12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Верещагина Наталья Викторовна1820
учитель начальных классов
Россия, Красноярский край, Ачинск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Технологическая карта урока окружающего мира

Учитель

Верещагина Наталья Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СШ № 16» г. Ачинск

Класс

3

Тема

Крупные космические тела

УМК

Л.М. Цветова «Окружающий мир»

Тип урока

Урок открытия нового знания

Место урока в системе уроков

Урок является первым в системе уроков раздела «Планета Земля».

Цель

Формирование представлений о крупных космических телах (планетах и звездах)

Задачи урока

Развивать умения работать с учебными текстами для освоения понятий крупных космических тел (планет и звезд)

Развивать умения работать со схемами и таблицами для выявления существенных признаков планет и звезд.

Развивать умения взаимодействовать в паре и группе в процессе выполнения учебного задания.

Развивать умения ставить цель учебной деятельности, проводить рефлексию, действия контроля и оценки.

Планируемый результат

Предметные знаний, действия

УУД познавательные

УУД коммуникативные

УУД регулятивные

УУД личностные

Учащиеся называют тела: искусственные и естественные, приводят примеры тел.

Учащиеся объясняют понятие «планеты и звезды»

Учащиеся отличают планеты от звезд на основе текста – описания.

Учащиеся работают со схемой, моделью.

Учащиеся сравнивают, классифицируют и анализируют информацию.

Учащиеся работают с текстом, понимают его.

Учащиеся взаимодействуют в малой группе и паре.

Учащиеся строят высказывания, в том числе по опоре на вопросы – помощники, таблицу или схему

Учащиеся определяют тему урока, задачи урока, проводят промежуточную и итоговую рефлексию (деятельностную и эмоциональную)

Учащиеся оценивают результат своей работы (по образцу), результат работы товарищей, выбирают критерии для оценивания.

У учащихся сформирован положительный мотив для изучения природы

ХОД УРОКА

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый результат

Мотивационный

( 2 минуты)

Задает вопрос и фиксирует варианты ответов.

Ребята, вы уже третьеклассники, много знаете об окружающем мире.

Попробуйте ответить на такой вопрос: (слайд 1)

- Почему мы видим звезды на небосклоне только ночью?

- Верный ответ на этот вопрос мы с вами узнаем в конце урока.

Предлагают различные варианты ответов, возможно среди есть и верный

УУД личностные:

- у учащихся развивается положительная мотивация к изучению предмета.

Актуализации и пробного учебного действия

(5 минут)

Актуализирует знаний, учащихся по теме «Тела», для этого предлагает заполнить схему недостающими компонентами.

Форма работы – парная.

У вас на парте лежит карточка.

Что вы видите?

Как называется схема?

Какое задание можете предположите?

Да, верно, нужно восстановить схему.

См. Приложение 1. «Задание для работы в паре»

Организует проверку. (слайд 2)

- Давайте проверим, как у вас получилось?

- Вы будет составлять предложение по схеме, используя и те слова, которые вставили в схему, остальные – относятся.

Предлагает дополнить схему примерами

- У меня на слайде записаны примеры тел, расположите их в схеме (слайд 3)

Слова –стул, планета, волк, ромашка, карандаш, камень, капля дождя, Солнце, Земля, Юпитер

- Назовите неживые тела природы?

- Попробуйте разделить их на две группы?

Организует определение учащимися темы урока

- Вспомните вопрос, который мы себе задали в начале урока, определите тему урока?

Учащиеся определяют, что перед ними схема, название ее «Тела», скорей всего нужно схему дополнить, закончить.

Составляют предложение по схеме:

- Окружающие нас тела можно разделить на две группы – искусственные и естественные;

- Естественные тела также можно разделить на две группы – живые тела природы и неживые тела природы;

- Живые тела природы по-другому называются организмы, например, растения и животные.

Определяют место каждого примера в схеме

Называют неживые тела природы и делят их на две группы – крупные космические тела и тела, которые находятся на Земле

Определяют тему урока «Крупные космические тела»

Предметные:

- учащиеся называют тела природы, приводят примеры живых и неживых тел природы.

УУД познавательные:

- учащиеся восстанавливают схему, составляют по схеме текст;

- проводят классификацию по заданному и самостоятельно составленному основанию.

УУД коммуникативные:

- учащиеся взаимодействуют в паре;

- строят высказывание.

УУД регулятивные:

- учащиеся соотносят свой ответ с ответом других, вносят необходимые коррективы, оценивают его как верный или неверный;

- определяют тему урока.

Целеполагание

( 3 минуты)

Организует целеполагание

- Давайте поставим задачи урока, опираясь на вопросы – помощники? (слайд 4)

Что можно назвать……?

Чем отличаются …..?

Какие бывают …….?

Как мы будет решать наши задачи?

Учащиеся формулируют задачи урока, опираясь, при необходимости на вопросы – помощники

Что такое крупное космическое тело?

Какие бывают космические тела?

Чем они отличаются друг от друга?

Решать задачи будет, читая текст учебника и выполняя задания учителя

УУД регулятивные:

- формулируют задачи урока с помощью учителя с опорой на вопросы – помощники.

