12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гагаринова Ирина Викторовна1342
Преподаватель русского языка и литературы. Стаж работы 40 лет, из них 20 лет в системе СПО.
Россия, Хакасия респ., с. Шира


Презентация к уроку
PPTX / 931.63 Кб

Технологическая карта урока по русскому языку

(ГАПОУ РХ «Аграрный техникум», преподаватель Гагаринова И.В.)


Дисциплина: ОУД.01 «Русский язык и литература. Русский язык».

Курс: 1-й.

Группа: Коммерция (по отраслям).

Автор УМК: Л.М.Рыбченкова и др. Русский язык 10-11 класс (базовый уровень). М., «Просвещение».

Тема урока: «Официально-деловой стиль речи: признаки, сфера употребления, назначение».

Тип урока: урок применения и совершенствования знаний и формирования умений.

Технология(и): личностно-ориентированная, игровая, здоровьесберегающая.

Межпредметные связи: литература, спецпредмет «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».

Цели: 1) обобщить и систематизировать сведения обучающихся об особенностях официально-делового стиля речи; 2) совершенствовать общеучебные коммуникативные умения и навыки, языковую и речевую грамотность ; 3) расширять и углублять предметную компетенцию обучающихся; 4) способствовать воспитанию личности, готовой к профессиональной самостоятельной деятельности.

Планируемые результаты:


Предметные

Метапредметные

Личностные


Обобщение знаний о сфере применения, назначении и признаках официально-делового стиля речи; умение распознавать тексты официально-делового стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам; конструирование предложений, текстов в данном стиле речи; развитие познавательных умений и мыслительных навыков обучающихся, орфографической и пунктуационной зоркости через практическую деятельность.






Регулятивные: оценивание и регуляция собственной деятельности и деятельности товарищей

Познавательные: владение различными видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный по­иск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

Коммуникативные:

коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, умение работать в команде.

Желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в учебном процессе; осознание себя как ин­дивидуальности и одновременно как члена коллектива; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к родному языку.



Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося


Социальные формы

Формируемые УУД (личностные; регулятивные, коммуникативные, познавательные

1.Организационный момент. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.


Приветствует обучающихся, настраивает на урок. Создает положительный психологический настрой. Проверяет готовность к уроку.


Настрой на работу. Записывают число.


Индивидуальная работа

Личностные: формирование положительного настроя к уроку,

Самоопределение.


2. Мотивация учебной деятельности.


Эпиграфом к сегодняшнему уроку является высказывание Наполеона: «Кто не умеет говорить, тот не карьеры не сделает».

(Наполеон Бонапарт). (Слайд №2).


- Согласны ли вы с этой мыслью?

На доске текст: (Слайд №3).

Глава 2.

Статья 37.

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

К какому стилю принадлежит этот текст? Какова тема сегодняшнего урока?

Определите цели сегодняшнего занятия.


Отвечают на вопросы учителя.









Обучающиеся самостоятельно определяют тему урока, формулируют цели урока( при необходимости – с помощью учителя), сверяют с материалом презентации (слайд№4).

Фронтальная работа.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам.


3.Актуализация опорных знаний.











-Сегодня мы познакомимся с особенностями еще одного стиля речи - официально-делового. Но сначала давайте вспомним, что такое стиль речи.

-Назовите известные вам стили речи.







-А. Сент-Экзюпери однажды сказал: «Единственная роскошь- это роскошь человеческого общения».

-Как вы понимаете это высказывание?

На нашем уроке мы рассмотрим такой тип общения, который используется в служебной, деловой сфере жизни.

Официально-деловой стиль речи обслуживает правовую и административную деятельность при общении в государственных учреждениях, суде, в ходе деловых и дипломатических переговоров: деловая речь обеспечивает сферу официально-деловых отношений и функционирует в области права и политики. Несмотря на то, что этот стиль подвержен серьезным изменениям под влиянием социально-исторических изменений в обществе, его выделяют среди других функциональных разновидностей языка по стабильности, традиционности, замкнутости и стандартизованности. Сегодня на уроке мы еще раз вспомним, каковы признаки официально-делового стиля речи, его назначение и сфера применения.

Отвечают на вопросы учителя.

Обучающийся: Стиль речи- это разновидность языка, которая используется в какой-либо конкретной сфере человеческой деятельности: в быту, в деловых отношениях, в науке или пропагандистской работе, в художественном творчестве. Каждой сфере соответствует свой стиль речи.

Обучающийся: Разговорный, публицистический, научный, художественный, официально-деловой.


















Коммуникативные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; уметь слушать и понимать речь других, отвечать на поставленные вопросы.


Регулятивные:

выдвигать предположения на основе имеющихся

знаний и обосновывать их.



4. Работа над темой урока.


Учитель (раздает обучающимся образцы документов).( Приложение №1).

-Что вы можете сказать об этом стиле речи?

-Аргументируйте свое мнение.

-Преобразуйте материал учебника в таблицу «Основные признаки официально-делового стиля» (работа в парах).

Деловое общение часто понимается как общение деловых людей-бизнесменов, предпринимателей, коммерсантов. Однако деловое общение следует понимать более широко - как общение в производственной и служебной сфере (деловой разговор коллег, служебный спор, собрание).








-Какие сферы или виды общения вы можете назвать?

-А каковы их цели?

Цель делового общения – организация деятельности. Этим оно отличается от другого общения. Еще одно отличие – строгая регламентированность, формализованность, поэтому большую роль играют нормы служебного этикета: они регламентируют отношения между людьми, занятыми совместной деятельностью.

-Ваша будущая профессия предполагает деловое общение?

-В чем оно будет выражаться?


Различают устное и письменное деловое общение.

-Какие виды устных контактов вы знаете?


-Назовите известные вам виды письменного делового общения.





-Изучите примеры, образцы оформления документов.



Изучают материал, отвечают на вопросы.

Обучающийся: Это официально-деловой стиль.

Обучающийся: Документы используются в сфере деловых отношений, в которой, как мы уже знаем, используется официально-деловой стиль речи. Этому стилю присущи такие признаки, как точность формулировок, соответствие стандартам, неличный и предписывающий характер.


Исследуют теоретический материал учебника: определяют по материалу учебника признаки официально-делового стиля и в соответствии с ними

работают над построением таблицы (проверка: слайд №5).

Обучающиеся: Личностное, бытовое, научное.

Обучающиеся: Общение в неофициальной обстановке, эмоциональное воздействие на людей через СМИ, публичные речи, художественные произведения, а также передача точной научной информации в ходе бесед, дискуссий.

Обучающиеся рассуждают о составляющих их будущей специальности: работы с документами, деловыми партнерами и т.д.



Обучающиеся: Телефонные разговоры, беседы, дискуссии, переговоры.


Обучающиеся: Деловое письмо, заявление, биография, характеристика, протокол, доверенность, объяснительная записка, резюме, апелляция.


Ознакомление с теоретическим материалом учебника (знакомство с оформлением и написанием заявления, автобиографии, характеристики, объяснительной записки и др.)



Фронтальная работ.

Познавательные УУД:

формировать навыки поисковой, исследовательской

деятельности;соотносить информацию, представленную в разных

формах; планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей

умение вести самостоятельный по­иск информации, её анализ и отбор.

Коммуникативные:

Умение слушать других, правильно формировать предложения.


Регулятивные:

выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала.

5. Практическая работа с языковым материалом.


1) Работа с текстом (слайд №6): прочитайте текст; озаглавьте текст; докажите его принадлежность к официально-деловому стилю; выделите лексические, морфологические и синтаксические средства, присущие деловой речи.

-Этот текст имеет ли какое-либо отношение к вашей будущей специальности?






-Назовите наиболее актуальные виды делового общения в начале вашей трудовой деятельности в качестве работника.


2) Ситуативно-ролевая игра «Прием на работу» (на роль администрации какого-либо учреждения выбираются 2-3 обучающихся.

Задание 1-ой группе: составьте заявление, используя образцы документов, характерные для официально-делового стиля слова и выражения.

Задание 2-ой группе: составьте резюме, используя образцы документов, характерные для официально-делового стиля слова и выражения.

Ситуация №1. Обучающиеся в роли администрации принимают от обучающихся составленные заявления и резюме, проверяют по образцам.

Ситуация №2. (Приложение №2.) Вы знаете, что на место, на которое вы претендуете, много желающих, в течение 5 минут вы должны убедить, что достойны этого места только вы.

Ситуация №3. (Приложение №2.) Вам отказывают в приеме на работу, однако вы еще можете повлиять на решение начальника. Какова ваша реакция и дальнейшая линия поведения?


Физминутка-шутка (слайд №7).

-Каждая группа изображает запорожцев, пишущих письмо турецкому султану, выбрав позу наиболее интересного казака.

-К какому стилю относится письмо запорожцев?(Слайд №8).


3) Работа в парах с раздаточным материалом (таблица). (Приложение №3).

Задание: определите в предложениях элементы официально-делового стиля (подчеркните их в предложении, в соседней колонке укажите, какое именно языковое средство использовано). Целесообразно ли их употребление в предлагаемых ситуациях. В случае необходимости осуществите редакторскую правку.

4) Конкурс эрудитов.

Учитель: Знаменитый персидский мыслитель и поэт Х111 века Саади в одном из своих поэтических трактатов заметил:

Умен ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы,

Пока ты слово не сказал.

Согласитесь, каждому из нас хочется, чтобы слово, произнесенное нами, говорило о нашем уме и значимости. Это желание особенно обостряется, если речь идет о каких-то деловых контактах человека, где так важно (для создания репутации, карьерного роста, успеха переговоров и т. д.) создать о себе благоприятное впечатление.

Словарный запас человека является немаловажной составляющей речевого портрета, а значит, и деловой характеристики.

Следующие задания для тех, кто стремится постоянно увеличивать свой словарный запас, частенько заглядывает в толковые словари и потому слывет настоящим эрудитом (задания на карточках №1-3). (Приложение №4).


Изучают материал текста, определяют признаки официально-делового стиля, озаглавливают, например: «Анализ деловой активности предприятия».

Показывают степень знания специфики будущей специальности, отмечая ключевые словосочетания: деловая активность, производственная деятельность, капитал предприятия, финансовые ресурсы и т.д.

Обучающиеся: Заявление, резюме.










Выполняют задания, обсуждают в группе ход работы. Работы проверяют обучающиеся, выполняющие роли «администрации», по образцам.




Решают проблемные ситуации (один обучающийся из группы представляет «администрации» вариант решения ситуации).


Определяют элементы официально-делового стиля, редактируют представленный материал, читают исправленные предложения.



Обучающиеся в соответствии с композицией картины изображают некоторых героев картины.

Определяют стиль речи письма запорожцев(разговорный).




























Выполняют задания по карточкам.

Осуществляют самопроверку заданий (слайд №9), обсуждают результаты, выбирают победителя конкурса по наименьшему количеству ошибок.








Работа в парах.























Работа в группах.



























Работа в группах.














Работа в парах.






















Индивидуальная работа.

Познавательные: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни.




























Личностные: способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.







Познавательные: умение вести самостоятельный по­иск информации, её анализ и отбор.







Коммуникативные:

умение выражать свои мысли;

оценивание качества своей и общей учебной деятельности.







Познавательные: соотносить информацию, представленную в разных

формах; планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей.

6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.


5) Проверочная работа «Угадай слово» (слайд№10):

-по толкованию лексического значения определить слово, записать его в тетрадь.

6) Творческая работа (в парах) по выбору:

1) выразите свое отношение к данной фразе: «Кто приобретает знания, но не пользуется ими, подобен тому, кто пашет, но не сеет. (Народная мудрость).

2) перескажите известную вам детскую сказку «Курочка Ряба» в официально-деловом стиле: в форме репортажа с места событий, в форме криминальной хроники, заявлений и объяснительных героев сказки.


Выполняют проверочную работу «Угадай слово», (самопроверка: слайд № 11).


Выбирают вид задания, обсуждают форму выполнения, записывают, читают и обсуждают тексты.


Индивидуальная работа.



Работа в парах.

Личностные: готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности. Познавательные: владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

7. Рефлексия. Подведение итогов урока.


Беседа (интерактивный прием «Микрофон»)

-Каковы общие черты официально-делового стиля?

-Перечислите языковые признаки официально-делового стиля (лексические, морфологические, синтаксические).

-Назовите основные жанры официально-делового стиля речи, охарактеризуйте их.

На занятии мы повторили, что такое стиль речи, вспомнили, какие бывают стили речи, рассмотрели особенности официально-делового стиля и закрепили знания в ходе выполнения упражнений.

-Скажите, пожалуйста, каким должен быть язык современного делового человека?

-Поделитесь впечатлениями от урока: какие задания на уроке были наиболее сложными, а какие наиболее интересными?


Обучающиеся отвечают на вопросы, передавая друг другу «микрофон» в виде любого выбранного обучающимися предмета.

Фронтальная работа.

Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли

-оценивание качества своей и общей учебной деятельности.


Регулятивные :

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


8. Домашнее задание

Задание на выбор (слайд №12).: 1) составить самостоятельно 2-3 образца официальных документов; 2) составить список из 10-15 слов и выражений, наиболее часто употребляемых в официальной речи.




Делают выбор. Записывают домашнее задание.

Индивидуальная работа

Регулятивные: планирование, прогнозирование.


Приложение №1.

Документы

Расписка

     Я, Кузнецов Иван Владимирович, проживающий по адресу: г. Абакан, ул. Коминтерна, д.43, кв. 15, паспорт серия ……. , № ........, выдан (кем, когда) …………………………………………………………........., взял в долг у Беликова Николая Павловича, проживающего по адресу: ……………………………………………………………….., денежную сумму в размере 150 000 (……………………..) рублей сроком на один год. Деньги обязуюсь вернуть до 30 октября 2013 года.

 27 сентября 2012 г                                              (подпись) /Кузнецов/ 

Подпись верна                 Нотариус ………………. (подпись и печать)




Директору ГАПОУ РХ «Аграрный техникум»

Недопекину О.М.

Григорьева Ивана Николаевича

заявление.

Прошу Вас принять меня в ГАПОУ РХ «Аграрный техникум» на должность преподавателя физико-математических дисциплин. Копию диплома об окончании вуза прилагаю.

25.08.2011 г. Григорьев



Резюме

19.09.2019

ФИО  Иванов Иван Петрович

Адрес:  456799, г. Сорск, ул. Космонавтов, д.27, кв. 11

Телефон : 75555

Дата и место рождения: 11 марта 2003 г., г. Сорск

Гражданство : Российская Федерация

Семейное положение : женат, имею дочь

Образование: 2019-2021г.г. – Сорский технический колледж

Опыт работы: с 2021 года по настоящее время – ФГУП ПО «Маяк», завод 40, электромонтер

Дополнительные сведения: уверенный пользователь ПК. Владею английским языком. Имею права на вождение автомобилем. По требованию могу представить необходимые рекомендации.


Доверенность

       Я, Грановская Елена Николаевна, учащаяся 11 класса, проживающая по адресу: ………………………………………………..., паспорт (серия) ……. , (№) ........, выдан ................................................., доверяю моей матери, Грановской Марине Викторовне, проживающей по адресу: г. Саяногорск, ул. Садовая, д. 13, кв. 8, паспорт (серия) ……. , (№) ........, выдан ................................................., …………………………, получить причитающиеся мне денежное вознаграждение и приз за участие в Международной олимпиаде школьников «…………».

     09.10.2012 г.                                                                              подпись/……../

Подпись Грановской Е. Н. удостоверяется.
Бухгалтер …….. (подпись)   

  (Печать)                           (дата)



Приложение №2.




Ситуация №2

Поздороваться, присесть

Поздороваться, присесть, если предложат

Поздороваться

Молча присесть в ожидании вопросов

- Мне бы хотелось у Вас работать, потому что…

- В резюме указаны основные виды деятельности, которой я занимался(-лась) последнее время, однако я еще владею…умею…готов(а) к…

- Если Вы видели мое резюме, то можете судить о моих достоинствах.





Ситуация №3

Хлопнуть дверью и уйти

Сочувственно улыбнуться

Виновато улыбнуться

Пожать руку собеседнику

- Подумаешь, я найду работу получше!

- Спасибо за беседу. Жаль, что вы теряете такого ценного работника, как я.

- Может быть, вы все-таки подумаете о моей кандидатуре?

- жаль, что я не смогу проявить все свои деловые качества именно у Вас, ведь мы заинтересованы друг в друге.


Приложение №3.

Таблица

Предложения

Языковые средства

Редакторская правка

В целях решения задачи погашения задолженности по выплате зарплат и пенсий необходимо решить вопрос о своевременном сборе налогов с предприятий коммерческих структур.



Сначала он посещал вокзал, преимущественно товарные платформы прибытия грузов, и там был рад накоплению товаров (А.Платонов).



При непредоставлении информации об оплате в 10-дневный срок со дня направления извещения узел будет вынужден произвести временное приостановление доступа к электросвязи (отключение телефона) на основании п. 32 правил предоставления услуг телефонной связи.





Приложение №4.

Карточки с заданиями для «Конкурса эрудитов».


Задание 1.

Объясните значения приведенных ниже слов, составьте с каждым из них предложения:

Акция, риелтор, брокер, тендер, ипотека, бренд.


Задание 2.

Вставьте пропущенные окончания.

По прибыти… на совещание, по предъявлени… документа, по истечени… срока, по приезд… в город.


Задание 3.

Раскройте скобки и выберите правильное слово из паронимов.

Вы уже знакомы с качеством услуг, которые мы (представляем-предоставляем). Прошу (оплатить-заплатить) мне расходы по командировке. Фирма строит печи с (гарантийной -гарантированной) теплоотдачей. (Командированные - командировочные) должны зарегистрировать свои документы. Совет директоров потребовал (гарантийных -гарантированных) обязательств от клиентов-неплательщиков. Необходимо вести хозяйствование (экономными – экономическим - экономичными) методами.




Использованная литература:

Русский язык. Формирование коммуникативной компетенции старшеклассников. Разработки уроков. 9-11 классы. И.Б.Чевтаева, В.П.Шампур, В.Н. Пташкина. Волгоград, «Учитель», 2011 г.

Открытые уроки русского языка. 9-11 классы. Н.С.Раилко, Ю Л.В.Антонова. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008 г.

Русский язык. Учебник для 10-11 кл.(базовый уровень). Л.М.Рыбченкова и др.. М., «Просвещение», 2020 г.

Русский язык.10-11 класс. Планы-конспекты уроков. Г.Е.Фефилова., И.Л.Челышева. Ростов-на-Дону, «Феникс»,2017г.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Шадгина Г.В. Москва, «Юрайт», 2020г.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (10)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 22.01.21 в 17:59 3Ответить Пожаловаться
Благодарю за качественную работу!
Гагаринова Ирина Викторовна, 22.01.21 в 18:03 2Ответить Пожаловаться
Марина Юрьевна, большое спасибо за оценку работы и поддержку! Рада Вашему вниманию!
Гагаринова Ирина Викторовна, 22.01.21 в 18:48 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Галина Валентиновна!Очень приятна Ваша оценка!
Гагаринова Ирина Викторовна, 23.01.21 в 06:45 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за внимание, Ирина Владимировна!
Селиванова Галина Геннадьевна, 20.07.21 в 20:00 3Ответить Пожаловаться
Отличная карта урока! Спасибо, Ирина Викторовна!
Гагаринова Ирина Викторовна, 21.07.21 в 14:29 1Ответить Пожаловаться
Галина Геннадьевна, большое спасибо за оценку и внимание к моей работе!
Юлия Васильевна Воробьева, 02.10.21 в 18:17 2Ответить Пожаловаться
Почему я раньше этой работы не видела? Пропустила ( Отличная работа, Ирина Викторовна! Спасибо большое!
Гагаринова Ирина Викторовна, 02.10.21 в 19:38 0Ответить Пожаловаться
Очень рада Вашему вниманию, Юлия Васильевна! Большое спасибо за оценку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.