Технологическая карта урока по финансовой грамотности «Ценные бумаги» для 10 класса
Технологическая карта урока в 10 классе.
Эккардт Галина Анатольевна, учитель истории и обществознания, МАОУ "СОШ №2" г.Заводоуковск.
Тема: Ценные бумаги
Тип урока: обобщение знаний
Цели:
Обучающая: Обобщить знания по теме "Ценные бумаги".
Развивающая: Развивать экономическое мышление, коммуникативные способности, умение работать в группах, логически мыслить, самостоятельно делать выводы, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Воспитывающая: Воспитывать экономически грамотного и активного современного человека.
Методы и приёмы: учебная дискуссия, решение кейсов, использование цифровых образовательных ресурсов, "Три М".
Выбор данных методов обусловлен тем, что эти методы обучения направлены на развитие у учащихся коммуникативных способностей и критического мышления, предполагают упорядоченный и целенаправленный обмен мнениями, направлены на согласование противоположных точек зрения и приход к общему основанию. Использование ЦОР позволяет реализовать одно из направлений Национального проекта "Образование" "Цифровая образовательная среда" и обеспечить условия обучения, адекватные современным цифровым детям.
Форма работы: групповая. Групповая форма на уроке позволяет эффективно и быстро решать учебные задачи, создаёт благоприятные условия для учебного самоопределения, способствует в формировании навыков организаторской работы. Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля.
Оборудование: раздаточный материал, компьютеры, планшеты или любое устройство с выходом в Интернет.
Задания, которые предложены ученикам для выполнения, направлены на формирование функциональной грамотности, носят поисковый, исследовательский, творческий характер, на умение читать и интерпретировать предложенный текст.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Организационный | Учитель приветствует учеников, объясняет, как будет организована работа (работа в группах, одна группа эксперты, которые будут оценивать ответы каждой группы). Ученикам раздаются части картинок. Они должны собрать целую картинку и таким образом формируются команды (приложение № 7). | Принимают информацию. Ученики собирают картинки и формируют группы. |
2.Мотивационный | 1.Учитель предлагает разгадать ребусы (у каждой группы на партах лежат листочки с ребусами, (приложение №1) и сформулировать тему урока. 2. Учитель информирует, как будут оцениваться ответы учеников. За каждый правильный ответ ученики получают ценную бумагу (приложение №6). Учитель предлагает ученикам пояснить, почему они будут получать "Акции". | 1.Ученики разгадывают ребусы: 1.акция 2.облигация 3.вексель 1.2.Экспертная группа подводит итоги. 2.1.Ученики приводят достоинства "Акции" как ценной бумаги. |
3.Обощение, закрепление знаний | Задание №1.Каждой группе предлагается работа с понятиями. На карточках необходимо установить соответствие (приложение №2) между понятиями и сущностной характеристикой. Задание №2.Каждой группе необходимо записать по три признака ценных бумаг и раскрыть их сущность. Задание №3.Учитель предлагает выполнить задание для учеников. Каждой группе необходимо заполнить пропуски в схеме "Виды ценных бумаг" (приложение №3). Задание №4.Ученикам предлагается текст, в котором допущены ошибки. Необходимо найти и исправить эти ошибки (приложение №4) Задание №5.Ученикам предлагается зайти на сайт Московской биржи, в разделе "Акции и облигации" найдите страницу с информацией об итогах торгов ценными бумагами. Построить графики цены акции Сбербанка (1 группа), ЛУКОЙЛ (2 группа), Роснефть (3 группа) за неделю и сделайте выводы. https://www.moex.com/ru/marketdata/#/ mode=groups&group=4&collection=3& boardgroup=57&data_type=history&date= 2022-11-02&category=main Задание №6. Учитель предлагает зайти на платформу "Якласс" и выполнить задания (учитель вместе с экспертной группой проверяет результаты выполненных заданий). | 1.1.Ученики работают с понятиями и устанавливают соответствие. 1.2.Экспертная группа подводит итоги. 2.1.Ученики записывают признаки и раскрывают сущность признаков. 2.2. Экспертная группа подводит итоги. 3.1.Ученики заполняют пропуски в схемах. 3.2. Экспертная группа подводит итоги. 4.1.Ученики работают с текстом, находят ошибки и исправляют их. 4.2. Экспертная группа подводит итоги. 5.1.Ученики находят информацию на сайте, составляют график, делают вывод. 5.2. Экспертная группа подводит итоги. |
Рефлексия | 1.Учитель предлагает посчитать количество "Акций", которые они получили. 2. Учитель, используя приём "Три М", предлагает ответить на вопросы: 1.три момента, о которых захотелось узнать больше; | 1.Ученики подсчитывают количество заработанных акций и отвечают на вопросы, делают выводы об уровне усвоения материала по теме "Ценные бумаги". |
Методические источники:
1.Финансовая грамотность:материалы для учащихся 10-11 классов. - М.:ВАКО, 2020. – 384 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).
