Технологическая карта урока русского языка по подготовка к написанию сочинения «Что такое нравственный выбор?» (по рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления»)
Технологическая карта урока
по подготовке к написанию сочинения для 6 класса.
Тема: Подготовка к сочинению «Что такое НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?»
Цель урока: Подготовить учащихся к написанию сочинения.
Образовательные:
-В ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения
Развивающие:
- развивать умения учащихся логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал, умения выделять основные композиционные части сочинения . .
-развитие речевой культуры и речевого творчества.
Воспитывающие:
- формировать позитивное мировоззрение у детей, вызывать интерес к художественному слову, воспитание чувства ответственности за свои поступки, умения делать осознанный выбор.
Предполагаемый результат: создание сочинения
Оснащение: памятки « Типы речи. Рассуждение»
Предварительная подготовка обучающихся – прочитать рассказ Б.Екимова «Ночь исцеления»
Этап учебного занятия |
Содержательная деятельность педагога |
Содержательная деятельность обучающихся |
Примечания |
1.Организационный |
Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Ребята, сегодня у нас урок, где мы постараемся ответить на некоторые важные вопросы, которые встают перед каждым человеком. Мы попытаемся проникнуть в самое сердце героев, заглянуть в человеческие души. |
||
2. Целеполагание. |
Какие проблемы затрагивает Б.Екимов в рассказе «Ночь исцеления»? Что такое выбор? Можно ли сказать, что наша жизнь – постоянный выбор? Что такое НРАВСТВЕННЫЙ выбор? Какую цель вы перед собой поставите? |
Проблемы взаимоотношения отцов и детей, доброты, выбора и т.д. Размышления детей. Выбор- отбор одного варианта из нескольких, единственное решение, выбранное из нескольких предложенных. Мы постоянно что- то выбираем (что делать, с кем общаться, как поступить и т.д.), принимаем решения, определяющие нашу дальнейшую жизнь. Порой сделать это очень непросто, но важно сделать правильный выбор, помня, что человек несет ответственность за свой выбор. Нравственный выбор – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос "Как поступить?": пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни. Написать сочинение по данной теме |
В тетради в виде плана записывают обсуждаемые вопросы. Отмечают основные моменты композиции будущего сочинения. |
3. Изучение нового материала |
Предлагаю вам, объединившись в группы, провести исследование по трем направлениям. Баба Дуня. - какой представляете героиню? - какой сон снится ей? - как относится к детям, внуку? - почему не хочет жить вместе с детьми? Дети - заботятся ли о матери? -как переносят тревожный сон? -как успокаивают ночью мать? Внук -как поддерживает бабушку? - в чём проявляется его забота? Сон бабушки: представьте, что вы видите, думая об этом сне? Что слышите? Что чувствуете? |
Выступление рабочих групп, обсуждение и составление плана сочинения. Старенькая бабушка, многое испытавшая на своём веку. Ей часто снится сон, как она во время войны потеряла карточки. Она любит своих детей, но не хочет им мешать, ведь она кричит от ужаса во сне, будит родственников. Наверное, любят, но не понимают. Но их раздражают крики матери : они им мешают спать по ночам. Они кричат ей: «Молчать!», не видят в этом ничего страшного. Взрослея, он начинает по- иному относится к бабушке. Он старается бывать у неё чаще, заботится о ней. Душевную рану можно излечить только любовью и вниманием. Бабушка в войну потеряла карточки, для неё и её детей – это голод и смерть. Прошло много лет, но для неё- это самое страшное в жизни. Потому она и кричит от ужаса каждую ночь. |
|
4. Обобщение, подведение итогов |
Перед каким выбором оказался Гриша? Какой нравственный выбор он делает? Почему? |
Как поступить: кричать, как делают родители, или попытаться помочь бабушке, успокоив её душу? Он делает свой выбор- милосердие, понимание, забота, любовь. Именно так должны мы относиться к своим бабушкам и дедушкам, к родным и близким, ко всем людям. У Гриши тонкая душа и доброе сердце. Он начинает жалеть и бабушку, и всех матерей, переживших войну. Он понимает, что надо заботиться о старших. |
|
5. Повторение теоретических знаний. |
Давайте вспомним, как строится сочинение- рассуждение. |
Обсуждение, что будет тезисом, какие привести аргументы, что написать в выводе. Тезис- определение понятия, важность нравственного выбора. Аргументы – примеры из текста, показывающие, кто из героев оказывается в состоянии нравственного выбора, в какой момент это происходит, что влияет на выбор героев, что его определяет. Вывод- нравственный выбор зависит от моральных устоев человека. |
|
6. Рефлексия |
Чем был полезен для вас урок? Чему научились? В чем испытывали трудности? |
Анализ и оценка проделанной работы. |
|
7.Домашнее задание |
Создание текста сочинения-рассуждения по данному произведению. |