Технологическая карта урока по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» (Русский язык, 5 класс)

11
1
Материал опубликован 7 July 2021

Технологическая карта урока русского языка

Тема урока «Тире между подлежащим и сказуемым»

Класс: 5

Учитель Стрелкова Е.Ю.

Цели:

1. Познакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым.

2. Развивать  умение находить грамматическую основу предложения,  определять, чем  выражены главные члены предложения.

3. Закрепить умение правильно выделять грамматическую основу, правильно пунктуационно оформлять предложение с подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже.

4. Совершенствовать навыки конструирования моделей предложений по заданным синтаксическим моделям.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Методы и формы обучения

Наблюдение над языковыми единицами; эвристический метод; индивидуальная, групповая и фронтальная; информационно-коммуникационная, проблемное обучение, исследовательская работа, обучение в сотрудничестве.

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор

Основные понятия

Подлежащее, сказуемое, главные члены предложения, тире, существительное в именительном падеже, различные способы выражения сказуемого и вопросы, на которые оно отвечает.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать условия употребления тире между главными членам предложения (существительными в именительном падеже);
  • знать схему данной конструкции;
  • находить предложения с данной конструкцией;
  • правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом;
  • использовать признаки данной синтаксической конструкции при решении практических задач;
  • заменять указанные предложения предложениями изученной конструкции с опорой на схему;
  • разрешать проблемные ситуации в процессе опознавания подлежащего и сказуемого;


Метапредметные:

познавательные:

  • анализировать, обобщать учебную информацию, делать выводы;
  • формировать способность создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • учить давать определение понятиям; пользоваться толковым словарем;
  • формировать способность устанавливать причинно-следственные связи;
  • формировать способность строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • проводить наблюдение над языковыми единицами под руководством учителя.

 регулятивные:

  • ставить учебную задачу в соответствии с познавательными интересами;
  • соотносить учебные действия с известным алгоритмом;
  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей и устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

коммуникативные:

  • формулировать высказывание, мнение,  в рамках учебного диалога;
  • согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свои действия.

Личностные:

  • осознавать ценность знаний о языке для учебной деятельности по другим предметам;
  • расширять свой словарный запас, совершенствовать грамматический строй своей речи;
  • проявлять интерес к создания собственных высказываний.

Межпредметные связи

География, математика, история и другие предметы – использование синтаксической модели как универсальной в научном стиле речи для формулировки определения термина, понятия (§ 34).

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Формы контроля

Самоконтроль, самоконтроль по образцу, взаимоконтроль, парный контроль по образцу

Ресурсы урока

Учебник. Часть 1. § 34. С. 79, 80

Ресурсы для подготовки к уроку

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897;
  • Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч.1/ [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Л. Тростенцова и др.]. – М.: Просвещение, 2012.
  • Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Л. Тростенцова и др. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011.
  • Аксенова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку. 5 класс. К учебнику Т.А. Ладыженской «Русский язык. 5 класс. ФГОС». – М.: Экзамен, 2020.
  • Никулина М.Ю. Русский язык в схемах и таблицах. 5-9 класс. Ко всем действующим учебникам. ФГОС. – М.:Экзамен, 2019.
  • Бондаренко М.А. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс. – М.: Просвещение, 2016.
  • Рабочая программа по русскому языку. 5 класс.
  • https://resh.edu.ru/subject/lesson/7636/conspect/264320/
  • http://www.examen.bis  — официальный сайт издательства «Экзамен»;
  • http://www.prosv.ru - официальный сайт издательства «Просвещение»;
  • http://www.orfografus.ru — видеоуроки русского языка;
  • http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.




Организационная структура урока


Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимо-

действия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежу-

точный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Организационный момент.





Эмоциональная и психологическая подготовка к уроку.




- Здравствуйте, ребята!

Начинаем наш урок русского языка.






Дети здороваются с учителем, садятся на свои места, настраиваются на учебную деятельность,

демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная







Коммуникативные:

слушают учителя,

взаимодействуют согласно правилам поведения и общения на уроке.

Регулятивные:

настраиваются на учебную деятельность на уроке.








2. Проверка домашнего задания.






Упр. 167. Письмо по памяти.

Выделение грамматических основ.



- Ребята, давайте проверим выполненное вами домашнее задание.

Учитель диктует из упражнения фрагмент поэмы А.С. Пушкина «Полтава». Двое учащихся у доски выписывают грамматические основы предложений.

Учитель акцентирует внимание на предложении:

Он весь как Божия гроза.

Предложение анализируется и делается вывод о том, что сказуемое может быть выражено существительным в форме именительного падежа.

У доски двое учащихся по памяти делают выборочную запись: выписывают только грамматические основы предложений. Класс проверяет работу и комментирует её.

Он весь как Божия гроза.

Индиви-дуальная и фронтальная




Коммуникативные:

отвечающие у доски строят устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

Регулятивные:

осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль;

отличают верно выполненное задание от неверного.

Работа у доски. Работа с места.

Взаимопроверка работы.

3.Актуализация необходимых знаний.


Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Демонстрация предложений на слайде.


Учитель предлагает вспомнить средства выражения грамматической основы, способы её выделения, разобрать несколько предложений:


Северный олень живет в тундре. Он большой, а питается низеньким растением. Это растение похоже на мох.


Дети называют грамматическую основу каждого предложения, определяют, чем выражены подлежащее и сказуемое, делают вывод о средствах выражения подлежащего и сказуемого:

олень живёт;

он большой, питается;

растение похоже.

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания.

Фронталь

ная


Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.


Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.


Письмен-ная работа отвечаю-щих у доски.

Устные ответы с места.


4.Мотивация познавательной деятельности

(самоопре-

деление к

учебной

деятельности).


Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.


Учитель предлагает догадаться, опираясь на знание природоведения или географии, о каком растении идёт речь, как оно называется. Просит объяснить название,

понаблюдать за интонацией в предложении-объяснении, подумать,

в каких случаях, как часто употребляются такие предложения.

Учитель предлагает посмотреть в толковом словаре определение, что такое «ягель».


Учитель предлагает послушать стихотворение польской поэтессы Ванды Хотомской:

Был у поэта письменный стол.

Ящиков в нём было чуть ли не сто.

В ящиках тех помещались коробки;

В одной запятые, в другой были скобки,

В третьей – тире, в остальных – многоточия,

Чёрточки, точки, кавычки и прочее.

Письменный стол содержал он опрятно,

Стихи сочинял он весьма аккуратно.

Пригоршней знаки берёт из коробки,

Иное словечко поставит он в скобки,

Так же частенько и этак и так

Использует он восклицательный знак.

Если вдруг встретится образ сомнительный,

Сразу же ставится знак вопросительный.

В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,

Поэт вместо мыслей ставил тире,

Порою кавычки, порой двоеточие.

И не жалел для конца многоточия.

Вопросы учителя:

- О каких знаках препинания рассказывается в стихотворении?

- Сегодня мы знакомимся с удивительным знаком препинания – тире.

Оно применяется в грамматике многих языков. В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н.М. Карамзину. Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появляется с начала 1820-х годов.

Дети называют растение, строят предложение:


Ягель — это тундровый мох.

Ягель — это растение, которое растёт в тундре.


Предполагают, что подобные предложения нужны при объяснении, определении, что такое названный предмет. Пауза подсказывает, что последует объяснение. Опираясь на учебный и общий речевой опыт, предполагают, что такие конструкции употребляются часто.























Дети слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Называют знаки препинания: точка, запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, тире, двоеточие, многоточие.


Фронталь

ная,

парная







































Фронталь

ная


Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

Коммуникативные:

работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра, в том числе отличную от своей).

















Коммуникативные:

строят устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

Устные ответы


Просмотр мультимедийной презентации по теме, сопровождающей ход урока

Вопросы к детям после просмотра слайдов:

- При каком условии между подлежащим и сказуемым ставится тире?

- Обратите внимание на предложения:

Лес – наше богатство.

Лес – верный помощник в борьбе за урожай.

- Объясните смысл этих предложений и постановку тире.

- Составим, опираясь на материал презентации, карточку-схему по теме урока.


Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы.

Составляют вместе с учителем карточку-схему, записывают в словарики.

Сущ.,И.пСущ.,И.п 


Сущ.,И.п – не Сущ.,И.п 


Фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Письмен-ная работа

5.Выявление места и причины затруднения

Эвристическая беседа,

письменная работа

Выборочно-распределительный диктант.

- Выберите из текста слайда соответствующие предложения к каждому случаю постановки тире или отсутствия тире и запишите их в своих карточках-схемах.

1.Лебедь - редкая птица для наших мест.

2.Вода - это  место их обитания.

3.Их красота - вот чудо.

4.Сова - жительница наших лесов.

5.Мыши  - её любимое лакомство.

6.Глухарь не сова, но тоже встречается в лесах.

7. Охранять природу – защищать Родину.

8. Беречь природу – первое правило экологической грамотности.

9. Пятью пять – двадцать пять.

10. Температура воздуха – двадцать восемь градусов выше нуля.

11.Река будто зеркало, лес словно море.

12.Земля велика и прекрасна.

13. Она наше богатство.

14. Кукушка не соловей.

15.Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. (Исключение из правила).

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Составляют памятку. Обсуждают полученные варианты с точки зрения рациональности.

Индиви-

дуальная

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные:

Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Устные ответы.

Составление памятки.


Физкультминутка.

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышки дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мышки вон.

Выполняют элементарные физические упражнения.

Фронтальная

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье.


6. Целеполагание

и построение проекта выхода из затруднения

Работа с учебными пособиями, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы.

Учитель формирует цель учебной деятельности вместе с учащимися.

Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода.

Контролирует составление схемы предложений с постановкой тире.

Работают с учебником: заучивают правила, записывают предложения, объясняют постановку тире, выполняют упражнения по данной теме 169, 170, 171.

Группо-вая

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания

Устные ответы, письменная работа

7. Практическая

деятельность

Эвристическая беседа.

Письменная работа в группах

- Прочитайте текст. Вставьте пропущенные знаки препинания и объясните их постановку.

1-я группа

Май весна цветов. Так называл этот месяц писатель Михаил Пришвин.

Март весна света апрель весна воды. Но вот пришёл май и началось буйное цветение растений.

2-я группа

На просторных полянах пустырях по обочинам дорог золотом по малахитовой зелени рассыпались одуванчики.

Май красивый по-праздничному радостный месяц года.

Дети знакомят с результатами работы группы.

Слушают и обсуждают ответы товарищей.

Задают вопросы для уточнения последовательности работы

Группо-

вая,

индивиду

альная

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Устные ответы

8. Первичное закрепление с комментирова-нием.

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эстафета-игра в группах, анализ достижений

Каждой группе предложено по 4 предложения. Необходимо расставит в них знаки препинания и объяснить их постановку.

1-я группа

Знание высшее богатство.

Старость не радость.

Чтение вот лучшее учение.

Ласковое солнце что весенний день.

2-я группа

Татьяна не дитя.

Книга лучший дар дружбы.

Семью пять тридцать пять.

Погода солнечная  дорога замечательная.

Анализируют знаки препинания.

Записывают предложения, отвечают на вопросы.

Группо-вая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Устные ответы

9. Включение в систему знаний и повторение.

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

Попробуйте обосновать постановку тире, определить роль пауз:

Время – хлеб, - считает тракторист.

Километры, - вторит машинист.

Время – сталь, - отрубит сталевар.

Жар в котле, - дополнит кочегар.

Если песня оставляет след,

Время – строки, - говорит поэт.

Учитель обобщает: паузами отграничиваются друг от друга реплики диалога, слова автора, выделяются сказуемые, выраженные существительными.

Слушают запись,

отвечают на вопросы.

Фронтальная

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Оценивание работы учащих-ся на уроке.

10. Домашнее задание: § 34 упражнение 172. Дополнительное творческое задание: составить задания на определение терминов и понятий по разным учебным предметам (На уроке математики … На уроке истории… На уроке…).

11. Подведение итогов.

Диагностика достижений планируемых результатов.

Учитель организует подведение итогов и рефлексию.


Достижения:


Сложности


Предложения

Дети осуществляют

самоанализ, анализируют и оценивают свою деятельность на уроке,

строят высказывание:

Я узнал …

Я понял …


Я не понял …

Было трудно …


Я предлагаю …

Фронтальная

Познавательные:

систематизируют, обобщают, делают выводы.

Регулятивные:

анализируют и

оценивают свои учебные достижения;

соотносят свои действия с планируемыми результатами.



Комментарии

Спасибо! Очень интересный урок! Хорошо прослеживаются межпредметные связи!

7 July 2021

Похожие публикации