Урок русского языка «Связь имени прилагательного с именем существительным» (2 класс)
Русский язык, 2 класс
Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным
Цель: сформировать представление о связи имени прилагательного с именем существительным
Задачи:
- учить находить в тексте имена прилагательные и правильно ставить к ним вопросы от имён существительных;
- показать связь имени прилагательного с именем существительным;
- учить определять число и род прилагательных по имени существительному, с которым оно связано;
- развивать орфографическую зоркость, умение анализировать и делать выводы;
- развивать речь и расширять кругозор обучающихся;
- формировать умение взаимодействовать в парах;
- воспитывать бережное отношение к животным
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, таблица «Имя прилагательное», индивидуальные карточки, картинка сказочного героя Колобка, картинки животных (медведь, заяц, лисица, волк).
Тип урока: урок открытия новых знаний
Ход урока
I. Оргмомент
А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку 5.
II. Целеполагание. Актуализация знаний
- Дети вы любите сказки?
- У нас сегодня в гостях сказочный герой. А кто вы узнаете, отгадав его по описанию. Слушайте внимательно.
- Круглый, румяный, ароматный, непослушный. Кто же это? (Колобок)
Слайд
(Круглый, румяный, ароматный, непослушный Колобок)
- Как вы догадались, что это Колобок?
- Из какой сказки он к нам пришёл?
Слайд
(Картинка из сказки «Колобок»)
- Какую часть речи я употребила, описав Колобка?
- Как вы определили, что это имя прилагательное?
- Значит, над какой частью речи продолжаем работу на уроке?
- Что вы знаете о прилагательном?
- А какой частью речи является слово «Колобок»?
- Кто поможет сформулировать тему урока?
- Тема нашего урока «Связь имени прилагательного с именем существительным»
- Назовите цели урока.
III. Минутка чистописания
Слайд
- Колобок укатился по дорожке в лес, оставляя за собой след.
- На какую букву начинается слово «Колобок»?
- Дайте характеристику звукам, которые обозначает буква «Ка».
- Разомнём наши пальчики пред письмом.
Вот помощники мои.
Их как хочешь поверни.
Помахали, повертели
И работать захотели.
- Пропишите буквы, слоги и слова.
Слайд
Кк / Кк / Кк / ка ко ке ки ку кв кл кн
коржик кормушка кривая
- Поставьте ударение в словах.
- Что общего в словах?
- Какое слово лишнее? Докажите.
- Назовите опасные места в словах, орфограммы.
- Подберите существительное, подходящее по смыслу к прилагательному кривая.
- Кривая дорожка, по которой катился Колобок.
- Запишите это словосочетание. Назовите орфограммы.
- С какой частью речи согласуются имена прилагательные?
- Как определить число и род имени прилагательного?
- Определите число и род имени прилагательного.
Кривая дорожка (ед. ч., ж. р.)
IV. Работа по теме урока
1) Записать названия зверей, которых встретил Колобок с именами прилагательными, подходящими по смыслу.
Слайд
- Назовите, кого встретил Колобок в лесу?
(Вывесить картинки зайца, медведя, волка и лисицы)
- Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему?
(Волк – нет орфограммы. Все остальные слова из орфографического словаря)
- Какой частью речи являются эти слова? Докажите.
- Колобок предлагает вам выполнить следующее задание. Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное. Запишите получившиеся словосочетания и определите число и род прилагательных. Записывать будем вместе с вопросом.
- Не забывайте называть встретившиеся орфограммы.
Работа у доски.
Заяц (какой?) косой (ед. ч., м. р.).
Медведь (какой?) косолапый (ед. ч., м. р.)
Волк (какой?) серый (ед. ч., м. р.).
Лисица (какая?) хитрая (ед. ч., ж. р.)
- Молодцы. Правильно справились с заданием.
- В какой форме числа стоят существительные?
- А прилагательные? Почему?
- На какие вопросы отвечают прилагательные в единственном числе?
Физкультминутка
- Давайте изменим число существительных и устно назовём новые словосочетания.
- На какой вопрос отвечают прилагательные во множественном числе?
Зайцы (какие?) косые и т. д.
- Как изменили существительные и прилагательные?
- Можем ли определить род у прилагательных во множественном числе?
Слайд
- Так на какие вопросы отвечают имена прилагательные в единственном числе? Во множественном?
(Вывесить таблицу)
- Так с какой частью речи связано имя прилагательное?
2) Работа с учебником, с. 88
а) «Страничка для любознательных»
- Прочитаем информацию в учебнике на с. 88
- Почему имя прилагательное так называется?
- Какие признаки может обозначать имя прилагательное?
б) Упражнение 152
- Наш Колобок очень любит… А вот что, вы сейчас назовёте, посмотрев на рисунки упражнения 152
- Какой частью речи являются изображённые слова?
- На какие группы можно разбить данные предметы? (Фрукты, ягоды, овощ)
- Назовите разные признаки этих предметов
- Составьте предложение с любым словосочетание.
Запись предложения на доске с проговариванием. Подчеркнуть имена прилагательные.
- Что учились делать, выполняя это упражнение?
3) Списать предложения. Подчеркнуть прилагательные и указать их число и род.
- Мы с Колобком сейчас проверим, как вы умеете самостоятельно находить имена прилагательные и определять их число и род.
Слайд
Славная песенка, ещё бы послушала! Сядь-ка, миленький, на мой язычок да пропой в последний разок.
- Прочитайте шёпотом предложения.
- Чьи это слова?
- Как их надо читать? Почему?
- Прочитаем хором.
- Кто сам прочитает, показав характер лисицы? (Чтение 2-3 учеников)
- Что вы должны сделать?
- Спишите предложения, подчеркните имена прилагательные, укажите их число и род.
- Проверьте в парах, как вы выполнили задание. (Взаимопроверка)
- Что нужно сделать, чтобы найти прилагательное?
- Назовите имена прилагательные вместе с именами существительными, с которыми они связаны.
(Дети выходят к доске и подчёркивают прилагательные волнистой линией. Указывают над словом род, число)
- Измените число имён прилагательных. Назовите вместе с именами существительными, с которыми они связаны.
4) Индивидуальная работа на карточках. Дифференцированные задания.
Слайд
- Ребята, представляете, а мы можем спасти Колобка.
- Лисица предлагает вам выполнить её задание. Если вы справитесь, то она его отпустит и не съест.
- Выручим Колобка?
- Вам надо вписать вопросы, на которые отвечают прилагательные, и определить их число и род, там, где это возможно.
Карточк1
Хвост ( ?) пуш.ст.. ( )
Трава ( ?) з.лён.. ( )
Сосны ( ?) высок.. ( )
Небо ( ?) г.луб.. ( )
Карточка 2
Хвост ( ?) пуш..стый ( )
Трава ( ?) з..лёная ( )
Сосны ( ?) высокие ( )
Небо ( ?) голубое ( )
Слайд
Проверка. Словосочетания записаны на слайде.
Дети выходят, вставляют вопрос и определяют число и род имён прилагательных.
- Как определяли число и род имён прилагательных?
- Где не определили род? Почему?
V. Д/з: с. 90, упр. 154 (прокомментировать)
- Колобок вам предлагает дома отправиться в другую сказку и выполнить упр. 154. Прочитайте задание. Всё ли вам понятно?
- Что вы должны сделать?
VI. Итог
- Вот и выручили мы с вами Колобка, выполняя задания по теме урока
- Над какой частью речи работали?
- Вспомним тему урока
- С какой частью речи связано имя прилагательное?
- На какие вопросы отвечает?
- Что обозначает?
- Как определяем число и род у имён прилагательных?
- Поставленные цели были достигнуты? Докажите
VII. Рефлексия
- Колобок благодарит вас за проделанную работу на уроке.
- Поднимите руки, кто уже научился подбирать имена прилагательные к существительным и определять их число и род.
- А кому ещё надо время, чтобы усвоить этот материал?