Технологическая карта урока по русскому языку «Тайны русских слов» (6 класс)
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока по русскому языку
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ – русский язык
ТИП ЗАНЯТИЯ: усвоения новых знаний
УЧИТЕЛЬ – Топчиева Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы, ВКК, МБОУ Митрофановская СОШ Кантемировского муниципального района, Воронежской области
КЛАСС – 6
ТЕМА: «Тайны русских слов».
ЦЕЛЬ: организовать среду для изучения новой лингвистической науки – «Этимологии».
ЗАДАЧИ:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- формировать способности к самостоятельной познавательной деятельности;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие творческого мышления
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, группах.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- формирование умения применять полученные теоретические знания в нестандартных ситуациях и в новых практических условиях
ТЕХНОЛОГИИ: развитие критического мышления на уроках русского языка (групповая работа, информационно-коммуникативная)
ФОРМЫ РАБОТЫ: групповая работа, моделирование, составление этимологического цветка «Что в имени твоем?»
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: с историей, географией, логикой, иностранными языками, математикой.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор (колонками), «Этимологические словари» М.Фасмер, раздаточный материал, видеофрагмент, аудиозапись «Ладушки», цветная бумага, клей
№ п\п |
Этап занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. |
Мотивация к активной учебной деятельности |
Организует просмотр видеофрагмента Задает вопросы: Тише….(просмотр) Что скажете? О чем идет речь? А вы знаете, откуда пришло название «выдра» и что оно обозначает? Работа с эпиграфом: А как же нам узнать? Всему название дано – и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету… Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном море – море слов – Купаться ежечасно! А.Шибаев Запись в тетради дата, классная работа |
Просматривают видеоряд «Выдра» Отвечают на поставленные вопросы. Узнают о сюжетной линии урока. Рассуждают об основной мысли эпиграфа |
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
2. |
Проблема- тизация |
Формулировка цели занятия Нам предстоит интересная работа: разгадывание тайн слов русского языка. |
Намечают цели: Познакомиться с новым разделом языкознания, «Этимологическим словарем», научиться делать этимологический разбор слов Сегодня будут работать четыре группы. 1 группа «Фонетика» 2 группа «Морфемика» 3 группа «Словообразование» 4 группа « Грамматика» Каждая группа выдвигает гипотезы по выходу из проблемной ситуации. |
Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом Познавательные: анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно |
3. |
Актуализация знаний и умений |
- Каким способом образованы данные слова? (слова образованы суффиксальным способом, суфф. -н- ). - А как быть со словом рукопашный? Что оно обозначает? Как было образовано? Какое значение у корня –паш-? Есть ли у нас в языке слова, родственные этому корню? |
Дети работают в группах Каждая группа записывает по одному слову: самоварный, тепловозный, водолазный, рукопашный Каждая группа доказывает свой ответ Они похожи по составу, как близнецы. На все эти вопросы может ответить единственная наука – этимология. Работают с «Этимологическими словарями» Сообщение учащегося о происхождении слова «рукопашный» |
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
4. |
Ход разрешения проблемы |
Сегодня будем заниматься с Вами поиском истины! Предлагаю нам создать детективное агентство «Зри в корень». Что обозначает выражение, вынесенное в название нашего агентства? Выберите из предложенных значений то, которое соответствует нашей теме. Найдите их. |
На фоне спокойной музыки учащиеся Групповая работа с «Этимологическими словарями» Работа в группах (Тройка слов: владыка, обладать, волость. Исходный корень – волод -, оло=ла (молодой- младой, холод- хлад); в слове обладать представлен этот же вариант корня и, кроме того, здесь утрачено начальное В, как это часто наблюдается в позиции после приставки об-, вернуться-, обернуться, возить -обоз и другие. В слове волость произошел переход конечного согласного Д в С в позиции перед - ть; ср.: сладкий - сласть, падать - пасть.) «Идем по следу»: Знакомство с этимологическими словарями, Построение статей в этих словарях. Какую информацию они в себе несут? «Найти родственников» Даны слова: болото, владыка, влажный, волосатый, волость, излечение, локоть, обладать, поладить, увлечение. Среди них имеются три слова, восходящие к одному и тому же общеславянскому корню. |
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез Коммуникативные: слушать и слышать других |
5. |
Динамическая пауза |
Аудиопауза «Ладушки…» |
Ребята смотрят, слушают и хлопают в ладоши. Этимологическая справка о слове «ладушки» |
Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез |
6. |
Творческая лаборатория «Что в имени твоем…» |
Ваша судьба находится под влиянием имени. А знаете ли вы, что обозначает ваше имя? . |
Этимология – верный помощник в этом деле Работа со словарем Составление «Этимологического древа» |
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи |
7. |
Презентация продукта учебной деятельности. Результат. |
Поделитесь с нами интересным материалом, который у вас получился в ходе исследования. |
Озвучивают результаты работы в группах Дети по группам выходят к доске и доказательно представляют свои работы. |
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи , каждый ученик представляет продукт своей работы. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, выступать перед аудиторией Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта |
8. |
Рефлексия учебной деятельности |
. Учитель организует осмысление, побуждает учащихся к расширению информационного поля. |
Группы учащихся в ходе рефлексии составляет синквейн на тему: «Этимология» Итог занятия дети подводят совместно с учителем |
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: умение выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с заданием и условиями коммуникации |
9. |
Домашнее задание |
Варианты задания: 1. Этимология слова «Воронеж» 2. Этимология имени (имен членов семьи) 3.Напишите сочинение-миниатюру о том, какие открытия вы сегодня для себя сделали |
Валентина