Технологическая карта урока окружающего мира «Где ты живешь. Когда ты живешь. Счёт лет в истории» (3 класс)

0
0
Материал опубликован 9 November 2018

тЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. умк «нАЧАЛЬНАЯ ШКОАЛ 21 ВЕКА». 3 КЛАСС

тЕМА: Где ты живешь. Когда ты живешь. Счет лет в истории

Тип урока: открытие нового знания.

Цель деятельности учителя: способствовать формированию понятий «историческое время», «пространство», «место проживания».

Предметные результаты: различать прошлое, настоящее, будущее; устанавливать последовательность исторического времени; определять по году век, место события в прошлом; различать временные и пространственные отношения.

Этап

урока

Педагогические задачи

Планируемые

результаты

Содержание этапа урока

деятельность учителя

деятельность обучающихся

I. Само-

определение деятельности*

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками и с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. (Коммуникативные УУД.)

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Проговаривают девиз урока –
правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. От-вечают на вопросы учителя

II. Актуализация опорных знаний и постановка проблемы

Выявить уровень необходимых знаний обучающихся; активизировать ранее полученные знания; обсудить затруднения, научить формулировать учебную проблему в виде темы урока

Уметь фиксировать затруднение; отличать новое от уже известного; воспринимать на слух различные виды сообщений. (Познавательные УУД.)

Уметь определять и формулировать задачи
на уроке с помощью
учителя.
(Регулятивные УУД.)

В третьем классе вы продолжите изучать окружающий мир. Учебник приглашает вас в увлекательное путешествие: вы познакомитесь поближе с прошлым и настоящим нашей Родины, с миром природы и жизнью людей, побываете в старинных русских городах, узнаете о знаменитых событиях, славных делах и подвигах наших предков. Сегодня на урок пришли четвероклассники. Они дадут вам некоторые советы.

Как вы думаете, структура учебника останется прежней?

Рассмотрим учебники и рабочие тетради. Познакомимся с условными обозначениями

Здравствуйте, ребята. Мы с удовольствием изучали окружающий мир в третьем классе и узнали много интересного, теперь хотим стать вашими помощниками.

Если вам будет трудно, можете смело обращаться к нам – объясним, подскажем, вместе разберемся. Чтобы у вас все хорошо получалось на уроках окружающего мира, послушайте наши советы.

(Выступают ученики четвертого класса с советами авторов учебника.)

Формулируют тему урока

III. Совместное открытие нового знания

Научить решать учебную задачу

Уметь слушать и понимать речь других; на основании наблюдений делать умозаключения.
(Познавательные УУД.)

Уметь составлять план решения проблемы совместно с учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. (Регулятивные УУД.)

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; сотрудничать в совместном решении проблемы; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать; уважительно относиться к позиции другого человека. (Коммуникативные УУД.)

Откройте оглавление учебника. Что нам расскажет учебник? Попробуем выстроить пирамиду
знаний.

Что мы можем рассказать ему о себе?

Назовите общий дом для всех людей, зверей, растений. (Планета.)

Это будет основание пирамиды.

Предложите следующий уровень пирамиды.
(Материк.)

Следующий уровень пирамиды. (Страна.)

Следующий уровень пирамиды. (Город.)

Следующий уровень пирамиды. (Улица.)

Следующий уровень пирамиды. (Дом.)

Следующий уровень пирамиды. (Квартира.)

У каждого из вас есть пирамида-заготовка. Заполните ее и прикрепите на доске.

Перед нами наш большой дом, в котором мы
живем.

Каждый человек не только живет в пространстве, но и во времени. Все, кто живет сейчас, находятся в настоящем времени.

Что происходит с вами сейчас, в настоящее время?

Как называется то время, когда люди жили, работали, учились давно?

Назовите события, происходившие с вами в прошлом.

Как назовем время, в котором события только будут происходить?

Приведите примеры того, что бы вы хотели иметь, увидеть в будущем времени.

Все вы слышали выражение: «Это было давным-давно». Оно обозначает, что какие-то события происходили очень давно, в историческом времени.

В истории счет времени часто идет не на месяцы и годы, а на века и тысячелетия. Тысячелетие – это период времени в 1000 лет.

Век – это промежуток времени в 100 лет. В каком веке мы живем?

Мы с вами живем в XXI веке, который начался 1 января 2001 года. Чтобы узнать его окончание, надо к 2000 прибавить 100. XXI век закончится 31 декабря 2100 года.

Когда на уроке математики вы решаете примеры и задачи, вы используете арабские цифры (показ). Они так называются потому, что пришли из арабских стран. Совсем другие цифры были в древнем городе Риме. Они так и называются – римские (показ). Этими цифрами обозначаются века. Посмотрите, как записывается век, в котором нам довелось жить, – XXI век.

Как же определить по году век? Если в четырехзначном числе после первых двух цифр идут нули, то первые цифры будут означать век: 1100 год – 11 (XI) век, 1200 год – 12 (XII) век. Но стоит на месте нулей появиться любой другой цифре, и уже начнется следующий век: 1101 год – 12 (XII) век, 1210 год – 13 (XIII) век.

Иначе определяется век в трехзначном году, например, в 988. Эта дата означает, что прошло девять полных веков и 88 лет десятого века, то есть идет X век

Работают с учебником.

Где мы живем.

Планета Земля.

Материк Евразия.

Страна Россия.

Город …

 

В XXI веке

IV. Первичное закрепление с
проговариванием в громкой речи

Научить проговаривать новое знание в громкой речи

Уметь выполнять учебные действия в громкой речи; понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. (Регулятивные УУД.)

Определите по году век:

1625 год;

1873 год;

1408 год;

1794 год;

1143 год;

1928 год

Работают с комментированием по цепочке:

XVII век;

XIX век;

XV век;

XVIII век;

XII век;

XX век

V. Самостоятельная работа
с проверкой по эталону

Научить применять на практике новое знание

Уметь осуществлять анализ. (Познавательное УУД.)

Оценивать правильность выполнения действия; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки

с помощью учителя.
(Регулятивные УУД.)

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других; на основании наблюдений делать умозаключения; сотрудничать в совместном решении проблемы; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать; уважительно относиться к позиции другого человека, пытаться договориться. (Коммуникативные УУД.)

Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
(Личностное УУД.)

1. Разложить в хронологическом порядке картинки: рыцарь в доспехах, первобытный человек, карета, телевизор, звездолет.

2. Определить по году век.

1072 год;

2008 год;

981 год;

1673 год;

1297 г.

3. Заменить арабские цифры римскими:

12, 13, 7, 9, 6, 18, 15

Работают в парах.

Первобытный человек, рыцарь в доспехах, карета, телевизор, звездолет.

XI век;

XXI век;

X век;

XVII век;

XIII век.

XII, XIII, VII, IX, VI, XVIII, XV

VI. Включение нового знания
в систему знаний

Научить применять на практике новое знание

Уметь составлять целое из частей; работать с информацией, представленной в форме рисунка. (Познавательные УУД.)

Принимать и сохранять учебную задачу. (Регулятивные УУД.)

Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. (Коммуникативные УУД.)

Организует работу в группах по созданию «ленты времени»

Создают «ленту времени»

по опорным картинкам, отражающим исторические события нашей страны.

Выполняют самоанализ согласно параметрам таблицы:

Куль-

тура

общения

Умение

сотруд-

ничать

Достижение поставленной
цели

     

VII. Рефлексия учебной деятельности

Научить фиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности; научить осуществлять самооценку результатов деятельности своей и своего класса

Уметь оценивать правильность выполнения действия. (Регулятивное УУД.)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
(Коммуникативное УУД.)

Уметь проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностное УУД.)

С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились?

Что они означают?

Домашнее задание: выполнить задание
в рабочей тетради № 1 (с. 3).

Создать «ленту времени» своей жизни

Отвечают на вопросы учи-
теля.

Делают анализ работы, самооценку своей работы.

Отмечают свое эмоциональное состояние

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.