12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Гагаринова Ирина Викторовна1342 Преподаватель русского языка и литературы. Стаж работы 40 лет, из них 20 лет в системе СПО. Россия, Хакасия респ., с. Шира Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Технологическая карта урока "Официально-деловой стиль речи: признаки, жанры, сфера применения"
Презентация к уроку
PPTX / 931.63 Кб
Технологическая карта урока по русскому языку
(ГАПОУ РХ «Аграрный техникум», преподаватель Гагаринова И.В.)
Дисциплина: ОУД.01 «Русский язык и литература. Русский язык».
Курс: 1-й.
Группа: Коммерция (по отраслям).
Автор УМК: Л.М.Рыбченкова и др. Русский язык 10-11 класс (базовый уровень). М., «Просвещение».
Тема урока: «Официально-деловой стиль речи: признаки, сфера употребления, назначение».
Тип урока: урок применения и совершенствования знаний и формирования умений.
Технология(и): личностно-ориентированная, игровая, здоровьесберегающая.
Межпредметные связи: литература, спецпредмет «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».
Цели: 1) обобщить и систематизировать сведения обучающихся об особенностях официально-делового стиля речи; 2) совершенствовать общеучебные коммуникативные умения и навыки, языковую и речевую грамотность ; 3) расширять и углублять предметную компетенцию обучающихся; 4) способствовать воспитанию личности, готовой к профессиональной самостоятельной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Обобщение знаний о сфере применения, назначении и признаках официально-делового стиля речи; умение распознавать тексты официально-делового стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам; конструирование предложений, текстов в данном стиле речи; развитие познавательных умений и мыслительных навыков обучающихся, орфографической и пунктуационной зоркости через практическую деятельность. | Регулятивные: оценивание и регуляция собственной деятельности и деятельности товарищей Познавательные: владение различными видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; Коммуникативные: коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, умение работать в команде. | Желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в учебном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена коллектива; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к родному языку. |
Этап урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося | Социальные формы | Формируемые УУД (личностные; регулятивные, коммуникативные, познавательные |
1.Организационный момент. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Приветствует обучающихся, настраивает на урок. Создает положительный психологический настрой. Проверяет готовность к уроку. | Настрой на работу. Записывают число. | Индивидуальная работа | Личностные: формирование положительного настроя к уроку, Самоопределение. |
2. Мотивация учебной деятельности. | Эпиграфом к сегодняшнему уроку является высказывание Наполеона: «Кто не умеет говорить, тот не карьеры не сделает». (Наполеон Бонапарт). (Слайд №2). - Согласны ли вы с этой мыслью? На доске текст: (Слайд №3). Глава 2. Статья 37. 1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. К какому стилю принадлежит этот текст? Какова тема сегодняшнего урока? Определите цели сегодняшнего занятия. | Отвечают на вопросы учителя. Обучающиеся самостоятельно определяют тему урока, формулируют цели урока( при необходимости – с помощью учителя), сверяют с материалом презентации (слайд№4). | Фронтальная работа. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам. |
3.Актуализация опорных знаний. | -Сегодня мы познакомимся с особенностями еще одного стиля речи - официально-делового. Но сначала давайте вспомним, что такое стиль речи. -Назовите известные вам стили речи. -А. Сент-Экзюпери однажды сказал: «Единственная роскошь- это роскошь человеческого общения». -Как вы понимаете это высказывание? На нашем уроке мы рассмотрим такой тип общения, который используется в служебной, деловой сфере жизни. Официально-деловой стиль речи обслуживает правовую и административную деятельность при общении в государственных учреждениях, суде, в ходе деловых и дипломатических переговоров: деловая речь обеспечивает сферу официально-деловых отношений и функционирует в области права и политики. Несмотря на то, что этот стиль подвержен серьезным изменениям под влиянием социально-исторических изменений в обществе, его выделяют среди других функциональных разновидностей языка по стабильности, традиционности, замкнутости и стандартизованности. Сегодня на уроке мы еще раз вспомним, каковы признаки официально-делового стиля речи, его назначение и сфера применения. | Отвечают на вопросы учителя. Обучающийся: Стиль речи- это разновидность языка, которая используется в какой-либо конкретной сфере человеческой деятельности: в быту, в деловых отношениях, в науке или пропагандистской работе, в художественном творчестве. Каждой сфере соответствует свой стиль речи. Обучающийся: Разговорный, публицистический, научный, художественный, официально-деловой. | | Коммуникативные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; уметь слушать и понимать речь других, отвечать на поставленные вопросы. Регулятивные: выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их. |
