Урок русского языка во 2 классе «Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным»
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме:
«Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи.
Связь имени прилагательного с именем существительным».
(Данный урок разработан с применением технологии критического мышления)
Цели урока: продолжить знакомство с именем прилагательным как с частью речи, на примерах показать значимость использования имён прилагательных в устной и письменной речи, развивать навыки употребления имён прилагательных в устной и письменной речи, обогащение словарного запаса учащихся, совершенствовать навыки самостоятельной работы и умение работать в группах, развитие творческих способностей учащихся, используя индивидуальные способности.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
научатся определять роль имён прилагательных в речи, сформируют умения постановки вопроса от имени прилагательного к имени существительному, смогут планировать свои действия в соответствии с предложенными заданиями, проводить мыслительные операции сравнения, обобщения, классификации.
Регулятивные УУД:
развивать умения в определении последовательности учебных действий; анализировать и оценивать результаты своей деятельности;
Коммуникативные УУД:
участвовать в коллективном обсуждении обозначенной проблемы;
строить продуктивное взаимодействие в процессе парной и групповой работы.
Личностные УУД: воспитывать уважительное отношение к русскому языку, к товарищам в коллективе; учиться отстаивать своё мнение аргументировано.
Оборудование: учебник «Русский язык» В.П. Канакина, рабочая тетрадь, предметные картинки, мультимедийная презентация.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность |
УУД |
Время |
|
учителя |
учащихся |
|||
Стадия вызова |
1.Мотивация. Давайте наш сегодняшний урок начнём с хорошего настроения и пожелания друг другу добра. В парах, стоя лицом друг к другу: Я желаю тебе добра! (рука на своей груди) Ты желаешь мне добра! (рука на груди соседа) Мы желаем друг другу добра! (обнимаемся) Если тебе будет трудно, (рука на груди соседа) Я тебе помогу! (рука на своей груди) Я очень рада, что у вас прекрасное настроение и надеюсь вам будет интересно работать на уроке, урок пройдет с большой пользой для вас. |
Приветствуют учителя, выполняют движения, желая друг другу добра. |
Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД |
2 мин |
2. Минутка чистописания Посмотрите внимательно на строку, записанную на доске. Определите, какая буква должна закончить этот ряд. Её мы будем писать на минутке чистописания: п, в, с, ч, п, с,….. Как вы думаете, первые буквы могут быть написаны чего? (предположения детей) Написаны первые буквы дней недели, за субботой идёт воскресенье. Определите порядок написания букв в строке: Ввя, Вву, Вве, ….. |
Обобщают, делают вывод, определяют последовательность написание буквы, отвечают на вопросы. |
Познавательные УУД Регулятивные УУД |
5 мин |
|
3. Актуализация знаний учащихся. Работа в парах. Поработаем в парах. Вспомним, всё, что знаем об имени прилагательном и составим кластер (Раздаточный материал для каждой группы – схема кластера, приложение урока) |
Работа в паре, заполнение кластера, обобщение материала |
Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД |
3 мин |
|
Стадия осмысления |
1. Создание игровой ситуации. Работаем в группе, соблюдая правила работы в группе. Индивидуальные задания для каждой группы, используя дифференцированный подход творческих способностей каждого ученика. (раздаточный материал, приложение урока) 1 группа: Описание медведя. (Картинка медведя) Придумать небольшое сообщение о медведе, используя как можно больше прилагательных. 2 группа: Расскажи о своих друзьях, используя прилагательные: зеленоглазые, быстрые, смелые, отзывчивые, добрые, 2 группа: Описание зайца. Прочитайте предложение. У него есть уши, хвост, шерсть, зубки. Дополните предложение прилагательными, чтобы было понятно о ком идёт речь. Слова для справок: острые, короткий, белая, серая, длинные. У него есть____________ уши, __________________ хвост, _______________ шерсть, ___________________ зубки. 3 группа: Описание помидора. (Картинка помидора). По цвету__________________________. По вкусу ________________________. По размеру ____________________. На ощупь ___________________________. Давайте сравним ваши рассказы. Определим какая группа более точно описала свой предмет. Давайте сделаем вывод. Какую роль играют имена прилагательные в русском языке? (Помогают описывать предмет |
