12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Милицкая Ольга25 Россия, Ханты-Мансийский АО, п.г.т. Пойковский |
Технологическая карта урока окружающего мира «Где ты живешь. Когда ты живешь. Счет лет в истории»
тЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. умк «нАЧАЛЬНАЯ ШКОАЛ 21 ВЕКА». 3 КЛАСС
тЕМА: Где ты живешь. Когда ты живешь. Счет лет в истории
Тип урока: открытие нового знания.
Цель деятельности учителя: способствовать формированию понятий «историческое время», «пространство», «место проживания».
Предметные результаты: различать прошлое, настоящее, будущее; устанавливать последовательность исторического времени; определять по году век, место события в прошлом; различать временные и пространственные отношения.
Этап урока | Педагогические задачи | Планируемые результаты | Содержание этапа урока | |||||||
деятельность учителя | деятельность обучающихся | |||||||||
I. Само- определение деятельности* | Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками и с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. (Коммуникативные УУД.) | Организует проговаривание правил поведения на уроке. Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Проговаривают девиз урока – | ||||||
II. Актуализация опорных знаний и постановка проблемы | Выявить уровень необходимых знаний обучающихся; активизировать ранее полученные знания; обсудить затруднения, научить формулировать учебную проблему в виде темы урока | Уметь фиксировать затруднение; отличать новое от уже известного; воспринимать на слух различные виды сообщений. (Познавательные УУД.) Уметь определять и формулировать задачи | – В третьем классе вы продолжите изучать окружающий мир. Учебник приглашает вас в увлекательное путешествие: вы познакомитесь поближе с прошлым и настоящим нашей Родины, с миром природы и жизнью людей, побываете в старинных русских городах, узнаете о знаменитых событиях, славных делах и подвигах наших предков. Сегодня на урок пришли четвероклассники. Они дадут вам некоторые советы. – Как вы думаете, структура учебника останется прежней? – Рассмотрим учебники и рабочие тетради. Познакомимся с условными обозначениями | – Здравствуйте, ребята. Мы с удовольствием изучали окружающий мир в третьем классе и узнали много интересного, теперь хотим стать вашими помощниками. Если вам будет трудно, можете смело обращаться к нам – объясним, подскажем, вместе разберемся. Чтобы у вас все хорошо получалось на уроках окружающего мира, послушайте наши советы. (Выступают ученики четвертого класса с советами авторов учебника.) Формулируют тему урока | ||||||
III. Совместное открытие нового знания | Научить решать учебную задачу | Уметь слушать и понимать речь других; на основании наблюдений делать умозаключения. Уметь составлять план решения проблемы совместно с учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. (Регулятивные УУД.) Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; сотрудничать в совместном решении проблемы; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать; уважительно относиться к позиции другого человека. (Коммуникативные УУД.) | – Откройте оглавление учебника. Что нам расскажет учебник? Попробуем выстроить пирамиду – Что мы можем рассказать ему о себе? – Назовите общий дом для всех людей, зверей, растений. (Планета.) – Это будет основание пирамиды. – Предложите следующий уровень пирамиды. – Следующий уровень пирамиды. (Страна.) Следующий уровень пирамиды. (Город.) Следующий уровень пирамиды. (Улица.) Следующий уровень пирамиды. (Дом.) Следующий уровень пирамиды. (Квартира.) – У каждого из вас есть пирамида-заготовка. Заполните ее и прикрепите на доске. – Перед нами наш большой дом, в котором мы – Каждый человек не только живет в пространстве, но и во времени. Все, кто живет сейчас, находятся в настоящем времени. – Что происходит с вами сейчас, в настоящее время? – Как называется то время, когда люди жили, работали, учились давно? – Назовите события, происходившие с вами в прошлом. – Как назовем время, в котором события только будут происходить? – Приведите примеры того, что бы вы хотели иметь, увидеть в будущем времени. – Все вы слышали выражение: «Это было давным-давно». Оно обозначает, что какие-то события происходили очень давно, в историческом времени. В истории счет времени часто идет не на месяцы и годы, а на века и тысячелетия. Тысячелетие – это период времени в 1000 лет. – Век – это промежуток времени в 100 лет. В каком веке мы живем? – Мы с вами живем в XXI веке, который начался 1 января 2001 года. Чтобы узнать его окончание, надо к 2000 прибавить 100. XXI век закончится 31 декабря 2100 года. – Когда на уроке математики вы решаете примеры и задачи, вы используете арабские цифры (показ). Они так называются потому, что пришли из арабских стран. Совсем другие цифры были в древнем городе Риме. Они так и называются – римские (показ). Этими цифрами обозначаются века. Посмотрите, как записывается век, в котором нам довелось жить, – XXI век. – Как же определить по году век? Если в четырехзначном числе после первых двух цифр идут нули, то первые цифры будут означать век: 1100 год – 11 (XI) век, 1200 год – 12 (XII) век. Но стоит на месте нулей появиться любой другой цифре, и уже начнется следующий век: 1101 год – 12 (XII) век, 1210 год – 13 (XIII) век. – Иначе определяется век в трехзначном году, например, в 988. Эта дата означает, что прошло девять полных веков и 88 лет десятого века, то есть идет X век | Работают с учебником. – Где мы живем. – Планета Земля. – Материк Евразия. – Страна Россия. – Город …
– В XXI веке | ||||||
IV. Первичное закрепление с | Научить проговаривать новое знание в громкой речи | Уметь выполнять учебные действия в громкой речи; понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. (Регулятивные УУД.) | – Определите по году век: 1625 год; 1873 год; 1408 год; 1794 год; 1143 год; 1928 год | Работают с комментированием по цепочке: XVII век; XIX век; XV век; XVIII век; XII век; XX век | ||||||
V. Самостоятельная работа | Научить применять на практике новое знание | Уметь осуществлять анализ. (Познавательное УУД.) Оценивать правильность выполнения действия; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других; на основании наблюдений делать умозаключения; сотрудничать в совместном решении проблемы; высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать; уважительно относиться к позиции другого человека, пытаться договориться. (Коммуникативные УУД.) Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | 1. Разложить в хронологическом порядке картинки: рыцарь в доспехах, первобытный человек, карета, телевизор, звездолет. 2. Определить по году век. 1072 год; 2008 год; 981 год; 1673 год; 1297 г. 3. Заменить арабские цифры римскими: 12, 13, 7, 9, 6, 18, 15 | Работают в парах. – Первобытный человек, рыцарь в доспехах, карета, телевизор, звездолет. XI век; XXI век; X век; XVII век; XIII век. XII, XIII, VII, IX, VI, XVIII, XV | ||||||
VI. Включение нового знания | Научить применять на практике новое знание | Уметь составлять целое из частей; работать с информацией, представленной в форме рисунка. (Познавательные УУД.) Принимать и сохранять учебную задачу. (Регулятивные УУД.) Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. (Коммуникативные УУД.) | Организует работу в группах по созданию «ленты времени» | Создают «ленту времени» по опорным картинкам, отражающим исторические события нашей страны. Выполняют самоанализ согласно параметрам таблицы:
| ||||||
VII. Рефлексия учебной деятельности | Научить фиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности; научить осуществлять самооценку результатов деятельности своей и своего класса | Уметь оценивать правильность выполнения действия. (Регулятивное УУД.) Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Уметь проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностное УУД.) | – С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились? – Что они означают? Домашнее задание: выполнить задание Создать «ленту времени» своей жизни | Отвечают на вопросы учи- Делают анализ работы, самооценку своей работы. Отмечают свое эмоциональное состояние |