4. Работа над темой урока. | Учитель (раздает обучающимся образцы документов).( Приложение №1). -Что вы можете сказать об этом стиле речи? -Аргументируйте свое мнение. -Преобразуйте материал учебника в таблицу «Основные признаки официально-делового стиля» (работа в парах). Деловое общение часто понимается как общение деловых людей-бизнесменов, предпринимателей, коммерсантов. Однако деловое общение следует понимать более широко - как общение в производственной и служебной сфере (деловой разговор коллег, служебный спор, собрание). -Какие сферы или виды общения вы можете назвать? -А каковы их цели? Цель делового общения – организация деятельности. Этим оно отличается от другого общения. Еще одно отличие – строгая регламентированность, формализованность, поэтому большую роль играют нормы служебного этикета: они регламентируют отношения между людьми, занятыми совместной деятельностью. -Ваша будущая профессия предполагает деловое общение? -В чем оно будет выражаться? Различают устное и письменное деловое общение. -Какие виды устных контактов вы знаете? -Назовите известные вам виды письменного делового общения. -Изучите примеры, образцы оформления документов. | Изучают материал, отвечают на вопросы. Обучающийся: Это официально-деловой стиль. Обучающийся: Документы используются в сфере деловых отношений, в которой, как мы уже знаем, используется официально-деловой стиль речи. Этому стилю присущи такие признаки, как точность формулировок, соответствие стандартам, неличный и предписывающий характер. Исследуют теоретический материал учебника: определяют по материалу учебника признаки официально-делового стиля и в соответствии с ними работают над построением таблицы (проверка: слайд №5). Обучающиеся: Личностное, бытовое, научное. Обучающиеся: Общение в неофициальной обстановке, эмоциональное воздействие на людей через СМИ, публичные речи, художественные произведения, а также передача точной научной информации в ходе бесед, дискуссий. Обучающиеся рассуждают о составляющих их будущей специальности: работы с документами, деловыми партнерами и т.д. Обучающиеся: Телефонные разговоры, беседы, дискуссии, переговоры. Обучающиеся: Деловое письмо, заявление, биография, характеристика, протокол, доверенность, объяснительная записка, резюме, апелляция. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (знакомство с оформлением и написанием заявления, автобиографии, характеристики, объяснительной записки и др.) | Фронтальная работ. | Познавательные УУД: формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности;соотносить информацию, представленную в разных формах; планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор. Коммуникативные: Умение слушать других, правильно формировать предложения. Регулятивные: выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала. |
5. Практическая работа с языковым материалом. | 1) Работа с текстом (слайд №6): прочитайте текст; озаглавьте текст; докажите его принадлежность к официально-деловому стилю; выделите лексические, морфологические и синтаксические средства, присущие деловой речи. -Этот текст имеет ли какое-либо отношение к вашей будущей специальности? -Назовите наиболее актуальные виды делового общения в начале вашей трудовой деятельности в качестве работника. 2) Ситуативно-ролевая игра «Прием на работу» (на роль администрации какого-либо учреждения выбираются 2-3 обучающихся. Задание 1-ой группе: составьте заявление, используя образцы документов, характерные для официально-делового стиля слова и выражения. Задание 2-ой группе: составьте резюме, используя образцы документов, характерные для официально-делового стиля слова и выражения. Ситуация №1. Обучающиеся в роли администрации принимают от обучающихся составленные заявления и резюме, проверяют по образцам. Ситуация №2. (Приложение №2.) Вы знаете, что на место, на которое вы претендуете, много желающих, в течение 5 минут вы должны убедить, что достойны этого места только вы. Ситуация №3. (Приложение №2.) Вам отказывают в приеме на работу, однако вы еще можете повлиять на решение начальника. Какова ваша реакция и дальнейшая линия поведения? Физминутка-шутка (слайд №7). -Каждая группа изображает запорожцев, пишущих письмо турецкому султану, выбрав позу наиболее интересного казака. -К какому стилю относится письмо запорожцев?(Слайд №8). 3) Работа в парах с раздаточным материалом (таблица). (Приложение №3). Задание: определите в предложениях элементы официально-делового стиля (подчеркните их в предложении, в соседней колонке укажите, какое именно языковое средство использовано). Целесообразно ли их употребление в предлагаемых ситуациях. В случае необходимости осуществите редакторскую правку. 