Урок математики в 1 классе «Компоненты вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока по математике для 1 класса по теме «Компоненты вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность» УМК « Школа России», 1 класс учебник «Математика», ч.2, Авт. М.И. Моро и др.,
Тип урока: Комбинированный
Форма урока: Получение новых знаний
Цели:
образовательные:
-познакомить учащихся с названиями компонентов при вычитании;
-научить читать выражения, используя данные термины.
- закрепить умение применять правила в процессе выполнения упражнений;
- формировать навыки самостоятельной работы;
развивающие:
- развивать математическую речь, вычислительные навыки;
- развивать умение применять полученные знания к решению прикладных задач;
воспитывающие:
- воспитание познавательного интереса к предмету;
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- индивидуальные карточки;
- математический диктант;
- карточки для устной работы;
- схемы.
Вид урока: Урок –игра «В гостях у Фиксиков»
План урока:
Организационный этап (2 мин.)
Актуализация знаний (6 мин)
Открытие нового. Введение компонентов вычитания.( 10 мин)
Физкультминутка (3 мин)
Повторение изученного материала. (17 мин.)
Рефлексия (2 мин)
Ход урока:
1. Организационный этап.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Куда сегодня с вами попадем-
Увидите вы скоро.
В известный мультике мы пойдем
К помощникам веселым.
Вы лучше всех
Вас на уроке ждет успех.
- А как вы думаете, от кого зависит успех нашего урока? (Успех урока зависит от успеха каждого из нас.)
- Сегодня у нас урок-игра и вы будете работать в группах. Давайте с вами вспомним правила работы в группе. В ходе работы внимательно слушайте друг друга, уважайте мнения одноклассников, командиры групп следите за работой, помогайте ребятам, если будет трудно (правила работы в группах – вывесить на доску).
2.Актуализация знаний
Ребята, к нам пришло письмо с просьбой помочь героям мультфильма, но оно разорвано на части. Чтобы его собрать и соединить надо решить примеры и разместить ответы(числа) в порядке возрастания.
(Дети получают 3 фрагмента числа, на обратной стороне даны примеры на сложение:
3 + 2 + 4 = 9
5+2=7
4+2=5)
Молодцы, вы справились, прочитаем что же к нам пришло:
«ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
МОЙ БРАТ, НОЛИК ПОПАЛ В БЕДУ.
ОН ЗАСТРЯЛ В МИХАНИЗМАХ ЧАСАХ И ЧТОБЫ ЕГО СПАСТИ НАДО ЗНАТЬ НА СКОЛЬКО ЧАСОВ НАЗАД НАДО ПЕРЕВЕСТИ СТРЕЛКИ.
ПОМОГИТЕ, ВАША СИМКА»
Итак, поможем, симке?
Но перед этим надо узнать какая тема нашего урока. Отгадайте ребус на слайде.
Верно, вычитание.
Запишите тему урока Компоненты вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность
3. Открытие нового. Введение компонентов вычитания.
Итак, чтобы помочь нолику надо сделать открытие. У вас на портах лежат карточки с равенствами
Подумайте, на какие две группы их можно разделить?
1+4=5 5+3=8
2+7=8 9-4=6
7-1=4 10-7=3
(Неверные и верные равенства)
А теперь давайте превратим неверные равенства в верные. ( Ученик выходит к доске и решает данную задачу)
А теперь на какие группы можно разделить полученные равенства (сложение, вычитание)
А как называются числа при сложении(ученики отвечают: слагаемые, сумма). Прочитайте данные равенства.
А можем ли мы прочитать равенства с минусом математическим способом? Итак, давайте поставим цель на сегодняшний урок, какое же открытие просят сделать нас фиксики? (научится читать равенства с минусом математическим способом)
Значит, сегодня на уроке мы узнаем, как же называются числа при вычитании, и научимся читать данные равенства.
Приступим к нашему исследованию.
7-4=3
Вначале вспомним, что может означит слово «вычесть»? (убрать, отнять, …)
Что обозначает первое число в равенстве? (сколько было вначале)
А что обозначает второе число в равенстве? (сколько взяли)
А что обозначает третье число в равенстве? (сколько осталось в результате выполнения действия)
Итак, какое число из трех всех больше? (первое)
Что же с ним происходит при вычитании? (Оно становится меньше, уменьшается).
И как мы можем называть это число? (УМЕНЬШАЕМОЕ).
А что происходит со вторым числом? (Его вычитают)
Значит, как его называют? (ВЫЧИТАЕМОЕ)
А третье число изображает разницу между первым числом и вторым. (РАЗНОСТЬ)
Если результат вычитания называется “разность”, то равенство со знаком минус можно назвать так же.
Давайте все вместе повторим названия чисел при вычитании (дети хором проговаривают названия компонентов действия вычитания).
Итак, какое мы совершили открытие? (узнали, как называются числа при вычитании)
Давайте сверим своё открытие с учебником. Откройте 62 № 1.
Назовите вычитаемое.
Назовите разность.
Как теперь можно прочитать выражение со знаком минус? (Разность чисел 7 и 3 равна 4).
Молодцы теперь мы готовы помочь фискам. Давайте отдохнем и продолжим наш путь.
4. Физкультминутка
Посмотрите на слайд и повторяйте за героями.
5. Повторение изученного материала.
Итак, мы готовы помочь нашим героям, но вот не задача. Опять сложности. Перед входом в комнату Дим димыча. Нас хочет проверить Папус. Не верит, что мы сможем помочь. Примем его испытание?
Итак, на слайде показано, что нам необходимо сделать.
Вам показана таблица из уменьшаемых и вычитаемых. Надо составить выражение и найти разность. Прочтите равенства математическим способом
уменьшаемое |
вычитаемое |
разность |
10 8 5 7 9 |
8 6 3 7 3 |
(Ребята выполняют в парах, потом читают равенства по одному разные ребята)
Хорошо, мы получили доступ в комнату Дим Димыча. Но где же у нас здесь часы? Какие виды часов вы знаете? (Ручные часы, электронные, напольные, будильник, часы с кукушкой настенные и другие)
На слайде можно найти часы? ( Ребята не находят)
Да, не очень чисто у Дим Димыча. Давайте поможем ему прибраться и найдем часы. Чтобы разложить вещи по местам, надо решать примеры и распределять объект в нужное место.
( Даны 4 конверта с цифрами 5,6,9, 1. Надо решить примеры на обратной стороне предметов и положить их в нужный конверт – Работа в группах)
12-7=
15-6=
7-6=
21-15=
25-16=
10-9=
27-22=
Хорошо, справились. Посмотрите снова на слайд и укажите где часы. ( Ребята находят часы)
Отлично, теперь осталось совсем немного и мы спасем фиксика.
И последнее задание: Покажите, умеете ли вы решать задачи.
- Прежде, давайте вспомним, из каких частей состоит задача (из условия и вопроса)
- Открываем тетради в клеточку.
Чтение задачи учителем.
Часы отбивают каждый час столько ударов сколько они показывают, С одного часа они отбили 6 раз. Сколько часов прошло?
Даю 2 минутки посовещаться и подумать.
Ответ: 1+2+3=6
6-1-2-3=0
6.Рефлексия
- Вот и выполнили мы все задания. И спасли нолика. Фиксики нам очень благодарены!
Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок? Довольны ли вы своей работой?
На партах у вас лежат кружочки. Если вы довольны работой, то поднимите красный, если не очень, то зеленый и если не довольны, то синий.
Молодцы.
Какое открытие мы сделали на уроке?/data/files/o1513791867.pptx (Компоненты вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность)
Алина Яковлевна Корогод
Сафронова Елена Леонидовна
Сафронова Елена Леонидовна
Карине Рафаеловна