Технологическая карта урока родной литературы (русской) «Я хочу в школу» А. Жвалевского и Е. Пастернак: литературный квест»

3
0
Материал опубликован 31 January 2022

муниципальное общеобразовательное учреждение 

«Средняя школа №88»



Фестиваль инновационных практик развития личностного

потенциала



Технологическая карта урока родной литературы (русской)

«Я хочу в школу» А. Жвалевского и Е. Пастернак: литературный квест».

9 класс


Выполнила

Еголина Екатерина Александровна,

учитель русского языка и литературы

средней школы №88


Ярославль

t1643642747aa.gif2021

Программа учебного предмета «Родная литература» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», цель данного курса в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеет свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса.

Именно на уроках родной литературы дети ближе знакомятся с современной литературой, в том числе подростковой, с новыми авторами, направлениями, течениями, начинают смотреть на литературу – привычный школьный предмет – новыми глазами и видеть в ней источник АКТУАЛЬНЫХ знаний о мире, о собственных проблемах, начинают искать в ней ОТВЕТЫ. Именно это определило выбор темы, логику отбора содержания урока, этим и обусловлена его несомненная актуальность. Уроки родной литературы – и данный урок в частности – позволяет побудить подростков читать, интересоваться прочитанным, высказывать свое мнение, извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя вспомогательные ресурсы, свой жизненный опыт и информацию.

Практическая значимость урока обусловлена его нацеленностью на формирование читательской компетенции, развитие умения коммуницировать, принимать чужое мнение, критически воспринимать информацию, которые так важны для современного информационного общества.

В основу урока положена групповая работа, на этапах рефлексии используется технология «Дебаты».

Цель: формирование читательской компетенции через тренинг по определению идеи и выявлению специфики проблематики повести А. Жвалевского и Е. Пастернак «Я хочу в школу».

Технологическая карта может быть использована на уроках родной литературы, а также на уроках внеклассного чтения в 7-9 классах.




Класс: 9

Предмет: родная литература (русская)

Тема: «Я хочу в школу» А. Жвалевского и Е. Пастернак: литературный квест.

Предпочтительное время проведения активности:

45 мин

Планируемые образовательные результаты и цель урока

Личностные результаты

1) формирование интереса к чтению, ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2) умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;

4) адекватная характеристика и оценка собственного круга чтения.




Метапредметные результаты

Познавательные: умение •продуктивно использовать навыки рефлексивного чтения; •ставить проблему, аргументировать её актуальность; •организовывать исследование с целью проверки гипотез; •делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Регулятивные: умение •самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; •при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; •выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; •осознавать основы саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; •осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; •адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; •адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; •осознавать основы саморегуляции эмоциональных состояний; •прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения.

Коммуникативные: умение •учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; •учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; •понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; •продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; •брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); •оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; •осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; •в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; •вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; •следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; •устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; •в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Предметные: •усвоение основ научных знаний о сюжете и композиции произведения; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; •понимание принципов анализа проблематики произведения; •понимание принципов определения темы и идеи произведения, характеристики героев произведения, умение сопоставлять их с героями других произведений; •владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; •определение авторской позиции в произведении; •умение воспринимать на слух литературные произведения, адекватно понимать их, уметь пересказывать прозаические произведения и их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; •отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.





Ресурсы

Веб материалы

Печатные материалы и проч. 

Видеоролик «Почему я не/хочу в школу» https://drive.google.com/file/d/1WhMZYqXfpC7hcTuOngtj11A3pJ27zX2i/view?usp=sharing

Презентация «Я хочу в школу» https://docs.google.com/presentation/d/1lrJBsIhAFcKgVPeDd4uNQ_2tVvsqi4rJ/edit?usp=sharing&ouid=117933871748596161787&rtpof=true&sd=true

Мозговой штурм.

Листы групповой работы «Я хочу в школу».

Парковка идей.

Видео урока https://drive.google.com/file/d/1YPNZOkq2WgzaUvEBp3M1vhrBHox0PRGM/view?usp=sharing






Содержание деятельности

Этап урока

Продолжительность

Учебные задачи

Способы организации деятельности

Дидактические средства

Методы, приемы, техники 4К

Словесное приветствие


1 мин

Настроить на продуктивную работу.




Формулировка цели и темы урока

7 мин

1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

2. Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.




Учитель организует просмотр тематического ролика, задает наводящие вопросы, организует обсуждение темы урока. Просит сформулировать проблемный вопрос, предупреждая, что в конце урока он может видоизмениться, дети формулируют первый вариант: «Какой должна быть современная школа, чтобы в нее хотели приходить дети?»

Проблемный вопрос подводит к формулировке цели урока.

Учитель инициирует просмотр презентации «Я хочу в школу».

Дети формулируют цель урока: определить специфику проблематики повести «Я хочу в школу».

- «Почему я не/хочу в школу»;

- текст повести «Я хочу в школу»;

- презентация «Я хочу в школу».












Вовлечение

Вызов (легенда)











Авторы пытаются соединить традиции классической советской литературы для детей – с европейской тенденцией говорить с детьми на «недетские» темы. От советского наследия — школа как основное место действия, серьезное испытание, которое юным героям нужно пройти самим, без помощи старших (оно закаляет, делает лучше, сплачивает), проблема коллектива, ценность дружбы и взаимовыручки. От европейского влияния — истории, достойные телевизионных ток-шоу: психологическое давление учителей; непонимание родителей; неконтролируемая агрессия подростка, побывавшего в «трудной жизненной ситуации». Но повесть по-настоящему хороша именно своей неоднозначностью, спорностью, потому что будит мысль, задает вопросы. Не это ли главное в подростковой литературе?


Конструирование нового способа действий.

2 мин

Выстроить алгоритм определения специфики проблематики (характеристика антитезы «33-34 школа» – анализ тактики поведения героев – изменения, произошедшие с ними).

Распределение ролей для работы в группах.

Объясните, как раскрывается идейная проблематика повести. Анализ композиции: завязка – кульминация – развязка. Характеристики образов – дети (Анечка, Дима, Женя, Молчун, Кошка) и учителя (Впалыч, Злыдня).


Групповая работа




Кажется, все просто. С одной стороны – школа, в которой всем хорошо, и детям, и ученикам, в которую бегут сломя голову, в которой занимаются йогой и ходят в горы, на уроках игают в Мафию. С другой – непреодолимое однообразие, программа, бессмысленная зубрежка, властные авторитарные учителя и посредственные приспособленцы-дети.

Но это только на первый взгляд. Повесть «Я хочу в школу» – это своеобразный литературный квест, читая ее, нужно последовательно задать себе несколько вопросов и найти на них ответ. Только тогда её можно понять до конца и только тогда мы сможем верно сформулировать для себя проблему, которую поднимают авторы.


Этап решения частных задач.

Работа в группах

8 мин

Отработать механизм определения проблематики повести, объяснить специфику финала (открытый финал).





Каждая группа получает лист с заданием, решает поставленную задачу, готовит презентацию результатов.


Листы групповой работы.

Групповая работа


Презентация результатов.

Взаимооценка.

15 мин

Проанализировать результаты исследования.



Группы предлагают свое видение проблематики, задают вопросы, комментируют, исправляют ошибки, оценивают сложность задания, отмечают самые неожиданные среди сделанных открытий.


Выступления представителей групп, после выступления одной из команд две другие команды в дебативной форме проводят рефлексию: одна команда утверждает, другая приводит контраргументы (1-2).


Дебаты

Формирующее оценивание.

Рефлексия.


ДЕБАТЫ: 2 и 3 группа. УЧИТЬСЯ ДОЛЖНО БЫТЬ ЛЕГКО. 2гр +, 3гр –. 1гр – комментарий.

ДЕБАТЫ: 1 и 2 группа. ВАЖНО ВСЕГДА ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ СВОЕГО МНЕНИЯ И СВОИХ ИДЕАЛОВ. 1го +, 2гр –. 3 гр – комментарий.

ДЕБАТЫ: 1 и 3 группа. БЫТЬ ЛИДЕРОМ – ЭТО БОЛЬШЕ ПРЕИМУЩЕСТВО, ЧЕМ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. 3гр - +, 1гр –. 2гр – комментарий.


Контроль на заключительном этапе анализа учебной проблемы.

Выводы.

