Технологическая карта урока окружающего мира для 4 класса «Русь расправляет крылья»

2
0
Материал опубликован 7 December 2018

Технологическая карта урока окружающего мира

Тема урока

«Русь расправляет крылья» (4 класс)

Место урока в разделе

6 урок в разделе «Страницы истории России»

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель урока

Формирование представлений учащихся о возрождении Руси в 13 веке, о роли Сергия Радонежского и Ивана Калиты в возвышении Московской Руси.

Задачи урока

образовательные:

- познакомить обучающихся с основными историческими деятелями 13 века;

- выделить условия, способствовавшие возвышению Московского княжества;

развивающие:

- развивать навыки извлечения информации из различных источников;

- развивать речь обучающихся, умение обобщать, сравнивать и т.д.

воспитательные:

- воспитывать интерес к истории своей родины, патриотические чувства.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащийся узнает период возрождения Руси, историю Москвы в период правления Ивана Калиты;

Учащийся научится пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе;

Получит возможность получить опыт переживания за судьбу своей Родины.

Познавательные УУД

Учащийся получит возможность научиться: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное; способствовать развитию умения находить нужную информацию из различных источников; умения обобщать данную информацию.

Регулятивные УУД

Учащийся получит возможность научиться: формировать умения двигаться к намеченной цели, способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

Учащийся получит возможность научиться: задавать и отвечать на вопросы, допускать возможность существования у людей различных точек зрения; проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

Учащийся получит возможность формирования:

любви к своему народу и своей родине;

развития любознательности, активности и заинтересованности в познании мира.

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Учебник А. А. Плешакова и Е. А. Крючковой по предмету Окружающий мир 4 класс (2 часть)

Тетрадь на печатной основе А. А. Плешакова и Е. А. Крючковой по предмету окружающий мир 4 класс (2 часть)

Индивидуальные карточки с рассказом о Сергии Радонежском.

Ноутбук, проектор, экран

Межпредметные связи

Математика (чтение многозначных чисел), жизненный опыт

Организация пространства

Парты стоят традиционно в три ряда, обучающиеся сидят по двое за партой

Этапы урока

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный

Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку.

Готовятся к уроку, настраиваются на работу и взаимодействие.

Проверка готовности к уроку

К (умение слушать и вступать в диалог)

Л (соотнесение требуемого с имеющимся)

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания с анализом ответов обучающихся.

Создаёт ситуацию

применения полученных знаний при выполнении заданий.

Трое обучающихся выступают с докладами по теме вопросов из рубрики «Проверь себя». Остальные обучающиеся дополняют ответы.

Весь класс выполняет задания из тетради на печатной основе: стр. 21-22 номера 3, 4, 5 с дальнейшей взаимопроверкой.

Воспроизводят и сравнивают полученные знания о роли А. Невского в становлении Руси

К (умение слушать и вступать в диалог)

П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

Постановка учебной задачи, целей урока

Переход к новой теме посредством вопросов:

- Прочитайте тему нашего урока.

- Как вы понимаете это выражение?

- Как вы думаете быстро это произошло?

- Какую цель мы можем поставить себе на уроке?

Читают тему урока – «Русь расправляет крылья».

Отвечают на вопросы и приходят к выводу, что на уроке необходимо узнать как происходило возрождение Руси и что способствовало этому возрождению.

Узнают тему и формулируют цель урока.

К (умение слушать и вступать в диалог)

П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

Л (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом)

Р (постановка учебной задачи)

Составление плана, стратегии по разрешению затруднения

Составление плана урока.

- О чём вы бы хотели узнать?

План на урок:

1.Какие условия позволили Руси возродиться;

2.Какие исторические деятели способствовали возрождению;

3.Как изменилась Русь (на доске).

Обучающиеся отвечают, что хотели бы узнать о том, как возродилась Русь, и кто из князей повлиял на этот результат.

Совместно с учителем составляют план урока.

Составление плана урока.

К (участие в коллективном обсуждении и построении плана урока)

П (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач а зависимости от конкретных условий)

Р (составление плана, определение последовательности)

Реализация выбранного плана

Руководит работой с информацией.

- Отвечаем на первый пункт плана (стр. 65 – 66).

Обобщение полученной информации:

- Какие же условия позволили Руси возродиться?

- Что вы можете сказать о городах Северо-Восточной части Руси?

- Какие ремесла возрождались?

- Почему особенно ценились такие мастера, изготавливавшие вооружение и доспехи?

- Отвечаем на второй пункт плана (стр. 66-68).

- Давайте на стр. 66 познакомимся как возникали новые монастыри (читаем вслух).

Обобщение полученной информации:

-Вы знаете, что такое монастырь?

- Какой монастырь возник около города Радонеж?

- Кто его основал?

- Знакомо ли вам это имя? Дополнительный материл - рассказ о Сергии Радонежском.

Физмнутка.

- Но не только в церкви началось возрождение, но и на уровне государства. И большую роль в возрождении русского государства сыграл московский князь Иван Калита. А вот что бы узнать какую роль он сыграл, давайте с вами обратимся к учебнику.

- Его прозвали Иван Калита- почему?

- Как изменилась Москва при Иване Калите?

- Как при Иване Калите стали называть крепость?

- Какими стенами его обнесли?

-Какими качествами обладал Иван Калита?

- Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?

Московские великие князья и цари во время торжественных выходов или приемов обязательно имели при себе особые знаки власти – регалии. В одной руке монарх держал скипетр, в другой – круглую державу, а голову его венчала своеобразная и очень дорогая шапка – шапка Мономаха.

- Отвечаем на 3 пункт плана (стр. 68-69).

Обобщение полученной информации:

- Какой город был центром Руси до нашествия татаро-монгол?

- А какой стал во времена правления Ивана Калиты?

- Центр нашей страны?

Вывод: то есть Иван Калита сыграл роль в формировании страны, такой какой мы знаем ее сейчас.

Знакомятся с новым материалом.

По ходу усвоения новых знаний отвечают на вопросы учителя с целью обобщения полученной информации.

Читают, ищут ответ на 1 пункт плана.

-Эти города были более безопасны для жизни, потому что они далеко расположены от Орды.

- В этих городах трудились кузнецы, кожевники, гончары и т.д.

- Монастырь - это

территория, храм и все помещения общины.

- Троицкий монастырь

- Сергий Радонежский

Самостоятельное чтение. Ответ на поставленный вопрос.

- Кремль

- Дубовыми

- Хитростью, умом.

- Шапку Монамаха - символ власти

- Киев

- Москва

- Москва

Обучающиеся узнают период возрождения Руси, историю Москвы в период правления Ивана Калиты.

К (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем)

П (смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации)

Р (способность действовать согласно выбранному плану)

Этап самостоятельной работы (закрепление)

Строит работу с тетрадями на печатной основе.

Стр. 22 задание 1, стр. 23 задание 2.

Д/з: прочитать текст на стр. 65 – 69. Ответить на вопросы рубрики «проверь себя» на стр. 69. Тетрадь на печатной основе, стр. 23-24, № 3 и 4.

Выполняют задания с последующей фронтальной проверкой.

Используют полученные на уроке знания при выполнении заданий из тетрадей на печатной основе.

К (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем)

П поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний)

Рефлексия

Организует условия для рефлексии по плану и цели, сформулированной в начале урока.

Определяют достигли ли мы поставленной цели и все ли пункты плана выполнили.

Соотносят полученные знания с целью, поставленной в начале урока.

К (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем)

Р (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)

Л (способность определить достигнутый результат

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации