Технологическая карта урока по математике в 1 классе «Уменьшаемое, вычитаемое, разность»
Технологическая карта пробного урока математики ТЕМА «Уменьшаемое, вычитаемое, разность» |
Цели урока: Создать условия для формирования УУД; Ознакомление с названиями компонентов и результата действия вычитания, с чтением примеров, используя термины. Задачи обучения. Личностные: Способствовать овладению основами логического и алгоритмического мышления, математической речи. Способствовать появлению учебно-познавательного интереса к учебному материалу. Способствовать развития способности к оценке своей учебной деятельности. Метапредметные:
Развивать умение принимать и сохранять учебную задачу Развивать умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения Развивать умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
общеучебные: Развивать умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Развивать умение строить сообщения в устной и письменной форме логические: Развивать умение использовать математические термины для решения задач постановки и решения проблемы: Развивать умение владения рядом общих приёмов решения задач 3. коммуникативные: Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач Предметные: познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность»; научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание; |
УМК «Школа России» Технология обучения – проблемно-диалогическая Тип урока – урок открытия нового знания (ОНЗ) |
Оборудование. у учителя: наглядный материал, учебник, презентация. у учащихся: учебник, рабочая тетрадь Библиографический список Гейдман Б. П., Мишарина И.Э., Зверева Е.А. Математика. 1 класс. [Текст]/Б. П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева – Изд. 4-е – М: Издательство «Русское слово», 2014. – 112 с. ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ - 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016 |
Оформление доски Оформление работы в тетрадях учащихся (образец-вставка на клетчатой разлиновке) |
ХОД УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ |
|
Организация начала урока Цель. Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством стихотворения |
|||
Добрый день, меня зовут Анастасия Ильинична, присаживайтесь, сегодня я проведу урок математики. Но прежде чем мы приступим, давайте прочитаем стихотворение на слайде. (Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки. Мы не будем тратить время зря, И приступим все к работе.) |
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД. Способствовать появлению учебно-познавательного интереса к учебному материалу МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: регулятивные: Развивать умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем познавательные: Развивать умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве 3. коммуникативные: Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
||
Кто хочет прочитать первую строчку? |
Ребята, послушайте, какая тишина! |
||
Кто хочет прочитать вторую строчку? |
Это в школе начались уроки. |
||
Кто хочет прочитать третью строчку? |
Мы не будем тратить время зря, |
||
Кто хочет прочитать последнюю строчку? |
И приступим все к работе. |
||
Молодцы, ребята, я надеюсь, что на занятии вы будете активными, внимательными и будете соблюдать правила поведения на уроке. |
|||
Актуализация опорных знаний и умений. Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания |
|||
Ребята, к нам на урок пришел Незнайка, давайте поприветствуем его добрыми словами. Он хочет проверить ваши знания по математике. Вы готовы? |
Здравствуйте, да |
ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: Развивать умение выполнять математические вычисления Учить определять действие примеров МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД.
регулятивные: Развивать умение принимать и сохранять учебную задачу познавательные: Развивать умение строить сообщения в устной и письменной форме 3. коммуникативные: Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
|
Я буду читать вам стихотворения, а вы внимательно слушайте и выполняйте действие на черновиках либо устно. |
Хорошо |
||
Привела гусыня –мать Шесть детей на луг гулять. Все гусята как клубочки. Три сынка, а сколько дочек? |
(3, 6-3=3) |
||
На кустике перед забором Семь ярко красных помидоров. Потом четыре оторвалось. А сколько на кусте осталось?
