Технологическая карта урока географии в 10 классе «Политическая карта мира»
Технологическая карта урока
ФИО педагога: Смирнова Татьяна Павловна
Предмет/ класс: География 10 класс (1 курс колледжа)
Тип урока: изучение нового материала
Тема урока: Политическая карта мира
Цель урока:
Сформировать представление о классификации стран, с типологией стран, выяснить основные критерии классификации стран мира; дать понятие «суверенное государство», «валовый внутренний продукт», «индекс человеческого развития»; продолжить формирование навыков работы с различными источниками географической информации и контурными картами |
Задачи:
образовательные: дать представление о многообразии современного мира, научить применять полученные знания в повседневной жизни;
развивающиеся: научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации; готовить сообщения, развивать умения слушать лекцию и вести записи конспекта материала урока, развивать навыки организации и ведения записей в рабочей тетради
·
воспитательные: вовлечь в активную творческую и практическую деятельность, совершенствовать навыки общения.
Методы обучения: наглядные, словесные, практические
Оборудование: учебник, атлас, проектор мульти – медиа, электронная презентация к уроку: «Формирование политической карты мира»
Планируемые образовательные результаты:
личностные:
понимание значимости учебной деятельности для современного человека и использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
метапредметные:
регулятивные: уметь выделять объекты по существенным признакам, проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, иллюстративной и картографической форме.
познавательные: высказывать суждения, подтверждая их фактами; выявлять причинно-следственные связи
коммуникативные: излагать собственное мнение, сформированное на основе результатов индивидуальной деятельности; уметь слышать мнение других.
предметные:
уметь слушать лекцию и вести конспект материала урока. уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, давать определения понятиям, различать качественные и количественные изменения на политической карте мира, приводить примеры;
оценивать влияние исторических событий на формирование ПКМ, прогнозировать дальнейшие события на политической карте мира исходя из современной ситуации,
|
|
|
|
Технологическая карта урока
Дидактическая структура занятия | Деятельность студентов | Деятельность преподавателя | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||
I. Мотивация к учебной деятельности (5 мин) Цели: Зачем мы изучаем политическую карту в теме общая характеристика мира | Слушают, смотрят. Высказывают свои суждения, приводя соответствующие доводы. | Организует актуализацию знаний через беседу . Почему в «Общей характеристике мира» тему: Политическую карту мира изучаем первой темой ?. Какую информацию вы можете «прочитать» на политической карте мира? | Сформировать представление о политической карте. | Познавательная Готовность обучающихся к познавательной деятельности Коммуникативная, личностная Умение высказывать свою точку зрения |
II. Формулирование темы занятия, постановка цели (5 мин) Цели: сформировать представление о многообразии стран мира | Формулируют тему урока и цель урока | Создаёт условия для формулировки темы урока и определения цели урока через постановку вопросов: назовите тему урока. О чем мы познакомимся , о чем узнаем на уроке? | Сформировать представление о разнообразии современного мира. | Формулировка темы урока и уточнение цели урока, разработка плана учебных действий Познавательные Умение ставить цель урока, определять пути ее достижения. Коммуникативная (умение отстаивать свою точку зрения) |
III. Изучение нового (30 мин) Цели: Дать знания об этапах формирования политической карты мира. | Работают с различными источниками информации. Объяснить основные виды изменений, которые могут происходить на политической карте мира? Привести примеры количественных и качественных изменении на политической карте. Выполняют задания учебника о группировках парами. Выполнение практического задания о типологии стран мира. Чем классификация стран отличается от типологии? | Организует деятельность обучающихся работу в парах по вариантам, с использованием различных источников информации (учебник, карты, интернет ) Приложение 1 Организует деятельность обучающихся на выполнение задания 1 стр25 в учебнике. Приложение 2 Организует деятельность обучающихся на выполнение практического задания по типологии мира. Приложение 3 | .Сформировать знания основных исторических этапов при формировании политической карты мира. Сформировать знания о классификации (группировках)стран мира. Сформировать знания о типологии стран мира. | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную преподавателем. Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, работают в тетради, выполняя задачу преподавателя. Коммуникативные: высказывают предположения; допускают существование различных точек зрения Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную преподавателем. Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание работают в тетради, выполняя задачу преподавателя. Коммуникативные: умеют вести конспект материала урока. |
IV. Закрепление нового (15 мин) Цель: Проверить знания по теме в форме задания. | Обсуждение результатов(работа с картами за партой и показом стран на карте мира) | Проводит тестирование. Приложение 4,5 | Расширить знания о классификации стран мира и закрепить знания номенклатуры | Познавательные: осознанно и произвольно строят высказывания в письменной и устной форме. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других; умеют вести конспект материала урока. |
V. Контролирующее задание (15 мин) Цель: Проверить знания по теме в форме тестирования. | Обсуждают полученные результаты. | Проводит анализ допущенных ошибок и их коррекцию. | Расширить знания о классификации стран мира и закрепить знания номенклатуры | Коммуникативная, учебно – познавательные. Умение систематизировать, обобщать полученное. Соединять части в целое. Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5мин) Цели: Домашнее задание | Анализируя деятельность по достижению цели урока | Предлагает рефлексивный тест: - Я узнал (а)……… - Самым полезным и интересным для меня было……. - На уроке надо было подумать…….. - Я отвечал (а) на все вопросы преподавателя……. - Я встретился с трудностью при…. - Свою работу на уроке я оцениваю работу студентов Приложение 6 | | Личностная Осознают свой вклад в общий результат урока Коммуникативная (устная, письменная) Оценка и самооценка деятельности каждого. |
Приложение 1
Что такое суверенитет?
