Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе. Тема урока"Какая бывает промышленность"
Урок № 48 | |
Тема урока | КАКая бывает промышленность |
Цель деятельности учителя | ученик научится распознавать отрасли промышленности; различать продукцию каждой отрасли, взаимосвязи между ними |
Тип урока | урок усвоения новых знаний |
Планируемые результаты | Предметные: обнаруживать, характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров; выявлять взаимосвязь отраслей производства; соотносить продукцию и отрасли промышленности, характеризовать труд работников отраслей промышленности. Метапредметные: Регулятивные – понимать учебную задачу и стремиться выполнить её; осуществлять самоконтроль и оценку своих действий; Познавательные – ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию; работать с терминологическим словариком; Коммуникативные – работать в группе; работать со взрослыми: выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе, городе. Личностные – формирование понимания значения отраслей промышленности для развития экономики, роли труда работников своей промышленности. |
Методы и формы обучения | урок с использованием деятельностного способа обучения, словесно-наглядный метод, групповая и коллективная форма деятельности |
Образовательные ресурсы | Учи.ру, Инфоурок |
Оборудование | Учебник Окр. мир 3 кл.ч2. А.А Плешаков. Издательство «Просвещение» 2020г., рабочая тетрадь, компьютер и экран, демонстрационные карточки с названиями промышленности , словарные карточки, рабочие листы для закрепления |
Наглядно-демонстрационный материал | Карта Хабаровского края |
Основные понятия | промышленность, отрасли, профессия |
Организационная структура (сценарий) урока
Основные этапы урока | Цель этапа (задачи урока) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | ||||||||||||
Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Прозвенел звонок Приветствие. Прозвенел звонок Начинается урок ! | Включаются в ритм урока | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и ребятами . Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. | ||||||||||||
Повторение пройденного материала. | Актуализация опорных знаний и способов действий | 1.Фронтальный опрос Какую большую тему мы изучаем? - В чём заключается основа экономики?
- С какой отраслью экономики познакомились? - Что входит в это понятие?
-Что такое растениеводство и животноводство, и что мы получаем от каждой отрасли? 2. Словарный диктант Учитель читает определение, а ученики угадывают и записывают нужный термин. Правила, законы ведения хозяйства. То, что необходимо людям для жизни. Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей. Главная потребность человека. Он необходим для добывания природных богатств, производства товаров. Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения, животные — как назовем все это одним словом? - Составная часть экономики. | Экономика В природных богатствах и в труде людей Сельское хозяйство Отрасли – растениеводство, животноводство Растениеводство - это выращивание культурных растений. Их выращивают для разных целей: например, чтобы получать продукты питания, корма для животных, материал для промышленности. Животноводство - это разведение домашних животных. Среди них есть звери, птицы, рыбы, насекомые. Получаем: мясо, яйца, молоко, пух, перья, шкуру, шерсть. Экономика Потребности Товары Услуги Труд Природные богатства отрасль | Познавательные: Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные: Речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества Регулятивные: Контроль, коррекция, прогнозирование | ||||||||||||
III. Сообщение темы и задач урока | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока | -Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из главных составляющих экономики. Какой? На этот вопрос вы сами мне позже дадите ответ. Зеленая карточка «Рабочие листы» Задание № 1
Вы каждый день приходите в класс и садитесь за парты, чтобы получить знания. А вы когда-нибудь задумывались «Где и когда была сделана эта парта или стул?» - Вы приходите в магазин и покупаете продукты питания. А откуда они появились на прилавках магазинов? Прочитать с. 58 информацию от муравьишки Вопросика. - Так о чём пойдёт речь на нашем уроке? - Какие задачи поставим? | Нас окружает множество самых разных и полезных вещей, которые необходимы нам для жизни. Мы пользуемся различными товарами и услугами. Они были произведены на заводах и предприятиях. - По-другому мы можем сказать, что это промышленные предприятия. - А совокупность всех этих предприятий можно назвать промышленностью. – На уроке мы будем искать ответ на вопрос: Какая бывает промышленность? | Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование Познавательные: Самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели. Коммуникативные: Постановка вопросов | ||||||||||||
IV. Знакомство с новым материалом | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: | - Что такое промышленность? -Промышленность, промышлять, промысел.
