Урок математики «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность» (1 класс)

4
1
Материал опубликован 7 February 2017 в группе

Урок математики

Класс 1

Тема: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность"

Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний)

Цели урока: Познакомится с названиями компонентов при вычитании

Предметные:

  • Знать название компонентов при вычитании; уметь составлять равенства.

Личностные УУД.

·   Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД.

·   Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

·   В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·   Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД.

  • Анализ объектов с целью выделения признаков, проводить сравнение,  классификацию по заданным критериям
  • Формулирование проблемы,
  • Построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД.

·   учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·   формулировать собственное мнение и позицию;

·   договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

 

Оборудование: наглядные пособия, карточки со словами “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”, “ прибавить”, “увеличить”, “плюс”, “сумма”, “вычесть”, “уменьшить”, “минус”, “разность”, у учеников – разрезные цифры.

УМК «Школа России» Математика в 2-х частях, Москва «Просвещение» 2011г. Под редакцией М.И. Моро

 

 

Этапы урока

Ход урока

Формируемые УУД

Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок –

Начинается урок!

Проверьте, готовы ли ваши рабочие места к уроку.

Отметьте свое настроение улыбкой.

-Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие  на веселом поезде и сделаем маленькое открытие для себя.

-Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? (внимательными, наблюдательными, активными, уметь поддерживать друг друга ).

Нарисуйте свое настроение на человечке

- С чего обычно начинаем урок математики?

(С устного счёта) разминка

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.(Коммуникативные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке(Регулятивные УУД)

Актуализация знаний

1. Устный счёт.

а) Фронтальная работа.

Игра «Молчанка»

Я читаю задание, а вы ответ не говорите, а только поднимаете карточку с нужной цифрой.

1. Сколько солнышек на небе?(1) 
2. Сколько огоньков у светофора? (3) 
3. Сколько пальцев у перчатки (5) 
4. Сколько глаз у совы (2) 
5. Сколько колес у машины (4) 

6. Сколько дней в неделе?(7)

- Какое число предшествует числу 5? (4)

-Какое число следует за числом 8?(9)

- Соседи числа 4? (3,5)

-Первое слагаемое 2, второе слагаемое 3, найдите сумму.( 5)

б) Решение задач в стихах.

Семь гусей пустились в путь. 
Один решили передохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.(6)

Пять пирожков лежало в миске. 
Два пирожка взяла Лариска, 
Еще один стащила киска. 
А сколько же осталось в миске?(2)

Семь весёлых поросят 
У корытца в ряд стоят. 
Два ушли в кровать ложиться, 
Сколько свинок у корытца?(5) 

(Слайд 2)

На партах у вас лежат карты путешествия, назовите станции, которые нам встретятся по пути.

Отправляемся в путешествие на поезде

(Слайд 3)

(говорим все вместе)

Наш поезд едет,

Колёса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Чу-чу-чу-чу-чу-чу -

Бегут вагоны,

По рельсам вперёд.

 

 1. Первая станция «Числовая»

- Возьмите путевые листы и прежде чем выполнить первое задание сделаем

гимнастику для пальчиков

«Этот пальчик – маленький,

Этот пальчик – слабенький

Этот пальчик – длинненький,

Этот пальчик – сильненький,

Этот пальчик – толстячок.

Ну а вместе – кулачок!»

 

- напишите цифры, продолжая свой числовой ряд в правую  сторону

(Самостоятельная работа) проверка (слайд 5)

Угадай знаки и числа (слайд 6)

2. Станция «Открытие нового»(слайд 7)

- Ребята, вы прописали красивые цифры. А для чего нам нужны цифры? (Для записи чисел, выражений).

- А зачем нам числа? (Чтобы считать).

- Тогда сосчитайте, сколько смайликов в первом ряду? (5)

- Сколько во втором? (3)

- Сколько всего ? (8)

- Как записать это математическим языком? (5+3=8 – запись появляется на доске)  (слайд 8)

- Прочитайте равенство  разными способами. (используют слова:“прибавить”        , “увеличить”,  “плюс”, “сумма”)        

- Молодцы, все четыре способа назвали.

- Какой ещё выражение на сложение можно составить с этими слагаемыми и суммой?

( 3+5=8).

- Что заметили? (значение суммы не изменилось)

- Составьте выражение на вычитание с этими числами. (Слайд 9)

8-3=5

 - Прочитайте выражение  разными способами.

(используют слова: “отнять”, “уменьшить”,  “минус”)

- Молодцы, все способы назвали.

Уметь совместно договариваться о правилах  и следовать им.(Коммуникативные УУД)

Способность к волевому усилию (Регулятивные УУД)

Анализ с целью выделения признаков

(Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД)

Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона(Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

(Познавательные УУД)

Постановка проблемы.

- Ребята, вы прочитали разными способами выражения на сложение и вычитание. Что заметили? (выражение  на сложение можно прочитать четырьмя способами, а на вычитание – только тремя)

Как вы думаете, почему?

- Конечно, в записи вычитания каждое число тоже должно иметь своё имя, и сегодня мы их определим?

- Для чего это нужно? Сформулируйте цель урока.

 

Нужно найти ещё один способ читать выражение на вычитание. Узнать название компонентов при вычитании)

- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?

(«Что я не знаю?», «Сам найду способ»)

- Что мы делали? (Настраивались на работу)

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

(Регулятивные УУД)

Умение слушать и понимать речь других

(Коммуникативные УУД)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя(Регулятивные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

(Регулятивные УУД)

«Открытие» новых знаний детьми

Чтобы нам разобраться, надо вспомнить, что значит “вычесть”? (Взять, отложить, убрать…)

- Что обозначает первое число?

-Что показывает второе число?

- А третье число?

- Какое число из трёх самое большое?

- Как вы думаете, почему? (Дети выясняют, что это целое, из которого можно взять часть).

- Что происходит с первым самым большим числом при вычитании? (Уменьшается)

- То как может называться это число?(Уменьшаемое)

- Что происходит со вторым числом? (Его вычитают).

- Значит, как его называют? (Вычитаемое)

- А третье число показывает разницу между первым числом и вторым.

- На сколько 8 больше 3? (На 5).

- Вопрос “на сколько” задают при сравнении, чтобы найти разницу.

- Как же называется третье число?

- Если результат вычитания называется “разность”, то выражение на вычитание можно назвать так же? Почему? (Да. Между ними стоит знак “=”).

Проблема разрешена.

Все числа вычитания получили имена.(слайд 10)

- Давайте все вместе повторим названия чисел при вычитании . (Дети хором проговаривают названия компонентов действия вычитания).

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

(Регулятивные УУД)

Умение слушать и понимать речь других

Умение договариваться, находить общее решение

Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества

(Коммуникативные УУД)

Физкультминутка

 

 

 

3.Станция «Физкультурная» (слайд 11)                                              

Потребность в общении со взрослыми и сверстниками(Коммуникативные УУД)

Первичное закрепление.

4.Станция «Задачка» (слайд 12)

Блицтурнир – записываем только ответы

Проверяем (слайд 13)

 

5.Станция «Самостоятельная»( слайд 14)

работа в паре – заполните таблицу на карточке

проверяем (слайд 15)

Фронтальная проверка.

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- В чём ошибки?

- В чём причина ошибок?

Анализ объектов с целью выделения признаков,проводить сравнение,  классификацию по заданным критериям

(Познавательные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; высказывать своё предположение.

(Регулятивные УУД)

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

(Регулятивные УУД)

Способность к самооценке.(Личностные УУД)

Рефлексия

- Какую цель ставили?

- Достигли цели?

- Какие математические термины вы сегодня узнали?

Расскажите, чему научились на уроке?

Нарисуйте свое настроение с обратной стороны человечка

- Оцените свою деятельность на уроке с помощью лестницы успеха (прикрепите своего человечка на ступеньку)

Всем спасибо! Молодцы! (Слайд 16)

 

 

 

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

(Регулятивные УУД)

(Личностные УУД)

Комментарии

Урок интересный, но хотелось бы увидеть и презентацию, т. к. в конспекте прописаны (слайды). Спасибо!

16 February 2020

Похожие публикации