Технологическая карта урока окружающего мира «Космические тела» (3 класс)
Технологическая карта урока окружающего мира |
|||||||||||||||||||||||
Учитель |
Верещагина Наталья Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СШ № 16» г. Ачинск |
||||||||||||||||||||||
Класс |
3 |
||||||||||||||||||||||
Тема |
Крупные космические тела |
||||||||||||||||||||||
УМК |
Л.М. Цветова «Окружающий мир» |
||||||||||||||||||||||
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
||||||||||||||||||||||
Место урока в системе уроков |
Урок является первым в системе уроков раздела «Планета Земля». |
||||||||||||||||||||||
Цель |
Формирование представлений о крупных космических телах (планетах и звездах) |
||||||||||||||||||||||
Задачи урока |
Развивать умения работать с учебными текстами для освоения понятий крупных космических тел (планет и звезд) Развивать умения работать со схемами и таблицами для выявления существенных признаков планет и звезд. Развивать умения взаимодействовать в паре и группе в процессе выполнения учебного задания. Развивать умения ставить цель учебной деятельности, проводить рефлексию, действия контроля и оценки. |
||||||||||||||||||||||
Планируемый результат |
|||||||||||||||||||||||
Предметные знаний, действия |
УУД познавательные |
УУД коммуникативные |
УУД регулятивные |
УУД личностные |
|||||||||||||||||||
Учащиеся называют тела: искусственные и естественные, приводят примеры тел. Учащиеся объясняют понятие «планеты и звезды» Учащиеся отличают планеты от звезд на основе текста – описания. |
Учащиеся работают со схемой, моделью. Учащиеся сравнивают, классифицируют и анализируют информацию. Учащиеся работают с текстом, понимают его. |
Учащиеся взаимодействуют в малой группе и паре. Учащиеся строят высказывания, в том числе по опоре на вопросы – помощники, таблицу или схему |
Учащиеся определяют тему урока, задачи урока, проводят промежуточную и итоговую рефлексию (деятельностную и эмоциональную) Учащиеся оценивают результат своей работы (по образцу), результат работы товарищей, выбирают критерии для оценивания. |
У учащихся сформирован положительный мотив для изучения природы |
|||||||||||||||||||
ХОД УРОКА |
|||||||||||||||||||||||
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемый результат |
||||||||||||||||||||
Мотивационный ( 2 минуты) |
Задает вопрос и фиксирует варианты ответов. Ребята, вы уже третьеклассники, много знаете об окружающем мире. Попробуйте ответить на такой вопрос: (слайд 1) - Почему мы видим звезды на небосклоне только ночью? - Верный ответ на этот вопрос мы с вами узнаем в конце урока. |
Предлагают различные варианты ответов, возможно среди есть и верный |
УУД личностные: - у учащихся развивается положительная мотивация к изучению предмета. |
||||||||||||||||||||
Актуализации и пробного учебного действия (5 минут) |
Актуализирует знаний, учащихся по теме «Тела», для этого предлагает заполнить схему недостающими компонентами. Форма работы – парная. У вас на парте лежит карточка. Что вы видите? Как называется схема? Какое задание можете предположите? Да, верно, нужно восстановить схему. См. Приложение 1. «Задание для работы в паре» Организует проверку. (слайд 2) - Давайте проверим, как у вас получилось? - Вы будет составлять предложение по схеме, используя и те слова, которые вставили в схему, остальные – относятся. Предлагает дополнить схему примерами - У меня на слайде записаны примеры тел, расположите их в схеме (слайд 3) Слова –стул, планета, волк, ромашка, карандаш, камень, капля дождя, Солнце, Земля, Юпитер - Назовите неживые тела природы? - Попробуйте разделить их на две группы? Организует определение учащимися темы урока - Вспомните вопрос, который мы себе задали в начале урока, определите тему урока? |