|
( 3, 7-4=3) |
||
Красиво вышила Татьяна Две лилии и два тюльпана, Три яблока и груши, Какие чудные цветы! А сколько их скажи? |
(4, 2+2=4) |
||
Молодцы! Вы хорошо справились, а теперь поиграем в игру «Гол-мимо» |
|||
Для удобства разделимся на 2 команды. Первая и половина второй колонки – 1 команда, другая половина второй и третья колонка- 2 команда. |
Делятся на команды |
||
Перед вами на доске мячи и ворота. Нужно соединить ответ в воротах соперника с выражением, записанным на мяче. Мел игроки передают по очереди друг другу. Отвечать команды будут по очереди, выходить будет участник команды по желанию. Во время выхода игрока все остальные становятся судьями и хлопают в ладоши 1 раз, если считают, что игрок соединил ответ в воротах и выражение на мяче верно, и топают, если считают, что неверно. Выигрывает команда, которая больше соединит примеры с ответами. 2 10 1 8 7 6 5 4 9 3 |
Играют в игру «Гол-мимо» |
||
Молодцы! Вы хорошо справились с заданием Незнайки. |
|||
Постановка учебной проблемы. Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию темы урока (постановке учебной проблемы), построению плана достижения цели. |
|||
Создание проблемной ситуации |
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД. Способствовать овладению основами логического и алгоритмического мышления, математической речи. Способствовать появлению учебно-познавательного интереса к учебному материалу. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: регулятивные: Развивать умение принимать и сохранять учебную задачу. познавательные: Развивать умение строить сообщения в устной и письменной форме Развивать умение владения рядом математических терминов 3. коммуникативные: Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
||
Ребята, а теперь Незнайка просит вас все примеры в мячах разделить на две группы. На какие две группы можно разделить примеры? Сколько примеров на сложение? Незнайка хочет, чтобы вы решили примеры на сложение вместе со словами «Слагаемое», «сумма» Сколько примеров на вычитание? Можно ли их прочитать, используя слова «Слагаемое», «сумма»? |
Примеры на сложение и на вычитание 3 примера Нет |
||
Побуждение к осознанию противоречия |
|||
А как же назвать числа и результат вычитания? В чем затруднение? |
Мы не знаем Мы еще не знаем названия компонентов вычитания |
||
Побуждение к формулированию учебной проблемы и построению плана достижения цели |
|||
А что нам нужно сделать, чтобы узнать, как называются компоненты вычитания? Значит, какая цель нашего занятия? |
Поразмышлять, посмотреть в учебнике, в рабочей тетради, обсудить с соседом Узнать, как называются компоненты вычитания. |
||
Поиск решения учебной проблемы. Цель. организовать подводящий диалог. |
|||
Вариант 1. Подводящий диалог |
ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: Развивать умение применять математические знания и представления для решения учебных задач Сформировать навык определения нужного действия для решения примеров МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД.
регулятивные: Развивать умение принимать и сохранять учебную задачу Развивать умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения Развивать умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем познавательные: Развивать умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Развивать умение строить сообщения в устной и письменной форме 3. коммуникативные: Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
||
Чтобы узнать, как называются числа и результат действия вычитания Незнайка хочет показать нам рисунок. (учитель вывешивает на доску рисунок, на котором нарисована ветка. На ней 3 листочка, а оторвались 2 листочка. Всего на рисунке 5 листьев) |
Смотрят на рисунок |
||
Для начала вспомните, что значит “вычесть”? |
-Взять, отложить, убрать |
||
Ребята, сколько листьев было на ветке сначала? (учитель вешает на доску число 5) |
5 |
||
Сколько листьев оторвалось? (учитель вешает на доску число 2) |
2 |
||
Какой знак поставим в выражении? (учитель вешает на доску знак «минус» |
минус |
||
Сколько листьев осталось? (учитель вешает на доску число 3 и знак «равно» |
3 |
||
- Незнайка просит вас прочитать равенство, которое получилось, используя слова «уменьшить на» |
5 уменьшили на 2, получилось 3. |
||
-Какое число вы уменьшали? |
5 |
||
-Подумайте, как оно может называться, если его уменьшали? |
Уменьшаемое |
||
-Хорошо, запомните свой ответ, потом сверим его с ответом Незнайки. |
|||
-Какое число вы вычитали? |
2 |
||
-Подумайте, если мы его вычитали, как оно может называться? |
Вычитаемое |
||
-Что получилось у вас в результате, ответе? |
3 |
||
- 3 это результат вычитания, подумайте, как он может называться? |
Разность |
||
-Перед тем, как познакомить нас с названиями компонентов и результатов вычитания, Незнайка хочет, чтобы мы сопоставили пример с названием нужного компонента и результата вычитания. Незнайка хочет вручить каждому на парту конверты, чтобы каждая команда сопоставила пример с нужным компонентом, то есть «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность». Для этого, под число нужно подставить термин «уменьшаемое», «вычитаемое» или «разность» |
Подставляют карточки. В конверте: 5-2=3 уменьшаемое вычитаемое разность |
||
- Что у вас получилось? |
5- уменьшаемое 2- вычитаемое 3- разность |
||
-Ребята, а теперь давайте сверим свои предположения по названию чисел и результатов действий вычитания. Обратите внимание на слайд. |
|||
-Что там написано? |
5- уменьшаемое 2- вычитаемое 3- разность |
||
-Ваши предположения совпали? |
Да |
||
- Ребята, какие вопросы мы поставили в начале нашего обсуждения? -Какую цель мы перед собой ставили? -Мы ответили на эти вопросы? - Ребята, а сейчас Незнайка хочет отправиться в путешествие и поделиться полученными знаниями со своими друзьями, а мы продолжим урок. |
-Как называются компоненты вычитания Узнать, как называются компоненты вычитания -Да |
||
Воспроизведение нового знания. Цель. Организовать работу по воспроизведению нового знания. |
|||
ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: Закрепить знания о компонентах вычитания МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД.
