Тема урока: «Значение насекомых в природе и жизни человека»
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу деятельности (развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, применять знания при решении биологических задач).
Образовательная цель: развитие знаний о значении насекомых в природе и жизни человека.
Задачи урока:
познакомить учащихся с значением насекомых в природе и жизни человека;
углубить знания учащихся об охраняемых насекомых и мерах их охраны;
охарактеризовать методы борьбы с насекомыми вредителями.
Планируемые результаты:
Основные понятия: охраняемые насекомые, насекомые – вредители, физические, химические, агротехнические, биологические методы борьбы.
Основные умения: развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.
Предметные:
- в познавательной сфере – объяснение роли насекомых в природе и жизни человека; различение насекомых – вредителей и охраняемых видов насекомых;
- в ценностно-ориентационной сфере – анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;
- в сфере трудовой деятельности – знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- в эстетической сфере – овладение умением оценивать с природу с эстетической точки зрения.
Метапредметные:
- овладение составляющими исследовательской деятельности ( умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы);
- развитие умения работать с разными источниками биологической информации;
- способность выбирать целевые установки в своих действиях.
УУД:
- личностные: осознание единства и ценности окружающего мира; оценивания экологического риска взаимоотношений человека и природы; формирование экологического мышления;
- регулятивные: обнаружение и формулирование учебной проблемы; определение цели учебной деятельности, управление собственной познавательной деятельностью (планирование, контроль, коррекция, оценка своих действий);
- познавательные: осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и интернета; определение возможных источников необходимых сведений; применение методов информационного поиска; преобразование информации из одного вида в другой;
- коммуникативные: планирование и организация учебного сотрудничества; установка рабочих отношений в группе; освоение основный способов коммуникации в рабочей группе; осуществление коммуникативной рефлексии.
Средства обучения: Smart ПО, мобильный класс (ноутбуки), google-диск с макетами презентаций для класса, учебная и дополнительная литература.
Этап урока
Элемент содержания
Методы обучения
Задания для учащихся
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Приветствие и настрой на работу
-
-
2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
Решение биологической задачи, постановка проблемного вопроса
беседа
Из всего многообразия видов насекомых человек одомашнил только три: медоносную пчелу, тутового шелкопряда, и китайского дубового шелкопряда. Почему были одомашнены эти насекомые, а не муравьи или бабочки-капустницы?
3. Этап выявления места и причины затруднения
Выдвижение гипотез учащимися, определение недостаточности знаний
беседа
Записывают свои гипотезы в тетрадь
4.Этап построения проекта выхода из затруднения
Определение цели и задач урока, составление плана работы
беседа
Записывают в тетради цель, задачи урока и план работы
5. Этап реализации построенного проекта
Поисковая работа в группах и оформление результатов в презентации на google – диске, распределение роли в группах
групповая работа, метод проектов
Рабочая группа № 1 (значение насекомых в природе и жизни человека – утверждения)
Рабочая группа № 2 (особоохраняемые насекомые и меры их охраны – таблица; меры борьбы с насекомыми - вредителями - схема)
Рабочая группа № 3 (кроссворд по теме урока)
Рабочая группа № 4 (разработка биологических задач)
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Представление презентации учащимися
беседа, метод проектов, групповая дискуссия
Защита презентации, определение недоработок и их корректировка
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Решение кроссворда и биологических задач
самостоятельная работа
см. проекты учащихся
8. Этап включения в систему знаний и повторение
Подведение итогов урока определение степени достижения поставленной цели
беседа
Оформление вывода в тетради
9. Этап рефлексии учебой деятельности на уроке
-
-
Заполнение рефлексивной карты
Приложения
Задание выполняет 1 рабочая группа.
Слайд 1
Оформите титульный лист. Внесите название презентации «Значение насекомых в природе и жизни человека», подпишите имена выполнивших работу (всех рабочих групп)
Слайд 2.
Оформите слайд «Значение насекомых в природе». Озаглавьте слайд. Отразите 10 пунктов на странице слайда, подберите картинку (при необходимости, предупредив куратора, добавьте еще слайд).
Представьте данные о литературных источниках 6 группе.
Картинки можно найти в одноименной папке.
Слайд 3.
Оформите слайд «Значение насекомых в жизни человека». Озаглавьте слайд. Отразите 10 пунктов на странице слайда, подберите картинку (при необходимости, предупредив куратора, добавьте еще слайд).
Представьте данные о литературных источниках последней группе.
Картинки можно найти в одноименной папке.
Задание выполняет рабочая группа 2
Слайд 4.
Озаглавьте слайд. Постойте таблицу «Особо охраняемые насекомые и меры их охраны» Внесите данные в таблицу. Представьте данные о литературных источниках последней группе.
Слайд 5.
Озаглавьте слайд. Нарисуйте схему «Меры борьбы с насекомыми вредителями».
Задание выполняет 3 рабочая группа.
Слайд 6.
Составьте кроссворд из десяти вопросов. Внесите данные на слайд (при необходимости создайте дополнительный слайд, предупредив куратора).
Сообщите данные о литературных источниках последней группе.
Задание выполняет 4 рабочая группа.
Слайд 7.
Составьте биологические задачи на заданную тему. Внесите их на слайд. Подберите картинки.
Слайд 8.
Оформите список использованной литературы. Соберите необходимую информацию от других рабочих групп.