Учащиеся определяют, что перед ними схема, название ее «Тела», скорей всего нужно схему дополнить, закончить. Составляют предложение по схеме: - Окружающие нас тела можно разделить на две группы – искусственные и естественные; - Естественные тела также можно разделить на две группы – живые тела природы и неживые тела природы; - Живые тела природы по-другому называются организмы, например, растения и животные. Определяют место каждого примера в схеме Называют неживые тела природы и делят их на две группы – крупные космические тела и тела, которые находятся на Земле Определяют тему урока «Крупные космические тела» |
Предметные: - учащиеся называют тела природы, приводят примеры живых и неживых тел природы. УУД познавательные: - учащиеся восстанавливают схему, составляют по схеме текст; - проводят классификацию по заданному и самостоятельно составленному основанию. УУД коммуникативные: - учащиеся взаимодействуют в паре; - строят высказывание. УУД регулятивные: - учащиеся соотносят свой ответ с ответом других, вносят необходимые коррективы, оценивают его как верный или неверный; - определяют тему урока. |
||||||||||||||||||||
Целеполагание ( 3 минуты) |
Организует целеполагание - Давайте поставим задачи урока, опираясь на вопросы – помощники? (слайд 4) Что можно назвать……? Чем отличаются …..? Какие бывают …….? Как мы будет решать наши задачи? |
Учащиеся формулируют задачи урока, опираясь, при необходимости на вопросы – помощники Что такое крупное космическое тело? Какие бывают космические тела? Чем они отличаются друг от друга? Решать задачи будет, читая текст учебника и выполняя задания учителя |
УУД регулятивные: - формулируют задачи урока с помощью учителя с опорой на вопросы – помощники. |
||||||||||||||||||||
Открытие нового знания (16 минут) |
Организует работу в группах по изучения текстов об особенностях крупных космических тел - Сейчас мы будем работать в группах. - Каждая группа будет работать с одной особенностью крупных космических тел и расскажет об этом нам. - Результаты работы каждой группы мы будем записывать в таблицу. См. Приложение 2. «Задание для работы в группах» Организует проверку выполнения заданий группами и обобщение, фиксируя в таблице. (слайд 5) Как будет называться наша таблица? Какие космические тела мы будет сравнивать?
По ходу заполнения таблицы, чтобы учащиеся на субъективном опыте поняли отвлеченные понятия – отраженный свет, вращение вокруг своей оси и по орбите – учитель проводит небольшие практические работы. Практическая работа № 1. И найди солнечный зайчик (либо от солнца, либо от лампочки). Направь луч зайчика в затемненный угол класса. Попроси товарища сесть в этот угол и спроси о его впечатлениях. Кажется ли ему, что в углу светит маленькое солнышко? Кажется ли ему, что это светит само зеркало? Теперь, не двигая зеркало, попроси товарища закрыть штору. Что произошло? Может ли зеркало светить свои светом? Что в этом опыте выполняло роль звезды? Планеты? Практическая работа № 2. Давайте смоделируем вращение звезд и планет. У нас сегодня звездой будет Ваня. Он вращается на месте, так как будто у него внутри есть линия – ось. Другой ученик демонстрирует сначала как планет двигается вокруг своей оси, а потом она двигается по орбите (линии начерченной на полу) вокруг ученика – звезды. Если позволяет время, можно вызвать группы ребят, они договорятся, кто что изображает. Они демонстрируют движение, а класс отгадывает, кто из учеников изображает звезду, а кто - планету |
Знакомятся с заданием, выполняют задание в группе, готовят выступление от группы Отвечают, что таблица может называться «Крупные космические тела», а сравнивать будем планет и звезды. Рассказывают о том, чем отличаются звезды и планеты по отдельному признаку. Если работали с одним признаком по две группы – одна группа выступает, вторая оценивает ее выступление по критериям – назвали признак, назвали отличия, назвали сходство. Выполняют практическую работу, отвечают на вопросы, делают выводы |