регулятивные: Развивать умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве познавательные: Развивать умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Развивать умение строить сообщения в устной и письменной форме 3. коммуникативные: Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
|||
Как называется число, которое уменьшают? (учитель на доске обводит число 5) Как называется число, которое вычитают? (учитель на доске обводит число 2) Как называется результат вычитания? (учитель на доске обводит число 3) |
Уменьшаемое Вычитаемое разность |
||
Реализация продукта |
|||
Ребята, в начале урока, в игре «Гол-мимо» мы не смогли назвать примеры, используя слова «Слагаемое», «сумма», но мы вместе с вами и с Незнайкой узнали, как называются числа и результат действий вычитания. Теперь предлагаю вам испробовать добытые знания на практике Вам нужно назвать примеры на вычитание, используя слова «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность». На слайде пример, посмотрите, отвечать будем все по колонкам: первая колонка(2), вторая колонка(1), третья колонка(1). ( 2-1=1) |
1 колонка: 2 уменьшаемое 2 колонка: 1 вычитаемое 3 колонка: 1 разность |
||
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель. Организовать первичное закрепление нового знания. (Рекомендация: учащиеся фронтально, в группах, в парах подробно решают типовые задания на усвоение нового знания с проговариванием решения вслух.) |
|||
А теперь еще раз назовем примеры со словами «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», только теперь каждый ученик называет все три компонента. (На слайде 7-3=4, 4-1=3, 6-3=3) Молодцы, вы хорошо справились, а теперь давайте выполним задания из учебника, откройте страницу 29 и посмотрите на задание 1. Кто хочет прочитать? Что нужно сделать? Кто хочет выйти к доске и записать пример, остальные пишут в тетради. Записываем число: 5 февраля, Классная работа Какой ответ получился? А теперь попробуй прочитать пример, используя слова «Уменьшаемое», «Вычитаемое», «Разность» |
Уменьшаемое равно 9, вычитаемое 4. Запиши разность этих чисел и вычисли её. Записать пример, решить его и назвать компоненты. Ответ 5 Уменьшаемое 9 вычитаемое 4 разность 4 |
ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: Закрепить знания о компонентах вычитания МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД.
регулятивные: Развивать умение принимать и сохранять учебную задачу познавательные: Развивать умение строить сообщения в устной и письменной форме 3. коммуникативные: Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
|
А теперь давайте выполним задание под номером 2. |
Давайте |
||
Кто хочет прочитать? |
Утром в вазе лежало 6 яблок. К вечеру число их уменьшилось на 4 .Сколько яблок осталось в вазе к вечеру? |
||
Работа над текстовой задачей |
ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: Учить производить анализ задачи Развивать умение владения рядом общих приёмов решения задач МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД. 1. регулятивные: Развивать умение принимать и сохранять учебную задачу Развивать умение владения рядом общих приёмов решения задач. 2. познавательные: Развивать умение строить сообщения в устной и письменной форме Развивать умение владения рядом общих приёмов решения задач 3. коммуникативные: Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
||
I этап. Анализ задачи |
|||
О чем говорится в задаче? |
О яблоках |
||
Что известно в задаче? |
Утром в вазе лежало 6 яблок |
||
Что неизвестно в задаче? |
Сколько яблок осталось в вазе к вечеру |
||
Что значит уменьшилось? |
Стало меньше |
||
Чтобы нам было легче решить задачу, оформим краткую запись, кто хочет выйти и оформить ее у доски? |
Ут.- 6 ябл. В.- ? на 4 м. |
||
|
|||
II этап. Поиск решения задачи. |
|||
ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: Учить выделять информацию из текста Учить самостоятельно определять способ действия МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД. 1. регулятивные: Развивать умение принимать и сохранять учебную задачу Развивать умение владения рядом общих приёмов решения задач 2. познавательные: Развивать умение строить сообщения в устной и письменной форме Развивать умение владения рядом общих приёмов решения задач 3. коммуникативные: Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
|||
Каким действием будем решать? |
Вычитанием |
||
Почему вычитанием? |
Так как вечером яблок стало столько же, сколько было утром, только на 4 меньше. |
||
III этап. Решение задачи. |
ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: Развивать умение выполнять письменно арифметические действия с числами МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД.
1. регулятивные: Развивать умение принимать и сохранять учебную задачу Развивать умение владения рядом общих приёмов решения задач 2. познавательные: Развивать умение строить сообщения в устной и письменной форме Развивать умение владения рядом общих приёмов решения задач 3. коммуникативные: Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
||
Кто желает оформить решение у доски? Остальные работают в тетради. |
6-4=2 яблока осталось к вечеру. |
||
IV этап. Проверка решения задачи. |
ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: Способствовать овладению основами логического и алгоритмического мышления, математической речи. Способствовать появлению учебно-познавательного интереса к учебному материалу. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД.
1. регулятивные: Развивать умение принимать и сохранять учебную задачу Развивать умение владения рядом общих приёмов решения задач 2. познавательные: Развивать умение строить сообщения в устной и письменной форме Развивать умение владения рядом общих приёмов решения задач 3. коммуникативные: Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
||
Давайте проверим, верно ли мы решили задачу. (Учитель на доску вешает 6 кругов) Представьте, что круги, это яблоки. |
|||
- Почему 6 кругов? |
Потому что утром было 6 яблок |
||
Что надо сделать, чтобы узнать, сколько яблок осталось к вечеру? |
Убрать 4 круга |
||
Почему? (учитель отодвигает 4 яблока) |
Так как вечером осталось на 4 яблока меньше, чем было утром |
||
Сколько яблок осталось? |
2 |
||
Совпало ли количество кругов с ответом задачи? |
Да |
||
Какой вывод можно сделать? |
Задача решена верно |
||
Самостоятельная работа с самопроверкой по полному образцу и самооценкой Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся по использованию нового знания в типовых ситуациях. |
|||
Ребята, а теперь предлагаю поработать вам самостоятельно. |
ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: Формирование навыка самостоятельной работы с рабочей тетрадью МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД.
регулятивные: Развивать умение принимать и сохранять учебную задачу познавательные: Развивать умение строить сообщения в устной и письменной форме 3. коммуникативные: Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
||
Откройте свою рабочую тетрадь по математике на странице 16 и выполните задание под номером 1 |
Выполняют задание |
||
- Давайте проверим, все ли решили задание верно.
|
9-…=6 (вычитаемое- синим) …-3=7 (уменьшаемое- красным …-5=3 (уменьшаемое- красным) 6-…=2 (вычитаемое- синим) 7-…=4 (вычитаемое- синим) …-7=2 (уменьшаемое- красным) |
||
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Примерный план этапа: фиксирование нового содержания; соотнесение цели учебной деятельности и ее результата (фронтально, индивидуально); планирование цели дальнейшей деятельности. |
|||
О чем мы говорили на уроке? |
О компонентах вычитания? |
||
Ребята, какую цель мы ставили на нашем уроке? |
Узнать, как называются компоненты вычитания |
ЛИЧНОСТНЫЕ ЗАДАЧИ: 1) Способствовать развития способности к оценке своей учебной деятельности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД. 1. регулятивные: Развивать умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем 2. познавательные: Развивать умение строить сообщения в устной и письменной форме 3. коммуникативные: Развивать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
|
Мы достигли её? |
Да |
||
Как называются компоненты вычитания? |
Уменьшаемое, вычитаемое, разность |
||
Как вы думаете, где вам пригодятся полученные знания? |
На дальнейших уроках математики, в решениях примеров, задач. |
||
Поднимите большой палец вверх, если считаете, что поработали сегодня хорошо |
Поднимают палец |
||
Поднимите палец вниз, если считаете, что поработали сегодня плохо или недостаточно. |
Поднимают палец |
||
Что мы пожелаем тем, кто поработал сегодня на уроке плохо или недостаточно? |
- Больше слушать, отвечать на вопросы учителя, выходить к доске. |
||
Урок окончен. До свидания! |