12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мешкова Евгения Алексеевна130
2

Технологическая карта урока по русскому языку (обучение грамоте) "Согласные звуки [р] [р’], буквы Р, р." 1 класс



Урок литературного чтения в 1 классе (УМК «Школа России»)

Студент: Мешкова Евгения Алексеевна

Дата проведения: 25.12.21г.

Тема

Согласные звуки [р] [р’], буквы Р, р.

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками[р] [р’], буквами р, р., формирования фонетического слуха учащихся, развития речи учащегося.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Познакомить детей с особенностями произнесения звуков [р] [р’] их характеристиками; осуществить наблюдение над значением слов; способствовать овладению навыками плавного слогового чтения с буквой Р, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; познакомить с лентой букв;

Личностные результаты

Выстраивают отношения в учебном коллективе. Воспринимают важность, ценность учёбы как интеллектуального труда и познания нового.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели, задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления, проговаривание последовательности своих действий на уроке.
Познавательные: овладевают методом познания – наблюдением, характеризуют изучаемый звук;
Коммуникативные: составляют предложение по заданной схеме; составляют рассказ по сюжетной картинке; выразительно рассказывают; объясняют смысл пословиц и поговорок.

Основные понятия и термины

Согласные звуки [р] и [р’]. Заглавная и строчная, печатная и письменная буквы Р, р. Значение слова; слого-звуковой анализ слова; слог.

Методы, формы работы

Словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

Азбука (Ч.1.), м/м презентация, учебник «Азбука» (Автор Горецкий В.Г. Ч.1), наглядный материал, раздаточный материал (для рефлексии).



Технологическая карта урока

Этапы урока.

Цели.



Виды работы


Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Организационный момент.

Цель: проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок.


1. Приветствие


2. Эмоциональный настрой.


3. Проверка готовности к уроку.

4. Повторение правил посадки.

- Здравствуйте! Меня зовут, Евгения Алексеевна, и сегодня я у вас проведу урок литературного чтения.

Сл.1

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем!

- Посмотрите на рабочий стол, всё ли необходимое у вас лежит на столе?

- На ваших партах должны лежать: учебники Азбуки.

- Помните, что на уроке вы должны сидеть правильно: руки правильно лежат на парте, ноги ровно стоят на полу, спина упирается в спинку стула.

Приветствует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок, организовывает проверку рабочего места, оговаривает правила посадки.

Приветствуют учителя, друг друга, эмоционально настраиваются на урок, проверяют готовность к уроку, повторяют правила сидения за партой.

Речевая разминка

Цель: подготовка артикуляционного аппарата к чтению.

1. Упражнения для отработки дикции (чтение чистоговорки)

- Прежде чем мы начнем изучать новый материал, подготовим артикуляционный аппарат к чтению.

- Я прочитаю вам чистоговорку, а вы внимательно послушайте и приготовьтесь повторить ее вместе со мной.

Сл.2

РЮ-РЮ-РЮ - как я много говорю?

РИ-РИ-РИ - от зари и до зари.

РЯ-РЯ-РЯ – про озера и моря.

РЮ-РЮ-РЮ – говорю и говорю.

РЯ-РЯ-РЯ – обо всем, но, видно, зря!

Учитель готовит артикуляционный аппарат к чтению. Отрабатывает с детьми правильное произношение чистоговорки.

Проговаривают чистоговорку вместе с учителем, чётко произнося каждый звук.

Актуализация знаний.

Цель: выявление опорных знаний и способов действий.

1. Беседа с учащимися о звуках.

- Когда мы произносим речь, что мы слышим? (Звуки)

- На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные)

- Какие звуки называются гласными? (Гласные звуки — это такие звуки, при произношении которых воздушная струя не встречает преград на своем пути. Гласные звуки тянем, поем, произносим голосом).

