Урок русского языка «Связь имени прилагательного с именем существительным» (2 класс)

2
0
Материал опубликован 13 April 2019 в группе

Русский язык, 2 класс

Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным

Цель: сформировать представление о связи имени прилагательного с именем существительным

Задачи:

-  учить находить в тексте имена прилагательные и правильно ставить к ним вопросы от имён существительных;

- показать связь имени прилагательного с именем существительным;

- учить определять число и род прилагательных по имени существительному, с которым оно связано;

- развивать орфографическую зоркость, умение анализировать и делать выводы;

- развивать речь и расширять кругозор обучающихся;

- формировать умение взаимодействовать в парах;

- воспитывать бережное отношение к животным

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, таблица «Имя прилагательное», индивидуальные карточки, картинка сказочного героя Колобка, картинки животных (медведь, заяц, лисица, волк).

Тип урока: урок открытия новых знаний

Ход урока

I. Оргмомент

А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку 5.

II. Целеполагание. Актуализация знаний

- Дети вы любите сказки?

- У нас сегодня в гостях сказочный герой. А кто вы узнаете, отгадав его по описанию. Слушайте внимательно.

- Круглый, румяный, ароматный, непослушный. Кто же это? (Колобок)

Слайд 

(Круглый, румяный, ароматный, непослушный Колобок)

- Как вы догадались, что это Колобок?

- Из какой сказки он к нам пришёл?

Слайд

(Картинка из сказки «Колобок»)

- Какую часть речи я употребила, описав Колобка?

- Как вы определили, что это имя прилагательное?

- Значит, над какой частью речи продолжаем работу на уроке?

- Что вы знаете о прилагательном?

- А какой частью речи является слово «Колобок»?

- Кто поможет сформулировать тему урока?

- Тема нашего урока «Связь имени прилагательного с именем существительным»

- Назовите цели урока.

III. Минутка чистописания

Слайд

- Колобок укатился по дорожке в лес, оставляя за собой след.

- На какую букву начинается слово «Колобок»?

- Дайте характеристику звукам, которые обозначает буква «Ка».

- Разомнём наши пальчики пред письмом.

Вот помощники мои.

Их как хочешь поверни.

Помахали, повертели

И работать захотели.

- Пропишите буквы, слоги и слова.

Слайд

Кк / Кк / Кк / ка ко ке ки ку кв кл кн

коржик кормушка кривая

- Поставьте ударение в словах.

- Что общего в словах?

- Какое слово лишнее? Докажите.

- Назовите опасные места в словах, орфограммы.

- Подберите существительное, подходящее по смыслу к прилагательному кривая.

- Кривая дорожка, по которой катился Колобок.

- Запишите это словосочетание. Назовите орфограммы.

- С какой частью речи согласуются имена прилагательные?

- Как определить число и род имени прилагательного?

- Определите число и род имени прилагательного.

Кривая дорожка (ед. ч., ж. р.)

IV. Работа по теме урока

1) Записать названия зверей, которых встретил Колобок с именами прилагательными, подходящими по смыслу.

Слайд

- Назовите, кого встретил Колобок в лесу?

(Вывесить картинки зайца, медведя, волка и лисицы)

- Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему?

(Волк – нет орфограммы. Все остальные слова из орфографического словаря)

- Какой частью речи являются эти слова? Докажите.

- Колобок предлагает вам выполнить следующее задание. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное. Запишите получившиеся словосочетания и определите число и род прилагательных. Записывать будем вместе с вопросом.

- Не забывайте называть встретившиеся орфограммы.

Работа у доски.

Заяц (какой?) косой (ед. ч., м. р.).

Медведь (какой?) косолапый (ед. ч., м. р.)

Волк (какой?) серый (ед. ч., м. р.).

Лисица (какая?) хитрая (ед. ч., ж. р.)

- Молодцы. Правильно справились с заданием.

- В какой форме числа стоят существительные?

- А прилагательные? Почему?

- На какие вопросы отвечают прилагательные в единственном числе?

Физкультминутка

- Давайте изменим число существительных и устно назовём новые словосочетания.

- На какой вопрос отвечают прилагательные во множественном числе?

Зайцы (какие?) косые и т. д.

- Как изменили существительные и прилагательные?

- Можем ли определить род у прилагательных во множественном числе?

Слайд

- Так на какие вопросы отвечают имена прилагательные в единственном числе? Во множественном?

(Вывесить таблицу)

- Так с какой частью речи связано имя прилагательное?

2) Работа с учебником, с. 88

а) «Страничка для любознательных»

- Прочитаем информацию в учебнике на с. 88

- Почему имя прилагательное так называется?

- Какие признаки может обозначать имя прилагательное?

б) Упражнение 152

- Наш Колобок очень любит… А вот что, вы сейчас назовёте, посмотрев на рисунки упражнения 152

- Какой частью речи являются изображённые слова?

- На какие группы можно разбить данные предметы? (Фрукты, ягоды, овощ)

- Назовите разные признаки этих предметов

- Составьте предложение с любым словосочетание.

Запись предложения на доске с проговариванием. Подчеркнуть имена прилагательные.

- Что учились делать, выполняя это упражнение?

3) Списать предложения. Подчеркнуть прилагательные и указать их число и род.

- Мы с Колобком сейчас проверим, как вы умеете самостоятельно находить имена прилагательные и определять их число и род.

Слайд

Славная песенка, ещё бы послушала! Сядь-ка, миленький, на мой язычок да пропой в последний разок.

- Прочитайте шёпотом предложения.

- Чьи это слова?

- Как их надо читать? Почему?

- Прочитаем хором.

- Кто сам прочитает, показав характер лисицы? (Чтение 2-3 учеников)

- Что вы должны сделать?

- Спишите предложения, подчеркните имена прилагательные, укажите их число и род.

- Проверьте в парах, как вы выполнили задание. (Взаимопроверка)

- Что нужно сделать, чтобы найти прилагательное?

- Назовите имена прилагательные вместе с именами существительными, с которыми они связаны.

(Дети выходят к доске и подчёркивают прилагательные волнистой линией. Указывают над словом род, число)

- Измените число имён прилагательных. Назовите вместе с именами существительными, с которыми они связаны.

4) Индивидуальная работа на карточках. Дифференцированные задания.

Слайд

- Ребята, представляете, а мы можем спасти Колобка.

- Лисица предлагает вам выполнить её задание. Если вы справитесь, то она его отпустит и не съест.

- Выручим Колобка?

- Вам надо вписать вопросы, на которые отвечают прилагательные, и определить их число и род, там, где это возможно.

Карточк1

Хвост ( ?) пуш.ст.. ( )

Трава ( ?) з.лён.. ( )

Сосны ( ?) высок.. ( )

Небо ( ?) г.луб.. ( )

Карточка 2

Хвост ( ?) пуш..стый ( )

Трава ( ?) з..лёная ( )

Сосны ( ?) высокие ( )

Небо ( ?) голубое ( )

Слайд

Проверка. Словосочетания записаны на слайде.

Дети выходят, вставляют вопрос и определяют число и род имён прилагательных.

- Как определяли число и род имён прилагательных?

- Где не определили род? Почему?

V. Д/з: с. 90, упр. 154 (прокомментировать)

- Колобок вам предлагает дома отправиться в другую сказку и выполнить упр. 154. Прочитайте задание. Всё ли вам понятно?

- Что вы должны сделать?

VI. Итог

- Вот и выручили мы с вами Колобка, выполняя задания по теме урока

- Над какой частью речи работали?

- Вспомним тему урока

- С какой частью речи связано имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает?

- Что обозначает?

- Как определяем число и род у имён прилагательных?

- Поставленные цели были достигнуты? Докажите

VII. Рефлексия

- Колобок благодарит вас за проделанную работу на уроке.

- Поднимите руки, кто уже научился подбирать имена прилагательные к существительным и определять их число и род.

- А кому ещё надо время, чтобы усвоить этот материал?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации