Технологическая карта урока «Психологическая подготовка к ГИА» (9–11 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ЧАСТЬ 1: Общая информация об уроке | ||
Ф.И.О. автора (педагога) | Чазова Елена Михайловна | |
Класс | 9 класс | |
Тема занятия (урока) | Психологическая подготовка к ГИА | |
Тип занятия (урока) | Комбинированный тип (изложение нового материала, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний). Рассчитан на 1 акад.часа. | |
Применяемые на уроке образовательные технологии и методические приемы деятельностного типа | Информационно-коммуникационная технология. Технология проблемного обучения (проблемные и подводящие вопросы). Технология критического мышления. Технология «мозговой штурм». Мини-диагностика. | |
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий | ||
Личностные универсальные учебные действия | - осознание себя как ученика, заинтересованного в успешной сдаче экзамена и в профессиональном будущем. - повышение уровня развития навыков самоанализа и саморазвития; - повышение уровня умения самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве; - повышение уровня развития критического мышления | |
Познавательные универсальные учебные действия | - умение лаконично и точно выражать свои мысли; - умение критически мыслить; - умение творчески подходить к выполнению задания, используя образное мышление и воображение. | |
Регулятивные универсальные учебные действия | - умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (приветствовать стоя учителя, соблюдать дисциплину на уроке); - готовность осуществлять самоконтроль в процессе деятельности в т.ч. контролировать свои эмоции и поведение (произвольность действия); - умение адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность; - умение осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; - умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; | |
Коммуникативные универсальные учебные действия | - умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - умение вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия; - умение слушать собеседника, вступать в диалог, поддерживать его, высказывать свою точку зрения, приходить к одному общему решению; - умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | |
Предметные результаты | Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Знать основные приемы и техники по организации времени на подготовку экзамена, знать приемы совладения с эмоциональными переживаниями (техники саморегуляции), знать приемы эфффективного запоминания материала | Уметь самостоятельно применять на практике: приемы и техники по организации времени на подготовку экзамена; приемы совладения с эмоциональными переживаниями (техники саморегуляции), приемы эфффективного запоминания материала | |
Средства обучения | Средства наглядности: презентация Microsoft PowerPoint «Психологическая подготовка к ГИА» Сигнальные таблички с надписями «правда, вымысел»; Стикеры; Поощрительные жетончики; Листы А4; Памятка «Психологическая подготовка к ОГЭ» | |
Используемые источники | Конструктор квестов. Квестодел. URL: http://kvestodel.ru/ Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. М.: Вако, 2006 г. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005 г. Соловьева Д.Ю. Диагностика психологической готовности выпускников к сдаче экзаменов (ГИА, ЕГЭ). Знанио. URL: https://znanio.ru/media/dlya-psihologa-2589758 |
ЧАСТЬ 2: Содержание урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия обучающихся | Формируемые личностные результаты и УУД |
Организационный
| Приветствует обучающихся, настраивает на рабочий лад, оценивает готовность учеников к началу занятия, их рабочие места и внешний вид. | Эмоционально настраиваются на работу. | Л УУД: - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями; формирование ответственного отношения к учению. П УУД: - Р УУД: - умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (приветствовать стоя учителя); - умение контролировать свои эмоции и поведение (произвольность действия) К УУД: - умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; т.е. формирование готовности к совместной работе (невербальный эмоциональный отклик на приветствие) |
Мотивационный, или актуализационный: определение темы, целей и задач урока | Повышает интерес участников на изучение темы. «Ребята отгадав ребус, Вы сможете назвать тему нашего урока. Ребус показан на слайде». Организует подводящий диалог: Учитель выслушивая ответы учеников подводит их к тому, что цель их сегодняшнего занятия – это определить какие техники и приемы позволят эффективнее подготовится к сдаче ГИА. | Ученики смотрят на слайд с ребусом и отгадывают. Формулируют тему урока “Психологическая подготовка к ГИА” | П УУД: - умение использовать логические действия (анализ, выделение главного) - умение выслушать информацию, выделив главное (основное) Р УУД : - готовность осуществлять самоконтроль в процессе деятельности; - умение адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. К УУД :- умение вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); - умение слушать собеседника. |
Первичное усвоение новых знаний
| Учитель предлагает поделиться участников на 4 группы по доминирующему уровню тревожности: «Низкий уровень самоорганизации», «Неуверенность в знаниях», «Плохо знаком с процедурой проведения экзамена», «Не умею успокоиться и взять себя в руки». Мотивация обучающихся на выполнение следующего задания: Ребята, вы молодцы, смогли выделить у себя страх, который вызывает у Вас чувство тревоги перед экзаменом. Теперь наша задача помочь преодолеть данный страх. Для этого прошу Вас разделиться на четыре группы согласно выделенному страху и выполнить упражнение по типу мозгового штурма «Учимся управлять тревогой». Учитель предлагает каждой группе дать совет соседней группе по преодолению своих страхов. | Ученики анализируют, какой вид тревожности у них преобладает, когда они думают о предстоящем экзамене. Участники слушают, проявляют познавательный интерес . Ученики делятся на группы согласно доминирующему страху. Ученики участвуют в мозговом штурме, думают над вопросами, обсуждают вопросы в группе. Аргументируют свою точку зрения. | Л УУД: - повышение уровня развития навыков самоанализа и саморазвития; П УУД: - Анализ информации, вычленение главного, визуализация и наглядное представление полученных знаний. - умение творчески подходить к выполнению задания, используя логическое мышление и воображение. Р УУД- готовность осуществлять самоконтроль в процессе деятельности; - умение адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. К УУД :- умение вступать и поддерживать коммуникацию в ситуациях социального (группового) взаимодействия - умение слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; |
Первичное закрепление материала
| Выслушав ответы учеников, учитель предлагает закрепить полученные знания поучаствовав в мини – игре «Правда или вымысел». С использованием средства наглядности «презентация». Ребятам предлагается утверждение, каждой команде необходимо оценить реальность данного утверждения. После совещания в группах (5-10 сек) каждая команда поднимает сигнальную табличку с надписью (правда или ложь) Резервное упражнение. Учитель задает проблемный вопрос: что может помочь вам легче подготовится к экзамену? Учитель подводит к тому, что для того, чтобы правильно подготовится к экзамену необходимо знать и уметь использовать эффективные приемы запоминания материала. Учитель предлагает каждой группе создать список эффективных приемов запоминания материала. | Ученики участвуют в игре, думают над вопросами, обсуждают вопросы в группе. Аргументируют свою точку зрения. Ученики предлагают свои варианты ответов. Ученики участвуют в игре, думают над вопросами. Обсуждают идеи в группе. Предлагают по очереди свои варианты. | Л УУД: - умение уважительно относится к одноклассникам и учителям П УУД: - умение использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, закономерностей, причинно-следственных связей); - умение лаконично и точно выражать свои мысли - умение критически мыслить. Р УУД: - умение осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; К УУД: - умение вступать и поддерживать коммуникацию в ситуациях учебного взаимодействия; - умение сотрудничать с одноклассниками в разных социальных ситуациях; |
Рефлексия учебной деятельности на занятии (подведение итогов, что узнали, как усвоили материал) | Учитель подводит небольшой итог к занятию. Закончить наше занятие хотелось бы афоризмом японского мыслителя Фукудзо Могуро «Перчинка стресса придает жизни особую остроту. Если бы каждый день было воскресенье, жизнь стала бы слишком пресной». Как вы понимаете данное высказывание Стимулирует учащихся на озвучивание знаний, полученных на занятии. Продемонстрировать свое отношение к ним. Предлагает оценить полезность полученных знаний. Наводящие вопросы: «Чего нового узнали?», «Помогло ли Вам занятие снизить уровень тревожности перед экзаменом?» Раздает памятки «Психологическая подготовка к ОГЭ» и награждает грамотами за активное участие детей. | Участники предлагают свои варианты ответа. Озвучивают новые знания, полученные в процессе занятия. Демонстрируют свое отношение к новой информации. | Л УУД: - повышение уровня развития навыков самоанализа и саморазвития; Р УУД: - умение оценить, выделить и осознать то, что усвоено; П УУД: - умение структурировать знания, оценить результаты деятельности; К УУД: - умение выражать свои мысли |
Презентация к уроку:
Психологическая подготовка к ГИАPPTX / 3.85 Мб