Игра. Выполняют задания, рассказывают, описывают предметы, делают выводы, работают в группе. |
Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД |
5мин |
2. Использование приема «Фишбоун». (Скелет рыбы на доске). (Приложение к уроку) Учащиеся будут записывать все факты и аргументы. Работа с учебником. Упр. 153 (в парах). Что будем читать? Прочитайте выразительно загадки и постарайтесь их отгадать. Найдите и запишите имена прилагательные в каждой загадке. Определите, какую роль они играют? (называют цвет, признаки предмета) Вывод: имена прилагательные называют цвет, форму, размер, качество. (Записать на скелет (факты и аргументы). Вам понравились Ромашки |
Называют проблему, факты и аргументы, работают с учебником, обобщают и делают выводы, запись фактов и аргументов на скелет. |
Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД |
7 мин |
|
3. Физминутка «Ромашки» |
Выполняют движения |
Коммуникативные УУД |
2 мин |
|
4. Работа с текстом учебника. В какой сказке ещё можно встретить волшебный цветок. А как он называется? Кто автор данной сказки? Знакомство с содержанием отрывка упр. 154. Чтение сказки. Какие слова помогли вам представить красоту цветика? Все это слова какой части речи? Прочитаем этот текст, исключив имена прилагательные? Сравним два текста. Какой текст дает полное представление о цветике – семицветике? Какую роль сыграли имена прилагательные в этом тексте? (Текст понятен, интересный). Какую роль играют имена прилагательные в русском языке? Вывод: Имена прилагательные делают нашу речь красивой, яркой, интересной, понятной. (Записать на скелет (факты и аргументы). |
Читают текст учебника, отвечают на вопросы учителя, находят имена прилагательные, сравнивают тексты, обобщают и делают выводы, запись фактов и аргументов на скелет. |
Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД |
6мин |
|
5. Работа с последним предложением. Спишите последнее предложение в тетрадь. Подчеркните имена прилагательные. Что хотел сказать с этими прилагательными нам автор сказки? (Точно описать волшебный цветок). Самопроверка и самооценка выполнения задания с образцом. Для чего нужны имена прилагательные в речи? Вывод: имена прилагательные нужны для точного описания предметов. (Записать на скелет (факты и аргументы). |
Обобщают и делают выводы, самопроверка и самооценка работы, запись фактов и аргументов на скелет. |
Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД |
5 мин |
|
6. Физминутка для глаз. |
Выполняют движения |
Коммуникативные УУД |
2 мин |
|
7. Работа с учебником. Выполнение задания из упр. 153 К именам существительным выписать прилагательные, используя вопрос. Проверка: работа в группах. Слова, какой части речи, уточняют имена прилагательные? (существительные) Вывод: служат для уточнения имен существительных. (Записать на скелет факты и аргументы). Вывод общий: речь человека становится яркой, выразительной, красивой. |
Уточнение имен существительных именами прилагательными, проверка работы в группе, запись фактов и аргументов на скелет. |
Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД |
5мин |
|
Стадия. Рефлексия |
1. Смогли в течение урока ответить на вопрос, который стоял перед нами? Возвращаемся к кластеру и заполняем последнюю графу. |
Работа в паре, заполнение кластера, обобщение материала |
Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД |
1 мин |
2. Создание синквейна. 1. Прилагательное 2. Яркое, созвучное. 3. Называет, уточняет, украшает, обобщает 4. Интересная часть речи. 5. Важно. |
Работа в группе. |
Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД |
2 мин |
|
Литература: 1. Учебник В.П. Канакина «Русский язык» 2 класс, 2. Рабочая тетрадь у учебнику. |
Смоленцева Галина Леонидовна