Технологическая карта урока по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» (Русский язык, 5 класс)
Технологическая карта урока русского языка
Тема урока «Тире между подлежащим и сказуемым»
Класс: 5
Учитель Стрелкова Е.Ю.
Цели: | 1. Познакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым. 2. Развивать умение находить грамматическую основу предложения, определять, чем выражены главные члены предложения. 3. Закрепить умение правильно выделять грамматическую основу, правильно пунктуационно оформлять предложение с подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже. 4. Совершенствовать навыки конструирования моделей предложений по заданным синтаксическим моделям. | |
Тип урока | Урок изучения нового материала | |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языковыми единицами; эвристический метод; индивидуальная, групповая и фронтальная; информационно-коммуникационная, проблемное обучение, исследовательская работа, обучение в сотрудничестве. | |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор | |
Основные понятия | Подлежащее, сказуемое, главные члены предложения, тире, существительное в именительном падеже, различные способы выражения сказуемого и вопросы, на которые оно отвечает. | |
Планируемые результаты | ||
Предметные:
| Метапредметные: познавательные:
регулятивные:
коммуникативные:
| |
Личностные:
| ||
Межпредметные связи | География, математика, история и другие предметы – использование синтаксической модели как универсальной в научном стиле речи для формулировки определения термина, понятия (§ 34). | |
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая | |
Формы контроля | Самоконтроль, самоконтроль по образцу, взаимоконтроль, парный контроль по образцу | |
Ресурсы урока | Учебник. Часть 1. § 34. С. 79, 80 | |
Ресурсы для подготовки к уроку |
| |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимо- действия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежу- точный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Организационный момент. | Эмоциональная и психологическая подготовка к уроку. | - Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок русского языка. | Дети здороваются с учителем, садятся на свои места, настраиваются на учебную деятельность, демонстрируют готовность к уроку. | Фронтальная | Коммуникативные: слушают учителя, взаимодействуют согласно правилам поведения и общения на уроке. Регулятивные: настраиваются на учебную деятельность на уроке. | |
2. Проверка домашнего задания. | Упр. 167. Письмо по памяти. Выделение грамматических основ. | - Ребята, давайте проверим выполненное вами домашнее задание. Учитель диктует из упражнения фрагмент поэмы А.С. Пушкина «Полтава». Двое учащихся у доски выписывают грамматические основы предложений. Учитель акцентирует внимание на предложении: Он весь как Божия гроза. Предложение анализируется и делается вывод о том, что сказуемое может быть выражено существительным в форме именительного падежа. | У доски двое учащихся по памяти делают выборочную запись: выписывают только грамматические основы предложений. Класс проверяет работу и комментирует её. Он весь как Божия гроза. | Индиви-дуальная и фронтальная | Коммуникативные: отвечающие у доски строят устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. Регулятивные: осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль; отличают верно выполненное задание от неверного. | Работа у доски. Работа с места. Взаимопроверка работы. |
3.Актуализация необходимых знаний. | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Демонстрация предложений на слайде. | Учитель предлагает вспомнить средства выражения грамматической основы, способы её выделения, разобрать несколько предложений: Северный олень живет в тундре. Он большой, а питается низеньким растением. Это растение похоже на мох. | Дети называют грамматическую основу каждого предложения, определяют, чем выражены подлежащее и сказуемое, делают вывод о средствах выражения подлежащего и сказуемого: олень живёт; он большой, питается; растение похоже. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания. | Фронталь ная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. | Письмен-ная работа отвечаю-щих у доски. Устные ответы с места. |
4.Мотивация познавательной деятельности (самоопре- деление к учебной деятельности). | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Учитель предлагает догадаться, опираясь на знание природоведения или географии, о каком растении идёт речь, как оно называется. Просит объяснить название, понаблюдать за интонацией в предложении-объяснении, подумать, в каких случаях, как часто употребляются такие предложения. Учитель предлагает посмотреть в толковом словаре определение, что такое «ягель». Учитель предлагает послушать стихотворение польской поэтессы Ванды Хотомской: Был у поэта письменный стол. Ящиков в нём было чуть ли не сто. В ящиках тех помещались коробки; В одной запятые, в другой были скобки, В третьей – тире, в остальных – многоточия, Чёрточки, точки, кавычки и прочее. Письменный стол содержал он опрятно, Стихи сочинял он весьма аккуратно. Пригоршней знаки берёт из коробки, Иное словечко поставит он в скобки, Так же частенько и этак и так Использует он восклицательный знак. Если вдруг встретится образ сомнительный, Сразу же ставится знак вопросительный. В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть, Поэт вместо мыслей ставил тире, Порою кавычки, порой двоеточие. И не жалел для конца многоточия. Вопросы учителя: - О каких знаках препинания рассказывается в стихотворении? - Сегодня мы знакомимся с удивительным знаком препинания – тире. Оно применяется в грамматике многих языков. В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н.М. Карамзину. Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появляется с начала 1820-х годов. | Дети называют растение, строят предложение: Ягель — это тундровый мох. Ягель — это растение, которое растёт в тундре. Предполагают, что подобные предложения нужны при объяснении, определении, что такое названный предмет. Пауза подсказывает, что последует объяснение. Опираясь на учебный и общий речевой опыт, предполагают, что такие конструкции употребляются часто. Дети слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Называют знаки препинания: точка, запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, тире, двоеточие, многоточие. | Фронталь ная, парная Фронталь ная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра, в том числе отличную от своей). Коммуникативные: строят устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. | Устные ответы |
Просмотр мультимедийной презентации по теме, сопровождающей ход урока | Вопросы к детям после просмотра слайдов: - При каком условии между подлежащим и сказуемым ставится тире? - Обратите внимание на предложения: Лес – наше богатство. Лес – верный помощник в борьбе за урожай. - Объясните смысл этих предложений и постановку тире. - Составим, опираясь на материал презентации, карточку-схему по теме урока. | Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы. Составляют вместе с учителем карточку-схему, записывают в словарики. Сущ.,И.п – Сущ.,И.п Сущ.,И.п – не Сущ.,И.п | Фронтальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. | Письмен-ная работа | |
5.Выявление места и причины затруднения | Эвристическая беседа, письменная работа | Выборочно-распределительный диктант. - Выберите из текста слайда соответствующие предложения к каждому случаю постановки тире или отсутствия тире и запишите их в своих карточках-схемах. 1.Лебедь - редкая птица для наших мест. 2.Вода - это место их обитания. 3.Их красота - вот чудо. 4.Сова - жительница наших лесов. 5.Мыши - её любимое лакомство. 6.Глухарь не сова, но тоже встречается в лесах. 7. Охранять природу – защищать Родину. 8. Беречь природу – первое правило экологической грамотности. 9. Пятью пять – двадцать пять. 10. Температура воздуха – двадцать восемь градусов выше нуля. 11.Река будто зеркало, лес словно море. 12.Земля велика и прекрасна. 13. Она наше богатство. 14. Кукушка не соловей. 15.Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. (Исключение из правила). | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Составляют памятку. Обсуждают полученные варианты с точки зрения рациональности. | Индиви- дуальная | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Устные ответы. Составление памятки. |
Физкультминутка. | Вышли мышки как-то раз Посмотреть, который час. Раз, два, три, четыре, Мышки дёрнули за гири. Вдруг раздался страшный звон, Убежали мышки вон. | Выполняют элементарные физические упражнения. | Фронтальная | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье. | ||
6. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Работа с учебными пособиями, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы. | Учитель формирует цель учебной деятельности вместе с учащимися. Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода. Контролирует составление схемы предложений с постановкой тире. | Работают с учебником: заучивают правила, записывают предложения, объясняют постановку тире, выполняют упражнения по данной теме 169, 170, 171. | Группо-вая | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания | Устные ответы, письменная работа |
7. Практическая деятельность | Эвристическая беседа. Письменная работа в группах | - Прочитайте текст. Вставьте пропущенные знаки препинания и объясните их постановку. 1-я группа Май весна цветов. Так называл этот месяц писатель Михаил Пришвин. Март весна света апрель весна воды. Но вот пришёл май и началось буйное цветение растений. 2-я группа На просторных полянах пустырях по обочинам дорог золотом по малахитовой зелени рассыпались одуванчики. Май красивый по-праздничному радостный месяц года. | Дети знакомят с результатами работы группы. Слушают и обсуждают ответы товарищей. Задают вопросы для уточнения последовательности работы | Группо- вая, индивиду альная | Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач | Устные ответы |
8. Первичное закрепление с комментирова-нием. | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эстафета-игра в группах, анализ достижений | Каждой группе предложено по 4 предложения. Необходимо расставит в них знаки препинания и объяснить их постановку. 1-я группа Знание высшее богатство. Старость не радость. Чтение вот лучшее учение. Ласковое солнце что весенний день. 2-я группа Татьяна не дитя. Книга лучший дар дружбы. Семью пять тридцать пять. Погода солнечная дорога замечательная. | Анализируют знаки препинания. Записывают предложения, отвечают на вопросы. | Группо-вая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. | Устные ответы |
9. Включение в систему знаний и повторение. | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | Попробуйте обосновать постановку тире, определить роль пауз: Время – хлеб, - считает тракторист. Километры, - вторит машинист. Время – сталь, - отрубит сталевар. Жар в котле, - дополнит кочегар. Если песня оставляет след, Время – строки, - говорит поэт. Учитель обобщает: паузами отграничиваются друг от друга реплики диалога, слова автора, выделяются сказуемые, выраженные существительными. | Слушают запись, отвечают на вопросы. | Фронтальная | Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Оценивание работы учащих-ся на уроке. |
10. Домашнее задание: § 34 упражнение 172. Дополнительное творческое задание: составить задания на определение терминов и понятий по разным учебным предметам (На уроке математики … На уроке истории… На уроке…). | ||||||
11. Подведение итогов. | Диагностика достижений планируемых результатов. | Учитель организует подведение итогов и рефлексию. Достижения: … Сложности … Предложения … | Дети осуществляют самоанализ, анализируют и оценивают свою деятельность на уроке, строят высказывание: Я узнал … Я понял … Я не понял … Было трудно … Я предлагаю … | Фронтальная | Познавательные: систематизируют, обобщают, делают выводы. Регулятивные: анализируют и оценивают свои учебные достижения; соотносят свои действия с планируемыми результатами. |
Надежда