8 минут

Сформулировать уточненный проблемный вопрос, выводы урока. Определить практическую значимость полученных знаний.

Учитель задает вопросы, которые должны привести к УТОЧНЕНИЮ проблемного вопроса, который был сформулирован в начале урока.

- Почему не удалась попытка мимикрии (подражания)? - Дети изначально были «иными».

- Какой жизненный опыт ребята приобрели? - Избавились от снобизма, от презрения к "одноклеточным".

- В чем их преимущества перед другими? - Умение дружить, активная позиция, инициативность, вера в свои силы, умение находить
нестандартные решения.

- В чем их недостатки? - Вы слишком… тепличные (Впалыч)

Много знать – это еще не все. И научить быть добрым, чутким, замечать в другом, непохожем на тебя, что-то хорошее не может ни одна психология. Это может только жизнь.

- Почему предисловие адресовано учителям, а послесловие - ребятам? На кого рассчитана книга? - Двойной адресат, т.к. школа - это и учителя, и
ученики. Школа не абстракция, это живые люди, в обычной школе тоже есть талантливые педагоги и ученики. Какой станет школа, зависит от всех участников процесса. Вся эта организационно-инновационная деятельность в 34 школе интересна и необычна, но главное все же не в ней. Дети, оставив снобизм, тоже начинают видеть вокруг себя живых людей.



ПРОБЛЕМА: Какой МОЖЕТ быть современная школа? Кто ДОЛЖЕН сделать ее такой?




Групповая работа

Соглашение



Закончим словами одной из героинь (Юльки): Но если ничего не менять, то ничего не изменится! — воскликнула Кошка. — Вы нам сами говорили, что если что-то не нравится, не нужно ждать, что оно изменится само. Нужно идти и переделывать!

Мир в лучшую сторону меняем мы сами и нельзя замыкаться в узком кругу, даже если он очень комфортен. Не место красит человека.


Подведение итогов урока.

Самооценка.

3 минуты

Каждый участник отвечает на проблемный вопрос, вносит идею-предложение, классифицирует ее, отвечая на дополнительный вопрос: Кто ответственен за осуществление этой идеи? Ученики, учителя, государство или общество?

Участники групп заполняют опросные листы.

Стикеры: «Парковка идей».

Какой МОЖЕТ быть современная школа?


Парковка идей.



ПРИЛОЖЕНИЯ включают листы групповой работы и фрагменты презентации

Приложение 1

1 ГРУППА

РАСПРЕДЕЛИТЕ по 2 колонкам:

33 школа (обычная)

школа (экспериментальная)



- Классы и параллели

 - Обращение даже к педагогам по имени

 - Отсутствие классов и параллелей

- Нет мебели, парт, стульев

- Оценочная система, контроль знаний

- Строгое выполнение учебного плана и утвержденной министерством программы

- Уроки с неподвижным сидением, чтением и заучиванием наизусть

- Обращение к ученикам по фамилии

- Скучное домашнее задание

- Наличие разновозрастных групп вместо классов

- Оценки ставятся только в качестве поощрения, контрольных нет

- Вольное обращение с учебным планом и утвержденной министерством программой

- Защита интегрированных проектов, дебаты, моделирование

- Изучение психологии, экспедиции, кружки по интересам

Приложение 2

Проанализируйте отрывки текста

— Меня зовут Аня.

Аня улыбнулась. Она вспомнила, что нужно улыбаться, если хочешь расположить людей к себе.

Учительница тоже улыбнулась в ответ. Но при этом сверкнула глазами и с нажимом сказала:

— У нас уже есть две Ани, Сивцова. Садись.

Аня села на место. В ступоре.

Первый урок она так и провела в ступоре, просто потому что ее отточенные на поиск логики мозги таки не поняли, что происходит. Весь класс по очереди выходил к доске и читал одно и то же стихотворение. Причем часть просто тарабанила текст, а остальные читали с совершенно одинаковыми интонациями. После декламации учительница объявляла оценку. Она была тем выше, чем быстрее был прочитан стих. За каждую паузу снижался балл.

— Вы что, на скорость стихи читаете? — спросила Аня у соседа по парте, но он на нее так шикнул, что Аня чуть со стула не упала.

