Технологическая карта урока русского языка «Официально-деловой стиль речи: признаки, жанры, сфера применения»

33
10
Материал опубликован 22 January 2021 в группе


Презентация к уроку
PPTX / 931.63 Кб

Технологическая карта урока по русскому языку

(ГАПОУ РХ «Аграрный техникум», преподаватель Гагаринова И.В.)


Дисциплина: ОУД.01 «Русский язык и литература. Русский язык».

Курс: 1-й.

Группа: Коммерция (по отраслям).

Автор УМК: Л.М.Рыбченкова и др. Русский язык 10-11 класс (базовый уровень). М., «Просвещение».

Тема урока: «Официально-деловой стиль речи: признаки, сфера употребления, назначение».

Тип урока: урок применения и совершенствования знаний и формирования умений.

Технология(и): личностно-ориентированная, игровая, здоровьесберегающая.

Межпредметные связи: литература, спецпредмет «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».

Цели: 1) обобщить и систематизировать сведения обучающихся об особенностях официально-делового стиля речи; 2) совершенствовать общеучебные коммуникативные умения и навыки, языковую и речевую грамотность ; 3) расширять и углублять предметную компетенцию обучающихся; 4) способствовать воспитанию личности, готовой к профессиональной самостоятельной деятельности.

Планируемые результаты:


Предметные

Метапредметные

Личностные


Обобщение знаний о сфере применения, назначении и признаках официально-делового стиля речи; умение распознавать тексты официально-делового стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам; конструирование предложений, текстов в данном стиле речи; развитие познавательных умений и мыслительных навыков обучающихся, орфографической и пунктуационной зоркости через практическую деятельность.






Регулятивные: оценивание и регуляция собственной деятельности и деятельности товарищей

Познавательные: владение различными видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный по­иск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

Коммуникативные:

коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, умение работать в команде.

Желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в учебном процессе; осознание себя как ин­дивидуальности и одновременно как члена коллектива; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к родному языку.



Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося


Социальные формы

Формируемые УУД (личностные; регулятивные, коммуникативные, познавательные

1.Организационный момент. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.


Приветствует обучающихся, настраивает на урок. Создает положительный психологический настрой. Проверяет готовность к уроку.


Настрой на работу. Записывают число.


Индивидуальная работа

Личностные: формирование положительного настроя к уроку,

Самоопределение.


2. Мотивация учебной деятельности.


Эпиграфом к сегодняшнему уроку является высказывание Наполеона: «Кто не умеет говорить, тот не карьеры не сделает».

(Наполеон Бонапарт). (Слайд №2).


- Согласны ли вы с этой мыслью?

На доске текст: (Слайд №3).

Глава 2.

Статья 37.

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

К какому стилю принадлежит этот текст? Какова тема сегодняшнего урока?

Определите цели сегодняшнего занятия.


Отвечают на вопросы учителя.









Обучающиеся самостоятельно определяют тему урока, формулируют цели урока( при необходимости – с помощью учителя), сверяют с материалом презентации (слайд№4).

Фронтальная работа.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам.


3.Актуализация опорных знаний.











-Сегодня мы познакомимся с особенностями еще одного стиля речи - официально-делового. Но сначала давайте вспомним, что такое стиль речи.

-Назовите известные вам стили речи.







-А. Сент-Экзюпери однажды сказал: «Единственная роскошь- это роскошь человеческого общения».

-Как вы понимаете это высказывание?

На нашем уроке мы рассмотрим такой тип общения, который используется в служебной, деловой сфере жизни.

Официально-деловой стиль речи обслуживает правовую и административную деятельность при общении в государственных учреждениях, суде, в ходе деловых и дипломатических переговоров: деловая речь обеспечивает сферу официально-деловых отношений и функционирует в области права и политики. Несмотря на то, что этот стиль подвержен серьезным изменениям под влиянием социально-исторических изменений в обществе, его выделяют среди других функциональных разновидностей языка по стабильности, традиционности, замкнутости и стандартизованности. Сегодня на уроке мы еще раз вспомним, каковы признаки официально-делового стиля речи, его назначение и сфера применения.

