обозначать любой предмет, действие и его свойства, но в нём есть и такие слова, которые могут обозначать сразу группу предметов. Например, слово «игрушки» называет все игрушки, но не указывает точно на какую-либо игрушку. Работа в группах. 1)- Обсудите в группе, сможет ли мама догадаться, какую игрушку хочет получить сын, если он скажет: «Я хочу игрушку»? Как выразить одним предложением просьбу, чтобы мама поняла, что хочет сын? А как нужно попросить? Что ответит мама? 2)- Вам предстоит составить предложения, используя картинку-помощницу: а) вежливой просьбы б) вежливого отказа в) вежливой благодарности - Не забываем про правила работы в группе. 3)Проверка - Чей текст вам понравился больше? -Мы должны умело пользоваться словом так, чтобы в общении лучше понимать друг друга. | Подбор слов с заданным звуком Работа в парах. Участие в учебном диалоге Моделирование предложения Определение количества слов в предложении Оформление начала и конца предложения Включение в групповую работу, связанную с общением Обогащение словарного запаса по теме и ситуации Обоснование собственного мнения |
Рефлексия | Познавательные: уметь формулировать несложные выводы Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности | - Какую цель мы ставили на сегодняшнем уроке? -Мы достигли этой цели? -На все ли вопросы мы могли ответить? - Какие новые знания вы получили, отвечая на эти вопросы, решая учебные задачи? Ответьте, продолжив выражения. -Я понял……. -Теперь я могу….. - Оцените свою работу, закончив следующие выражения -Мне было трудно………. -Мне сегодня было интересно…. -Я поделюсь своими знаниями…… - Я хотел бы еще……… | Демонстрация главного итога Оценка своей работы |