12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зеленина Алина Евгеньевна116
Россия, Удмуртская респ., Ижевск

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тип урока: урок открытия нового знания.

Программа обучения:

Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с НОДА, вариант 6.2

Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с НОДА, вариант 6.3



Вариант 6.2

Вариант 6.3

Тема урока

Луг – природное сообщество.

Растения поля.

Цель урока

Создать условия для формирования представления обучающихся о луге как о природном сообществе; ознакомить с растениями и животными луга, определить использование человеком луга.

Формирование знаний об основных частях растения, создать условия для ознакомления обучающихся с культурными растениями поля, использования их человеком.


Кроме основной цели обучающиеся получат возможность ознакомиться с растительным миром луга, его обитателями.


Прогнозируемые результаты, вариант 6.2


Личностные

Метапредметные

Предметные

-Принятие  и  освоение  социальной  роли  обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- Осуществлять взаимопроверку и коррекцию.

- Описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации; выявлять экологические связи на лугу.

- Рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона.

- Приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем.

- Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


Прогнозируемые результаты, вариант 6.3



Личностные

Предметные

1) формирование уважительного отношения к иному мнению;

2) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

3) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда   на   мир   в   его   органичном   единстве   и разнообразии  природы.

4) Принятие  и  освоение  социальной  роли  обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

1) Знать названия полевых растений (рожь, пшеница); основные части растений поля: корень, стебель- соломина, листья, колос, зерна. Знать применение растений поля человеком.

2) Уметь различать растения поля, описывать их; находить сходства и различия в их строении.


* - данным знаком обозначен резервный материал урока.

Коррекционно-развивающая работа:

развитие зрительной памяти и внимания;

развитие слухового внимания и памяти

развитие умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

развитие умения планировать деятельность;


Дидактические средства:

-Презентация «Луг – природное сообщество»

-Цветик-семицветик (на обратной стороне лепестков написаны названия растений)

-Гербарий (тысячелистник, нивяник, мышиный горошек)

-Атлас-определитель «От земли до неба» А.А. Плешаков.

-Окружающий мир. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. 1 часть / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение,2017 г.

-Мир природы и человека. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобраховат. Программы. 2 часть /Н.Б. Матвеева. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2019. - 80 с.

- А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс.-  М.: Просвещение  2019 г.

-видеоматериалы:

*1. Голоса птиц. Белая трясогузка. 01:03.

*2.Коростель. 00:42.

*3. Перепел. 02:45

- Аудиозапись «Звук летнего луга» 04:39


Оборудование:

-ноутбук

-проектор

-интерактивная доска

-меловая доска

-магниты

-цветные карандаши красного, зеленого и желтого цвета.

Этап

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД, вариант 6.2



Формируемые БУД, вариант 6.3

Деятельность учителя



Деятельность обучающихся (Вариант 6.2)

Деятельность обучающихся (Вариант 6.3)

Огр. момент


(1 мин.)

Фронтальная работа


Беседа

-Добрый день дорогие ребята, здравствуйте уважаемые гости.

- Ребята, назовите сегодняшнее число?

- Данный месяц относится к какому времени года?

-Ребята, подумайте какими качествами должен обладать ученик, чтобы хорошо работать на уроке и освоить тему урока? (внимательным, активным, любознательным, заинтересованным)


Приветствуют учителя и гостей.

Проверяют готовность к уроку.

Называют качества успешного обучающегося.



Личностные: осознание ценности обучения, принятие позиции обучающегося.

Регулятивные: контролирование процесса и результата деятельности.

Регулятивные: контролирование процесса и результата деятельности.

Коммуникативные :

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им.

Личностные: осознание ценности обучения, принятие позиции обучающегося.

Актуализация знакий


(3-5 мин.)

Беседа


графический диктант


Взаимооценивание

-О чем мы с вами говорили на прошлом уроке? (о лесе, его обитателях, о лесной подстилке, о роли грибов)


-Перед вами на столах лежит таблица, если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+» (да), если нет, ставьте знак «-» (нет).


Приложение 1. Таблица для обучающихся по варианту 6.2;

Приложение 2. Таблица для обучающихся по варианту 6.3.


-Давайте проверим, как вы справились с заданием, Поменяйтесь листочками друг с другом.

1) +

2) -

3) +

4) -

5) +

-Оцените результат работы:

Если все верно поставьте кружок зеленого цвета, если есть одна или две ошибки кружок желтого цвета, если три ошибки и больше кружок красного цвета.

- Молодцы.

Отвечают на вопрос учителя.




Слушают инструкцию к заданию.





Выполняют задание.


Обучающиеся под руководством учителя выполняют взаимопроверку (6.2)


Познавательные: актуализация знаний, самопроверка, взаимопроверка.

Коммуникативные: аргументировать свой ответ.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные: устанавливать связи результата своей деятельности.

