Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему:«Р/р. Художественный стиль речи (творческая мастерская)»

4
2
Материал опубликован 10 July 2017 в группе

Технологическая карта урока Головиной Е.Е., учителя русского языка и литературы МКОУ «Углянская СОШ»

Предмет

Русский язык

Класс

5 «Б» МКОУ «Углянская СОШ» Верхнехавского района Воронежской области

Базовый учебник

Е. И. Никитина Русский язык. Русская речь 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

Тема урока

Р/р. Художественный стиль речи (творческая мастерская).

Тип урока

Изучение нового материала. Интегрированный: русский язык, литература.

Цели урока

Образовательные: Расширять представление о стилях речи (разговорном, научном, художественном). Формировать навык определения принадлежности текста к стилю речи по ситуации и цели высказывания. Создание условий для формирования представлений о художественном стиле речи и его особенностях.

Развивающие:Развивать у учащихся коммуникативные и творческие способности, речь, внимание, память, самостоятельное мышление. Вырабатывать умение оценивать письменные высказывания с точки зрения их языкового содержания.

Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, мотивация к его изучению.

Планируемые результаты

Предметные: Научиться различать стили речи: разговорный, научный и художественный - и определять их в зависимости от цели высказывания. Научиться создавать тексты художественного стиля с использованием средств художественной выразительности. Закрепление знаний о тропах.

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности.

Личностные: Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения. Стремление к речевому совершенствованию. Формирование эстетического вкуса.

Технологии

проблемно-диалогическая, использование ИКТ

Формы работы

Коллективная, в группах, в парах, самостоятельная

Внутрипредметные связи

Развитие речи

Виды деятельности учителя

Организует, направляет, сообщает

Виды деятельности учащихся

Смотрят презентацию , ведут диалог с учителем, наблюдают над языковым материалом учебника, сопоставляют, анализируют, делают выводы

Материалы и оборудование

Компьютер , презентация ; инсценировка текста, заранее подготовленная учащимся, чтение наизусть отрывка художественного текста, карточки с размноженными текстами.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.

Организа-ционный момент

(слайд 1) Приветствует учащихся. Оценивает готовность учащихся 
к активной учебно-познавательной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! 
Мы вновь вместе, и у нас много интересной работы. Сегодня я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие. Место назначения вы определите сами.

. Готовы? В добрый путь! Попробуйте себя в роли первооткрывателей!

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Взаимодействуют с учителем

Целеполагание

Коммуникативные:

работать коллетивно Личностные: положительно относятся к учению,
познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

2.

Актуализация знаний

- Нашим проездным билетом будут правильные ответы на вопросы.

1.Фронтальный опрос

О чём мы говорили .на предыдущих уроках по развитию речи?(о стилях речи)

Дайте определение стилю речи (Стиль речи – это особенность речи, которая зависит от места, времени, цели общения между людьми. В нём используются особые языковые средства).(слайд2)

На какие группы делятся все стили речи? (Стили речи делятся на две группы: разговорный и книжные).

Какие стили речи относятся к книжным? (К книжным стилям относятся научный, публицистический, официально – деловой, стиль художественной литературы) (слайд 3)

С какими из данных стилей мы знакомимся в этом учебном году? (В этом учебном году мы знакомимся с тремя стилями: разговорным, научным и художественным)


 

2. Проверка индивидуального задания.

*Сочинение на лингвистическую тему: «Стили речи».

3. Работа в парах (результаты в оценочный лист) Определите стили речи в данных отрывках, доказать. (слайд 4)

1) – Смотри, малыш, какое красивое дерево.

- А как оно называется?

- Береза. Это единственное дерево с такой корой.

- Она гладкая и теплая, правда, мам?

2) Береза – род деревьев и кустарников семейства березовых, произрастающих в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. В России насчитывается около 50 видов (разговорный и научный стили) (слайды 5-8)

Размышляют и находят ответы на вопросы учителя.

Выслушивают предположения одноклассников, соглашаются или не соглашаются с чужим мнением,


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Выслушивают предположения одноклассников, соглашаются или не соглашаются с чужим мнением, выполняют упражнение по заданию учителя.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Коммуникативные: работают коллетивно обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. : принимают и сохраняют учебную задачу

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач


 

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы, задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, вывод.

3.

Получение новых знаний.

Вхождение в тему

Вопросы к классу:

-Были ли посвящены разговорному и научному стилю отдельные уроки?

-Какому стилю речи из тех, что намечены программой на этот учебный год ,мы пока ещё не посвящали отдельного урока?

-В связи с этим какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?(художественный стиль речи)

- Молодцы! Вы справились с заданием. В путь!

Формулирование темы урока: «Художественный стиль речи» (слайд 9)

- А что же мы должны узнать на уроке, чему научиться? (1.Уметь распознавать стиль среди других стилей. 2.научиться определять признаки стиля; 3. Знать языковые средства стиля.(слайд 10)

Работа с текстами разных стилей: составить 3 текста, определить стиль речи. (слайды 11,12) Учащий ся у доски, работа в парах.