УУД познавательные: - р учащиеся работают с текстом; - дополняют высказывание, используя прочитанный текст; - работают с понятиями; - моделируют ситуации, делают выводы и обобщения – переносят на изученный материал; - работают с текстом в виде таблицы. УУД коммуникативные: - о учащиеся твечают на вопросы по тексту; - взаимодействуют в малой группе. УУД регулятивные: - учащиеся оценивают ответ другой группы по готовым критериям. УУД предметные: - называют крупные космические тела; - называют отличия и сходство космических тел (звезд и планет). |
||||||||||||||||||||
Рефлексивная остановка (2 минуты) |
Проводит промежуточную рефлексию урока (по задачам) - Давайте сделаем небольшую остановку, посмотрим видео о том, как движутся в космосе планеты и звезды. См. Приложение 3. - Вернемся на минутку, возле каких задач нашего урока мы можем поставить +, мы их выполнили |
Смотрят видео Проводят промежуточную рефлексию – отмечают, что выполнили задачи, но не все |
УУД регулятивные: - проводят промежуточную рефлексию деятельности на уроке относительно выполненных задач урока. |
||||||||||||||||||||
Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи (6 минут) |
Какая задача у нас осталась? Да, нам необходимо сформулировать правило, что называется звездой, а что планетой. Как вы думаете, что на может здесь помочь? Да, можно прочитать правило в учебнике, а можно самим сформулировать, опираясь на таблицу. Решите, кто как будет действовать. Правило в учебнике на стр. 19. Кто попробует сформулировать правило с опорой на таблицу? Звезда – это крупное космическое тело, которое светит собственным светом, вращается вокруг своей оси и состоит из газов. Планета – крупное космическое тело, которое светит отраженным светом, вращается вокруг своей оси и вокруг звезд, может состоять из твердых, жидких или газообразных веществ. Организует проговаривание во внешней речи. - Давайте в паре закрепим эти правила. Для помощи возьмем таблицу и закроем второй и третий столбики. |
Отвечают, что мы не сформулировали правило – что такое звезда и планета, а только рассказали об их сходствах и отличиях Можно в учебнике прочитать, можно по таблице сформулировать Учащиеся пробуют сформулировать правило на основе таблицы Учащиеся читают правило в учебнике Учащиеся проговаривают друг другу в паре правило с опорой |
УУД регулятивные: - выделяют те задачи, которые необходимо решить на уроке. УУД познавательные: - конструируют слово – понятие на основе таблицы; - проводят обобщение. УУД коммуникативные: - строят высказывание, в том числе с опорой; - взаимодействуют в паре. УУД предметные: - формулируют понятие космических тел (планет и звезды); |
||||||||||||||||||||
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону ( 7 минут) |
Предлагает проверить, как учащиеся поняли, что такое звезда, а что такое планета. Форма работы – индивидуальная. - Давайте проверим, насколько мы поняли, чем звезды отличаются от планеты. Вам предлагается описание крупного космического тела, вы должны понять, о чем говорит текст, о планете, или о звезде? См. приложение 4. - Давайте проверим, как вы справились с работой. Какой критерий можно выбрать для оценки этого задания? Ответы: 1. Звезда Сириус 2. Планета Венера 3. Планета Земля - Оцените результаты своей работы. |
Учащиеся читают текст, определяют, принадлежность к звездам или планетам, доказывают это. Выбирают критерий «Умею отличать звезду от планеты» |
УУД предметные: - учащиеся определяют принадлежность к планете или звезде, выделяя существенные признаки из описания космического тела УУД коммуникативные: - УУД регулятивные: - оценивают результат своей работы по эталону; - определяют критерий для оценивания результатов своей работы УУД познавательные: - учащиеся анализируют текст, делают выводы |
||||||||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности на уроке (4 минут) |
Предлагает ответить на вопрос, который был задан в начале урока. Почему ночью мы можем наблюдать звезды, а днем никогда? (слайд № 6) Подведем итог урока. - Что мы узнавали на сегодняшнем уроке и каким способом? - Что удивило на уроке? Расстроило? Порадовало? - За что вы можете себя похвалить на уроке? Какое домашнее задание предлагаете? |
Отвечают, что звезды светят отраженным светом, а раз солнце в этот момент не светит, то и звезд мы не видим. Отвечают на рефлексивные вопросы Предлагают домашнее задание, например, выучить признаки звезд и планет, привести примеры.. |
УУД регулятивные: Проводят деятельностную и эмоциональную рефлексию |
||||||||||||||||||||
Приложение 1. Задание для работы в паре: дополни схему «Тела» |
|||||||||||||||||||||||
Приложение 2. «Задание для работы в группах» |
|||||||||||||||||||||||
Прочитайте задание, убедитесь, что все члены группы его понимают. Прочитайте текст, найдите ответы на вопросы: - назовите крупные космические тела? - назовите чем звезды отличаются от планет? - назовите, что общего у звезд и планет? 3. Приготовьте ответы на вопросы для ребят. Текст № 1 . Самые крупные космические тела – звезды и планеты. У них много общего, но есть и существенные различия. Звезды постоянно излучают свет. Причем этот свет может быть разного цвета: белым, желтым, голубым, красным. А вот планеты сами света они не излучают. Они могут лишь отражать свет ближайших к нам звезд. Это свойство планет называют отражением, а свет, которым они светят – отраженным. В жизни ты можешь встретиться с этим явлением, когда играешь с солнечным зайчиком. Текст № 2. Самые крупные космические тела – звезды и планеты. У них много общего, но есть и существенные различия. Вещества в природе могут быть в твердом, жидком и газообразном состоянии. Крупные космические тела – звезды всегда состоят из газов. А вот планеты неодинаковые по своему составу. Есть такие, которые состоят только из твердых веществ, например, планета Меркурий. А есть планеты – гиганты, которые состоят только из газов – Уран, Юпитер. Есть планеты – как наша земля, которые состоят из веществ в разных состояниях – жидких, твердых и газообразных. Текст № 3. Самые крупные космические тела – звезды и планеты. У них много общего, но есть и существенные различия. И звезды, и планеты не стоят на месте, а постоянно вращаются. Они вращаются вокруг своей воображаемой оси, как если бы ты вращался на одном месте волчком. Но кроме того, планеты еще и вращаются вокруг звезд, каждая по своей дорожке, которую ученые называют орбитой. Это похоже на хоровод вокруг елки. |
|||||||||||||||||||||||
Приложение 3. Ссылка на видео. https://www.youtube.com/watch?v=FKBMpTnKYQ4 |
|||||||||||||||||||||||
Приложение 4. Тексты для самостоятельной индивидуальной работы. Текст № 1. Это крупное космическое тело, является самым крупным в созвездии Большого Пса и самым ярким телом ночного неба, цвет его свечения – от белого до снежно белого, состоит по предположениям астрономов из раскаленных газов, вращается вокруг своей оси около одного земного года. (https://ancientcivs.ru/sirius_alfa) Текст № 2. Это крупное космическое тело вращается вокруг своей оси около 243 земных суток, вокруг Солнца – 225 дней. Поверхность этого космического тела представляет собой каменистую пустыню, с большим количество впадин и волнообразных равнин. Окружают это космическое тело облака очень плотным слоем, они отражают большую яасть солнечного света, который падает н него. (http://kosmos-gid.ru/solar_system/venera/) Текст № 3. Это крупное космическое тело светит отраженным голубым светом, вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси, имеет шарообразную форму и состоит из веществ твердых, газообразных и жидких. (http://kosmos-gid.ru/solar_system/earth/) |
|||||||||||||||||||||||
Татьяна Бернгардт