Открытие нового знания

(16 минут)

Организует работу в группах по изучения текстов об особенностях крупных космических тел

- Сейчас мы будем работать в группах.

- Каждая группа будет работать с одной особенностью крупных космических тел и расскажет об этом нам.

- Результаты работы каждой группы мы будем записывать в таблицу.

См. Приложение 2. «Задание для работы в группах»

Организует проверку выполнения заданий группами и обобщение, фиксируя в таблице.

(слайд 5)

Как будет называться наша таблица?

Какие космические тела мы будет сравнивать?

 

Планеты

Звезды

Светят

Отраженным светом

Собственным светом

Состоят

И газов, жидких или твердых веществ

Из газов

Вращаются

По своей оси и по орбите вокруг звезд

Вокруг своей оси

По ходу заполнения таблицы, чтобы учащиеся на субъективном опыте поняли отвлеченные понятия – отраженный свет, вращение вокруг своей оси и по орбите – учитель проводит небольшие практические работы.

Практическая работа № 1.

И найди солнечный зайчик (либо от солнца, либо от лампочки).

Направь луч зайчика в затемненный угол класса. Попроси товарища сесть в этот угол и спроси о его впечатлениях. Кажется ли ему, что в углу светит маленькое солнышко? Кажется ли ему, что это светит само зеркало?

Теперь, не двигая зеркало, попроси товарища закрыть штору. Что произошло? Может ли зеркало светить свои светом?

Что в этом опыте выполняло роль звезды? Планеты?

Практическая работа № 2.

Давайте смоделируем вращение звезд и планет.

У нас сегодня звездой будет Ваня. Он вращается на месте, так как будто у него внутри есть линия – ось. Другой ученик демонстрирует сначала как планет двигается вокруг своей оси, а потом она двигается по орбите (линии начерченной на полу) вокруг ученика – звезды.

Если позволяет время, можно вызвать группы ребят, они договорятся, кто что изображает. Они демонстрируют движение, а класс отгадывает, кто из учеников изображает звезду, а кто - планету

Знакомятся с заданием, выполняют задание в группе, готовят выступление от группы

Отвечают, что таблица может называться «Крупные космические тела», а сравнивать будем планет и звезды.

Рассказывают о том, чем отличаются звезды и планеты по отдельному признаку.

Если работали с одним признаком по две группы – одна группа выступает, вторая оценивает ее выступление по критериям – назвали признак, назвали отличия, назвали сходство.

Выполняют практическую работу, отвечают на вопросы, делают выводы

УУД познавательные:

 - р учащиеся работают с текстом;

- дополняют высказывание, используя прочитанный текст;

- работают с понятиями;

- моделируют ситуации, делают выводы и обобщения – переносят на изученный материал;

- работают с текстом в виде таблицы.

УУД коммуникативные:

- о учащиеся твечают на вопросы по тексту;

- взаимодействуют в малой группе.

УУД регулятивные:

- учащиеся оценивают ответ другой группы по готовым критериям.

УУД предметные:

- называют крупные космические тела;

- называют отличия и сходство космических тел (звезд и планет).

Рефлексивная остановка

(2 минуты)

Проводит промежуточную рефлексию урока (по задачам)

- Давайте сделаем небольшую остановку, посмотрим видео о том, как движутся в космосе планеты и звезды.

См. Приложение 3.

- Вернемся на минутку, возле каких задач нашего урока мы можем поставить +, мы их выполнили

Смотрят видео

Проводят промежуточную рефлексию – отмечают, что выполнили задачи, но не все

УУД регулятивные:

- проводят промежуточную рефлексию деятельности на уроке относительно выполненных задач урока.

Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи

(6 минут)

Какая задача у нас осталась?

Да, нам необходимо сформулировать правило, что называется звездой, а что планетой.

Как вы думаете, что на может здесь помочь?

Да, можно прочитать правило в учебнике, а можно самим сформулировать, опираясь на таблицу.

Решите, кто как будет действовать.

Правило в учебнике на стр. 19.

Кто попробует сформулировать правило с опорой на таблицу?

Звезда – это крупное космическое тело, которое светит собственным светом, вращается вокруг своей оси и состоит из газов.

Планета – крупное космическое тело, которое светит отраженным светом, вращается вокруг своей оси и вокруг звезд, может состоять из твердых, жидких или газообразных веществ.

Организует проговаривание во внешней речи.

- Давайте в паре закрепим эти правила. Для помощи возьмем таблицу и закроем второй и третий столбики.

Отвечают, что мы не сформулировали правило – что такое звезда и планета, а только рассказали об их сходствах и отличиях

Можно в учебнике прочитать, можно по таблице сформулировать

Учащиеся пробуют сформулировать правило на основе таблицы

Учащиеся читают правило в учебнике

Учащиеся проговаривают друг другу в паре правило с опорой

УУД регулятивные:

- выделяют те задачи, которые необходимо решить на уроке.

УУД познавательные:

- конструируют слово – понятие на основе таблицы;

- проводят обобщение.

УУД коммуникативные:

- строят высказывание, в том числе с опорой;

- взаимодействуют в паре.

УУД предметные:

- формулируют понятие космических тел (планет и звезды);

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

( 7 минут)

Предлагает проверить, как учащиеся поняли, что такое звезда, а что такое планета. Форма работы – индивидуальная.

- Давайте проверим, насколько мы поняли, чем звезды отличаются от планеты.

Вам предлагается описание крупного космического тела, вы должны понять, о чем говорит текст, о планете, или о звезде?

См. приложение 4.

- Давайте проверим, как вы справились с работой. Какой критерий можно выбрать для оценки этого задания?

Ответы: 1. Звезда Сириус

2. Планета Венера

3. Планета Земля

- Оцените результаты своей работы.

Учащиеся читают текст, определяют, принадлежность к звездам или планетам, доказывают это.

Выбирают критерий «Умею отличать звезду от планеты»

УУД предметные:

- учащиеся определяют принадлежность к планете или звезде, выделяя существенные признаки из описания космического тела

УУД коммуникативные:

-

УУД регулятивные:

- оценивают результат своей работы по эталону;

- определяют критерий для оценивания результатов своей работы

УУД познавательные:

- учащиеся анализируют текст, делают выводы

Рефлексия учебной деятельности на уроке

(4 минут)

Предлагает ответить на вопрос, который был задан в начале урока. Почему ночью мы можем наблюдать звезды, а днем никогда? (слайд № 6)

Подведем итог урока.

- Что мы узнавали на сегодняшнем уроке и каким способом?

- Что удивило на уроке? Расстроило? Порадовало?

- За что вы можете себя похвалить на уроке?

Какое домашнее задание предлагаете?

Отвечают, что звезды светят отраженным светом, а раз солнце в этот момент не светит, то и звезд мы не видим.

Отвечают на рефлексивные вопросы

Предлагают домашнее задание, например, выучить признаки звезд и планет, привести примеры..

УУД регулятивные:

Проводят деятельностную и эмоциональную рефлексию

Приложение 1. Задание для работы в паре: дополни схему «Тела»

Приложение 2. «Задание для работы в группах»

Прочитайте задание, убедитесь, что все члены группы его понимают.

Прочитайте текст, найдите ответы на вопросы:

- назовите крупные космические тела?

- назовите чем звезды отличаются от планет?

- назовите, что общего у звезд и планет?

3. Приготовьте ответы на вопросы для ребят.

Текст № 1 . Самые крупные космические тела – звезды и планеты. У них много общего, но есть и существенные различия. Звезды постоянно излучают свет. Причем этот свет может быть разного цвета: белым, желтым, голубым, красным. А вот планеты сами света они не излучают. Они могут лишь отражать свет ближайших к нам звезд. Это свойство планет называют отражением, а свет, которым они светят – отраженным. В жизни ты можешь встретиться с этим явлением, когда играешь с солнечным зайчиком.

Текст № 2. Самые крупные космические тела – звезды и планеты. У них много общего, но есть и существенные различия. Вещества в природе могут быть в твердом, жидком и газообразном состоянии. Крупные космические тела – звезды всегда состоят из газов. А вот планеты неодинаковые по своему составу. Есть такие, которые состоят только из твердых веществ, например, планета Меркурий. А есть планеты – гиганты, которые состоят только из газов – Уран, Юпитер. Есть планеты – как наша земля, которые состоят из веществ в разных состояниях – жидких, твердых и газообразных.

Текст № 3. Самые крупные космические тела – звезды и планеты. У них много общего, но есть и существенные различия. И звезды, и планеты не стоят на месте, а постоянно вращаются. Они вращаются вокруг своей воображаемой оси, как если бы ты вращался на одном месте волчком. Но кроме того, планеты еще и вращаются вокруг звезд, каждая по своей дорожке, которую ученые называют орбитой. Это похоже на хоровод вокруг елки.

Приложение 3. Ссылка на видео. https://www.youtube.com/watch?v=FKBMpTnKYQ4

Приложение 4. Тексты для самостоятельной индивидуальной работы.

Текст № 1. Это крупное космическое тело, является самым крупным в созвездии Большого Пса и самым ярким телом ночного неба, цвет его свечения – от белого до снежно белого, состоит по предположениям астрономов из раскаленных газов, вращается вокруг своей оси около одного земного года. (https://ancientcivs.ru/sirius_alfa)

Текст № 2. Это крупное космическое тело вращается вокруг своей оси около 243 земных суток, вокруг Солнца – 225 дней. Поверхность этого космического тела представляет собой каменистую пустыню, с большим количество впадин и волнообразных равнин. Окружают это космическое тело облака очень плотным слоем, они отражают большую яасть солнечного света, который падает н него. (http://kosmos-gid.ru/solar_system/venera/)

Текст № 3. Это крупное космическое тело светит отраженным голубым светом, вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси, имеет шарообразную форму и состоит из веществ твердых, газообразных и жидких. (http://kosmos-gid.ru/solar_system/earth/)

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (1)

Татьяна Бернгардт, 03.08.17 в 19:45 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за качественный материал. Еще раз убеждаюсь в "плюсах" учебника Л.В.Цветовой.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.