2.Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. - М.: Российская экономическая школа, 2009. - 106 с.
3. https://www.moex.com/ru/marketdata/#/mode=groups&group=4&collection=3&
boardgroup=57&data_type=history&date=2022-11-02&category=main
4. https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovoj-gramotnosti#program-10-klass
Приложение №1
1.
2.
3.
3.
Приложение №2
Карточка с понятиями №1.
1.ценная бумага, свидетельствующая о праве на долю собственности в капитале компании и получении дохода (дивиденда ) | А Облигация | |||
2. эмиссионная долговая ценная бумага, закрепляющая право её владельца на получение от эмитента в предусмотренный в ней срок её номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента | Б Вексель | |||
3. это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение банку произвести платеж указанной в нем суммы. | В Акция | |||
4. строго установленная форма, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство | Г Чек | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
Карточка с понятиями №2.
1. это документ, составленный по установленной форме и при наличии обязательных реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении этого документа | А Эмитент | ||
2. организация, выпустившая ценные бумаги. | Б Биржа | ||
3.Место, где торгуют ценными бумагами по определённым правилам | В Сберегательный банковский сертификат | ||
4. Ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада, внесенного в банк гражданином, и его права на получение в этом банке или в его филиалах по истечении установленного срока суммы вклада и причитающихся по нему процентов | Г Ценная бумага | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Карточка с понятиями №3.
1. это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение банку произвести платеж указанной в нем суммы. | А Биржа | ||
2. Место, где торгуют ценными бумагами по определённым правилам | Б Эмитент | ||
3. строго установленная форма, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство | В Чек | ||
4. организация, выпустившая ценные бумаги. | Г Вексель | ||
1В | 2А | 3Г | 4Б |
Приложение №3.
Схема для группы №1.
Схема для группы №2
Схема для группы №3.
Приложение №4
Ученикам ошибки не выделяются, они сами их находят.
Текст для группы №1.
Потребительский рынок — это место, где продаются и покупаются ценные бумаги. Действующие лица — продавец и инвесторы. И тот и другие могут выступать как в роли продавцов, так и в роли покупателей. Бизнес-продавец предлагает свои ценные товары инвесторам. Инвесторы-покупатели соглашаются с условиями. Бизнес-покупатель приобретает ценные бумаги других компаний. Инвестор-продавец реализует свои ценные бумаги на максимально выгодных для потребителя условиях.
Текст для группы №2.
На потребительских рынках эмитентом векселей могут быть некоммерческие компании и государственные институты. Они продают свои векселя инвесторам, обязуясь вернуть их в заранее оговоренный срок — от 1 дня до 1 года. При погашении инвестор получит от эмитента номинал векселя. Поэтому облигация приобретается по цене ниже номинала, то есть с дисконтом. Разница между ценой покупки и номиналом — это и есть затраты, ради которой инвестор покупает вексель.
Текст для группы №3.
Для краткосрочных вложений вы можете использовать другой долговой инструмент — облигации. Чек — это долговое обязательство эмитента (корпорации, государства, муниципалитета и т. д.). Собственно, само слово так и переводится с латинского: obligatio — платёж. Она обязывает своих эмитентов регулярно (например, раз в полгода) выплачивать держателям облигации (облигационерам) фиксированный дивидент, а при погашении выплатить основную сумму вклада (номинал) и последний процент. Срок погашения облигации — от одного года до… Любопытно, что формального предела нет. Он установлен рыночной практикой.
Приложение №5.
1 группа
1.три момента, о которых захотелось узнать больше; | |
2.три момента, которые удивили; | |
3.три момента, когда ученики столкнулись с трудностями; | |
4.три момента, когда информация была очень интересной. | |
2 группа
1.три момента, о которых захотелось узнать больше; | |
2.три момента, которые удивили; | |
3.три момента, когда ученики столкнулись с трудностями; | |
4.три момента, когда информация была очень интересной. | |
3 группа
1.три момента, о которых захотелось узнать больше; | |
2.три момента, которые удивили; | |
3.три момента, когда ученики столкнулись с трудностями; | |
4.три момента, когда информация была очень интересной. | |
Приложение №6
МАОУ "СОШ №2" №0001 серия АОУ |
АКЦИЯ |
Учитель истории Дата выпуска 20.11.2020 Эккардт Г.А. |
МАОУ "СОШ №2" №0002 серия АОУ АКЦИЯ Учитель истории Дата выпуска 20.11.2020 Эккардт Г.А. |
МАОУ "СОШ №2" №0003 серия АОУ АКЦИЯ Учитель истории Дата выпуска 20.11.2020 Эккардт Г.А. |
МАОУ "СОШ №2" №0004 серия АОУ АКЦИЯ Учитель истории Дата выпуска 20.11.2020 Эккардт Г.А. |
Приложение №7.
Клейменова Елена Валерьевна