(Результаты заносятся в оценочный лист)

(1)Роса – атмосферная влага, появляющаяся в виде водяных капель.(2) Когда в солнечное утро пойдёшь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы.(3) Из-за охлаждения воздуха водяной пар оседает на объектах вблизи земли и превращается в капли воды.(4) Ну и росища нынче!(5) Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. (6)Все ноги промочишь, пока до леса дойдёшь.

Работа по учебнику:

Вопросы к классу:

- Где же используется художественный стиль речи? Почему его называют стилем художественной литературы?(слайд 13)

Учебник стр. 81. Списать ответ.

- С какой целью писатель использует художественный стиль?(стр. 82 учебника)


 

Слушают учителя , смотрят инсценировки Расчленяют текст на три части.

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, не перебивать друг друга.

Регулятивные: искать и выделять необходимую информацию

Познавательные:

объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе

исследования Определение принадлежности текстов к определённому стилю речи

Личностные: самооценка действий, поступков, осознание своих возможностей в учении; развитие способности адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

4.

Физминутка

(слайд 14) Гимнастика для глаз

Глаз – путешественник”. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.

Выполнение нескольких упражнений под музыку ( песня «Прекрасное далёко»)

Закрепляют на практике полученные знания.

Взаимодействуют с учителем

.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

5.

Первичная проверка понимания Первичное закрепление.

Работа с художественным текстом

Послушаем отрывок из книги нашего земляка В. Кораблинова (слайд 15)

Вопросы учителя

- Почему прочитанный текст можно считать художественным?(Обратимся к ососбенностям художественного стиля) (слайд 16)

- Какие средства художественной выразительности вы знаете?(слайд 17,18)

Доказывают принадлежность текста к тому или иному стилю.

Наблюдают , делают вывод., учатся осуществлять анализ текста

Учаться выслушивать мнение другого , вырабатывают способность работать , не мешая другим

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

7

Закрепление

Проект: «Текст В. Кораблинова художественный»(работа в группе 5 человек)

Работа с художественным текстом. А.П. Чехов «Ванька» (Инсценированное чтение текста» (слайд 20)

- Докажите, что данный отрывок - художественный текст.

Проект: «Текст А. П. Чехова – художественный текст» (работа в группе 5 человек)

- Почему в тексте А. П. Чехова так много просторечий?

Проект: «Почему в тексте А.П. Чехова много просторечий и грубопросторечных слов»

(работа в паре)

- Итак, перед нами 2 художественных текста.В чём отличие этих текстов друг от друга? Проект: «Отличие языка текста В. Кораблинова и текста А. П. Чехова»

Закрепляют на практике полученные знания осваивают лингвистические термины; обдумывают ответы
на вопросы

   

Познавательные: объясняют языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе

исследования структуры текста приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

осваивают лингвистические термины; обдумывают ответы
на вопросы и осознают, что знаний
у них недостаточно

Работают коллективно, слушают и слышат друг друга

8

Дополнительное задание

На склон… небольш… пригорка, у самой дорог…, одиноко ст…яла молод…нькая береза. У нее была нежная и светлая атласная кожица. Береза по-детски радос…но взмахивала ветвями, точ…но восторженно приветствуя со…нце. Играя, ветер весело пересчитывал на ней звонкое червонное золото листвы. Казалось, что от нее, как от сказочн… светильника, струился тихий свет. Было что-то задорное, даже дерзкое в ее одиночестве среди неприглядн… осенн… поля.
(М.Бубеннов.)

- Найдите средства художественной выразительности в данном тексте. (слайд19)

. Закрепляют на практике полученные знания

 

Работают самостоятельно, в парах

Познавательные: объясняют языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе

исследования структуры текста приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

8.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Фронтальные вопросы

Что нового узнали на уроке?

Ответьте на вопросы Предлагается закончить любое из понравившихся предложений:

- На этом уроке я узнал, что...

- Мне было сложно, когда...

- Я удивился, когда …

Какой материал удалось повторить?

С каким настроением уходишь с урока

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока

Взаимодействуют с учителем


 

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу

8.

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Объясняет технологию выполнения домашнего задания
1.Осмыслить и запомнить материал учебника о художественном стиле речи

2. Домашнее задание: упр.145 на стр. 82 (слайд 21) Общее задание: найти и выписать средства художественной выразительности

Индивидуальные задания – 1 творческое задание по желанию

(слайд 22)

Всем спасибо за урок!

Слушают учителя, записываютдомашнее задание в дневнике

Взаимодействуют с учителем

Развитие регуляции учебной деятельности

Регулятивные: планирование.

Личностные: самоопределение.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересно представлен урок! Спасибо!

11 August 2017

Спасибо за урок!

11 August 2017