Организационный момент (1 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. | Беседа | Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли у вас готово к уроку? На столе у вас лежат: тетрадь по русскому языку, учебник, дневник, и письменные принадлежности. Садитесь. Проверим, правильно ли вы сидите. Спина прямая, между вами и партой кулачок. | (Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку и свою посадку). | Ф | Плакат «Правильная посадка за партой» (при наличии в кабинете) | - | -Умение контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных норм и правил (Р), - умение слушать учителя (К). | -мотивация к учебной деятельности, определение личностного смысла. |
Актулизация знаний (8-10мин) | 1.Актулизировать исходные знания учащихся о восточных славянах Древней Руси и их жизни. | Блиц-опрос | 1сл. Ребята, скажите, как называют народность предков русских, украинцев и белорусов, которые проживали в восточной части Европы? Верно. А где силились восточные славяне? Как вы считаете, почему славяне строили свои жилища именно у берегов различных рек?
Что вы знаете о жизни восточных славян?
|
-Восточные славяне.
- у берегов рек.
- Потому что из реки всегда можно было попить, поймать рыбу, также река может служить защитой и дорогой для переправки грузов.
- Они занимались земледелием, разведением скота, а также ремеслом – были кузницами или гончарами, охотились. | Ф | Презентация | Владение знанием о жизни восточных славян Древней Руси. | Саморегуляция к деятельности (Р), Умение ориентироватьс я в собственной системе знаний (П). | Вкладывание личностного смысла в учение |
3. Обобщить знания об истории и проблемах уклада государства Киевской Руси. | Приём «Я – исследователь» | Разбейтесь на группы по 2 человека. Прочитайте исторический текст про историю Древней Руси до 12 века. Выделите основные исторические проблемы Древней Руси. (Русь с древности славилась обширными территориями. Основная власть находилась в центре Руси – Киеве. Из этого центра управляли всеми другими землями. Власти центра было тяжело управлять такими большими территориями, поэтому их власть слабела. Но местным властям земель в Древней Руси удавалось это делать хорошо. Так на Руси стали образовываться автономные княжества. На Руси жили разные народности, а не только славяне. У каждого народа были свои учения и своя вера. Так как крещение Руси было введено насильно, а не по собственному желанию жителей Древней Руси, многие народности продолжали исповедовать свою веру. Таким образом, каждая народность имела свои собственные цели, отличалась от других народов обычаями, культурой и экономическим развитием. Назначение наследников престола в Древней Руси также вызывало разногласия. Ведь правом на престол обладал как сын князя, так и младший брат князя. На Русь часто осуществляли набеги, из-за чего торговый путь по рекам стал рискованным и небезопасным, что вызвало застой в торговле. Также застою в торговле посодействовал расцвет торговли в Италии и построение нового торгового пути через Средиземное море, минуя Киев). Каковы основные исторические проблемы Древней Руси? |
(работают в группах с текстом)
- Слишком большая территория, трудно управлять с центра. - разные народности и разделение -проблема с наследниками престола - застой в торговле. | Г, Ф | Старинный текст «История Древней Руси» | Владение знанием исторических проблем уклада Древней Руси. | Саморегуляция к деятельности (Р), Умение ориентироватьс я в собственной системе знаний (П). | Формировани е интереса к учебной деятельности |
Реализация плана | Осуществление учебных задач по теме «Как распалась Русь». | Беседа, блиц-опрос, подводящий диалог. | Первый пункт плана - Узнать события предшествующие распаду Древней Руси. В этом нам поможет короткий видеоролик о событиях в Древней Руси во время правления Владимира Мономаха. После просмотра видеоролика вам необходимо назвать проблему, которая стала причиной распада государства. 5 сл. Какая проблема стала причиной распада государства? Для ответа на этот вопрос, вам поможет историческая справка на слайде. Прочитайте ее. В середине XI века для Руси возникла страшная опасность в лице половцев, которые захватили всю степную полосу от Волги до Дуная. Во второй половине XI века у половцев сложились большие объединения, во главе которых стояли ханы. Первое столкновение Киевской Руси с половцами случилось в 1061 году. Через три года после этого начинаются усобицы между русскими князьями, сыновьями Ярослава. Разделение на уделы ослабило Русскую землю, чем не преминули воспользоваться враги славян.
Итак, Какая проблема стала причиной распада государства?
Правильно. Также стоит добавить, что причинами также служат проблемы, которые вы выделили из исторического текста о истории Древней Руси. Это и большая территория, за которой сложно уследить, и разность народов, проживающих на одной земле, и проблемы с назначением наследника престола, а также застои в торговле в связи с ослаблением торгового пути «из варяг в греки». Откройте учебники на странице 26. Прочитайте второй абзац. Потом нужно будет ответить на вопрос: К чему стремилось каждое княжество после распада Древнерусского государства? И какие два самостоятельных центра образовались на Руси? К чему стремилось каждое княжество после распада Древнерусского государства?
Какие два самостоятельных центра образовались на Руси?
Как образовался самостоятельный центр - Новгородская земля?
Как образовался самостоятельный центр – Владимиро-Суздальская земля?
Правильно. Второй пункт плана - Узнать самостоятельные центры после распада Древней Руси уже частично выполнен. 6 сл. Сейчас изучим эти два самостоятельных центра внимательнее с помощью карты «Новгородская и Владимиро-Суздальская земля в 12 –начале 13 века». Каким цветом обозначается на карте территория Новгородской земли? Найдите границы территории Новгородской земли. Проведите пальцем по этой границе. Каким цветом обозначаются осваиваемые и зависимые территории Новгородской земли? Выделите границы осваиваемых и зависимых территорий Новгородских земель. Каким цветом обозначается территория Владимиро-Суздальской земли? Найдите границы территории Владимиро-Суздальской земли. Каким цветом обозначаются осваиваемые и зависимые территории Владимиро-Суздальских земель? Выделите границы осваиваемых и зависимых территорий Владимиро-Суздальских земель. Назовите центры Новгородской и Владимиро-Суздальской земли пользуясь картой.
Найдите на карте Торговый путь из варяг в греки. Возле территории какой земли находился этот торговый путь?
Какой из этого можем сделать вывод?
7 сл. Немного отдохнём. Вставайте и повторяйте за мной. Мы дружно трудились, немного устали. Быстро все сразу за партами встали. Руки поднимем, потом разведём И очень глубоко всей грудью вздохнём. Садитесь. 8 сл. Какой третий пункт Плана?
Откройте учебник на странице 28. Сейчас мы совершим путешествие в древний Новгород. С 12 по 15 век формируется независимое государство на севере Руси, получившее летописное название Господин Великий Новгород. Прочитайте третий абзац на странице 28 и его продолжение на странице 29. Вы узнаете ответ на вопрос: Что делали новгородцы, когда им нужно было решить какой-то важный вопрос. Что делали новгородцы, когда им нужно было решить какой-то важный вопрос?
Да, ребята, Вече – это народное собрание, которое состояло от 500 до 1000 самых богатых семей Новгорода – их называли бояре. Прочитайте определение понятия «Бояре» в конце учебника на стр 174.
Они решали почти все вопросы, вплоть до того, кто будет править в Новгороде и могли даже изгнать князя, что случалось не редко.
Прочитайте два последних абзаца на странице 29. После этого будет ряд заданий о быте жителей Господина Великого Новгорода. Сейчас я буду называть факты о жителях Новгорода. Если эти факты правдивы, вам нужно хлопнуть в ладоши, если нет – в ладоши хлопать не нужно.
Природные условия Новгородских земель привели к тому, что основными доходами было животноводство и охота. (и) Добыча пушного зверя особенно ценилась, так как мех зверей ценился по всей Европе. (и) Большинство жителей Новгорода были безграмотными. (л) Главным источником богатства была – торговля. (и) Недостатками Новгородской земли были торговые пути на реках Днепр и Волга. (л – это преимущество) Молодцы. Откройте учебник на стр 31. Прочитайте первый абзац и узнайте недостатки Владимиро-Суздальских земель. Итак, какие недостатки были у Владимиро-Суздальских земель?
Какое достоинство было?
Верно. Но эти недостатки ушли в прошлое, когда начался рост городов. Таких как Суздаль, Владимир и Ярослав. В результате эти земли стали богатеть из-за торговли. Эти города стали процветать, в них стали появляться красивые величественные постройки. 9 сл. Найдите иллюстрации этих построек в учебнике на стр. 33 и скажите их название. Правильно. |
(просмотр видеоролика)
(читают историческую справку)
- Причиной стало то, что половцы захватили некоторые земли Руси, из-за этого начались разногласия между русскими князьями.
(читают учебник)
- Каждое княжество стремилось укрепить и расширить свою территорию.
- Новгородская земля и Владимиро-Суздальская земля.
-Новгородцы объявили свой город независимым.
- Внуки Владимира Мономаха решили править Русью из Суздаля и Владимира.
- ярко-зелёным.
(выделяют границу)
-светло-зелёным.
(выделяют границы)
- ярко оранжевым
(Выделяют границы)
-светло-оранжевым.
(выделяют границы)
- Новгород, Суздаль, Владимир.
-Возле новгородской земли.
-Что Новгородская земля имела большое преимущество над Владимиро-Суздальской землёй, так как могла легко продавать свои товары на торговом пути «Из варяг в греки».
(выполняют физминутку)
- узнать быт и особенности самостоятельных центров.
(читают учебник)
- Они приходили на вечевую площадь и собирали вече.
Бояре – старшие дружинники князя, а потом крупные землевладельцы – богатые и знатные люди Древней Руси и Московского государства.
(читают учебник)
(хлопают или не хлопают в ладоши в зависимости от истинности высказываний)
(читают учебник)
-Суровые условия- непроходимость земель из-за лесов и болот. - Отделены от торговых путей, нет торговли, экономика не растёт. -много земель для выращивания хлеба.
-Дмитриевский собор в г. Владимир - Церковь покрова на Нерли. | Ф | Презентация, учебник, Видеофильм «Древняя Русь. Половцы» | Осознание причин распада Древней Руси, знание самостоятельных центров (Новгородской земли, Владимиро-Суздальской земли) и их истории, умение работать с исторической картой. | Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи (П) Планировать свои действия на отдельных этапах урока (Р) Формулировать ответы на вопросы (К) | Формировани е коммуникатив ной компетентност и в общении и сотрудничеств е со сверстниками |