На пятнадцатом рассказе Аня уже знала стих наизусть. А в классе было двадцать восемь человек…

______________________________________________________________________________


Математичка Кошке и Димке поначалу понравилась. Конкретная такая дама, не рассусоливала, сразу дала самостоятельную, «чтобы проверить, что у вас в мозгах после каникул осталось». Написала два варианта на доске и дала двадцать минут.

Димка писал долго и старательно, боялся, что его как-то не так поймут. Кошка на одном дыхании решила свой вариант, посмотрела на часы… и решила второй. Чего без дела сидеть? И все равно закончила задолго до дедлайна.

Принялась рассматривать одноклассников — пусть всего четверть, но с ними придется жить.

Девчонки были разные, но какие-то… неинтересные.

Зато среди мальчишек кое-кто сразу привлек ее внимание. Он сидел в соседнем ряду с задумчивым видом, перечитывая написанное. Похоже, он тоже решил самостоятельную раньше срока. У него был очень необычный профиль. Что-то знакомое, но не из этой жизни. Кошка устроила ревизию в голове и отыскала нужное — Александр Македонский по прозвищу Великий! Именно такой, строгий и мужественный подбородок, короткий прямой нос, губы чуть-чуть надутые — но это его не портило.

Кошка вдруг смутилась. Ей показалось, что она слишком пристально смотрит на красавчика, поэтому опустила глаза и принялась бездумно что-то чертить на своем листочке. Но не забывала и коситься на «Македонского».

— Рябцева! — раздалось у Кошки над ухом. — Ты уже все решила?

Кошка чуть не подпрыгнула на месте.

— Ага, — сказала она и сунула учительнице свои листики.

«Смотри, — мысленно обратилась она к обладателю гордого профиля, — вот я какая умница! Быстрее всех решила!»

— Но это не твой вариант! — сообщила математичка, ознакомившись с содержимым верхнего листика.

— А я оба решила!

«Ну посмотри на меня! Быстрее всех, да еще два варианта!»

Учительница переложила листочки.

— Рябцева! Ты издеваешься?!

Кошка с трудом оторвала взгляд от «Македонского» и перевела его на математичку. Та гневно протягивала ей листик с самостоятельной.

Поверх решения был нарисован мужественный профиль человека в эллинском шлеме.

— Э-э-э… — попыталась оправдаться Кошка. — Но ведь решение можно разобрать…

Учительница сжала губы с такой силой, как будто пыталась навсегда их склеить. И действительно, несколько минут она молчала. Молчал и класс, оторвавшись от примеров — интересно же, что будет с новенькой!

— Единица! — наконец процедила математичка.

Кошка даже вскочила.

— Как единица! Я все решила! Целых два варианта! Ни одной ошибки!..

И тут произошло то, чего Кошка ожидать никак не могла. Учительница почти без замаха, но оглушительно треснула указкой по столу. Кошка так и замерла с открытым ртом, на полуслове.

— Рябцева! — видимо, губы у математички все-таки немного склеились, потому что говорила она с трудом, почти не открывая рта. — Рябцева… Во-первых, ты решила не свой вариант…

Кошка набрала воздух, чтобы возмутиться, но снова, как гарпун, мелькнула указка, и оглушительный треск не оставил места для Кошкиных слов.

— Во-вторых, вот это… — учительница потрясла портретом грека на фоне формул, — просто насмешка над педагогом и над предметом!

И она с неописуемым удовольствием разорвала листик пополам. Еще пополам. Еще…

_____________________________________________________________________________________


Все открыли тетрадки и положили их на край стола. Учительница медленно шла по рядам и делала пометки в блокноте. Аня тоже положила на край стола свою тетрадку.

— Что это? — спросила Анастасия Львовна и слегка подняла бровь.

— Я старалась, — улыбнулась Аня.

— Слово «задача» пишется в центре строки. После решения нужно отступать три клеточки и только потом писать ответ. «Ответ» должен быть с большой буквы, и после него ставится двоеточие. Как ты училась, если не знаешь таких простых вещей?

Аня растерялась.

— Но ведь решение правильное!

— К завтрашнему уроку пять раз перепишешь это задание.



Приложение 3


ГРУППА 2


Дайте характеристику тактике героев повести.


АНЯ

За завтраком Аня вяло ковыряла кашу.

— Что-то ты в школу не бежишь? — язвительно спросил брат.

