Урок по русскому языку 2 класс «Имя прилагательное как часть речи»

1
0
Материал опубликован 5 March 2016

Урок по русскому языку 2 класс

Преподаватель: Лилинбаум Т. Я.

Предмет: русский язык

Тема : Имя прилагательное как часть речи.

Цель:

  • познакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи;
  • развивать умение распознавать имена прилагательные в речи;
  • воспитывать любовь к природе.

Задачи:

Образовательная

  • с существенными признаками имени прилагательного как части речи.

Развивающая

  • развивать умения находить имена прилагательные, задавать к ним вопросы, употреблять их в речи.
  • развивать устную речь, навыки самоконтроля.

Воспитательная

  • воспитывать умение чувствовать: понимать и любить красоту родной природы;
  • пробудить интерес к урокам русского языка.

Коррекционная

  • развивать мелкую моторику
  • способствовать развитию переключения внимания через применение разного вида упражнений.

 

Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные:

Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Обобщать и классифицировать по признакам.

Находить ответы на загадки.

Регулятивные:

Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Уметь высказывать своё предположение на основе представленного материала.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Прогнозировать предстоящую работу .

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

Уметь слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Умение работать в паре.

Личностные:

Выполнять правила этикета.

Выказывать своё отношение.

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Продолжительность: 40 мин.

Класс: 2 класс.

Медиапродукт: презентация к уроку Power Point.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, сигнальные картинки, учебник для 2 класса, презентация к уроку.

Интеграция на уроке: русский язык, окружающий мир, литературное чтение.


 

Ход урока.

1. Организационный момент. Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята. Здравствуйте друзья. Меня зовут Т. Я. Сегодня вы мои ученики.

 

2. Актуализация знаний

- Откройте тетрадки и запишите число, месяц, классная работа. Спинки прямые, тетрадь лежит правильно.

1.СЛОВАРНАЯ РАБОТА

- Сейчас мы повторим словарные слова(у доски 2 уч-ка)

- Отгадайте загадку

Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку  (заяц)

-Вспомните правописание этого словарного слова и запишите его.
Любопытный красный нос

По макушку в землю врос,

Лишь торчат на грядке

Зеленые прядки  (морковь)
Ест траву, жуёт, молчит…
А потом пол дня мычит: (корова)
Жидкое, а не вода

Белое, а не снег? (Молоко)

 Все слова записываются в тетрадь, самопроверка. Поднимите руку, кто без ошибок записал все слова в тетрадками. На доске открываются ответы

- Сейчас мы записали с вами слова. Из слов состоит наша речь

- Речь делится на Разные части — это слова, которые отвечают на разные вопросы. Некоторые части речи вы уже знаете.

Какие части речи вы уже знаете? (существительное, оно отвечает на вопрос кто или что. Глагол…..)

- Чтобы точно узнать какая часть речи мы должны поставить правильно вопрос.

2 ОПРЕДЕЛИТЬ ЧАСТИ РЕЧИ

-Подберите необходимые вопросы к однокоренным словам и назовите к какой части речи они относятся:

Слайд 1.

ум;

уметь;

умный (какой?)

-А какая это часть речи кто нибудь знает?

-Сегодня познакомлю вас с ещё одной частью речи

-Наз. эта часть речи имя прилагательное (Слайд 2)

Прилагательное отвечает не только на вопрос какой, но ещё и на другие вопросы о которых мы узнаем?.

- А вы хотите узнать почему оно так называется?

- Сегодня мы много узнаем, поймём.

 

3. Объяснение новой темы

Я приглашаю Вас на прогулку в одно очень интересное место, а чтобы узнать куда, вы отгадайте еще одну загадку.

Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовём
И смотреть зверей идём? (Зоопарк.)

Части речи изучать будем мы не просто так, отправляемся мы дружно на прогулку в зоопарк.

-Кто находится в зоопарке? (животные и птицы)

 

Релаксация

Тогда Закройте глаза и слушайте... (Слайд 2)

Включаем птичье пение

Что вы услышали при входе в парк?

Птичье пение какое?

Начинаем нашу экскурсию.

- Кого вы видите в первом вольере ? (лису) (Слайд 3)

- К какой части речи относится слово лиса? (сущ.).

- Какого рода лиса? (женс.)

- Опишите мне её признаки.

- Какая лиса?

- А слово рыжая – это ребята прилагательное, потому, что отвечает на вопрос КАКАЯ.

- Давайте запишем в тетрадь словосочетание Лиса (какая?) рыжая и подчеркнём прилагательное волнистой линией.

- Посмотрите, а это кто? (львы) (Слайд 4)

-Львы к какой части речи относится (сущ.).

- Какого рода? (муж.)

- Опишите мне их признаки какие они? (…..)

- Давайте запишем в тетрадь Львы (какие?) сильные и подчеркните прил.

- А сейчас мы подходим к вольеру, но там никого не видно, но слышно. (Слайд 5)

-Кто это? (павлин)

- Павлин к какой части речи относится (сущ.)

- Признаки – какой?

- Запишем в тетрадь Павлин (какой?) красивый. Прилагательное подчеркнём

-Когда павлин линяет, то он сбрасывает свои перья, (Слайд 6)

а люди с удовольствием украшают ими свои дома и одежу.

- Запишите

Перо (какое?) яркое. Подчеркните прил.

Вывод:

Итак, ребята, скажите мне с какой частью речи вы познакомились сегодня. Имя прилагательное это часть речи, которая обозначает признак предмета. И отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? и. (Слайд 7).

 

4. Первичная проверка понимания

СОБРАТЬ ЗАГАДКУ

- А эта клетка почему-то закрытая. Наверно надо угадать загадку. (Слайд 8).

Кто зимой (какой?)
Ходит (какой … , (какой?) ….. ?

-Ребята, можем ли мы догадаться, о каком животном идёт речь? Почему? (Это сделать трудно, не хватает слов).

- У вас на парте есть карточка с той загадкой и вспомогательные слова, выпавшие из неё. Подберите вместе со своим соседом по парте подходящие по смыслу слова, отвечающие на вопрос Какой? Попробуйте в паре собрать эту загадку. И отгадать её.

- Что получилось у вас? ………..

Давайте проверим (Слайд 9)

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?

ОТВЕТ- волк

Самопроверка на слайде

- Какие слова нам помогли отгадать загадку? Эти слова нам описали данного животного. На какие вопросы отвечали эти слова ( Зимой какой Холодной. Волк какой? Злой, голодный.)

К какой части речи относятся слова холодной, злой, голодный (имя прилагательное)

 

Физминутка. (Слайд 17).

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух,

И скорей за парту – плюх!

 

5 РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Ну что продолжаем прогулку?

- А это что за чудесное создание?

(розовый фламинго)

- Ребята, а вы знаете, что эта замечательная птица находится в красной книге? Каких птиц и животных заносят в красную книгу? (редких животных)

- Чем питаются фламинго? (рыбой)

- А как они достают рыбу? (ловят)

- Ну, а теперь составим предложение по схеме и запишем в тетрадь (1 ученик у доски)

ПРИЛ + СУЩ +ГЛАГ+СУЩ

Розовый фламинго ловит рыбу.

- Найдите подлеж., и сказуемое подчеркните, а прил. Подчеркните волнистой чертой.

- Ребята, а можем ли мы сказать розовый про волка или слона? (нет)

- Делаем вывод, что прилагательное это часть речи, которая относится к кому то или чему то, описывая его. Т, е. его ПРИЛАГАЮТ К ДАННОМУ СЛОВУ.

- Ну а теперь весёлая обезьянка захотела, чтобы вы составили самостоятельно про неё предложение и принесла схему.

-И на забудьте подчеркнуть главные члены предложения (Дети записывают предложение самостоятельно в тетрадь)

- У кого какие получились предложения.

- Я думаю наша подруга осталась довольной.

- Молодцы

 

5. Первичное закрепление.

С помощью прилагательного можно описать любой предмет, как одушевленный, так и неодушевленный.

- Можно и друг друга описать с помощью имени прилагательного.

Вызываю девочку

- Представься пожалуйста

-Маша какая? (красивая...)

- А теперь мальчик

- Коля какой?

- Вот я и узнала о вас очень много интересного.

- Вот и закончилась наша прогулка по зоопарку. Скажем спасибо животным, а они нам на прощание подготовили песенку, а мы им помашем.

Прилагательное имя

Украшает всё вокруг

Станут рыбки золотыми,

Верным и надёжным друг.

На любой вопрос ответит

И какая и какими?

Очень нужная часть речи

Прилагательное имя

Прилагательные делают нашу речь какой? живописной.

-Без них наша речь какая? бедна и невыразительная.

-Мир без прилагательных теряет что? краски, размеры, запахи, вкусы, становится серым.

- Сейчас мы закрепим наши знания об имени прилагательном и поиграем в игру

6.СВЯЗЬ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С ИМЕНАМИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ.

7. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

- Откройте учебники на стр. 52, упр 307

- Запишите Упражнение 307

- Прочитайте задание (Кому или чему подходят эти признаки?)

- Мы с вами подбирали признаки к предметам, а сейчас наоборот.

- Первый ряд выполняет первое задание, второй-второе …

- Выполните задание самостоятельно в тетрадях.

Проверка. Уч-ся читают по одному предложению

- Давайте поиграем

- Я буду называть имя существительное, а вы превращать его в прилагательное.

- Солнце – (солнечный), ум – (умный), стекло – стеклянный, храбрость – храбрый, ветер- ветреный, тяжесть-тяжёлый, лёгкость- лёгкий, аромат- ароматный.

- Молодцы

 

Итог урока.

- У вас на партах у каждого лежит тест-памятка. Отметьте правильный ответ галочкой

Имя прилагательное – это

Предложение

Часть речи

Рассказ

которая обозначает

Предмет

Действие предмета

Признак предмета

и отвечает на вопросы:

Какой? Какая? Какое? Какие?

Кто? Что?

Что делает? Что сделает?

На экране проверка

 

9. Домашнее задание.

Д. з. у вас записано ниже

Мы не всех животных увидели в зоопарке, потому напишите мини рассказ о любимом вами животном, ну а чтобы ваш рассказ был очень интересным и красочным, то конечно используйте как можно больше имён прилагательных.

 

11.Рефлексия.

- Я сейчас мы проведём игру понтамиму

- Если урок вам был понятен, и интересен, то вы поднимаете руки вверх

- Если вам не понравилось или было не интересно, то закрываем лицо руками

- Большое спасибо. Мне было очень приятно работать с вами.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации