Технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным»

7
1
Материал опубликован 30 August 2020

Е.Г. Лихачева, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 35»

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным».

Урок проведен с использованием приемов и методов работы деятельностной технологии. Учащиеся сталкиваются с учебной проблемной ситуацией, самостоятельно определяют тему урока, цели и задачи, которые им предстоит решить, планируют пути решения проблемы. В процессе эвристической беседы учащиеся открывают новое знание, высказывают свое мнение и сравнивают его с эталоном.

Ключевые слова: имя прилагательное, знакомство, 2 класс, Школа России.

Характеристика урока

Тема урока: Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.

Учебно-методический комплект «Школа России»: учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 2 класс 2 часть, рабочая тетрадь В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 2 класс 2 часть.

Тип урока: освоение новых знаний.

Цель: познакомить с понятием имя прилагательное, его значением и употреблением в речи.

Задачи

Образовательные:

Формировать умение находить имя прилагательное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу.

Формировать умения обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному.

Формировать умение устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным, к которому оно относится.

Формировать умение подбирать подходящие по смыслу имена прилагательные к именам существительным.

Воспитывать: культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной и в парах; чувство уважения к русскому языку, гордости за русский язык.

Развивающие:

Развивать умение анализировать высказывания русских писателей о русском языке.

Развивать умение оценивать свои достижения при выполнении заданий урока.

Развивать умение формулировать устные развернутые ответы.


Планируемые результаты

Предметные:

Обучающийся научится характеризовать слово как часть речи.

Обучающийся научится находить имена прилагательные среди других частей речи, понимать их значение и употребление в речи.

Воспитание у обучающихся уважительного отношения к русскому языку.


Метапредметные. Устное народное творчество.

Формировать УУД:

Личностные УУД:

1. Воспитание положительных качеств, норм поведения.

2. Развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе совместной деятельности.

3. Положительное отношение к языковой деятельности.

Регулятивные УУД:

Понимать и сохранять цель, ставить учебные задачи и решать их.

Высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Выполнять действия по инструкции в учебнике и рабочей тетради.

Оценивать результат своих действий и вносить коррективы.

Коммуникативные УУД:

Слушать собеседника и понимать речь других.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Строить монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи.

Познавательные УУД:

Воспринимать и решать познавательную задачу под руководством учителя.

Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, схема, таблица).

Составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте – имени прилагательном.

Осуществлять синтез, как составление целого из их частей (под руководством учителя).

Обобщать (называть предмет по заданным признакам).

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Выявлять аналоги между изучаемым предметом и собственным опытом.

Основное понятие: имя прилагательное.

Организация пространства:фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Для психологической разгрузки обучающихся проводится физкультминутка близкая к теме урока.

Средства: дидактический материал (учебник, рабочая тетрадь, Smart доска)




Ход урока

Этапы и цель урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД


Организационный момент

Цель: обеспечить психологический настрой учащихся, проверить готовность к уроку.


настраивает на восприятие, контролирует готовность к уроку.

Мы проснулись, потянулись,

Новому дню мы улыбнулись,

А теперь проверь в порядке

Пенал, книжка и тетрадки?

Все готово? Мы начинаем!

Много нового мы узнаем.


слушают, выполняют движения, настраиваются на восприятие материала урока

Коммуникативные УУД

Слушать учителя и настроиться на совместную работу.

Личностные УУД

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.


Актуализация знаний и формулирование проблемы.

Цель: 1) актуализировать знания об изученных орфограммах; изученных частях речи;

2) провести анализ полученных ответов и выявить индивидуальные затруднения.


- Откройте тетради, положите правильно, сядьте красиво, правильно. Запишите число, классная работа.

- Вы любите ходить в гости? Сегодня мы опять пойдем в гости к частям речи. Вы помните, как их зовут? Сейчас проверим. Отгадайте загадки.


Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам.


- Что вы знаете об этом жильце дома?


Что для меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет.


- Как узнали эту часть речи?




-Жильцы этого дома- части речи. Они нас встречают и встают парами. Запишем их в тетрадь. Диктант с комментированием.

Ждать товарища, красивый пейзаж, видеть картину, русский язык, пьет молоко, любить Россию, книжный магазин, заячья шубка, чистить одежду, вкусный обед.


- Обозначьте изученные орфограммы.


- Подпишите части речи.



-Как их узнали?




- Оцените свою работу у доски и в тетрадях. Исправьте ошибки.


- Какой новый жилец в этом доме? Какие слова вы не подписали?




Почему?










-Имя существительное

Называют правило


Глагол









-Глаголы обозначают действия предметов






2 ученика по 5 словосочетаний пишут на доске и комментируют все орфограммы. 

1 человек работает у доски, остальные – в тетради.

Остальные – проверяют с помощью сигнальных карточек.

- красивый, русский, книжный, заячья, вкусный

- Это мы еще не знаем. Это нам предстоит узнать

Личностные УУД: воспитание положительных качеств, норм поведения.








Познавательные УУД

Актуализировать мыслительные операции: синтез, обобщение. Ориентироваться в системе знаний и применять их на практике.

Работа с информацией представленной в виде таблицы.

Постановка темы, учебной цели и задач урока.

Цель: сформулировать тему урока, определить цель и задачи.

- В упражнении мы встретились с проблемой определения части речи. Какая будет тема нашего урока?


-Что вы хотите о ней узнать?

- Какие вопросы можем задать?


На смарт доске в доме открывается окошко с вопросом на месте названия части речи и списком задач урока.

- Познакомиться с новой частью речи.


-Как называется новая часть речи

-Что обозначает?

-На какие вопросы отвечает?

-Какую роль в нашей речи играет?

Регулятивные УУД

Сформулировать цель на уроке с помощью учителя, ставить перед собой задачи и выполнять их; планировать свои действия.


Усвоение новых знаний.

Цель: наблюдать над ролью имени прилагательного в речи;


















Цель:

выявить, что обозначает и на какие вопросы, отвечает имя прилагательное;












































Цель: формировать умение устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным.

1)- Все жильцы дома живут дружно и каждый в семье выполняет свою роль.

- Я проверяла сочинения о весне и затрудняюсь с оценкой.

Один ученик написал так. Прочитайте текст.

Утро. Светит солнышко. Показалась травка. Птички поют. Нас радуют деньки.

- А другой ученик написал так.

Ранее утро. Светит ласковое весеннее солнышко. Зеленеет мягкая шелковистая травка. Голосистые птички поют радостные песенки. Нас радуют первые теплые деньки.

-Какое сочинение вам понравилось?

-Почему вам понравилось 2 сочинение?

-Какие слова сделали его интересным, ярким?



2)-Да, такие слова украшают нашу речь, делают ее более точной, выразительной, яркой. Может быть, кто-то знает, как называется эта часть речи?


Определяю я предметы,

Они со мной всегда приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!


На смарт доске в доме открывается окошко с названием – имя прилагательное.


- А вы, ребята, хотите научиться говорить красиво, выразительно? Тогда вас интересно будет слушать! И поможет нам новая часть речи – имя прилагательное.


- Мы совсем с ней не знакомы! Кто она? Давайте узнаем о ней по нашему плану.


3)- Откройте учебники на стр 86 упр 148 (устно). Поиграем.

- Отгадайте, признаки, каких предметов могут обозначать эти слова?

- Что вам помогло подобрать слова?

- Каждый из предметов состоит  из своих качеств и свойств, то есть признаков.

- Что обозначает имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?


- Проверим наши выводы и сравним с правилом в учебнике. Прочитайте слова тетушки Совы на стр 86.

- Что мы узнали об имени прилагательном?

На смарт доске полностью открылось окошко с ответами на вопросы и словом-названием –имя прилагательное.


4) -Выполним упр 150 на стр.87.Прочитайте задание. Что нужно сделать? 

-Догадались, кто это?  

- Докажите, что выделенные слова – это имена прилагательные.

- С какими словами они связаны?

- Какой частью речи они являются?


- Поставим вопрос от имени существительного к имени прилагательному.


- Запишите словосочетания с вопросами по образцу в тетрадь.







- Сделайте вывод: с какой частью речи связано прилагательное?

- Молодцы! Эти жильцы – имя существительное и имя прилагательное живут рядом в домике. Имена прилагательные связаны с именами существительными по смыслу. Они прилагаются к ним. Поэтому и называются прилагательные.








Читают.

На смарт доске 2 текста.












Дети называют некоторые из них.







-имя прилагательное





















- Снег, ягода, солнышко, слова



-Признаки, которые описывают предмет


-Признак предмета

-Какой? Какая? Какое? Какие?







- Прочитать, отгадать загадку

- Гусь




- папа, мама, детки

именем существительным

-Папа КАКОЙ? важный, краснолапый.

Мама КАКАЯ? беленькая.

Детки КАКИЕ? желтые


Познавательные УУД: решение учебной задачи под руководством учителя; работа со схемой и текстовой информацией.


Коммуникативные УУД:

Умение оформить свои мысли в устной форме; умение высказывать свое мнение и и аргументировать его

Физкультминутка.

Цель: предупредить сколиоз, снятия усталости и напряжения пальцев рук; развивать внимание


- Если вы услышите имена прилагательные, то тянемся вверх, встаем на носочки и руками ловим слово. Если вы услышите имена существительные, то приседаем, прячемся.

День, зеленое, веселый, медведь, береза, интересная, туча, молодые, небольшое, колокольчик, заботливая.


Выполняют упражнения физкультминутки.





Коммуникативные УУД: слушают учителя и выполняют упражнения для снятия усталости.

6. Закрепление изученного материала.

Цель: формировать умение подбирать по смыслу и грамматически подходящие имена прилагательные к именам существительным.




Цель: тренировать способность к самоконтролю и самооценке.












1)Продолжаем наше исследование о прилагательном. Упр 149. Прочитайте высказывание А.Н.Толстого.

- Какой, по мнению автора, русский язык? Прочитайте эти слова.

Запишем эти имена прилагательные в тетрадь.


- С чем сравнивает автор яркость, меткость, певучесть, задушевность русского языка?

- На какой вопрос отвечают выделенные слова? Какой частью речи они являются? Подчеркните их волнистой линией.


2) Работа с приложением к учебнику на CD диске и рабочей печатной тетрадью.

- Кроты пробрались в домик наших друзей- частей речи и похитили имена прилагательные.

Поможем им починить?

В рабочей тетради стр 42 упр 90 вставьте прилагательные из слов для справок.







3) Работа с приложением к учебнику на CD диске. Творческое задание.

- Послушайте слова – имена существительные и запишите их в столбик.

Береза, карандаши, малина, медведь, пальто.

- В скобках запишите вопросы и подберите походящие имена прилагательные.

Взаимопроверка в парах.





-Язык русский, яркий, меткий, певучий, богатый, задушевный.









Работают самостоятельно в рабочей тетради. 3 ученика по очереди вставляют слова на смарт доске. Ученики сверяют с эталоном, оценивают и вносят коррективы.


Ученики записывают словосочетания.

Взаимопроверка.

Личностные УУД: положительное отношение к языковой деятельности; уважительное отношение к русскому языку.


Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в письменной форме, работают с текстом.

Метапредметные УУД: устное народное творчество.


Регулятивные УУД: выполняют действия по инструкции в тетради; оценивают результат своих действий и вносят коррективы.

7. Итог урока. Рефлексия.

Цель: развивать умение формулировать устные ответы; развивать умение оценивать свои достижения и работу на уроке

- Вот мы и побывали в гостях у частей речи. Какую тему изучали сегодня?

-Вспомним задачи, которые мы перед собой ставили (Слайд на смарт доске). На все вопросы ответили?

- Составьте устное сообщение об имени прилагательном.

- Пригодятся ли нам эти знания?

- Оцените на полях в тетради по шкале со смайликами, как вы работали на уроке, и все ли было понятно.







Повторяют по вопросам

Регулятивные УУД: делают выводы в результате совместной работы рефлексирование.


Коммуникативные УУД: строят монологическое высказывание с учетом поставленной задачи.

Домашнее задание

Цель: закрепить знания учащихся

Выучить правило на стр 86

Стр 87 упр 151. Кто испытывает затруднение, списывают словосочетания и подчеркивают имена прилагательные.

Кто все понял на уроке и чувствует себя уверенно, в упр 151 подобрать для каждого имени прилагательного из слов для справок имя существительное.





Список литературы:

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 2 кл.Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – (Школа России).

Канакина В. П., Горецкий В.Г.  Русский язык. Рабочая тетрадь: 2 кл. Пособие для учащихся общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 – М.: Просвещение, 2019. – (Школа России).

Канакина В.П. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 кл. Учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч – 4-е изд, доп. – М.: Просвещение, 2017. – (Школа России).

Русский язык,2 класс. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого./1CD (в комплекте с учебником).






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за работу, Екатерина Геннадьевна!!! Заходите в гости на мою страничку!

30 August 2020

Похожие публикации