4) Конкурс эрудитов. Учитель: Знаменитый персидский мыслитель и поэт Х111 века Саади в одном из своих поэтических трактатов заметил: Умен ты или глуп, Велик ты или мал, Не знаем мы, Пока ты слово не сказал. Согласитесь, каждому из нас хочется, чтобы слово, произнесенное нами, говорило о нашем уме и значимости. Это желание особенно обостряется, если речь идет о каких-то деловых контактах человека, где так важно (для создания репутации, карьерного роста, успеха переговоров и т. д.) создать о себе благоприятное впечатление. Словарный запас человека является немаловажной составляющей речевого портрета, а значит, и деловой характеристики. Следующие задания для тех, кто стремится постоянно увеличивать свой словарный запас, частенько заглядывает в толковые словари и потому слывет настоящим эрудитом (задания на карточках №1-3). (Приложение №4). | Изучают материал текста, определяют признаки официально-делового стиля, озаглавливают, например: «Анализ деловой активности предприятия». Показывают степень знания специфики будущей специальности, отмечая ключевые словосочетания: деловая активность, производственная деятельность, капитал предприятия, финансовые ресурсы и т.д. Обучающиеся: Заявление, резюме. Выполняют задания, обсуждают в группе ход работы. Работы проверяют обучающиеся, выполняющие роли «администрации», по образцам. Решают проблемные ситуации (один обучающийся из группы представляет «администрации» вариант решения ситуации). Определяют элементы официально-делового стиля, редактируют представленный материал, читают исправленные предложения. Обучающиеся в соответствии с композицией картины изображают некоторых героев картины. Определяют стиль речи письма запорожцев(разговорный). Выполняют задания по карточкам. Осуществляют самопроверку заданий (слайд №9), обсуждают результаты, выбирают победителя конкурса по наименьшему количеству ошибок. | Работа в парах. Работа в группах. Работа в группах. Работа в парах. Индивидуальная работа. | Познавательные: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни. Личностные: способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Познавательные: умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор. Коммуникативные: умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности. Познавательные: соотносить информацию, представленную в разных формах; планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей. |
6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | 5) Проверочная работа «Угадай слово» (слайд№10): -по толкованию лексического значения определить слово, записать его в тетрадь. 6) Творческая работа (в парах) по выбору: 1) выразите свое отношение к данной фразе: «Кто приобретает знания, но не пользуется ими, подобен тому, кто пашет, но не сеет. (Народная мудрость). 2) перескажите известную вам детскую сказку «Курочка Ряба» в официально-деловом стиле: в форме репортажа с места событий, в форме криминальной хроники, заявлений и объяснительных героев сказки. | Выполняют проверочную работу «Угадай слово», (самопроверка: слайд № 11). Выбирают вид задания, обсуждают форму выполнения, записывают, читают и обсуждают тексты. | Индивидуальная работа. Работа в парах. | Личностные: готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности. Познавательные: владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне. |
7. Рефлексия. Подведение итогов урока. | Беседа (интерактивный прием «Микрофон») -Каковы общие черты официально-делового стиля? -Перечислите языковые признаки официально-делового стиля (лексические, морфологические, синтаксические). -Назовите основные жанры официально-делового стиля речи, охарактеризуйте их. На занятии мы повторили, что такое стиль речи, вспомнили, какие бывают стили речи, рассмотрели особенности официально-делового стиля и закрепили знания в ходе выполнения упражнений. -Скажите, пожалуйста, каким должен быть язык современного делового человека? -Поделитесь впечатлениями от урока: какие задания на уроке были наиболее сложными, а какие наиболее интересными? | Обучающиеся отвечают на вопросы, передавая друг другу «микрофон» в виде любого выбранного обучающимися предмета. | Фронтальная работа. | Коммуникативные: -умение выражать свои мысли -оценивание качества своей и общей учебной деятельности. Регулятивные : - осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
8. Домашнее задание | Задание на выбор (слайд №12).: 1) составить самостоятельно 2-3 образца официальных документов; 2) составить список из 10-15 слов и выражений, наиболее часто употребляемых в официальной речи. | Делают выбор. Записывают домашнее задание. | Индивидуальная работа | Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
Приложение №1.
Документы
Расписка
Я, Кузнецов Иван Владимирович, проживающий по адресу: г. Абакан, ул. Коминтерна, д.43, кв. 15, паспорт серия ……. , № ........, выдан (кем, когда) …………………………………………………………........., взял в долг у Беликова Николая Павловича, проживающего по адресу: ……………………………………………………………….., денежную сумму в размере 150 000 (……………………..) рублей сроком на один год. Деньги обязуюсь вернуть до 30 октября 2013 года.
27 сентября 2012 г (подпись) /Кузнецов/
Подпись верна Нотариус ………………. (подпись и печать)
Директору ГАПОУ РХ «Аграрный техникум»
Недопекину О.М.
Григорьева Ивана Николаевича
заявление.
Прошу Вас принять меня в ГАПОУ РХ «Аграрный техникум» на должность преподавателя физико-математических дисциплин. Копию диплома об окончании вуза прилагаю.
25.08.2011 г. Григорьев
Резюме
19.09.2019
ФИО Иванов Иван Петрович
Адрес: 456799, г. Сорск, ул. Космонавтов, д.27, кв. 11
Телефон : 75555
Дата и место рождения: 11 марта 2003 г., г. Сорск
Гражданство : Российская Федерация
Семейное положение : женат, имею дочь
Образование: 2019-2021г.г. – Сорский технический колледж
Опыт работы: с 2021 года по настоящее время – ФГУП ПО «Маяк», завод 40, электромонтер
Дополнительные сведения: уверенный пользователь ПК. Владею английским языком. Имею права на вождение автомобилем. По требованию могу представить необходимые рекомендации.
Доверенность
Я, Грановская Елена Николаевна, учащаяся 11 класса, проживающая по адресу: ………………………………………………..., паспорт (серия) ……. , (№) ........, выдан ................................................., доверяю моей матери, Грановской Марине Викторовне, проживающей по адресу: г. Саяногорск, ул. Садовая, д. 13, кв. 8, паспорт (серия) ……. , (№) ........, выдан ................................................., …………………………, получить причитающиеся мне денежное вознаграждение и приз за участие в Международной олимпиаде школьников «…………».
09.10.2012 г. подпись/……../
Подпись Грановской Е. Н. удостоверяется.
Бухгалтер …….. (подпись)
(Печать) (дата)
Приложение №2.
Ситуация №2
Поздороваться, присесть | Поздороваться, присесть, если предложат | Поздороваться | Молча присесть в ожидании вопросов |
- Мне бы хотелось у Вас работать, потому что… | - В резюме указаны основные виды деятельности, которой я занимался(-лась) последнее время, однако я еще владею…умею…готов(а) к… | - Если Вы видели мое резюме, то можете судить о моих достоинствах. | |
Ситуация №3
Хлопнуть дверью и уйти | Сочувственно улыбнуться | Виновато улыбнуться | Пожать руку собеседнику |
- Подумаешь, я найду работу получше! | - Спасибо за беседу. Жаль, что вы теряете такого ценного работника, как я. | - Может быть, вы все-таки подумаете о моей кандидатуре? | - жаль, что я не смогу проявить все свои деловые качества именно у Вас, ведь мы заинтересованы друг в друге. |
Приложение №3.
Таблица
Предложения | Языковые средства | Редакторская правка |
В целях решения задачи погашения задолженности по выплате зарплат и пенсий необходимо решить вопрос о своевременном сборе налогов с предприятий коммерческих структур. | | |
Сначала он посещал вокзал, преимущественно товарные платформы прибытия грузов, и там был рад накоплению товаров (А.Платонов). | | |
При непредоставлении информации об оплате в 10-дневный срок со дня направления извещения узел будет вынужден произвести временное приостановление доступа к электросвязи (отключение телефона) на основании п. 32 правил предоставления услуг телефонной связи. | | |
Приложение №4.
Карточки с заданиями для «Конкурса эрудитов».
Задание 1.
Объясните значения приведенных ниже слов, составьте с каждым из них предложения:
Акция, риелтор, брокер, тендер, ипотека, бренд.
Задание 2.
Вставьте пропущенные окончания.
По прибыти… на совещание, по предъявлени… документа, по истечени… срока, по приезд… в город.
Задание 3.
Раскройте скобки и выберите правильное слово из паронимов.
Вы уже знакомы с качеством услуг, которые мы (представляем-предоставляем). Прошу (оплатить-заплатить) мне расходы по командировке. Фирма строит печи с (гарантийной -гарантированной) теплоотдачей. (Командированные - командировочные) должны зарегистрировать свои документы. Совет директоров потребовал (гарантийных -гарантированных) обязательств от клиентов-неплательщиков. Необходимо вести хозяйствование (экономными – экономическим - экономичными) методами.
Использованная литература:
Русский язык. Формирование коммуникативной компетенции старшеклассников. Разработки уроков. 9-11 классы. И.Б.Чевтаева, В.П.Шампур, В.Н. Пташкина. Волгоград, «Учитель», 2011 г.
Открытые уроки русского языка. 9-11 классы. Н.С.Раилко, Ю Л.В.Антонова. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008 г.
Русский язык. Учебник для 10-11 кл.(базовый уровень). Л.М.Рыбченкова и др.. М., «Просвещение», 2020 г.
Русский язык.10-11 класс. Планы-конспекты уроков. Г.Е.Фефилова., И.Л.Челышева. Ростов-на-Дону, «Феникс»,2017г.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Шадгина Г.В. Москва, «Юрайт», 2020г.