Регулятивные: контролирование процесса и результата деятельности.

Познавательные:

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные :

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им.

Личностные: осознание ценности обучения, принятие позиции обучающегося.

Мотивационно- целевой

(5 мин.)

Работа в паре (группе) и индивидуально.










Беседа




Фронтальная работа





























Высказывание с пропуском слов




-Ребята, мне нужна ваша помощь.

-Перед вами лежит разрезная картинка, собрав ее вы узнаете тему сегодняшнего урока.

-Молодцы, вы справились, назовите тему урока. (6.2 Природное сообщество — луг),

(6.3 Растения поля)

Приложение 3.Разрезная картинка.


-Скажите, пожалуйста, чем поле отличается от луга? Кто догадался? ( Поле — это селькохозяйственный  засеиваемый или возделываемый под посев участок земли. Луг - это территория, которая имеет естественный травяной покров).


-Сегодня я вам предлагаю совершить виртуальную прогулку по лугу и мы заглянем еще на поле.


-Что и кого вы можете встретить прогуливаясь по лугу? (Цветы, насекомых: бабочек, пчел, жуков и т.д.)


-Обратите внимание на доску, на лугу вырос волшебный цветок, как он называется? (Цветик-семицветик)

- Какое у него есть волшебное свойство? Что он может делать? (исполнять желание).


-Какое желание вы хотите исполнить на сегодняшнем уроке? Что нового узнать? Чему научиться?


Высказывание с пропуском слов


Цель (6.2) : узнать какие ... (растения) и ... (животные) составляют сообщество ... (луга), определить роль луга в жизни ... (человека).


Цель (6.3): Узнать какими ... (растениями) человек засеивает... (поле), как ... (человек) их использюет.


-Давайте же поскорей перенесемся на луг, для этого нам нужно проговорить волшебные слова, которые произносила девочка в мультфильме

«Цветик семицветик»


Лети, лети - лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся сделав круг
Лишь коснешься ты земли
Быть по моему вели (перенеси на луг)

В паре (группе) (6.2) и индивидуально (6.3) собирают разрезную картинку.





Называют тему урока.





Отвечают на вопросы учителя.


На слайде представлено изображение поля и луга, обучающиеся сравнивают, находят отличие.


























Совместно с учителем ставят цель урока.


Один ученик читает полностью сформулированную цель.














Имитация перемещения в «Волшебный лес»


Произносят «Волшебные слова».

Чтение слов с слайда.

Личностные: положительное отношение и интерес к изучению природы.

Регулятивные: планировать свою познавательную деятельность, постановка цели;

Коммуникативные:умение взаимодействовать со взрослым и с одноклассниками, учитывать мнение своих одноклассников;

Познавательные: выделять существенную информацию из предложенного учебного материала;

Личностные: осознание ценности обучения, принятие позиции обучающегося.

Регулятивные: принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

совместно с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

Коммуникативные: умение взаимодействовать со взрослым, учитывать мнение своих одноклассников, аргументировать своё мнение;

Познавательные: моделировать цель предстоящей деятельности;

Открытие нового знания

(8-10 мин)

Фронтальная работа



Работа с гербарием


Работа с атласом- определителем «От земли до неба»





















Работа с гербарием



Работа с допролнительной литературой














Работа с гербарием



Работа с допролнительной литературой









































Работа по учебнику






























лабораторную работу,

-Ура, мы перенеслись на луг, предлагаю посмотреть какие растения можно встретить прогуливаясь по лугу.


1 растение: «Тысячелистник»


- Ребята посмотрите какое интересное растение встретилось нам на пути.

- Рассмотрите это растение в гербарии.

- Найдите в атласе — определителе «От земли до неба» его название.

с. 50

- На с. 51 прочитаете об этом растении и ответьте на вопрос, почему это растение называется «Тесячелистник» (Один обучающийся читает вслух, остальные следят).

(Ответ на вопрос: его листья рассечены на множество долек — их как бы тысяча).


Учитель переворачивает лепесток цветика-семицветика, на лепестке написано название растения «Тысячелистник»



2 растение: «Нивяник»


-на пути нам встретилось следующее растение.

- Рассмотрите это растение в гербарии.

- Найдите в атласе — определителе «От земли до неба» его название. с. 49 (Нивяник)

- На с. 49 написано об этом растении, ответьте на вопрос, на какое растение оно похоже, как отличить? (похоже на рамашку, можно отличить по цельным (не изрезанным на укроп) листьям).

(Чтение учителем вслух, обучающиеся следят).


Учитель переворачивает лепесток цветика-семицветика с названием растения «Нивяник»


3 растение: «Мышиный горошек»


- Следующее растение еще интересней.

- Рассмотрите это растение в гербарии.

- Найдите в атласе — определителе «От земли до неба» его название. с. 60 (Мышиный горошек).

