Технологическая карта урока по русскому языку «Согласные звуки [р] [р’], буквы Р, р» (1 класс)
Урок литературного чтения в 1 классе (УМК «Школа России») Студент: Мешкова Евгения Алексеевна Дата проведения: 25.12.21г. | |
Тема | Согласные звуки [р] [р’], буквы Р, р. |
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками[р] [р’], буквами р, р., формирования фонетического слуха учащихся, развития речи учащегося. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Планируемые результаты (предметные) | Познакомить детей с особенностями произнесения звуков [р] [р’] их характеристиками; осуществить наблюдение над значением слов; способствовать овладению навыками плавного слогового чтения с буквой Р, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; познакомить с лентой букв; |
Личностные результаты | Выстраивают отношения в учебном коллективе. Воспринимают важность, ценность учёбы как интеллектуального труда и познания нового. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели, задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления, проговаривание последовательности своих действий на уроке. |
Основные понятия и термины | Согласные звуки [р] и [р’]. Заглавная и строчная, печатная и письменная буквы Р, р. Значение слова; слого-звуковой анализ слова; слог. |
Методы, формы работы | Словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная. |
Образовательные ресурсы | Азбука (Ч.1.), м/м презентация, учебник «Азбука» (Автор Горецкий В.Г. Ч.1), наглядный материал, раздаточный материал (для рефлексии). |
Технологическая карта урока
Этапы урока. Цели. | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. Цель: проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок. | 1. Приветствие 2. Эмоциональный настрой. 3. Проверка готовности к уроку. 4. Повторение правил посадки. | - Здравствуйте! Меня зовут, Евгения Алексеевна, и сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. Сл.1 Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем! - Посмотрите на рабочий стол, всё ли необходимое у вас лежит на столе? - На ваших партах должны лежать: учебники Азбуки. - Помните, что на уроке вы должны сидеть правильно: руки правильно лежат на парте, ноги ровно стоят на полу, спина упирается в спинку стула. | Приветствует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок, организовывает проверку рабочего места, оговаривает правила посадки. | Приветствуют учителя, друг друга, эмоционально настраиваются на урок, проверяют готовность к уроку, повторяют правила сидения за партой. |
Речевая разминка Цель: подготовка артикуляционного аппарата к чтению. | 1. Упражнения для отработки дикции (чтение чистоговорки) | - Прежде чем мы начнем изучать новый материал, подготовим артикуляционный аппарат к чтению. - Я прочитаю вам чистоговорку, а вы внимательно послушайте и приготовьтесь повторить ее вместе со мной. Сл.2 РЮ-РЮ-РЮ - как я много говорю? РИ-РИ-РИ - от зари и до зари. РЯ-РЯ-РЯ – про озера и моря. РЮ-РЮ-РЮ – говорю и говорю. РЯ-РЯ-РЯ – обо всем, но, видно, зря! | Учитель готовит артикуляционный аппарат к чтению. Отрабатывает с детьми правильное произношение чистоговорки. | Проговаривают чистоговорку вместе с учителем, чётко произнося каждый звук. |
Актуализация знаний. Цель: выявление опорных знаний и способов действий. | 1. Беседа с учащимися о звуках. | - Когда мы произносим речь, что мы слышим? (Звуки) - На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные) - Какие звуки называются гласными? (Гласные звуки — это такие звуки, при произношении которых воздушная струя не встречает преград на своем пути. Гласные звуки тянем, поем, произносим голосом). - Какие звуки называются согласными? (Согласные звуки — это такие звуки, при произношении которых воздушная струя встречает на своем пути преграды, мешают губы, зубы, верхнее небо, согласные звуки произносим с голосом, шумом). | Актуализирует опорные знания и умения. Задает вопросы учащимся. | Отвечают на вопросы учителя. |
Целеполагание Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | 1. Введение в тему урока 2. Определение темы и задач урока | - Для того, чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам отгадать загадку: Сл.3 Рак-речной усатый рак. Учится он кое-как. Не бери с него пример, А запомни букву…(Р) -Как вы думаете, о каком звуке пойдет речь сегодня на уроке? (Звук [р]) - Сегодня мы с вами на уроке познакомимся со звуком [р] и буквой Р, которой обозначается этот звук на письме. | Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, использует загадку. | Слушают загадку, называют отгадку. Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность. |
Изучение нового материала Цель: усвоение новых знаний и способов деятельности. | 1. Слого - звуковой анализ слова «Астра» (учебник, с.65) 2. Слого - звуковой анализ слова «Арбуз» (учебник, с.65) 3. Знакомство с буквой Р 4. Работа с лентой букв 5.Работа с сюжетной картинкой (учебник стр. 65) | - Откройте учебник на странице 65 (шесть и пять) -Посмотрите на предметную картинку. - Что на ней изображено? (Забор) - Что такое забор? (Сооружение, служащее для ограждения той или иной территории) - А где можно увидеть забор? (Дома, на даче, в парке, в школе). - Произнесем слово забор и определим количество слогов в этом слове. -Для этого поднесем к подбородку тыльную сторону ладони и медленно произнесем это слово. Сколько раз подбородок коснется ладошки, столько слогов и будет. - Сколько слогов в этом слове? (Два слога) - Произнесите хором первый слог (за) - Произнесите хором второй слог (бор) - Определим, какой слог ударный, для этого давайте позовем слово. - Так какой слог ударный? (Второй) - Сколько звуков в первом слоге? (Слияние согласного звука [з] с гласным звуков [а]) - Покажем этот слог на схеме. - Что вы можете сказать о втором слоге? (Слог состоит из слияния согласного звука [б] и гласного звука [о] и согласного звука [р] вне слиянии) - На схеме данный слог показан таким образом. - Произнесите последний звук в слове забор ([р]) - Охарактеризуем звук [р], какой он? (Звук [р]- согласный, твёрдый, непарный, звонкий, непарный). - Почему? (Потому что при произношении звука [р] воздушная струя встречает преграду на своем пути, этот звук мы не можем пропеть). Вывод: звук [р] согласный, твердный, непарный, звонкий, непарный | Проводит слого-звуковой анализ слова с опорой на предметный рисунок и схему слова. | Под руководством учителя выполняют слого - звуковой анализ слова с изучаемым звуком, рассматривают схему слова, отвечают на вопросы, выделяют звук [р] в процессе слого -звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему слова. |
- Что изображено на предметной картинке? ( Дверь) - Определим количество слогов в слове дверь. - Для этого поднесем к подбородку тыльную сторону ладони и медленно произнесем это слово. Сколько раз подбородок коснется ладошку, столько слогов и будет. - Так сколько же слогов в слове «дверь»? (Один) - Произнесите хором слог (дверь) - Из чего состоит слог? (Из согласного звука [д] вне слияния и слияние согласным звуком [в] и гласного звука [е] вне слияния и слияния согласным звуком [р]) - Обозначим этот слог на схеме слова. Вывод: звук [р] в данном слове является согласным, мягким. | Проводит слого-звуковой анализ слова с опорой на предметный рисунок и схему слова. | Под руководством учителя выполняют слого - звуковой анализ слова с изучаемым звуком, рассматривают схему слова, отвечают на вопросы, выделяют звук [р] в процессе слого -звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему слова. | ||
- Звук[р] на письме обозначается буквой Р. (Показ образца букв на доске) Сл.4 - Сколько всего букв Р? (4 - 2 печатные и 2 прописные) - А где вы еще видели печатную букву Р? (В книгах) - А с прописной буквой Р, вы познакомитесь на уроках русского языка. Сл.5 - Посмотрите на слайд и скажите, на что она похожа? (Парус) | Знакомит с артикуляцией звука, характеризует звук вместе с учащимися. | Произносят звуки, наблюдают за произношением, дают характеристику по схеме. | ||
- Найдите букву Р на «ленте букв». -В каком ряду она находится? (В верхнем) -Какой вывод мы можем сделать? Вывод: буква Р- согласная, обозначает согласный звук. | Просит учащихся найти букву Р на ленте букв. | Находят букву Р на ленте букв. | ||
-Посмотрите на сюжетную картинку. -Что на ней изображено? (Девочка и мальчик, а рядом с ними стол с кактусами) - Что делает девочка? (Девочка смотрит на свой палец) - Что с ней случилось? (Она уколола руку) -Что сейчас делает мальчик? (Смотрит на девочку) -Что мальчик делал до этого? (Поливал кактусы) | Проводит работу с сюжетной картинкой | Работают по сюжетной картинке | ||
ФИЗМИНУТКА | - Сейчас мы с вами немного отдохнем, встаньте и выйдите из-за парт. Мы хлопаем в ладоши, хлоп , хлоп (хлопки над головой) Мы топаем ногами, топ, топ (высоко поднимаем колени) Качаем головой (головой вперед назад) Мы руки поднимем, мы руки опустим (руки поднять, опустить) Мы низко приседам и прямо мы встаем (присесть и подпрыгнуть). - Присаживайтесь, ребята. | Осуществляет профилактику переутомления. Показывает образец выполнения упражнения. | Выполняют движения по образцу учителя. | |
6. Дидактическая игра «Веселые слова» 7. Работа с иллюстрацией | Сл.6 - Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы будете хлопать, если есть в этих словах буква Р (Рак, ромашка, пчела, астра, учитель, школа, карандаш) | Создает проблемную ситуацию. | Рассматривают картинки, называют слова. | |
- Какая сказка изображена на иллюстрации? (Сказка о золотой рыбке) -О чем эта сказка? (О том, как старик поймал золотую рыбку, и старуха у него просила, то новое корыто, то дом) -Что делает старик? (Просит у золотой рыбки новое корыто для своей старухи) -А что делает старуха? (Сидит у своего старого корыта) -Прочитайте начало сказки и назовите слова, в которых есть буква Р (Старик, старуха, море, ровно, тридцать, три, старик, рыбу, старуха, пряла, пряжу) -А теперь расскажите, что произошло в сказке дальше. | Формулирует учебную задачу, развивает речь уч-ся. | Рассматривают иллюстрацию, называют слова с новым звуком, отвечают на вопросы учителя, находят слова с буквой Р. | ||
VI. Итог урока Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся. | 1. Обобщающая беседа. | - Ребята, с каким звуком мы сегодня с вами познакомились? (Согласным звуком [р]) - Какой буквой обозначаем звук [р]? (Буквой Р) - Что вы знаете о букве Р? (Буква Р-согласная, звонкая, непарная, твердая, непарная). | Задает вопросы, подводит итог урока. | Отвечают на вопросы учителя; формулируют выводы в соответствии с задачами урока. |
2. Рефлексия | - Какие возникали затруднения на уроке? - Ребята, на ваших столах лежат солнышки и тучки: если вам понравилась ваша работа на уроке, было интересно и у вас все получалось, то покажите солнышко, а если же вам совсем не понравилась ваша работа на уроке, вам было сложно и не интересно, то покажите тучку. - Урок окончен. Спасибо, ребята, за хорошую работу на уроке! | Проводит рефлексию деятельности. | Оценивают свою деятельность с помощью учителя. |