Отвечают на вопросы учителя.

Обучающийся: Стиль речи- это разновидность языка, которая используется в какой-либо конкретной сфере человеческой деятельности: в быту, в деловых отношениях, в науке или пропагандистской работе, в художественном творчестве. Каждой сфере соответствует свой стиль речи.

Обучающийся: Разговорный, публицистический, научный, художественный, официально-деловой.


















Коммуникативные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; уметь слушать и понимать речь других, отвечать на поставленные вопросы.


Регулятивные:

выдвигать предположения на основе имеющихся

знаний и обосновывать их.



4. Работа над темой урока.


Учитель (раздает обучающимся образцы документов).( Приложение №1).

-Что вы можете сказать об этом стиле речи?

-Аргументируйте свое мнение.

-Преобразуйте материал учебника в таблицу «Основные признаки официально-делового стиля» (работа в парах).

Деловое общение часто понимается как общение деловых людей-бизнесменов, предпринимателей, коммерсантов. Однако деловое общение следует понимать более широко - как общение в производственной и служебной сфере (деловой разговор коллег, служебный спор, собрание).








-Какие сферы или виды общения вы можете назвать?

-А каковы их цели?

Цель делового общения – организация деятельности. Этим оно отличается от другого общения. Еще одно отличие – строгая регламентированность, формализованность, поэтому большую роль играют нормы служебного этикета: они регламентируют отношения между людьми, занятыми совместной деятельностью.

-Ваша будущая профессия предполагает деловое общение?

-В чем оно будет выражаться?


Различают устное и письменное деловое общение.

-Какие виды устных контактов вы знаете?


-Назовите известные вам виды письменного делового общения.





-Изучите примеры, образцы оформления документов.



Изучают материал, отвечают на вопросы.

Обучающийся: Это официально-деловой стиль.

Обучающийся: Документы используются в сфере деловых отношений, в которой, как мы уже знаем, используется официально-деловой стиль речи. Этому стилю присущи такие признаки, как точность формулировок, соответствие стандартам, неличный и предписывающий характер.


Исследуют теоретический материал учебника: определяют по материалу учебника признаки официально-делового стиля и в соответствии с ними

работают над построением таблицы (проверка: слайд №5).

Обучающиеся: Личностное, бытовое, научное.

Обучающиеся: Общение в неофициальной обстановке, эмоциональное воздействие на людей через СМИ, публичные речи, художественные произведения, а также передача точной научной информации в ходе бесед, дискуссий.

Обучающиеся рассуждают о составляющих их будущей специальности: работы с документами, деловыми партнерами и т.д.



Обучающиеся: Телефонные разговоры, беседы, дискуссии, переговоры.


Обучающиеся: Деловое письмо, заявление, биография, характеристика, протокол, доверенность, объяснительная записка, резюме, апелляция.


Ознакомление с теоретическим материалом учебника (знакомство с оформлением и написанием заявления, автобиографии, характеристики, объяснительной записки и др.)



Фронтальная работ.

Познавательные УУД:

формировать навыки поисковой, исследовательской

деятельности;соотносить информацию, представленную в разных

формах; планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей

умение вести самостоятельный по­иск информации, её анализ и отбор.

Коммуникативные:

Умение слушать других, правильно формировать предложения.


Регулятивные:

выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала.

5. Практическая работа с языковым материалом.


1) Работа с текстом (слайд №6): прочитайте текст; озаглавьте текст; докажите его принадлежность к официально-деловому стилю; выделите лексические, морфологические и синтаксические средства, присущие деловой речи.

-Этот текст имеет ли какое-либо отношение к вашей будущей специальности?






-Назовите наиболее актуальные виды делового общения в начале вашей трудовой деятельности в качестве работника.


2) Ситуативно-ролевая игра «Прием на работу» (на роль администрации какого-либо учреждения выбираются 2-3 обучающихся.

Задание 1-ой группе: составьте заявление, используя образцы документов, характерные для официально-делового стиля слова и выражения.

Задание 2-ой группе: составьте резюме, используя образцы документов, характерные для официально-делового стиля слова и выражения.

Ситуация №1. Обучающиеся в роли администрации принимают от обучающихся составленные заявления и резюме, проверяют по образцам.

Ситуация №2. (Приложение №2.) Вы знаете, что на место, на которое вы претендуете, много желающих, в течение 5 минут вы должны убедить, что достойны этого места только вы.

Ситуация №3. (Приложение №2.) Вам отказывают в приеме на работу, однако вы еще можете повлиять на решение начальника. Какова ваша реакция и дальнейшая линия поведения?


Физминутка-шутка (слайд №7).

-Каждая группа изображает запорожцев, пишущих письмо турецкому султану, выбрав позу наиболее интересного казака.

-К какому стилю относится письмо запорожцев?(Слайд №8).


3) Работа в парах с раздаточным материалом (таблица). (Приложение №3).

Задание: определите в предложениях элементы официально-делового стиля (подчеркните их в предложении, в соседней колонке укажите, какое именно языковое средство использовано). Целесообразно ли их употребление в предлагаемых ситуациях. В случае необходимости осуществите редакторскую правку.

4) Конкурс эрудитов.

Учитель: Знаменитый персидский мыслитель и поэт Х111 века Саади в одном из своих поэтических трактатов заметил:

Умен ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы,

Пока ты слово не сказал.

Согласитесь, каждому из нас хочется, чтобы слово, произнесенное нами, говорило о нашем уме и значимости. Это желание особенно обостряется, если речь идет о каких-то деловых контактах человека, где так важно (для создания репутации, карьерного роста, успеха переговоров и т. д.) создать о себе благоприятное впечатление.

Словарный запас человека является немаловажной составляющей речевого портрета, а значит, и деловой характеристики.

Следующие задания для тех, кто стремится постоянно увеличивать свой словарный запас, частенько заглядывает в толковые словари и потому слывет настоящим эрудитом (задания на карточках №1-3). (Приложение №4).


Изучают материал текста, определяют признаки официально-делового стиля, озаглавливают, например: «Анализ деловой активности предприятия».

Показывают степень знания специфики будущей специальности, отмечая ключевые словосочетания: деловая активность, производственная деятельность, капитал предприятия, финансовые ресурсы и т.д.

Обучающиеся: Заявление, резюме.










Выполняют задания, обсуждают в группе ход работы. Работы проверяют обучающиеся, выполняющие роли «администрации», по образцам.




Решают проблемные ситуации (один обучающийся из группы представляет «администрации» вариант решения ситуации).


Определяют элементы официально-делового стиля, редактируют представленный материал, читают исправленные предложения.



Обучающиеся в соответствии с композицией картины изображают некоторых героев картины.

Определяют стиль речи письма запорожцев(разговорный).




























Выполняют задания по карточкам.

Осуществляют самопроверку заданий (слайд №9), обсуждают результаты, выбирают победителя конкурса по наименьшему количеству ошибок.








Работа в парах.























Работа в группах.



























Работа в группах.














Работа в парах.






















Индивидуальная работа.

Познавательные: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни.




























Личностные: способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.







Познавательные: умение вести самостоятельный по­иск информации, её анализ и отбор.







Коммуникативные:

умение выражать свои мысли;

оценивание качества своей и общей учебной деятельности.







Познавательные: соотносить информацию, представленную в разных

формах; планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей.

6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.


5) Проверочная работа «Угадай слово» (слайд№10):

-по толкованию лексического значения определить слово, записать его в тетрадь.

6) Творческая работа (в парах) по выбору:

1) выразите свое отношение к данной фразе: «Кто приобретает знания, но не пользуется ими, подобен тому, кто пашет, но не сеет. (Народная мудрость).

2) перескажите известную вам детскую сказку «Курочка Ряба» в официально-деловом стиле: в форме репортажа с места событий, в форме криминальной хроники, заявлений и объяснительных героев сказки.


Выполняют проверочную работу «Угадай слово», (самопроверка: слайд № 11).


Выбирают вид задания, обсуждают форму выполнения, записывают, читают и обсуждают тексты.


Индивидуальная работа.



Работа в парах.

Личностные: готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности. Познавательные: владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

7. Рефлексия. Подведение итогов урока.


Беседа (интерактивный прием «Микрофон»)

-Каковы общие черты официально-делового стиля?

-Перечислите языковые признаки официально-делового стиля (лексические, морфологические, синтаксические).

-Назовите основные жанры официально-делового стиля речи, охарактеризуйте их.

На занятии мы повторили, что такое стиль речи, вспомнили, какие бывают стили речи, рассмотрели особенности официально-делового стиля и закрепили знания в ходе выполнения упражнений.

-Скажите, пожалуйста, каким должен быть язык современного делового человека?

-Поделитесь впечатлениями от урока: какие задания на уроке были наиболее сложными, а какие наиболее интересными?


Обучающиеся отвечают на вопросы, передавая друг другу «микрофон» в виде любого выбранного обучающимися предмета.

Фронтальная работа.

Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли

-оценивание качества своей и общей учебной деятельности.


Регулятивные :

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


8. Домашнее задание

Задание на выбор (слайд №12).: 1) составить самостоятельно 2-3 образца официальных документов; 2) составить список из 10-15 слов и выражений, наиболее часто употребляемых в официальной речи.




Делают выбор. Записывают домашнее задание.

Индивидуальная работа

Регулятивные: планирование, прогнозирование.


Приложение №1.

Документы

Расписка

     Я, Кузнецов Иван Владимирович, проживающий по адресу: г. Абакан, ул. Коминтерна, д.43, кв. 15, паспорт серия ……. , № ........, выдан (кем, когда) …………………………………………………………........., взял в долг у Беликова Николая Павловича, проживающего по адресу: ……………………………………………………………….., денежную сумму в размере 150 000 (……………………..) рублей сроком на один год. Деньги обязуюсь вернуть до 30 октября 2013 года.

 27 сентября 2012 г                                              (подпись) /Кузнецов/ 

Подпись верна                 Нотариус ………………. (подпись и печать)




Директору ГАПОУ РХ «Аграрный техникум»

Недопекину О.М.

Григорьева Ивана Николаевича

заявление.

Прошу Вас принять меня в ГАПОУ РХ «Аграрный техникум» на должность преподавателя физико-математических дисциплин. Копию диплома об окончании вуза прилагаю.

25.08.2011 г. Григорьев



Резюме

19.09.2019

ФИО  Иванов Иван Петрович

Адрес:  456799, г. Сорск, ул. Космонавтов, д.27, кв. 11

Телефон : 75555

Дата и место рождения: 11 марта 2003 г., г. Сорск

Гражданство : Российская Федерация

Семейное положение : женат, имею дочь

Образование: 2019-2021г.г. – Сорский технический колледж

Опыт работы: с 2021 года по настоящее время – ФГУП ПО «Маяк», завод 40, электромонтер

Дополнительные сведения: уверенный пользователь ПК. Владею английским языком. Имею права на вождение автомобилем. По требованию могу представить необходимые рекомендации.


Доверенность

       Я, Грановская Елена Николаевна, учащаяся 11 класса, проживающая по адресу: ………………………………………………..., паспорт (серия) ……. , (№) ........, выдан ................................................., доверяю моей матери, Грановской Марине Викторовне, проживающей по адресу: г. Саяногорск, ул. Садовая, д. 13, кв. 8, паспорт (серия) ……. , (№) ........, выдан ................................................., …………………………, получить причитающиеся мне денежное вознаграждение и приз за участие в Международной олимпиаде школьников «…………».

     09.10.2012 г.                                                                              подпись/……../

Подпись Грановской Е. Н. удостоверяется.
Бухгалтер …….. (подпись)   

  (Печать)                           (дата)



Приложение №2.




Ситуация №2

Поздороваться, присесть

Поздороваться, присесть, если предложат

Поздороваться

Молча присесть в ожидании вопросов

- Мне бы хотелось у Вас работать, потому что…

- В резюме указаны основные виды деятельности, которой я занимался(-лась) последнее время, однако я еще владею…умею…готов(а) к…

- Если Вы видели мое резюме, то можете судить о моих достоинствах.





Ситуация №3

Хлопнуть дверью и уйти

Сочувственно улыбнуться

Виновато улыбнуться

Пожать руку собеседнику

- Подумаешь, я найду работу получше!

- Спасибо за беседу. Жаль, что вы теряете такого ценного работника, как я.

- Может быть, вы все-таки подумаете о моей кандидатуре?

- жаль, что я не смогу проявить все свои деловые качества именно у Вас, ведь мы заинтересованы друг в друге.


Приложение №3.

Таблица

Предложения

Языковые средства

Редакторская правка

В целях решения задачи погашения задолженности по выплате зарплат и пенсий необходимо решить вопрос о своевременном сборе налогов с предприятий коммерческих структур.



Сначала он посещал вокзал, преимущественно товарные платформы прибытия грузов, и там был рад накоплению товаров (А.Платонов).



При непредоставлении информации об оплате в 10-дневный срок со дня направления извещения узел будет вынужден произвести временное приостановление доступа к электросвязи (отключение телефона) на основании п. 32 правил предоставления услуг телефонной связи.





Приложение №4.

Карточки с заданиями для «Конкурса эрудитов».


Задание 1.

Объясните значения приведенных ниже слов, составьте с каждым из них предложения:

Акция, риелтор, брокер, тендер, ипотека, бренд.


Задание 2.

Вставьте пропущенные окончания.

По прибыти… на совещание, по предъявлени… документа, по истечени… срока, по приезд… в город.


Задание 3.

Раскройте скобки и выберите правильное слово из паронимов.

Вы уже знакомы с качеством услуг, которые мы (представляем-предоставляем). Прошу (оплатить-заплатить) мне расходы по командировке. Фирма строит печи с (гарантийной -гарантированной) теплоотдачей. (Командированные - командировочные) должны зарегистрировать свои документы. Совет директоров потребовал (гарантийных -гарантированных) обязательств от клиентов-неплательщиков. Необходимо вести хозяйствование (экономными – экономическим - экономичными) методами.




Использованная литература:

Русский язык. Формирование коммуникативной компетенции старшеклассников. Разработки уроков. 9-11 классы. И.Б.Чевтаева, В.П.Шампур, В.Н. Пташкина. Волгоград, «Учитель», 2011 г.

Открытые уроки русского языка. 9-11 классы. Н.С.Раилко, Ю Л.В.Антонова. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008 г.

Русский язык. Учебник для 10-11 кл.(базовый уровень). Л.М.Рыбченкова и др.. М., «Просвещение», 2020 г.

Русский язык.10-11 класс. Планы-конспекты уроков. Г.Е.Фефилова., И.Л.Челышева. Ростов-на-Дону, «Феникс»,2017г.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Шадгина Г.В. Москва, «Юрайт», 2020г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за качественную работу!

22 January 2021

Марина Юрьевна, большое спасибо за оценку работы и поддержку! Рада Вашему вниманию!

22 January 2021

Отличная разработка!

22 January 2021

Спасибо, Галина Валентиновна!Очень приятна Ваша оценка!

22 January 2021

Спасибо за внимание, Ирина Владимировна!

23 January 2021

Отличная карта урока! Спасибо, Ирина Викторовна!

20 July 2021

Галина Геннадьевна, большое спасибо за оценку и внимание к моей работе!

21 July 2021

Почему я раньше этой работы не видела? Пропустила ( Отличная работа, Ирина Викторовна! Спасибо большое!

2 October 2021

Очень рада Вашему вниманию, Юлия Васильевна! Большое спасибо за оценку!

2 October 2021

Похожие публикации