12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина Топчиева(Чапурина)35
Воронежская обл.
1

Технологическая карта урока по русскому языку «Тайны русских слов»



Технологическая карта урока по русскому языку

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ – русский язык

ТИП ЗАНЯТИЯ: усвоения новых знаний

УЧИТЕЛЬ – Топчиева Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы, ВКК, МБОУ Митрофановская СОШ Кантемировского муниципального района, Воронежской области

КЛАСС – 6

ТЕМА: «Тайны русских слов».

ЦЕЛЬ: организовать среду для изучения новой лингвистической науки – «Этимологии».

ЗАДАЧИ:

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- формировать способности к самостоятельной познавательной деятельности;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие творческого мышления

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, группах.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формирование умения применять полученные теоретические знания в нестандартных ситуациях и в новых практических условиях

ТЕХНОЛОГИИ: развитие критического мышления на уроках русского языка (групповая работа, информационно-коммуникативная)

ФОРМЫ РАБОТЫ: групповая работа, моделирование, составление этимологического цветка «Что в имени твоем?»

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: с историей, географией, логикой, иностранными языками, математикой.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор (колонками), «Этимологические словари» М.Фасмер, раздаточный материал, видеофрагмент, аудиозапись «Ладушки», цветная бумага, клей

п\п

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Мотивация к активной учебной деятельности

Организует просмотр видеофрагмента

Задает вопросы:

Тише….(просмотр)

Что скажете?

О чем идет речь?

А вы знаете, откуда пришло название «выдра» и что оно обозначает?

Работа с эпиграфом:

А как же нам узнать?

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно!

А.Шибаев

Запись в тетради дата, классная работа

Просматривают

видеоряд «Выдра»

Отвечают на поставленные вопросы.

Узнают о сюжетной линии урока.

Рассуждают об основной мысли эпиграфа

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

2.

Проблема-

тизация

Формулировка цели занятия

Нам предстоит интересная работа: разгадывание тайн слов русского языка.

Намечают цели:

Познакомиться с новым разделом языкознания, «Этимологическим словарем»,

научиться делать этимологический разбор слов

Сегодня будут работать четыре группы.

1 группа «Фонетика»

2 группа «Морфемика»

3 группа «Словообразование»

4 группа « Грамматика»

Каждая группа выдвигает гипотезы по выходу из проблемной ситуации.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом

Познавательные: анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно

3.

Актуализация знаний и умений

- Каким способом образованы данные слова? (слова образованы суффиксальным способом, суфф. -н- ).

- А как быть со словом рукопашный? Что оно обозначает? Как было образовано? Какое значение у корня –паш-? Есть ли у нас в языке слова, родственные этому корню?

Дети работают в группах

Каждая группа записывает по одному слову: самоварный, тепловозный, водолазный, рукопашный

Каждая группа доказывает свой ответ

Они похожи по составу, как близнецы.

На все эти вопросы может ответить единственная наука – этимология.

Работают с «Этимологическими словарями»

Сообщение учащегося о происхождении слова «рукопашный»

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

4.

Ход разрешения проблемы

Сегодня будем заниматься с Вами поиском истины! Предлагаю нам создать детективное агентство «Зри в корень».

Что обозначает выражение, вынесенное в название нашего агентства?

Выберите из предложенных значений то, которое соответствует нашей теме.

Найдите их.

На фоне спокойной музыки учащиеся

Групповая работа с «Этимологическими словарями»

Работа в группах

(Тройка слов: владыка, обладать, волость. Исходный корень – волод -, оло=ла (молодой- младой, холод- хлад); в слове обладать представлен этот же вариант корня и, кроме того, здесь утрачено начальное В, как это часто наблюдается в позиции после приставки об-, вернуться-, обернуться, возить -обоз и другие. В слове волость произошел переход конечного согласного Д в С в позиции перед - ть; ср.: сладкий - сласть, падать - пасть.)

«Идем по следу»:

Знакомство с этимологическими словарями,

Построение статей в этих словарях. Какую информацию они в себе несут?

«Найти родственников»

Даны слова: болото, владыка, влажный, волосатый, волость, излечение, локоть, обладать, поладить, увлечение. Среди них имеются три слова, восходящие к одному и тому же общеславянскому корню.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез

Коммуникативные: слушать и слышать других

5.

Динамическая пауза

Аудиопауза «Ладушки…»

Ребята смотрят, слушают и хлопают в ладоши.

Этимологическая справка о слове «ладушки»

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез

6.

Творческая лаборатория

«Что в имени твоем…»

Ваша судьба находится под влиянием имени. А знаете ли вы, что обозначает ваше имя?

.

Этимология – верный помощник в этом деле

Работа со словарем

Составление «Этимологического древа»

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи

7.

Презентация продукта

учебной деятельности. Результат.

Поделитесь с нами интересным материалом, который у вас получился в ходе исследования.

Озвучивают результаты работы в группах

Дети по группам выходят к доске и доказательно представляют свои работы.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи , каждый ученик представляет продукт своей работы.

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, выступать перед аудиторией

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта

8.

Рефлексия учебной деятельности

.

Учитель организует осмысление, побуждает учащихся к расширению информационного поля.

Группы учащихся в ходе рефлексии составляет синквейн на тему: «Этимология»

Итог занятия дети подводят совместно с учителем

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные: умение выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с заданием и условиями коммуникации

9.

Домашнее задание

Варианты задания:

1. Этимология слова «Воронеж»

2. Этимология имени (имен членов семьи)

3.Напишите сочинение-миниатюру о том, какие открытия вы сегодня для себя сделали


 
Опубликовано


Комментарии (1)

Ирина Топчиева(Чапурина)
Комментарий был удалён пользователем 14 июл 2017 в 22:16
Ирина Топчиева(Чапурина)
Комментарий был удалён пользователем 14 июл 2017 в 22:16
Валентина, 11.08.17 в 21:42 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за урок!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.