- На с. 61 прочитайте об этом растении и ответьте на вопрос, как оно растет? (Цепляясь усиками за другие растения).

(Один обучающийся читает вслух, остальные следят).


Учитель переворачивает лепесток цветика-семицветика с названием растения «Мышиный горошек»




4, 5, 6 растения: «Мятлик», «Тимофеевка», «Лисохвост» (у лисохвоста мягкопушистое соцветие, покрытое желтоватыми пыльниками, действительно напоминает хвост маленькой лисички )

-Откройте с. 170 в учебнике, назовите растения, которые также встречаются на лугу.

(Мятлик, тимофеевка, лисохвост).


Учитель переворачивает лепестки цветика-семицветика с названиями растений «Мятлик», «Тимофеевка», «Лисохвост».


Обучающиеся рассматривают изображение данных растений на слайде.


-Кроме луга есть еще и поле, на поле сеют культурные злаковые растения.

-Обработав эти растения люди получают муку, из которой выпекают хлеб, булочки, печенье.


Учитель предоставляет детям два вида муки: пшеничную и ржаную муку.


- Как называется растение из зерен которого делают пшеничную муку? (пшеница). На слайде изображена пшеница.

- Из каких частей состоит пшеница? (стебель, листья, цветок, зерновка, колос)


- Как называется растение из зерен которого делают ржаную муку? (рожь) На слайде изображена рожь.


Учитель предоставляет кусок пшеничного и ржаного хлеба.

- Как вы думайте из какой муки делают какой хлеб, почему? (из ржаной — чёрный хлеб, из пшеничной — белый, т.к. пшеничная мука имеет белый цвет, а ржаная темный)


Учитель переворачивает лепесткок цветика-семицветика с названиями растений «Пшеница», «Рожь».

Отвечают на вопросы учителя.








Рассматривают растение «Тысячелистник» в гербарии.



С помощью дополнительной литературы, атлас — определитель «От земли до неба», определяют название растения.


Отвечают на вопрос учителя.













Рассматривают растение «Нивяник» в гербарии.



С помощью дополнительной литературы, атлас — определитель «От земли до неба», определяют название растения.


Отвечают на вопрос учителя.














Рассматривают растение «Мышиный горошек» в гербарии.



С помощью дополнительной литературы, атлас — определитель «От земли до неба», определяют название растения.


Отвечают на вопрос учителя.













Работа по учебнику. Открывают с. 170 в учебнике, называют растения, которые также можно встретить на лугу.













Рассматривают данные растения на слайде в презентации.



Слушают рассказ учителя.









Рассматривают муку.




Определяют из зерен какого растения сделали муку.


Рассматривают на слайде в презентации растения поля (пшеница).




Рассматривают на слайде в презентации растения поля (рожь).


Проводят лабораторную работу, соотносят вид муки с хлебобулочным изделием.











Личностные: знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;

чувство прекрасного на основе знакомства с природой родного края;

Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль;

Коммуникативные: умение взаимодействовать со взрослым, учитывать мнение своих одноклассников, аргументировать своё мнение;

Познавательные: осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;

проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам; находить дополнительную информацию, используя справочную литературу.



Регулятивные:

Проговаривать последовательность действий на уроке с помощью учителя.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные :

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им.

Физминутка


- Молодцы, давайте вернемся на наш луг и немного отдохнем.

-Что есть на лугу, кроме растений? (животные)


-Ваша задача найти и собрать всех животных.


Включается аудиозапись «Звук летнего луга» 04:39

Изображения с животными луга расположены по всему классу, задача детей собрать всех животных.

Слушают указания учителя.

Выполняют задание.

Личностные: устойчивый интерес к изучению природы

Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль;

Коммуникативные: умение слушать взрослого, принимать поставленную задачу;

Познавательные: проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;

Регулятивные:

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные :

- проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;

Коммуникативные :

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им.

Продолжение

работы по теме урока

Фронтальная работа


Беседа









































-Молодцы, назовите кто кого встретил, прогуливаясь по лугу?


На обратной стороне карточки написано название животного.


- Перечислите каких птиц вы встретили? (Трясогузка, перепел, коростель)


-А сейчас, я предлагаю вам притаиться и понаблюдать за этими птицами.



* Просмотр видеоматериала:

1. Голоса птиц. Белая трясогузка. 01:03.

2.Коростель. 00:42.

3. Перепел. 02:45


-По какому признаку можно определить трясогузку? (потряхивает хвостиком)


-Коростель? (издает скрипучий крик «дерг-дерг»)


-Перепела? (свое присутствие выдает песенкой «пить — полоть»)

Перечисляют животных луга.







Называют птиц, которых можно встретить на лугу.









Просмотр видео.




Отвечают на вопросы учителя.













Личностные:

формирование бережного отношения к природе;

чувство прекрасного на основе знакомства с природой родного края;

Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль;

осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.

