12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Казанцева Татьяна Сергеевна31

Урок разработала учитель начальных классов МОУ СОШ №1 города Карталы, Челябинской области Казанцева Татьяна Сергеевна.

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе на тему:" Водные богатства нашего края."

Цели
учителя.

Предоставить для учащихся условия для ознакомления с разнообразием водоемов нашего края, раскрытия значения водоемов в природе и жизни человека; способствовать формированию представления учащихся о естественных и искусственных водоемах; развитию интереса к предмету «Окружающий мир», любви и бережного отношения к природе.

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые

результаты

Предметные :получат возможность научиться работать
с учебником, картой.

Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; пользоваться учебником.

Личностные: будет развиваться ответственное отношение к учению; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный; парная, фронтальная, индивидуальная, коллективная

Образовательные
ресурсы

http://festival.1september.ru/articles/516854/

http://wiki.vspu.ru/workroom/projects/скачать_урок

Оборудование

Экран, компьютер; схема реки; карта Челябинской области.

Понятия.
 

водоемы, исток, приток, устье, родник, озеро.

ХОД урока.

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Читаю стихотворение.

Вам новое предстоит узнать

И друзьям потом об этом рассказать.

Сегодня мы отправимся туда,

Где пресная плещется вода…

Чтоб тему урока узнать.

Кроссворд вам надо разгадать.

кроссворд:

Слушают учителя.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку.

Отгадывают кроссворд

Фронтальная.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог.

Личностные:понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Устные ответы,

организация рабочего места


 

             
   

1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон. (Овраг.)

2. Место, где река берет свое начало. (Исток.)

3. Нижняя часть горы, холма. (Подошва.)

4. Есть у оврага, холма, горы. (Склон.)

5. Самое теплое море России. (Черное море.)

6. Форма поверхности. (Холм.)

7. Вся территория земной поверхности разделена на природные… (зоны).

Ключевое слово: водоемы

       

II. Изучение нового материала

Беседа по теме урока.

Каким цветом обозначена вода на карте? (Синим.)

Одинаковая ли вода на вкус? (Нет, вода бывает пресная и соленая.)

Где вода соленая? (В морях, океанах, озерах.)

посмотрите, все ли правильно записано? Найдите «лишние» слова: овраг, океан, озеро, склон, река, пруд, балка, канал, водохранилище, море, ручей.

Оставшиеся слова разделите на две группы по их происхождению. (Естественные – водоемы, созданные природой. Искусственные – водоемы, созданные человеком.)

разделите водоемы на две группы по их происхождению: водоемы естественные.

Это какие водоемы? (созданные природой) и искусственные. А это какие водоемы? (созданные человеком).

Отвечают
на вопросы учителя.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель;осуществляют поиск
и выделение необходимой информации.

Устные ответы.

.

1

2

3

4

5

6

7

 

Знакомство с происхождением реки.

Как же «живут» естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера?

что дает начало любой реке? (Родник.)

куда девается вода, которая вытекает из родника? Вода собирается в ручейки, ручейки стекаются в реки, маленькие реки собираются в большие. Маленькие реки, впадающие в большую реку, называются притоки. Чем больше у реки притоков, тем многоводнее река. Место, откуда вытекает река, называется исток, а место, куда впадает река – устье. Длина рек бывает разная, от 10 до 10000 километров.

подумайте, на какой местности скорость реки будет больше: на равнинной или горной? Почему?

Откуда еще, кроме родников, берется вода в реках?

Очень много воды в реках весной. Почему? Как называется это явление природы?

за счет чего реки питаются зимой? (За счет подземных вод.)

.

высказывают свои предположения, слушают.

Отвечают
на вопросы учителя.

 

Регулятивные:ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют ответы.

 


 

             
 

Работа с картой.

Работа с картой края
(области)

Все крупные реки, которые есть у нас в стране, можно увидеть на карте.

Как реки обозначаются на карте? найдите на карте реки: Волга, Ангара, Енисей, Лена и др.

Кроме рек, вода собирается в озера. Озеро– это природное углубление, заполненное водой. Подумайте, чем отличаются озера от рек.

Озера бывают пресные и соленые. В озера могут впадать реки. Из некоторых озер вытекают реки. Например, в Ладожское озеро впадает много рек, а вытекает только одна – Нева. А в озеро Байкал впадает 333 реки, а вытекает одна – Ангара.

какие озера вы знаете? Покажите их на карте.

Зимой водоемы покрываются льдом. Почему опасно ходить по льду осенью? Весной ходить по льду тоже очень опасно. А летом нужно купаться в специальных местах под наблюдением взрослых.

Какие водоемы расположены на территории нашей области? Покажите их на карте.

Назовите естественные водоемы.

Перечислите искусственные водоемы нашей области.

На берегу какой реки расположен наш город?(Караталы-Аят)

Покажите исток и устье реки, на которой стоит наш город.

Челябинская область обладает значительными запасами водных ресурсов, львиную долю которых составляют озера и пруды. На территории региона берут начало многочисленные реки, относящиеся к бассейнам Камы, Тобола и Урала. Крупных рек, длина которых превышает 10 км, свыше 340. Но, все-таки, Челябинская область это скорее край озер, чем край рек. Озер здесь насчитывается порядка трех тысяч, значительная часть которых относится к малым. Общая площадь озер - 2125 кв. км. Кроме того, в регионе создано свыше сотни водохранилищ.

Отвечают
на вопросы учителя, показывают
на карте.

 

Адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело.

Беседа.

 

1

2

3

4

5

6

7

   

Большая часть названий озер происходят из татарского и башкирского языка. В наименованиях водоемов часто встречается «куль», что означает «озеро». Таковы, к примеру, названия озер Абаткуль, Большой Кременкуль, Табанкуль, Большой Теренкуль, Зюраткуль. Крупнейшие озера региона: Увильды, Тургояк, Большой Кисегач, Иткуль, Иртяш.

Озеро Увильды – самое большое озеро, расположенное у подножья Уральских гор. Вода в нем слабо минерализованная, очень чистая и прозрачная. За необычный оттенок воды озеро называют голубой жемчужиной Урала. Многие озера региона – места отдыха, некоторые обладают бальнеологическими ресурсами, используются как место рыбалки.

   

Проявляют познавательный интерес
к изучению предмета и природе родного края.

 

III. Практическая деятельность

Работа
по учебнику.

Составление памятки.

Составьте рассказ-описание реки по плану в учебнике (с. 154).

А вы знаете, как вести себя правильно у водоема? Прочитайте об этом в учебнике (с. 155–156).

Как взрослые и дети должны охранять водоем?
(Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя бросать мусор в воду и оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.)

Сейчас, работая в парах, вы составите памятку «Правила поведения у водоема».

После прослушивания ответов составляется общая памятка.

Памятка

1. Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3. Не мой транспорт в водоеме.

Какое значение в природе имеют водоемы?

отвечают
на вопросы.

Составляют памятку.

Фронтальная, индивидуальная.

Парная.

Познавательные:

осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, планирование, прогнозирование; осознанно строят речевое высказывание.

Устные ответы,

выполненные

задания

 

1

2

3

4

5

6

7

 

Обобщение.

Читает стихотворение:

Течет река… Течет река…

Поит поля и города,

Несет и лодки, и суда,

И рыбы ходят в глубине,

И раки ползают на дне…

Ты хороша, река, весной,

И осенью, и в летний зной!

Купанье! Что за благодать!

Словами – ах! – не передать!

Приятней плыть в живой волне.

Все дети счастливы вполне!

В этом шуточном стихотворении говорится о роли реки. Так какое же назначение имеют водоемы в природе и жизни человека?

Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна
не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода! К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди, которые загрязняют водоемы, неэкономно используют их, вырубают леса вокруг водоемов, что приводит к разрушению берегов и обмелению рек. Некоторые промышленные предприятия спускают в реки отходы с химическими веществами. Как это может отразиться на рыбных богатствах?

Внимательно слушают.

Отвечают
на вопрос.

высказывают свои предположения.

Фронтальная.

Регулятивные:

осуществляют саморегуляцию в ситуации затруднения; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его
в решении учебной задачи; принимают
и сохраняют цели
и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности
работы; умеют слушать собеседника.

Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание,

 


 

1

2

3

4

5

6

7

         

осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

 

IV. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа. Выставление оценок

Что нового узнали?

Какое значение в природе имеют водоемы?

Где пригодятся эти знания?

Кто из ребят больше всех нам помог?

Кому помог ты?

Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

читают вывод в учебнике.

Отвечают
на вопросы учителя.

индивидуальная,

фронтальная

Познавательные: осуществляют рефлексию способов
и условий действия, контроль и оценку.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке

 

V. Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник, с. 154–158. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 2, 3

Задают уточняющие вопросы.

Фронтальная

Регулятивные:осуществляют поиск решения поставленных задач.

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.