- Промышленники, как и люди, работающие в сельском хозяйстве, разделились на отрасли, которые специализируются на чём-то одном. 1. Зеленая карточка «Рабочие листы» 2. Я приглашаю вас на « экскурсию» по разным отраслям промышленности… | Задание № 2 Поиск отрасли по произведенному товару. | П: поиск и выделение необходимой информации; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; | ||||||||||||
V. Объяснение нового материала | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: | Работа по группам. Разделить детей на 8 групп. Каждая группа готовит сообщение о своём виде промышленности. Используем учебник и рабочую тетрадь. Все названия отраслей (по ходу «экскурсии») вывешиваются на доску. -добывающая, - металлургия, - электроэнергетика, -машиностроение, - электронная, - химическая, -легкая. - пищевая. Учебник с. 58-60 Задача– добыча полезных ископаемых (нефти, природного газа, каменного угля и др.) - Люди каких профессий работают в добывающей промышленности? – У кого из вас в доме нет электричества? Задача- производить электрическую энергию, без которой погас бы свет и не работали бы электроприборы. - Чтобы у нас с вами было в доме электричество существуют электростанции. - Найдите в тексте информацию об (ГЭС, ТЭС, АЭС) Как называют людей, которые работают с электричеством? Задача – обеспечить экономику металлом (сталь, алюминий, медь, никель и др) Железные предметы окружают нас повсюду. Посмотрите по сторонам и назовите предметы, изготовленные из металла. Металлы, как правило, твёрдые вещества, имеющие “металлический” блеск. Но есть и жидкие металлы, например ртуть. С этими и ещё со многими другими металлами работают металлурги. Задача- производить разнообразные машины и механизмы (станки, пылесосы, велосипеды, автомобили, корабли, самолёты и тд) - Машиной мы можем назвать вертолёт и комбайн, ткацкий станок и пылесос, велосипед и электробритву – это всё машины.
Есть ещё информационные машины, которые помогают нам считать, собирать информацию. - А какие машины есть у вас дома? Задача – производство сложной электронной техники. Задача – производить множество веществ, которые используются в хозяйстве –- Какие вещества химической промышленности у вас есть дома? Профессии: химики , технологи Задача – производить для людей ткани, одежду, обувь и тд. Как связана лёгкая промышленность с растениеводством? – Бывают ткани растительного происхождения? Задача – обеспечить людей продуктами питания - Люди каких профессий работают в пищевой промышленности? | Добывающая промышленность Прочитали в учебнике с. 58 шахтёр, нефтяник Рабочая тетрадь с. 38 № 2, записали название промышленности «ДОБЫВАЮЩАЯ» Электроэнергетика Прочитали в учебнике с. 58 Электрик, энергетик Рабочая тетрадь с. 38 № 2, записали название промышленности «ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА» Металлургия Прочитали – учебник с. 59. Рабочая тетрадь с. 38 № 2, записали название промышленности «МЕТАЛЛУРГИЯ» Машиностроение Прочитали учебник с. 59. Раб. Тетр. С. 39 № 2, записали название промышленности «МАШИНОСТРОЕНИЕ» Электронная промышленность Учебник с. 59 Рабочая тетрадь с. 39, записали название промышленности «ЭЛЕКТРОННАЯ»
Химическая промышленность стиральный порошок, пластмасса, резина, краска, удобрения и тд Прочитали в учебнике с. 59 Раб. Тетр. с. 39, записали название промышленности «ХИМИЧЕСКАЯ». Легкая промышленность Лён, хлопок Шерсть, шелк Нефть, газ Профессии: швея, закройщик, модельер… Раб. тетр. с. 39, записали название промышленности «ЛЁГКАЯ». Пищевая промышленность хлеб, сметана, конфеты, макароны и тд Прочитали в учебнике с. 60. кондитеры, технологи, упаковщики… Раб.тетр. с. 39, записали название промышленности «ПИЩЕАЯ». | Познавательные: Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации Логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез . Коммуникативные: Умение выражать свои мысли; слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им. Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование | ||||||||||||
VI. Физминутка | | Динамическая пауза. Движения под видеоролик (повторение). | | | ||||||||||||
VII Закрепление изученного материла. | Установление правильности и осознанности изучения темы. Организовать самостоятельную работу и самопроверку | Демонстрация схемы. Учитель читает. Рабочий лист. Задание 6. Определить по описанию профессии отрасль промышленности. – Какие отрасли промышленности есть в нашем городе? Что они выпускают? – Работают ли ваши родители на таких предприятиях? Работа по рабочим листам. Тест «Какая бывает промышленность». | Выступление учащихся по теме «Промышленные предприятия в городе Комсомольск-на-Амуре. | Познавательные: Общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: Умение выражать свои мысли. Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения, прогнозирование | ||||||||||||
VII. Рефлексия | Организовать фиксацию нового знания, рефлексивный анализ учебной деятельности, оценивание собственной деятельности | -Какие учебные задачи мы ставили на уроке? - Перечислите отрасли экономики, с которыми вы познакомились. Игра с кубиком. - Урок интересный, потому что … - Я могу похвалить себя … - Знания, полученные на уроке, мне пригодятся … - Мне было трудно, потому что … | | Познавательные: Общеучебные: умение структурировать знания; оценка процессов и результатов деятельности. Коммуникативные: Умение выражать свои мысли. Регулятивные: Волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование. | ||||||||||||
IX. Домашнее задание: | | Учебник с. 58- 60 пересказ Рабочая тетрадь с. 40 - 41 Узнать у родителей, какие отрасли промышленности есть в нашем городе. | | |