- Какие звуки называются согласными? (Согласные звуки — это такие звуки, при произношении которых воздушная струя встречает на своем пути преграды, мешают губы, зубы, верхнее небо, согласные звуки произносим с голосом, шумом).

Актуализирует опорные знания и умения. Задает вопросы учащимся.

Отвечают на вопросы учителя.

Целеполагание

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.


1. Введение в тему урока






2. Определение темы и задач урока

- Для того, чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам отгадать загадку:

Сл.3

Рак-речной усатый рак.

Учится он кое-как.

Не бери с него пример,

А запомни букву…(Р)

-Как вы думаете, о каком звуке пойдет речь сегодня на уроке? (Звук [р])

- Сегодня мы с вами на уроке познакомимся со звуком [р] и буквой Р, которой обозначается этот звук на письме.


Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, использует загадку.

Слушают загадку, называют отгадку.

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность.

Изучение нового материала

Цель: усвоение но­вых знаний и спо­собов деятельно­сти.


1. Слого - звуковой анализ слова «Астра» (учебник, с.65)






























2. Слого - звуковой анализ слова «Арбуз» (учебник, с.65)











3. Знакомство с буквой Р








4. Работа с лентой букв




5.Работа с сюжетной картинкой

(учебник стр. 65)

- Откройте учебник на странице 65 (шесть и пять)

-Посмотрите на предметную картинку.

- Что на ней изображено? (Забор)

- Что такое забор? (Сооружение, служащее для ограждения той или иной территории)

- А где можно увидеть забор? (Дома, на даче, в парке, в школе).

- Произнесем слово забор и определим количество слогов в этом слове.

-Для этого поднесем к подбородку тыльную сторону ладони и медленно произнесем это слово. Сколько раз подбородок коснется ладошки, столько слогов и будет.

- Сколько слогов в этом слове? (Два слога)

- Произнесите хором первый слог (за)

- Произнесите хором второй слог (бор)

- Определим, какой слог ударный, для этого давайте позовем слово.

- Так какой слог ударный? (Второй)

- Сколько звуков в первом слоге? (Слияние согласного звука [з] с гласным звуков [а])

- Покажем этот слог на схеме.

- Что вы можете сказать о втором слоге? (Слог состоит из слияния согласного звука [б] и гласного звука [о] и согласного звука [р] вне слиянии)

- На схеме данный слог показан таким образом.

- Произнесите последний звук в слове забор ([р])

- Охарактеризуем звук [р], какой он? (Звук [р]- согласный, твёрдый, непарный, звонкий, непарный).

- Почему? (Потому что при произношении звука [р] воздушная струя встречает преграду на своем пути, этот звук мы не можем пропеть).

Вывод: звук [р] согласный, твердный, непарный, звонкий, непарный

Проводит слого-звуковой анализ слова с опорой на предметный рисунок и схему слова.

Под руководством учителя выполняют слого - звуковой анализ слова с изучаемым звуком, рассматривают схему слова, отвечают на вопросы, выделяют звук [р] в процессе слого -звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему слова.

- Что изображено на предметной картинке? ( Дверь)

- Определим количество слогов в слове дверь.

- Для этого поднесем к подбородку тыльную сторону ладони и медленно произнесем это слово. Сколько раз подбородок коснется ладошку, столько слогов и будет.

- Так сколько же слогов в слове «дверь»? (Один)

- Произнесите хором слог (дверь)

- Из чего состоит слог? (Из согласного звука [д] вне слияния и слияние согласным звуком [в] и гласного звука [е] вне слияния и слияния согласным звуком [р])

- Обозначим этот слог на схеме слова.

Вывод: звук [р] в данном слове является согласным, мягким.

Проводит слого-звуковой анализ слова с опорой на предметный рисунок и схему слова.

Под руководством учителя выполняют слого - звуковой анализ слова с изучаемым звуком, рассматривают схему слова, отвечают на вопросы, выделяют звук [р] в процессе слого -звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему слова.

- Звук[р] на письме обозначается буквой Р. (Показ образца букв на доске)

Сл.4

- Сколько всего букв Р? (4 - 2 печатные и 2 прописные)

- А где вы еще видели печатную букву Р? (В книгах)

- А с прописной буквой Р, вы познакомитесь на уроках русского языка.

Сл.5

- Посмотрите на слайд и скажите, на что она похожа? (Парус)

Знакомит с артикуляцией звука, характеризует звук вместе с учащимися.

Произносят звуки, наблюдают за произношением, дают характеристику по схеме.

- Найдите букву Р на «ленте букв».

-В каком ряду она находится? (В верхнем)

-Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: буква Р- согласная, обозначает согласный звук.

Просит учащихся найти букву Р на ленте букв.

Находят букву Р на ленте букв.

-Посмотрите на сюжетную картинку.

-Что на ней изображено? (Девочка и мальчик, а рядом с ними стол с кактусами)

- Что делает девочка? (Девочка смотрит на свой палец)

- Что с ней случилось? (Она уколола руку)

-Что сейчас делает мальчик? (Смотрит на девочку)

-Что мальчик делал до этого? (Поливал кактусы)

Проводит работу с сюжетной картинкой

Работают по сюжетной картинке

ФИЗМИНУТКА


- Сейчас мы с вами немного отдохнем, встаньте и выйдите из-за парт.

Мы хлопаем в ладоши, хлоп , хлоп

(хлопки над головой)

Мы топаем ногами, топ, топ

(высоко поднимаем колени)

Качаем головой

(головой вперед назад)

Мы руки поднимем, мы руки опустим

(руки поднять, опустить)

Мы низко приседам и прямо мы встаем

(присесть и подпрыгнуть).

- Присаживайтесь, ребята.

Осуществляет профилактику переутомления. Показывает образец выполнения упражнения.

Выполняют движения по образцу учителя.

6. Дидактическая игра «Веселые слова»



7. Работа с иллюстрацией

Сл.6

- Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы будете хлопать, если есть в этих словах буква Р (Рак, ромашка, пчела, астра, учитель, школа, карандаш)

Создает проблемную ситуацию.

Рассматривают картинки, называют слова.

- Какая сказка изображена на иллюстрации? (Сказка о золотой рыбке)

-О чем эта сказка? (О том, как старик поймал золотую рыбку, и старуха у него просила, то новое корыто, то дом)

-Что делает старик? (Просит у золотой рыбки новое корыто для своей старухи)

-А что делает старуха? (Сидит у своего старого корыта)

-Прочитайте начало сказки и назовите слова, в которых есть буква Р (Старик, старуха, море, ровно, тридцать, три, старик, рыбу, старуха, пряла, пряжу)

-А теперь расскажите, что произошло в сказке дальше.

Формулирует учебную задачу, развивает речь уч-ся.

Рассматривают иллюстрацию, называют слова с новым звуком, отвечают на вопросы учителя, находят слова с буквой Р.

VI. Итог урока

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся.

1. Обобщающая беседа.

- Ребята, с каким звуком мы сегодня с вами познакомились? (Согласным звуком [р])

- Какой буквой обозначаем звук [р]? (Буквой Р)

- Что вы знаете о букве Р? (Буква Р-согласная, звонкая, непарная, твердая, непарная).

Задает вопросы, подводит итог урока.

Отвечают на вопросы учителя; формулируют выводы в соответствии с задачами урока.

2. Рефлексия

- Какие возникали затруднения на уроке?

- Ребята, на ваших столах лежат солнышки и тучки: если вам понравилась ваша работа на уроке, было интересно и у вас все получалось, то покажите солнышко, а если же вам совсем не понравилась ваша работа на уроке, вам было сложно и не интересно, то покажите тучку.

- Урок окончен. Спасибо, ребята, за хорошую работу на уроке!

Проводит рефлексию деятельности.

Оценивают свою деятельность с помощью учителя.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.