Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе на тему: «Водные богатства нашего края»
Урок разработала учитель начальных классов МОУ СОШ №1 города Карталы, Челябинской области Казанцева Татьяна Сергеевна.
Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе на тему:" Водные богатства нашего края."
Цели |
Предоставить для учащихся условия для ознакомления с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водоемов в природе и жизни человека; способствовать формированию представления учащихся о естественных и искусственных водоемах; развитию интереса к предмету «Окружающий мир», любви и бережного отношения к природе. |
Тип урока |
открытие нового знания |
Планируемые |
Предметные :получат возможность научиться работать Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; пользоваться учебником. Личностные: будет развиваться ответственное отношение к учению; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
методы и формы |
объяснительно-иллюстративный; парная, фронтальная, индивидуальная, коллективная |
Образовательные |
|
Оборудование |
Экран, компьютер; схема реки; карта Челябинской области. |
Понятия. |
водоемы, исток, приток, устье, родник, озеро. |
ХОД урока.
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы организации на уроке |
Формируемые умения |
Промежуточный контроль |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Мотивация деятельности |
Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного |
Читаю стихотворение. Вам новое предстоит узнать И друзьям потом об этом рассказать. Сегодня мы отправимся туда, Где пресная плещется вода… Чтоб тему урока узнать. Кроссворд вам надо разгадать. кроссворд: |
Слушают учителя. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место Отгадывают кроссворд |
Фронтальная. |
Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог. Личностные:понимают значение знаний для человека |
Устные ответы, организация рабочего места |
1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон. (Овраг.) 2. Место, где река берет свое начало. (Исток.) 3. Нижняя часть горы, холма. (Подошва.) 4. Есть у оврага, холма, горы. (Склон.) 5. Самое теплое море России. (Черное море.) 6. Форма поверхности. (Холм.) 7. Вся территория земной поверхности разделена на природные… (зоны). Ключевое слово: водоемы |
||||||
II. Изучение нового материала |
Беседа по теме урока. |
– Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим.) – Одинаковая ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая.) – Где вода соленая? (В морях, океанах, озерах.) – посмотрите, все ли правильно записано? Найдите «лишние» слова: овраг, океан, озеро, склон, река, пруд, балка, канал, водохранилище, море, ручей. – Оставшиеся слова разделите на две группы по их происхождению. (Естественные – водоемы, созданные природой. Искусственные – водоемы, созданные человеком.) – разделите водоемы на две группы по их происхождению: водоемы естественные. Это какие водоемы? (созданные природой) и искусственные. А это какие водоемы? (созданные человеком). |
Отвечают |
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные:осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель;осуществляют поиск |
Устные ответы. |
.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Знакомство с происхождением реки. |
Как же «живут» естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера? – что дает начало любой реке? (Родник.) – куда девается вода, которая вытекает из родника? Вода собирается в ручейки, ручейки стекаются в реки, маленькие реки собираются в большие. Маленькие реки, впадающие в большую реку, называются притоки. Чем больше у реки притоков, тем многоводнее река. Место, откуда вытекает река, называется исток, а место, куда впадает река – устье. Длина рек бывает разная, от 10 до 10000 километров. – подумайте, на какой местности скорость реки будет больше: на равнинной или горной? Почему? – Откуда еще, кроме родников, берется вода в реках? – Очень много воды в реках весной. Почему? Как называется это явление природы? – за счет чего реки питаются зимой? (За счет подземных вод.) |
. высказывают свои предположения, слушают. Отвечают |
Регулятивные:ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют ответы. |
Работа с картой. Работа с картой края |
– Все крупные реки, которые есть у нас в стране, можно увидеть на карте. – Как реки обозначаются на карте? найдите на карте реки: Волга, Ангара, Енисей, Лена и др. – Кроме рек, вода собирается в озера. Озеро– это природное углубление, заполненное водой. Подумайте, чем отличаются озера от рек. – Озера бывают пресные и соленые. В озера могут впадать реки. Из некоторых озер вытекают реки. Например, в Ладожское озеро впадает много рек, а вытекает только одна – Нева. А в озеро Байкал впадает 333 реки, а вытекает одна – Ангара. – какие озера вы знаете? Покажите их на карте. – Зимой водоемы покрываются льдом. Почему опасно ходить по льду осенью? Весной ходить по льду тоже очень опасно. А летом нужно купаться в специальных местах под наблюдением взрослых. – Какие водоемы расположены на территории нашей области? Покажите их на карте. – Назовите естественные водоемы. – Перечислите искусственные водоемы нашей области. – На берегу какой реки расположен наш город?(Караталы-Аят) – Покажите исток и устье реки, на которой стоит наш город. Челябинская область обладает значительными запасами водных ресурсов, львиную долю которых составляют озера и пруды. На территории региона берут начало многочисленные реки, относящиеся к бассейнам Камы, Тобола и Урала. Крупных рек, длина которых превышает 10 км, свыше 340. Но, все-таки, Челябинская область это скорее край озер, чем край рек. Озер здесь насчитывается порядка трех тысяч, значительная часть которых относится к малым. Общая площадь озер - 2125 кв. км. Кроме того, в регионе создано свыше сотни водохранилищ. |
Отвечают |
Адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело. |
Беседа. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Большая часть названий озер происходят из татарского и башкирского языка. В наименованиях водоемов часто встречается «куль», что означает «озеро». Таковы, к примеру, названия озер Абаткуль, Большой Кременкуль, Табанкуль, Большой Теренкуль, Зюраткуль. Крупнейшие озера региона: Увильды, Тургояк, Большой Кисегач, Иткуль, Иртяш. Озеро Увильды – самое большое озеро, расположенное у подножья Уральских гор. Вода в нем слабо минерализованная, очень чистая и прозрачная. За необычный оттенок воды озеро называют голубой жемчужиной Урала. Многие озера региона – места отдыха, некоторые обладают бальнеологическими ресурсами, используются как место рыбалки. |
Проявляют познавательный интерес |
|||||
III. Практическая деятельность |
Работа Составление памятки. |
– Составьте рассказ-описание реки по плану в учебнике (с. 154). – А вы знаете, как вести себя правильно у водоема? Прочитайте об этом в учебнике (с. 155–156). – Как взрослые и дети должны охранять водоем? – Сейчас, работая в парах, вы составите памятку «Правила поведения у водоема». После прослушивания ответов составляется общая памятка. Памятка 1. Не бросай мусор в воду. 2. Не оставляй мусор на берегу. 3. Не мой транспорт в водоеме. – Какое значение в природе имеют водоемы? |
отвечают Составляют памятку. |
Фронтальная, индивидуальная. Парная. |
Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск |
Устные ответы, выполненные задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Обобщение. |
Читает стихотворение: Течет река… Течет река… Поит поля и города, Несет и лодки, и суда, И рыбы ходят в глубине, И раки ползают на дне… Ты хороша, река, весной, И осенью, и в летний зной! Купанье! Что за благодать! Словами – ах! – не передать! Приятней плыть в живой волне. Все дети счастливы вполне! –В этом шуточном стихотворении говорится о роли реки. Так какое же назначение имеют водоемы в природе и жизни человека? –Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна |
Внимательно слушают. Отвечают высказывают свои предположения. |
Фронтальная. |
Регулятивные: осуществляют саморегуляцию в ситуации затруднения; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание, |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
||||||
IV. Итоги урока. Рефлексия |
Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок |
– Что нового узнали? – Какое значение в природе имеют водоемы? – Где пригодятся эти знания? – Кто из ребят больше всех нам помог? – Кому помог ты? – Как ты оцениваешь свою работу на уроке? |
читают вывод в учебнике. Отвечают |
индивидуальная, фронтальная |
Познавательные: осуществляют рефлексию способов Регулятивные: оценивают собственную деятельность |
|
V. Домашнее задание |
Комментарий учителя |
Учебник, с. 154–158. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 2, 3 |
Задают уточняющие вопросы. |
Фронтальная |
Регулятивные:осуществляют поиск решения поставленных задач. |