Технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным»
Е.Г. Лихачева, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 35»
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным».
Урок проведен с использованием приемов и методов работы деятельностной технологии. Учащиеся сталкиваются с учебной проблемной ситуацией, самостоятельно определяют тему урока, цели и задачи, которые им предстоит решить, планируют пути решения проблемы. В процессе эвристической беседы учащиеся открывают новое знание, высказывают свое мнение и сравнивают его с эталоном.
Ключевые слова: имя прилагательное, знакомство, 2 класс, Школа России.
Характеристика урока
Тема урока: Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.
Учебно-методический комплект «Школа России»: учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 2 класс 2 часть, рабочая тетрадь В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 2 класс 2 часть.
Тип урока: освоение новых знаний.
Цель: познакомить с понятием имя прилагательное, его значением и употреблением в речи.
Задачи
Образовательные:
Формировать умение находить имя прилагательное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу.
Формировать умения обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному.
Формировать умение устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным, к которому оно относится.
Формировать умение подбирать подходящие по смыслу имена прилагательные к именам существительным.
Воспитывать: культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной и в парах; чувство уважения к русскому языку, гордости за русский язык.
Развивающие:
Развивать умение анализировать высказывания русских писателей о русском языке.
Развивать умение оценивать свои достижения при выполнении заданий урока.
Развивать умение формулировать устные развернутые ответы.
Планируемые результаты
Предметные:
Обучающийся научится характеризовать слово как часть речи.
Обучающийся научится находить имена прилагательные среди других частей речи, понимать их значение и употребление в речи.
Воспитание у обучающихся уважительного отношения к русскому языку.
Метапредметные. Устное народное творчество.
Формировать УУД:
Личностные УУД:
1. Воспитание положительных качеств, норм поведения.
2. Развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе совместной деятельности.
3. Положительное отношение к языковой деятельности.
Регулятивные УУД:
Понимать и сохранять цель, ставить учебные задачи и решать их.
Высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Выполнять действия по инструкции в учебнике и рабочей тетради.
Оценивать результат своих действий и вносить коррективы.
Коммуникативные УУД:
Слушать собеседника и понимать речь других.
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Строить монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи.
Познавательные УУД:
Воспринимать и решать познавательную задачу под руководством учителя.
Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, схема, таблица).
Составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте – имени прилагательном.
Осуществлять синтез, как составление целого из их частей (под руководством учителя).
Обобщать (называть предмет по заданным признакам).
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Выявлять аналоги между изучаемым предметом и собственным опытом.
Основное понятие: имя прилагательное.
Организация пространства:фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Для психологической разгрузки обучающихся проводится физкультминутка близкая к теме урока.
Средства: дидактический материал (учебник, рабочая тетрадь, Smart доска)
Ход урока
Этапы и цель урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент Цель: обеспечить психологический настрой учащихся, проверить готовность к уроку. | настраивает на восприятие, контролирует готовность к уроку. Мы проснулись, потянулись, Новому дню мы улыбнулись, А теперь проверь в порядке Пенал, книжка и тетрадки? Все готово? Мы начинаем! Много нового мы узнаем. | слушают, выполняют движения, настраиваются на восприятие материала урока | Коммуникативные УУД Слушать учителя и настроиться на совместную работу. Личностные УУД Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности. |
Актуализация знаний и формулирование проблемы. Цель: 1) актуализировать знания об изученных орфограммах; изученных частях речи; 2) провести анализ полученных ответов и выявить индивидуальные затруднения. | - Откройте тетради, положите правильно, сядьте красиво, правильно. Запишите число, классная работа. - Вы любите ходить в гости? Сегодня мы опять пойдем в гости к частям речи. Вы помните, как их зовут? Сейчас проверим. Отгадайте загадки. Давно живу я в мире этом Даю названия предметам. - Что вы знаете об этом жильце дома? Что для меня предметы? Лишь названия. А я приду- Все в действие придет. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады, И хлеб в полях растет. - Как узнали эту часть речи? -Жильцы этого дома- части речи. Они нас встречают и встают парами. Запишем их в тетрадь. Диктант с комментированием. Ждать товарища, красивый пейзаж, видеть картину, русский язык, пьет молоко, любить Россию, книжный магазин, заячья шубка, чистить одежду, вкусный обед. - Обозначьте изученные орфограммы. - Подпишите части речи. -Как их узнали? - Оцените свою работу у доски и в тетрадях. Исправьте ошибки. - Какой новый жилец в этом доме? Какие слова вы не подписали? Почему? | -Имя существительное Называют правило Глагол -Глаголы обозначают действия предметов 2 ученика по 5 словосочетаний пишут на доске и комментируют все орфограммы. 1 человек работает у доски, остальные – в тетради. Остальные – проверяют с помощью сигнальных карточек. - красивый, русский, книжный, заячья, вкусный - Это мы еще не знаем. Это нам предстоит узнать | Личностные УУД: воспитание положительных качеств, норм поведения. Познавательные УУД Актуализировать мыслительные операции: синтез, обобщение. Ориентироваться в системе знаний и применять их на практике. Работа с информацией представленной в виде таблицы. |
Постановка темы, учебной цели и задач урока. Цель: сформулировать тему урока, определить цель и задачи. | - В упражнении мы встретились с проблемой определения части речи. Какая будет тема нашего урока? -Что вы хотите о ней узнать? - Какие вопросы можем задать? На смарт доске в доме открывается окошко с вопросом на месте названия части речи и списком задач урока. | - Познакомиться с новой частью речи. -Как называется новая часть речи -Что обозначает? -На какие вопросы отвечает? -Какую роль в нашей речи играет? | Регулятивные УУД Сформулировать цель на уроке с помощью учителя, ставить перед собой задачи и выполнять их; планировать свои действия. |
Усвоение новых знаний. Цель: наблюдать над ролью имени прилагательного в речи; Цель: выявить, что обозначает и на какие вопросы, отвечает имя прилагательное; Цель: формировать умение устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным. | 1)- Все жильцы дома живут дружно и каждый в семье выполняет свою роль. - Я проверяла сочинения о весне и затрудняюсь с оценкой. –Один ученик написал так. Прочитайте текст. Утро. Светит солнышко. Показалась травка. Птички поют. Нас радуют деньки. - А другой ученик написал так. Ранее утро. Светит ласковое весеннее солнышко. Зеленеет мягкая шелковистая травка. Голосистые птички поют радостные песенки. Нас радуют первые теплые деньки. -Какое сочинение вам понравилось? -Почему вам понравилось 2 сочинение? -Какие слова сделали его интересным, ярким? 2)-Да, такие слова украшают нашу речь, делают ее более точной, выразительной, яркой. Может быть, кто-то знает, как называется эта часть речи? Определяю я предметы, Они со мной всегда приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! На смарт доске в доме открывается окошко с названием – имя прилагательное. - А вы, ребята, хотите научиться говорить красиво, выразительно? Тогда вас интересно будет слушать! И поможет нам новая часть речи – имя прилагательное. - Мы совсем с ней не знакомы! Кто она? Давайте узнаем о ней по нашему плану. 3)- Откройте учебники на стр 86 упр 148 (устно). Поиграем. - Отгадайте, признаки, каких предметов могут обозначать эти слова? - Что вам помогло подобрать слова? - Каждый из предметов состоит из своих качеств и свойств, то есть признаков. - Что обозначает имя прилагательное? - На какие вопросы отвечают имена прилагательные? - Проверим наши выводы и сравним с правилом в учебнике. Прочитайте слова тетушки Совы на стр 86. - Что мы узнали об имени прилагательном? На смарт доске полностью открылось окошко с ответами на вопросы и словом-названием –имя прилагательное. 4) -Выполним упр 150 на стр.87.Прочитайте задание. Что нужно сделать? -Догадались, кто это? - Докажите, что выделенные слова – это имена прилагательные. - С какими словами они связаны?