— Я учительницу боюсь, — буркнула Аня.

— Орет?

— Нет.

— Так чего ее бояться?

— Она холодная, — сказала Аня.

— В смысле?

— Она всех заморозила…

— Да ну тебя!

Брат схватил бутерброд и ушел его есть за компьютер, а Анечка продолжила размазывать кашу по тарелке. Она чувствовала, что с этой учительницей что-то не так.

— Я разберусь, — сообщила Аня каше, — я выживу. И это… микримирую.


* Мимикрия (в природе – защитное свойство живых существ, принимающих окрас в стиле ландшафта, чтобы не быть замеченными хищниками и спастись от их зубов. В психологии – подражание окружающей среде, подстраивание под нее).


КОНЕЦ ПОВЕСТИ:

Анечка вскочила с кровати и начала судорожно собираться.

— Мааам, — закричала она, — где мои колготки?!

— На стуле.

— А! Вот они! А где мой завтрак?

— На столе.

— А! Нашла! А где моя куртка?

— Не нужна тебе куртка, теплынь на улице! И куда ты так несешься, тебе до первого урока еще час.

— Какой час, у нас последний звонок на носу! Нам еще репетировать и репетировать. И мне еще к олимпиаде готовиться и у нас турнир по шашкам в начальной школе! Короче, дай мне быстрее яблоко, я побежала.

— Аня, а ну сядь быстро! Поешь как человек!!!

— МАМА! Я ХОЧУ В ШКОЛУ!!!

ДИМА

Димка каждое утро заставлял себя вставать и идти умываться. Он никак не мог к этому привыкнуть. Раньше, в прошлой жизни, тоже было тяжело проснуться, но как только продерешь глаза и вспомнишь, что сегодня тебя ждет масса интересного, сразу становится интересно жить.

То есть становилось — в прошедшем времени. В настоящем времени приходилось уговаривать себя: «Ничего, это скоро закончится. И вообще, надо выполнять проект». Дима, чуть ли не единственный из всех Птиц, вел дневник, писал отчеты (которые Женька все никак не находил времени проверить), а главное — честно пытался влиться в коллектив. У него получалось. Димка никогда не был конфликтным.

Это было по-своему интересно: гонять с одноклассниками в футбол, переписываться в чате по поводу новых «Трансформеров» и даже смываться с уроков. Но вот именно «по-своему». Димка все время напоминал себе: «Это интересно. Это прикольно. Надо радоваться», — и старательно радовался.

Девчонки звонили по вечерам Димке, звали его на дни рождения. Пацаны тягали его играть в футбол. Он вошел в сборную школы по футболу и перезнакомился со всеми спортсменами.

ЮЛЯ

Но вскоре Юлька стала перегибать. Откровенное издевательство над учителями раздражало даже тех, кто их всегда ненавидел. На последнем уроке вся группа встала на защиту англичанки.

Кошка не давала спуску никому. Ее уже не просто не любили. Ее ненавидели. Ненавидели, но боялись.

От ярости Кошка проглатывала половину слов, но смысл был понятен.

— Лучше б я не знала, что так бывает! Если б мы с самого начала учились, как все… Мы бы были, как они! Мы б не знали, что бывает по-другому! Мы бы шли в школу, как на каторгу! Мы бы умели матом ругаться! Вы нас убили, понимаете, да? Мы ж теперь пушечное мясо!

Юля последнее время все чаще раздражалась.

Одноклассницы лезли к ней «дружить», но она чувствовала, что ее на самом деле не любят, просто боятся с ней ссориться. Это бесило.

Разговоры у девушек были все ненастоящие. Листать модные журналы или сидеть в кафе с томным видом Кошке было смертельно скучно. Обсуждать по двадцать пятому разу подробности очередной лав-стори (кто на кого КАК посмотрел и что при этом сказал) тошно. Других интересов у одноклассниц не было. Или они тщательно скрывались, потому что быть умной в 8 «Г» было немодно, модно было быть крутой и выглядеть на восемнадцать.

има первый раз в жизни видел плачущую Кошку. Он бестолково топтался рядом, не зная, с какой стороны подойти, не зная, что делать и что сказать.

А она ревела, как маленькая, вытирая слезы ладошками.

— Я понимаю, я это заслужила, я должна уйти раз обещала. И я уйду. Тут рядом школа есть, я туда переведусь.

Тут Юля прерывисто вздохнула. — Только там не будет Впалыча, и опять будут все чужие. И Жени не будет, и Анечки, и тебя… Как же я без вас? Как же я без тебя?

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

1. КАК ДЕТИ ПРИХОДЯТ К ТОМУ, что нужны изменения?

ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ:

— Виктор Павлович, пожалуйста! — сказал Дима. — Мы опять будем вместе!

Впалыч криво улыбнулся и сел в кресло.

— Ребят, — сказал он, — понимаете… Одно дело работать в 34-й школе, вы сами понимаете, что у нас там были несколько другие условия. Другое дело — в обычной. У меня три высших образования, я совершенно не готов идти и объяснять теорему Пифагора балбесам, которым это не нужно.

— Но там же мы! — сказал Дима. — Нам-то это нужно!

— Мне не дадут работать только с вами. На меня навесят еще пять классов, классное руководство и заставят заполнять кучу бумажек. Я буду 80 процентов своего рабочего времени тратить на заполнение формуляров и выяснение отношений с директором, и только 20 процентов на общение с детьми. Причем из этих 20 процентов эффективными будут только 20 процентов. Остальное время уйдет в полный пшик.

— Но почему? — не выдержала Кошка. — У нас физик есть, он хороший. И у него даже уроки интересные.

— И историк! — добавил Женя.

— Возможно, — сказал Впалыч. — Но они, наверное, уже привыкли к этой системе. А я себя в ней не представляю.

— Но… Но… Но если ничего не менять, то ничего не изменится! — воскликнула Кошка. — Вы нам сами говорили, что если что-то не нравится, не нужно ждать, что оно изменится само. Нужно идти и переделывать!



2. В ЧЕМ ПРОБЛЕМА ДЕТЕЙ, ЧТО МЕШАЕТ ИМ ВЛИТЬСЯ в новый коллектив?

— Да, ребята, — сказал Виктор Павлович, — у вас проблема, и серьезная.

— У нас разные проблемы… — попытался возмутиться Дима, но был остановлен поднятой ладонью Впалыча.

— Проблема одна, — повторил психолог. — Вы слишком… тепличные.

— Тепличные?! — теперь настала очередь удивляться Жене. — Да мы в лесу без продуктов месяц можем жить! В горы ходим! Под водой без воздуха по три минуты…

— Это да, — кивнул Впалыч. — Этому мы вас научили. Натаскали. А вот жить в реальном обществе забыли научить. И эта проблема стала общей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Герой

Качества

Социализация

Кошка (Юлька)



Энергия

Острый ум

Ловкость

Подвешенный язык

Язвительность, меткость


- выделяется в общей массе;

- не пошла в женскую спортивную команду;

- «тыкала учителей в их ошибки»;

- ее ненавидели; дружили, потому что боялись;

- «я училась быть главным человеком. И я стану главной, чего бы это ни стоило»;

- «смертельно скучно»;

- «да плевать мне на них!»;

- выключилась из жизни класса

Анечка

Ум

Энергия

Активность

Эмоциональность

- «я выживу!»;

- стресс. «Я не хочу в школу!»;

- «теперь не нужно бояться, можно наплевать на то, что написано в учебнике…»;

- приобретает друзей;

- «Я хочу в школу!»

Молчун

Ум

Трудности с речью (психологическая травма)


- «Молчуна весь день колотило»;

- «тихий новенький», похвала за хороший почерк;

- приступы агрессии – «Дебил, калека»;

- «вокруг вакуум, безвоздушное пространство»;

- тренировки по методу Жени;

- «выработал линию защиты»

Женя

Долговязый аккуратист

Ум

Открытость

Спокойствие

Твердость

- «сутулился, озирался, сумку перекидывал с плеча на плечо»;

- спокойные и открытые отношения;

- любовь к Вике;

- «Вика мной крутила. Теперь я не поддамся»

Дима

Ум

Коммуникабельность

Креативность

- дает списывать одноклассникам;

- вошел в сборную школы по футболу и познакомился со всеми спортсменами;

- хорошо танцует;

- пьет и курит вместе с учениками школы;



25


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации