Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Крупнейшие реки России: название, нахождение на карте"
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4
Тема урока: Крупнейшие реки России: название, нахождение на карте
Тип урока: изучение нового материала
Продолжительность: 40 минут
Цель урока: сформировать у обучающихся представление о крупнейших реках России, их расположении на карте, значении в природе и жизни человека.
Предметные результаты:
знать крупнейшие реки России (Волга, Енисей, Обь, Лена, Амур);
уметь находить их на карте России;
понимать значение рек в жизни человека и природе.
Метапредметные результаты:
умение работать с картой;
развитие навыков сравнения, анализа, поиска информации;
развитие коммуникативных умений при обсуждении.
Личностные результаты:
формирование интереса к изучению родной страны;
осознание ценности природных ресурсов России.
Оборудование: физическая карта России (настенная и контурная), карточки (флажки) с названием рек, мультимедийная презентация, рабочие листы для обучающихся.
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин)
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний (5 мин)
Вспомнить, что такое река (исток, устье, приток, течение).
Устные вопросы:
Где берёт начало река?
Что такое устье?
Какие реки протекают на территории нашего региона (Донецкой Народной Республики)?
По территории России протекают тысячи рек. Сегодня мы познакомимся с самыми крупными из них.
3. Изучение нового материала (13 мин)
1. Учитель рассказывает и показывает на карте:
Волга (3531 км) – крупнейшая река Европы, впадает в Каспийское море.
Енисей (3487 км) – течёт через Сибирь, впадает в Карское море.
Обь – с притоком Иртыш (5410 км) – огромная речная система Западной Сибири.
Лена (4400 км) – берёт начало в Байкальских горах, впадает в Северный Ледовитый океан.
Амур (2824 км) – течёт на Дальнем Востоке, граница России и Китая.
Дон (1870 км) – впадает в Таганрогский залив Азовского моря.
2. Работа с картой:
Учащиеся работают с картой у доски, прикрепляя флажки с названиями рек, остальные – работают на контурных картах (рабочие листы).
Задание: подписать на контурной карте названия рек и обозначить стрелками их направление течения.
4. Физминутка (2 мин)

5. Закрепление изученного материала (10 мин)
Работа в группах: каждая группа получает карточку с названием реки и готовит мини-сообщение:
где протекает;
в какое море впадает;
какие города стоят на ней;
интересные факты.
5. Итог урока (5 мин)
Фронтальное обсуждение:
- Какая река самая длинная в Европе?
- Какая река впадает в Северный Ледовитый океан?
- Почему реки важны для людей?
Учитель подводит итог: Реки – богатство России. Они обеспечивают людей водой, транспортом, энергией и жизнью природу.
6. Рефлексия (3 мин)
Ученики на стикерах или устно завершают фразу:
«Сегодня я узнал(а)…»
«Было интересно, когда…»
«Теперь я умею…»
7. Домашнее задание
Подготовить мини-сообщение или интересные факты об одной из рек, протекающих на территории нашего региона.
По желанию: найти пословицы и поговорки или стихотворения о реках.