Технологическая карта урока «Описание природы» (Русский язык, 6 класс)
Технологическая карта урока «Описание природы»
Дата (четверть): 3 четверть
УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская
Тема: «Описание природы»
Тип урока: комбинированный урок
Результаты:
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
усвоение основ научных знаний о родном языке; знание определение понятий «типы речи», «описание»; знание отличительных особенностей типа речи описание; осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; | владение всеми видами речевой деятельности; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения | Осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. |
Формируемые УУД | |||
Личностные | Коммуникативные | Познавательные | Регулятивные |
Самоопределение, смыслообразование , Понимание необходимости следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; Осознание ответственности за общее дело; Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ; Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации ; | Формулирование познавательной цели; Установление причинно-следственных связей ; Построение логической цепи рассуждений, выведение следствий; Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; Поиск и выделение информации | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; Составление плана и последовательности действий; Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
Оборудование: карточки с фотографиями мест побережья Чёрного моря, доска, мел, рабочий лист ученика.
Этап урока | Форма работы | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | |||
I. Самоопределение к деятельности, целеполагание. Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы. | Беседа | Предложить поставить перед собой цели, используя опорные слова: углубить расширить повторить совершенствовать | Организует уч-ся к уроку через проблемную беседу: Сегодня мы совершим путешествие по интересным местам побережья Чёрного моря. Но для начала вам нужно кое-что вспомнить: 1) какие существуют типы речи? 2) зачем нам нужно их знать? 3) какой из типов речи неоднократно встречался нам в 5 и 6 классе? 4) о каком описании мы будем говорить сегодня, если нам предстоит узнать о разных занимательных уголках? 5) чему мы должны сегодня научиться? 6) как нам пригодится в жизни умение описывать природу? | Настраиваются на плодотворную работу, отвечают на вопросы, планируют дальнейшую деятельность | Самоопределение, смыслообразование – (Л), выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); формулирование познавательной цели (П); установление причинно-следственных связей (П); построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П); определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий (Р) | |||
II. Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности | Беседа, составление кластера | Давайте подумаем, чем описание отличается от других типов речи и ответим на вопросы: 1) зачем автор использует описание? 2) какая часть речи преобладает при описании? 3) если повествование представляется нам как постоянная смена фотографий, то как можно представить описание? 4) что можно подвергнуть описанию? | Задаёт наводящие вопросы, Вспомнить признаки, черты, особенности описания и оформить их в виде кластера | Отвечают на вопросы, систематизируют знание с помощью кластера | выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) (П); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности (Р) | |||
III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Беседа, «корзина идей» | Итак, сегодня мы говорим об описании природы. А что входит в понятие природа? Что помогает нам при описании природы? Назовите прилагательные, которые обозначают цвет, запах, температуру, общий вид. | Задаёт вопросы, настраивающие учеников на предстоящую работу. Контролирует ответы. | Отвечают на вопросы, подбирают слова. | Понимание необходимости следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);учет разных мнений (К); анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) (П); способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности (Р) | |||
Работа по теме урока | Работа с карточками, «корзина идей» | Сейчас каждая пара получит одну карточку с фотографией. На ней изображено одно из красивых мест, встречающихся на побережье. Посмотрите на фотографии и придумайте как можно больше слов, которые помогут вам при её описании. Запишите эти слова. | Раздаёт карточки, объясняет задание, организует работу. Побуждает к высказыванию собственного мнения. | Работа в парах: обсуждение слов, описывающих фотографию. | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); учет разных мнений (К); достижение договоренностей и согласование общего решения (К); контроль, коррекция, оценка действий партнёра (К); анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) (П); способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности (Р) | |||
IV. Физминутка | Слушание, игра | Славная осень! Здоровый, ядрёный Воздух усталые силы бодрит; Лёд неокрепший на речке студёной Словно как тающий сахар лежит; Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно — покой и простор! Листья поблекнуть ещё не успели, Жёлты и свежи лежат, как ковёр. Славная осень! Морозные ночи, Ясные, тихие дни... Нет безобразья в природе! И кочи, И моховые болота, и пни — Всё хорошо под сиянием лунным, Всюду родимую Русь узнаю... Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою... | Давайте немного разомнёмся. Сейчас вы будете слушать стихотворение Николая Некрасова «Славная осень!», в котором представлено описание осенней поры. В стихотворении вам нужно будет находить прилагательные. Каждый раз, когда оно прозвучит, вы встаёте и делаете хлопок, только не все одновременно, а в первый раз – первый ряд, во второй – второй, в третий – третий, в потом сначала. Поэтому нужно быть внимательными, чтобы не пропустить свою очередь и не запутать других. | Выполняют физминутку | Поиск и выделение информации (П); способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности (Р); преодоление импульсивности, непроизвольности (Р). | |||
Закрепление знаний | Групповая работа, письмо | Вам предстоит поработать в парах и представить описание изображенного на карточках через совместный диалог. Представьте, что один из вас никогда не бывал в этом месте, а другой был и теперь делится своими впечатлениями, или вы оба мечтаете там оказаться, или встретили эту фотографию случайно, или вы вместе посетили это место, но каждому запомнилось что-то своё. Используйте слова, записанные на предыдущем этапе. | Даёт задание: придумать ситуацию, в которой мог состояться диалог. Организовать работу по составлению диалога. | Работа в парах: обсуждение ситуации, составление диалога. | Осознание ответственности за общее дело (Л);аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); учет разных мнений (К); учет разных мнений (К); достижение договоренностей и согласование общего решения (К); контроль, коррекция, оценка действий партнёра (К); самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (П); контроль, коррекция, оценка (Р); способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности (Р) | |||
V. Подведение итогов, рефлексия | Беседа, инсерт | Сегодня мы обобщили знания об описании. Расскажите, чему вы научились сегодня? Я зафиксировала ваши ответы на доске. Перепишите их в тетрадь и поставьте напротив v, если вы это уже знали/умели; +, если это новое знание/умение; ?, если остались какие-то вопросы или не освоили это до конца; - , если вы этому не научились. | Задаёт вопросы, направленные на осознание полученных умений. | Отвечают на вопросы. Индивидуальная работа: работа с высказываниями об приобретенных знаниях/умениях | Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (Р) | |||
VI. Домашнее задание | | Дома потренируйте выразительное чтение диалога. Будьте готовы разыграть его в классе. Письменно упр.328 | Даёт задание | Слушают, записывают домашнее задание | Преодоление импульсивности, непроизвольности (Р) |
Кияйкина Наталья Федоровна