- Какой частью речи они являются? - Поставим вопрос от имени существительного к имени прилагательному. - Запишите словосочетания с вопросами по образцу в тетрадь. - Сделайте вывод: с какой частью речи связано прилагательное? - Молодцы! Эти жильцы – имя существительное и имя прилагательное живут рядом в домике. Имена прилагательные связаны с именами существительными по смыслу. Они прилагаются к ним. Поэтому и называются прилагательные. | Читают. На смарт доске 2 текста. Дети называют некоторые из них. -имя прилагательное - Снег, ягода, солнышко, слова -Признаки, которые описывают предмет -Признак предмета -Какой? Какая? Какое? Какие? - Прочитать, отгадать загадку - Гусь - папа, мама, детки именем существительным -Папа КАКОЙ? важный, краснолапый. Мама КАКАЯ? беленькая. Детки КАКИЕ? желтые | Познавательные УУД: решение учебной задачи под руководством учителя; работа со схемой и текстовой информацией. Коммуникативные УУД: Умение оформить свои мысли в устной форме; умение высказывать свое мнение и и аргументировать его |
Физкультминутка. Цель: предупредить сколиоз, снятия усталости и напряжения пальцев рук; развивать внимание | - Если вы услышите имена прилагательные, то тянемся вверх, встаем на носочки и руками ловим слово. Если вы услышите имена существительные, то приседаем, прячемся. День, зеленое, веселый, медведь, береза, интересная, туча, молодые, небольшое, колокольчик, заботливая. | Выполняют упражнения физкультминутки. | Коммуникативные УУД: слушают учителя и выполняют упражнения для снятия усталости. |
6. Закрепление изученного материала. Цель: формировать умение подбирать по смыслу и грамматически подходящие имена прилагательные к именам существительным. Цель: тренировать способность к самоконтролю и самооценке. | 1)Продолжаем наше исследование о прилагательном. Упр 149. Прочитайте высказывание А.Н.Толстого. - Какой, по мнению автора, русский язык? Прочитайте эти слова. Запишем эти имена прилагательные в тетрадь. - С чем сравнивает автор яркость, меткость, певучесть, задушевность русского языка? - На какой вопрос отвечают выделенные слова? Какой частью речи они являются? Подчеркните их волнистой линией. 2) Работа с приложением к учебнику на CD диске и рабочей печатной тетрадью. - Кроты пробрались в домик наших друзей- частей речи и похитили имена прилагательные. Поможем им починить? В рабочей тетради стр 42 упр 90 вставьте прилагательные из слов для справок. 3) Работа с приложением к учебнику на CD диске. Творческое задание. - Послушайте слова – имена существительные и запишите их в столбик. Береза, карандаши, малина, медведь, пальто. - В скобках запишите вопросы и подберите походящие имена прилагательные. Взаимопроверка в парах. | -Язык русский, яркий, меткий, певучий, богатый, задушевный. Работают самостоятельно в рабочей тетради. 3 ученика по очереди вставляют слова на смарт доске. Ученики сверяют с эталоном, оценивают и вносят коррективы. Ученики записывают словосочетания. Взаимопроверка. | Личностные УУД: положительное отношение к языковой деятельности; уважительное отношение к русскому языку. Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в письменной форме, работают с текстом. Метапредметные УУД: устное народное творчество. Регулятивные УУД: выполняют действия по инструкции в тетради; оценивают результат своих действий и вносят коррективы. |
7. Итог урока. Рефлексия. Цель: развивать умение формулировать устные ответы; развивать умение оценивать свои достижения и работу на уроке | - Вот мы и побывали в гостях у частей речи. Какую тему изучали сегодня? -Вспомним задачи, которые мы перед собой ставили (Слайд на смарт доске). На все вопросы ответили? - Составьте устное сообщение об имени прилагательном. - Пригодятся ли нам эти знания? - Оцените на полях в тетради по шкале со смайликами, как вы работали на уроке, и все ли было понятно. | Повторяют по вопросам | Регулятивные УУД: делают выводы в результате совместной работы рефлексирование. Коммуникативные УУД: строят монологическое высказывание с учетом поставленной задачи. |
Домашнее задание Цель: закрепить знания учащихся | Выучить правило на стр 86 Стр 87 упр 151. Кто испытывает затруднение, списывают словосочетания и подчеркивают имена прилагательные. Кто все понял на уроке и чувствует себя уверенно, в упр 151 подобрать для каждого имени прилагательного из слов для справок имя существительное. | | |
Список литературы:
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 2 кл.Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – (Школа России).
Канакина В. П., Горецкий В.Г. Русский язык. Рабочая тетрадь: 2 кл. Пособие для учащихся общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 – М.: Просвещение, 2019. – (Школа России).
Канакина В.П. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 кл. Учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч – 4-е изд, доп. – М.: Просвещение, 2017. – (Школа России).
Русский язык,2 класс. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого./1CD (в комплекте с учебником).
Пролубщикова Наталья Владимировна