Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе «Имя существительное как часть речи»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе
Имя существительное как часть речи
Тип: повторительно-обобщающий урок.
Цель: повторить сведения об имени существительном, полученные в 5 классе.
Планируемые результаты:
Личностные:
- уважительное отношение к родному языку;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- развитие культуры общения.
Метапредметные:
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи;
- умение анализировать.
Предметные:
- умение склонять имя существительное;
- развитие творческой самостоятельности;
- владение разными видами речевой деятельности;
- развитие орфографической зоркости.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: доска, мультимедийный проектор, экран, компьютер, лист учёта знаний.
Презентация "Имя существительное как часть речи"
PPTX / 6.73 Мб
Организационная структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма работы |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
|||
1.Оргмомент. Цель этапа: создать положительный эмоциональный настрой 2 мин. |
Учитель подготавливает учащихся к работе на уроке: Слайд 1 - Здравствуйте, ребята! Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно и активно поработаем. Запишите в своих тетрадях число, «Классная работа». Слайд 2 На сегодняшнем занятии мы будем детективами. Из музея Санкт-Петербурга было похищено бесценное полотно Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа»(1478). Слайд 3 Интересно то, что вор оставил послание: «Детективы! Я наслышан о ваших сыскных способностях. И как истинный созидатель могу их оценить, ведь поиск – это настоящий талант! Предлагаю игру. Я оставлю вам подсказки, а вы должны найти спрятанную мной картину. Если получится, то вы вернёте шедевр, а я получу несказанное удовольствие от нашей игры» |
Настраиваются на урок. Записывают в тетрадях число, классная работа. |
Фронтальная |
Коммуникативные: - умение слушать. Личностные: - ценностно-нравственная ориентация (настройка на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом). |
|||
2. Проверка домашнего задания. Повторение ранее изученного материала 7 мин. |
Учитель предлагает вводное задание: Слайд 4 - Первая подсказка. Посмотрите на экран, перед вами слова. Ваша задача списать и обозначить условия выбора орфограммы. Словарная работа: Преграда, касание, сложение, росток, исследование, искусство, Франция, розыск, заря, творение. - Какой частью речи являются данные слова? - А что такое имя существительное? - Какое слово выделяется среди остальных и чем? - Как вы думаете, на что указывает это слово? Учитель: -Данное слово является нашей подсказкой. Мы отправляемся во Францию. |
Выполняют задание, результаты заносят в лист учёта знаний. Отвечают на поставленные вопросы. Ответ: - Имя существительное. Это такая часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? И что? -Среди всех слов выделяется «Франция», потому что пишется с заглавной буквы. Это имя собственное. Слово указывает на следующий пункт назначения. |
Фронтальная |
Коммуникативные: - осуществление учебного сотрудничества. Личностные: - мотивация к учебной деятельности. Регулятивные: - планирование необходимых действий и операций. Познавательные: - анализ объектов с целью выделения признаков. |
|||
3. Постановка учебной цели и построение проекта выхода из затруднения. Цель: определить тему урока и цель 2 мин. |
Слайд 5 - Ребята, о какой части речи мы будем говорить на уроке? - Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего урока. |
Отвечают на вопрос, формулируют цель урока. Записывают в тетрадях тему: "Имя существительное как часть речи" |
Фронтальная |
Личностные: - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: - умение строить речевое высказывание. |
|||
4. Закрепление знаний с комментированием. Цель: обобщить и систематизировать знания, формировать рациональный способ применения их на практике 6 мин. |
Слайд 6 Учитель: - Мы прилетели в Париж. Несмотря на дождливую погоду, вокруг много туристов. Повсюду разносится чудесный запах булочек, играет лёгкая музыка. Но нам нельзя расслабляться, мы должны найти следующую подсказку! Где же нам её искать? Конечно же, в Лувре! Мы выходим на площадь перед музеем, где возвышается огромная стеклянная пирамида, и видим, что на плитках выведены буквы. Наша задача найти слова, которые относятся к понятию имени существительного как части речи. Слайд 7 (Игра «Филворд») -Какое слово оказалось лишним? Слайд 8 Учитель: - Итак, мы справились с заданием. Но куда же нам отправляться дальше? Посмотрите внимательно на площадь. Это же пирамида! А где ещё находятся пирамиды? Мы отправляемся в Египет! |
Отвечают на вопросы. Работают с учебником, анализируют теоретический материал (стр. 131), результаты заносят в лист учёта знаний. Ответ: Род, одушевлённое, нарицательное, склонение, падеж, подлежащее, что. Лишним является слово «спряжение». Оно относится к морфологическим признакам глагола. |
Индивидуальная, фронтальная |
Личностные: -проявление интереса к изучению языка. Регулятивные: - контролирование учебных действий, - определение степени успешности своей работы и работы других. Коммуникативные: -умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные: - структурирование знаний; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. |
|||
5.Физкультминутка Цель: закрепить полученные знания путём игры; предупредить утомляемость учащихся 1 мин. |
- Нас ждёт длительный перелёт, поэтому мы пока можем отдохнуть Задание: Внимательно послушайте слова, если вы услышите одушевлённое существительное, то делаете наклон вправо, если неодушевлённое, то влево. Рафаэль, картина, кисточка, художник, краски, портрет, портретист, скульптура, глина, итальянец, живопись. |
Выполняют физические упражнения. |
Фронтальная |
Личностные: - осознание необходимости заботы о здоровье. |
|||
6.Самостоятельная работа с самоконтролем. 15 мин. |
Слайд 9 - Мы прибыли в Гизу. Здесь нас встретил проводник, который отвёл к пирамидам. Он-то нам и дал следующее задание. Слайд 10 Задание: Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы, расставьте недостающие запятые и выполните морфологический и синтаксический разборы. Погода стоит ясная — на небе ни облачка. Пустыня ослепительно сияет4. Вдали барханы теряют очертания и виднеются у горизонта3 мутной, неясной пеленой. Первые километры даются с трудом. Ноги увязают в рыхлом песке. Но вот мы взбираемся ещё на один бархан. Сверху открывается прекрасный вид на пирамиды, которые блестят на солнце. Пустыня (сущ.) ослепительно (нар.) сияет (глаг.). (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое) I. (У) горизонта – сущ. (что?) II. Н.ф. – горизонт. Пост. приз.: нариц., неодуш., м.р., 2-е скл.; непост. приз.: род. п., ед.ч. III.Виднеются (где?) у горизонта. Слайд 11 Выводит ответы на слайде. Слайд 12 -Ребята, вы справились с заданием и получили следующую подсказку: «Моисей». Как известно, мраморная статуя ветхозаветного пророка находится в Риме. Туда мы и направляемся. |
Вставляют пропущенные буквы, обозначают орфограммы, расставляют запятые и выполняют морфологический и синтаксический разборы. Результаты заносят в лист учёта знаний. |
Индивидуальная |
Познавательные: -умение применять информацию для решения практических задач. Личностные: -развитие познавательного интереса, создание ситуации успеха; - осознание трудностей и стремление к их преодолению. Регулятивные: -контроль за результатами деятельности. |
|||
7.Включение в систему знаний и повторение. Цель этапа: обобщение полученных знаний в форме творческой работы 6 мин. |
Учитель: -Мы подошли к римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи, где нас встретил экскурсовод. Он нам предложил последнее задание. Чтобы его выполнить, Вам надо вспомнить падежные окончания. Слайд 13 Игра «Орфоматематика» Вставьте гласные. Если вы употребили букву И, то из числа в правом столбце вычтите 5 единиц, если букву Е, то прибавьте к данному числу 5 единиц. Замените получившиеся числа буквами, и вы узнаете код. (Метод встречается в книге Бройде М.Г [2]).
Ответ: картина. Слайд 14 - Мы справились с заданием. Экскурсовод вынес нам картину и письмо от вора: «Вы очень хорошие детективы! Возвращаю вам шедевр. До следующей игры!» |
Выполняют письменное задание. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Результаты заносят в лист учёта знаний. |
Фронтальная и индивидуальная |
Личностные: - освоение нового вида деятельности. Познавательные: - извлечение нужной информации из высказываний одноклассников. Регулятивные: - адекватное оценивание своих достижений, осознание возникающих трудностей. Коммуникативные: - умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы. |
|||
8.Рефлексия Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
Организует рефлексию. - Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги. Выполнили мы поставленные цели? Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями. А для этого прошу вас продолжить фразу: «Сегодня на уроке…» - Ребята, можно и мне закончить эту фразу? Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами. Выставляет оценки. |
Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. |
Фронтальная |
Регулятивные: - оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; - оценка процесса и результата деятельности. Личностные: - самооценка на основе успешности; - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
|||
9.Домашнее задание 1 мин. |
Слайд 15 Учитель даёт комментарий к выполнению задания. |
Записывают домашнее задание: §44, упр.246 |
Фронтальная |
Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи в зависимости от условий. |
Список используемой литературы:
Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Т.А. Ладыженская,М.Т. Баранов,Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2014.
Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.