В мире насчитывается более двухсот суверенных государств.
Остальные – колонии, не самоуправляющие территории(7 государств Великобритания(Гибралтар, Каймановы, Виргинские, Фолклендские острова, о. Св.Елены и тд.), Франция, Нидерланды(Антильские острова), Дания(Гренландия и Фарерские острова), США, Австралия, Новая Зеландия, обладают зависимыми территориями)
Самыми последними изменениями стали: Образование Косово (2008), Абхазии и Южной Осетии (2008) и Южного Судана (2011). Крым (2014
Приложение 2
Задание: По визитной карточке форзац учебника делают запись в тетрадь. Назвать семь больших сран по территории, 11 стран мира с численностью свыше 100млн.человек; примеры стран островных и полуостровных.
По площади территории: Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия.
По численности населения выделяются 11 самых крупных стран, с числом жителей более 100млн.чел в каждой: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Япония, Нигерия, Мексика
По ГП называют страны полуостровные и островные.
Приложение 3
Типология стран. Страны отличаются по качественным характеристикам- по уровню по социально –экономическому развитию, степени включенности в мировую экономику.
Страны делятся на развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. В основу такого деления положен уровень ВВП. Найдите ответ стр 10 в сноске.
Граница между развитыми и развивающимися странами проходит на рубеже 6000 долларов на душу населения.
К экономически развитым относятся страны, достигшие высокого уровня развития и играющие роль в мировой экономике.
К развивающимися относятся страны, которые отстали в социально –экономическом развитии.
Практическое задание: Составление систематизирующих таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально- экономического развития.
| Экономически развитые страны | Развивающиеся страны |
Сколько развитых (развивающихся)стран? | | |
Где они находятся? | | |
На какие группы они делятся? | | |
Какие страны в эти группы входят? | | |
Приложение 4
1.Самая большая по площади среди перечисленных стран-это
а) США; б) Канада; в) Бразилия; г) Австралия;
2 Из перечисленных стран страной-архипелагом является:
а) Индия; б) Турция; в) Индонезия; г) Вьетнам;
3. Какая группа стран не имеет выхода к морю?
а) Болгария, Румыния; б) Швеция, Финляндия; в) Монголия, Афганистан; г) Турция, Иран;
4. По форме правления республикой является:
а) Швеция; б) Дания; в) Бельгия; г) Австрия;
5. Абсолютной монархией является:
а) Великобритания; б) Саудовская Аравия;
в) Япония; г) Испания
6 Выделите части света , где нет государств монархий:
а) Африка; б) Азия; в) Америка; г) Европа
7. Какая из перечисленных стран относится к новым индустриальным странам?
а) Индия; б) Бразилия; в) Мексика; г) Республика Корея;
8. Какая из перечисленных стран относится к нефтеэкспортирующим?
а) Греция; б) Иран; в) Индия; г) Аргентина;
Ответы: 1Б, 2В, 3В, 4Г, 5б,6В, 7Г, 8Б
Приложение 5
Задание . Выберите верные утверждения. | Да | Нет | |
1 | Политическая карта окончательно сформировалась. | | |
2 | Количество развитых стран в Европе превышает количество развивающихся стран. | | |
3 | Самая многонациональная страна Индия. | | |
4 | Приобретение страной суверенитета-это качественное изменение на политической карте. | | |
5 | Большинство стран мира по форме правления относятся к монархиям. | | |
6 | Большинство монархий на современной политической карте мира находятся в Латинской Америке. | | |
7 | Наибольшее число беднейших стран расположено в Азии. | | |
Приложение 6
Домашняя работа:
Самостоятельная работа: Подготовка сообщений: Новейшие изменения на политической карте мира.
Выполнить Задание 2,3 стр 25
Отметить на контурной карте: страны большой семерки, нефтеэкспортные, ключевые, новые индустриальные. Используя свои способы картографического изображения.
Составить кроссворд «Страны мира»
Итак, что сегодня вы узнали нового?
Ребята, подумайте, вам эти знания могут в жизни пригодиться? Где и когда вы сможете их использовать?