Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме «В холодной тундре»
Технологическая карта дистанционного урока окружающего мира в 4 классе по теме:
“В холодной тундре”
Автор | Ельцова Ольга Валерьевна |
Класс | 4 |
Предмет | Окружающий мир |
Тема | В холодной тундре |
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний» |
Цель |
|
Задачи |
|
Формирование УУД | Познавательные УУД: Учащиеся научатся находить и показывать на карте зону тундры; приводить примеры животных и растений, узнавать их на рисунках (фотографиях); выявлять цепи питания в зоне тундры; оценивать деятельность людей и раскрывать возникшие экологические проблемы. Регулятивные УУД: Формирование умения выполнять заданные инструкции, самостоятельно планировать свою деятельность на уроке; выполнять работу, оценивать результат деятельности в соответствии с заданными критериями. Коммуникативные УУД: Формирование ответственности за свою деятельность и деятельность членов своей команды, формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; формировать умение адекватно оценивать свою работу и работу других. Личностные УУД: определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки; проявлять инициативу и активность. |
ЦОР | https://meet.google.com/_meet, https://www.canva.com, https://learningapps.org, https://www.thinglink.com, https://resh.edu.ru, https://testedu.ru, https://www.viber.com. |
Методические рекомендации по проведению дистанционного урока
Предлагаемая разработка представляет собой технологическую карту дистанционного урока окружающего мира по теме “В холодной тундре” для 4 класса системы “Перспектива” авторов А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Материалы данного урока могут быть использованы как для проведения урока с использованием дистанционных технологий в режиме видеоконференции, так и для организации самостоятельной учебной деятельности учащихся.
В технологической карте запланировано использование сервиса для ведения видеоконференций Google meet. Данный сервис может быть заменен на другой сервис для проведения конференций с поддержкой чата (отправкой текстовых сообщений участникам). В основе урока лежит интерактивная карта природных зон России, созданная на сайте thinglink.com (далее - Плакат), с расположенными на ней ссылками на инструкции, предметное содержание и задания. Последовательно выполняя задания, учащийся шаг за шагом самостоятельно осваивает материал урока. Плакат служит маршрутным (рабочим) листом, содержит 7 шагов: 5 заданий для выполнения в урочное время, 1 дополнительное задание по выбору и домашнее задание.
Задание 1. Проверка домашнего задания (тест по теме “Зона Арктических пустынь” на сайте Тestedu.ru)
Цель работы: за короткий промежуток времени установить уровень знаний у каждого учащегося, выявить типичные ошибки.
Учащиеся после выполнения задания видят свой результат, могут оценить уровень знаний по теме прошлого урока, при необходимости, вернуться к материалу урока самостоятельно или заполнить пробелы во время консультации с учителем.
Задание 2. Мотивация на учебную деятельность, целеполагание (чтение стихотворения-подсказки и заполнение Google-формы)
Цель работы: сформулировать тему, цели урока.
Чтение стихотворения-подсказки имеет 2 цели: определение темы урока и знакомство с произведением, в котором с любовью описывается красота Тундры и с его автором, земляком учащихся (воспитательный момент). При заполнении Google-формы учащиеся формулируют тему урока, актуализируют знания об изучаемой природной зоне, выделяют значимые структурные единицы, на которые им нужно будет обратить внимание при изучении материала, формулируют личностно-значимые цели.
Задание 3. Выявления места и причины затруднений (заполнение буклета по изучаемой природной зоне на сайте canva.com)
Цель: осознать, в чем состоит затруднение, каких знаний, умений не хватает для выполнения задания.
В предложенном документе учащиеся знакомятся со списками рабочих групп, ролями, заполняемыми разделами буклета, критериями оценивания работ. При выполнении задания школьники планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролируют и при необходимости корректируют действия партнёров по группе. При заполнении разделов буклета происходит первичное закрепление материала урока, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, включение в систему знаний.
Задание 4. Выход из затруднения (просмотр видео-материала на сайте resh.edu.ru или изучение материала по теме урока в учебнике)
Цель: знакомство с природной зоной Тундры.
Учащимся предлагается выбор способа изучения материала по теме урока: просмотр видеоролика или чтение информации в учебнике. Учащиеся при знакомстве с содержанием удерживают учебную задачу, вычленяют из потока информацию, необходимую для заполнения разделов буклета, фиксируют полученное знание.
Задание 5. Дополнительное задание (задание на сайте https://learningapps.org Животные тундры)
Цель: закрепить знания о фауне природной зоны Тундры, поддержать интерес к изучению темы, предмета.
Задание не является обязательным, представлено в игровой форме, нацелено на учащихся с высокой учебной мотивацией.
Задание 6. Рефлексия (заполнение Google формы)
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
При выполнении качественной рефлексии, ученики напоминают себе новое содержание, изученное на уроке, делают выводы о достижении цели, поставленной в начале урока. Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности.
Задание 7. Домашнее задание (задание на выбор в рабочей тетради или задание на сайте https://learningapps.org Нахождение ошибок в тексте об изучаемой природной зоне)
Цель: закрепить знания о природной зоне Тундры.
Представлена возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями и по степени сложности.
Этап урока | Исполь- зованные ЦОР | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
Организационный момент (2 мин) | Проверяет готовность к уроку. Отправляет в чат ссылку на интерактивный Ссылка на интерактивный плакат. Включает демонстрацию экрана. Доброе утро ребята. Проверьте, пожалуйста, все ли готовы начать урок? Пожалуйста, пройдите по ссылке в общем чате. У всех открылась карта? Отлично. Тогда мы начинаем урок. | Подключаются через приложение Google Meet Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Проходят по ссылке. | Личностные : - мотивация учебной деятельности; - принятие образа «хорошего ученика» | |
Проверка домашнего задания, актуализация зна- ний (5 мин) Целеполагание (3 мин) | Ребята, давайте вспомним, как называются пояса, которые сменяют друг друга с севера на юг и от океана вглубь континента? (Природные зоны) Что такое природная зона? (Это такая территория, на которой есть одинаковый рельеф, почвы, климатические условия, которая населена конкретными видами растений и животных) - По какой зоне мы путешествовали на прошлом уроке? ( по зоне Арктических пустынь) - Проверим, насколько хорошо вы запомнили информацию о ледяных пустынях. Нажмите цифру “1” на интерактивном плакате. Пройдите и выполните тест (комментарий к заданию).Отправьте задание на почту учителю. Время выполнения задания - 5 минут. Если вы набрали 90 и больше баллов, вы отлично запомнили тему прошлого урока. Те, кто набрал больше 70 баллов, может считать, что хорошо знает зону Ледяных пустынь. Остальные ребята, ваши знания по теме прошлого урока недостаточно крепки. Вам нужно их закрепить. У вас будет возможность это сделать позже. Переходим ко второму пункту нашего плаката. Прочитайте стихотворение-подсказку. Оно поможет узнать тему, которую мы на уроке с вами будем изучать. Предлагаю сделать это совместно. | Отвечают на вопросы учителя Выполняют тест Отправляют отчет учителю Один из учеников читает стихотворение | Познавательные: - формирование мыслительных операций. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданными вопросами, владение диалогической речью. Регулятивные: - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации. | |
(7 мин) | Вы уже догадались, какая природная зона ждет нас сегодня? (Зона Тундры). Пройдите во второй пункт и ответьте на вопросы формы. Какие картины описал Виктор Кеулькута в своем стихотворении? (Мох, ягель, много комаров и мошек. Заяц-беляк, скачущий среди низких деревьев, северное сияние.) Знакомы ли вам эти картины? (Да, мы живем в зоне тундры) Как вы думаете, любит ли автор стихотворения свой край? Как вы это поняли? Любите ли вы свою Родину? Думаю, каждый из вас хочет как можно больше узнать о своей Родине, о том месте, где он живет. Сегодня мы обязательно это узнаем. Но перед началом работы, давайте определим, главные пункты, по которым будем характеризовать природную зону. Чем одна природная зона отличается от другой? (Географическое положение, климат, растительный и животный мир, деятельность человека) Эти опорные точки мы возьмем за основу при изучении новой темы. Но добавим к ним еще один пункт: экологические проблемы. Как вы думаете, для чего мы его добавили?(Чтобы знать о том, какой вред человек наносит природе нашего края, как можно уменьшить этот вред. Тем самым, сохранить природу.) | Формулируют тему урока, задачи Формулируют задачи урока Выделяют основные стороны, которые нужно рассмотреть при описании природной зоны | Познавательные: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Личностные: Познавательные: - умение структурировать информацию в нужной форме Регулятивные: - умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно. | |
Выявления места и причины затруднений 14 мин Выход из затруднения | Нажмите на цифру “3” интерактивного плаката. Найдите свою группу в таблице. Пройдите по ссылке, ознакомьтесь с шаблоном. Что вы видите? (Это шаблон информационного буклета). Как вы думаете, для чего нам этот буклет? (Мы будем его заполнять на уроке). Заполнять информацию вы будете по группам. У каждого ученика своя роль, свои разделы для заполнения. За результат работы каждый ученик получит оценки. Как вы думаете, какие критерии будут главными при оценивании? (Достоверность информации, полнота информации, эстетичность оформления, отсутствие орфографических ошибок). Есть вопросы по заполнению шаблона? Если вопросов нет, переходим к заполнению. Для начала предлагаю выбрать из какого источника вы будете брать информацию. 1 вариант: вы можете воспользоваться текстом из учебника. Он находится на стр. 82-86. 2 вариант: перейти к пункту 4 на интерактивном плакате. Здесь находится видеофрагмент, в котором также есть информация для заполнения страниц буклета. Если вы выберете этот вариант, перед просмотром нужно будет отключить свой микрофон. При просмотре рекомендую ставить видео на паузу и заполнять шаблон по ходу просмотра. 3 вариант: при заполнении использовать и информацию и из видеофрагмента, и информацию из учебника. А географы могут использовать при заполнении наш интерактивный плакат - карту, найти на ней зону тундры и определить географическое положение этой природной зоны. Таким образом, используя разные источники, вы сможете создать максимально информативный буклет. На выполнение этого задания у вас будет 12 минут. Сейчас на часах 10.16. В 10.28 вы должны будете закончить работу. Если вы закончите быстрее, прочитайте разделы, заполненные ребятами из своей группы. Возможно, вы найдете в них ошибки, поможете им исправить неточности, получить хорошую оценку и сможете улучшить общий результат. После этого можете перейти к пункту 5 на интерактивном плакате. Там вас ждет задание для самых быстрых. Это задание не является обязательным. Ребята, время работы вышло. Какие у вас возникли трудности при выполнении данного задания? Посмотрите на результаты своей работы. Охарактеризуйте зону тундры, используя свой буклет. Какое географическое положение занимает тундра? Назовите климатические условия Перечислите растения тундры. Какие животные обитают в этой природной зоне? Какое коренное население живет в тундре? Чем занимаются люди на этой территории? Назовите экологические проблемы. Как можно уменьшить вред, который наносит человек? | Проходят по ссылке, знакомятся с шаблоном буклета Формируют критерии оценивания продукта Создают копию шаблона для дальнейшей работы Самостоятельная работа. Смотрят видео, работают с учебником, заполняют шаблон. | Познавательные: - формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - планировать свою деятельность на уроке.
Коммуникативные: Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; | |
Рефлексия (5 мин) | Изучение какой природной зоны мы ставили себе целью на уроке? Достигли мы цели? Можем охарактеризовать зону тундры? Какие задания вам сегодня больше всего понравились? Какие задания вызвали сложность? Заполните гугл-форму, пункт 7 на плакате. Какую еще информацию о зоне Тундры вы хотели бы узнать? Подумайте минутку и напишите ответ в общий чат. Домашнее задание. Вы можете выполнить интерактивное упражнение под пунктом 7. Либо заполнить в рабочей тетради цепи питания. Спасибо за урок. | Подводят итоги урока | Коммуникативные: |