Коммуникативные:

формирование навыков публичного выступления;

сотрудничать с одноклассниками: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

Познавательные: находить необходимую информацию;

понимать информацию, называть объекты природы с выделением существенных и несущественных признаков;

проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;

Регулятивные:

- Проговаривать последовательность действий на уроке с помощью учителя.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные :

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им.

Закрепление знаний

Работа в рабочей тетради

Задание для обучающихся по варианту программы 6.2:

- Откройте с. 78 в рабочей тетради задание 2, соотнесите название растения с его изображением, проверьте себя по учебнику с. 170. После самопроверки наклейте картинки.

-Выполните задание 4 на с. 79 в рабочей тетради. Соедини стрелками рисунки и названия насекомых.

Поменяйтесь тетрадями, выполните взаимопроверку.

Если все верно поставьте зеленый кружок, 1-2 ошибки -желтый кружок, 3 и более ошибок красный кружок.

1. Пчела

2.кобылка

3.цветочная муха

3.жук-навозник

4.кузнечик

5.жук-могильщик


* Выполните задание 5 на с. 80 в рабочей тетради. Необходимо по признакам определить название птицы.

1. трясогузка

2. коростель

3.перепел


Соотнесите название птицы с ее изображением.

2, 1, 3.


Задание для обучающихся по варианту программы 6.2:


- В тетради соотнести название растения с его изображением (рожь, пшеница).

-В тетради соотнести название части растения.

Приложение 4.

Выполняют задание 2 в рабочей тетради на с 78. Задача обучающихся

соотнести названия растения с его изображением, проверить себя по учебнику с. 170. После самопроверки наклеить картинки.


Выполнение задания 4 на с. 79 в рабочей тетради. Задача соединить стрелками рисунки и названия насекомых.

Выполнить взаимопроверку.


*Выполнение занадание 5 на с. 80 в рабочей тетради. Необходимо по признакам определить название птицы.

Соотнести название птицы с ее изображением.

Задача в тетради соотнести название растения с его изображением (рожь, пшеница).


В тетради соотнести название части растения.

Познавательные: осуществлять самопроверку и взаимопроверку полученных знаний.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивами.

Регулятивные:

- Проговаривать последовательность действий на уроке с помощью учителя.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные :

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им.

Рефлексивно -

оценочный

Беседа.



Устный опрос.


Оценивание собственной деятельности

- Скажите, пожалуйста, как человек использует луг? (по лугу можно гулять, смотреть на цветы и бабочек, наблюдать за жизнью насекомых и птиц).

-Что нельзя делать находясь на лугу? (разжигать костер, рвать цветы, ловить и уничтожать насекомых).


-Какие, ребята, вы молодцы!

-Посмотрите над нашим лугом появилась радуга.

-Я предлагаю вам выбрать один из цветов радуги, там написано высказывание, вам нужно его закончить.

-Сегодня я узнал(а)...

-Было интересно...

-Меня удивило...

-Больше всего я запомнил(а)....

-Теперь я знаю...

-У меня получилось...

-Было трудно...


Пришло время вернуться в наш класс и записать домашнее задание.

Д/з

6.2 : уч. с. 170-175, р.т.с. 79-81 №3, 6,7.


6.3 : с.23-24

Отвечают на вопросы учителя.


Выбирают по одному цвету радуги.

Продолжают высказывание, которое написано на определенном цвете радуги.


Запись домашнего задания.

Личностные: ормирование бережного отношения к природе;

чувство прекрасного на основе знакомства с природой родного края;

Регулятивные: осуществлять итоговый контроль;

Коммуникативные: умение аргументировать своё высказывание;

Познавательные: анализировать полученные знания и познавательную деятельность;

Регулятивные:

Учиться совместно с учителем давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные:

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные :

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им.


Приложение 1. Таблица для обучающихся по варианту 6.2;



Утверждение

Знак «+» (да) /

«-» (нет)

1

В этом сочетании будет происходить круговорот веществ: дуб — гусеница — птица — микробы

+

2

На дереве обитают кроты и землеройки

-

3

Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные

+

4

Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу

-

5

Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку

+




Приложение 2. Таблица для обучающихся по варианту 6.3.



Утверждение

Знак «+» (да) /

«-» (нет)

1

В лесу живут звери, птицы, насекомые

+

2

На дереве обитают кроты и землеройки

-

3

Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные

+

4

Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу

-

5

В лесах растут лиственные и хвойные деревья, кустарники, травы.

+

Пt1594141325aa.jpg
риложение 3.





t1594141325ab.jpg

Приложение 4.

ПШЕ-НИ-ЦА

РОЖЬ


t1594141325ac.jpg

t1594141325ad.jpg










Колос


Листья


Корни

Цвеиок


Стебель

Зерно


t1594141325ae.jpg

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.