Технологическая карта урока русского языка 2 класс «Буквосочетания ЖИ-ЩИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
«___»______________________2021г
Ф.И.О.: Якимов Сергей Васильевич
Тема урока: «Буквосочетания ЖИ-ЩИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ».
Класс: 2 «А»
Цель фрагмента урока:
Деятельностная: формирование навыка правописания слов с буквосочетаниями ЖИ-ЩИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Содержательная: закрепление у учащихся правил правописания ЖИ-ЩИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Задачи фрагмента урока:
Дидактические: научиться применять правила правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу, совершенствовать произношение шипящих звуков.
Развивающие: развивать внимание, монологическую речь, орфографическую зоркость, творческую деятельность учащихся, коммуникативные навыки в ходе работы в парах (группах); развивать познавательную активность детей, интерес.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, аккуратность в работе.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность Обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) | Личностные | ||||||||
1.Этап мотивации и самоопределение к коррекционной деятельности | Выработка внутренней мотивации к предстоящей учебной деятельности | Объяснительно- иллюстративный метод, Здоровьесберегающая технология. | -Здравствуйте! Ну-ка проверь дружок, ты готов начать урок? Всё ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадки? Соберись и улыбкой поделись! | Настраиваются на урок. | Ф | Интерактивная доска | Самоконтроль | Создание мотивации к предстоящему изучению дательного падежа. | К: – создание атмосферы сотрудничества и готовности работать. Р: -организация учебной деятельности | Самоопределение; -самооценка готовности к уроку. |
2.Этап актуализации и пробного учебного действия | Актуализировать знания по пройденному материалу и организовать работу учащихся по достижению затруднения в пробном учебном действии. | Метод проблемного изложения | -Отгадайте загадку: День и ночь они идут. Никогда не устают. Монотонно шепчут в такт тик, так и так. Стрелки будто как усы, называются -Какой первый звук слышим в слове часы? -Охарактеризуйте его -Какой буквой на письме обозначается этот звук? -Откройте свои тетради, запишите число, классная работа и пропишите 2 ряда буквы Чч. | -Часы. -[ч']. -согласный, мягкий, глухой, шипящий, непарный)- -Чч | Ф П | Интерактивная доска | Контроль | - Организация работы по повторению родительного падежа и подведение к изучению дательного падежа. | П: применять ранее полученные знания; К: взаимодействовать с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме; - слушать и понимать речь других; формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения. | - Уважение к личности товарища. |
3.Этап локализации индивидуальных затруднений | Зафиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии. | Метод проблемного изложения | -Давайте с вами проведем небольшую орфографическую разминку. -Слушаем внимательно и записываем слова через запятую. Пружина, чулки, початок, камыши, чумазый, перчатки, жираф, пушистый. -Теперь обмениваемся тетрадями с соседом по парте и проведем проверку. Критерии оценки: 0-«5» 1-2-«4» 3-5-«3» 6 и больше-«2» -Почему не у всех пятерки? -В чем у вас возникли затруднения? | -Потому что мы затрудняемся в правописании слогов ча-ща, чу-щу, жи-ши. | Ф | Интерактивная доска | Контроль | - Фиксировать индивидуальное затруднение | П: -осознавать познавательную задачу; К: - взаимодействовать учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме; - слушать и понимать речь других; формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения. | Л: -самоопределение к деятельности; |
4.Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений | Сформулировать тему и цель урока, построить план действий выхода из затруднения | Частично-поисковый метод. | -Сегодня мы с вами продолжим изучение прошлой темы. Кто нам ее напомнит? — Сравните слова первого и второго столбика. еж ежи ковш ковши камыш камыши — По какому признаку их объединили в группы? — Придумайте пример по аналогии. — Какая орфограмма есть в словах из второго столбика? -Сегодня на уроке мы будем учиться применять это правило при образовании формы слова. | -Буквосочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. -В первом столбе слова ед. числа, а во втором мн.числа -Орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Ф И | Интерактивная доска | Контроль | - Составление проекта выхода из затруднений по теме дательного падежа | Р: -формулировать тему и цель урока; строить план выхода из затруднения. | - самоопределение к деятельности; |
5.Этап реализации построенного проекта | Реализовать план действий выхода из затруднения, с последующим применением нового способа действия при решении задач урока. | Частично-поисковый метод, объяснительно-иллюстративный. | -Откройте ваши учебнки на стр 12 упр16. -Прочитайте задание. -Прочитайте образец для первой группы слов. -Как надо изменить слово? -Прочитайте образец записи слов второй группы. -Образуйте форму слова, отвечающую на вопрос что делай? что сделай? — Подчеркните орфограмму. -Хотиет поиграть в одну игру? Игра называется «Орфографический мяч». Я буду вам «кидать» слово в ед. числе, а вы обратно «кидаете» слово во мн. числе. Лужа, стриж, мышь, крыша, нож, чаша, стужа. -Ребята, вы устали? Тогда давайте проведем с вами разминку. Быстро встали, улыбнулись! Выше, выше потянулись! Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали И на месте пошагали. | -Надо изменить слово так, чтобы оно обозначало много предметов. | Ф И | тетрадь, | Взаимоконтроль, контроль | Ознакомление с новой темой. | П: -формирование навыков поисковой деятельности; способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. К: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли -учиться работать в группе, в парах. | совершенствуют имеющиеся, выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание. |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Усвоить новый способ действий при решении типовых задач | «Открытые вопросы» (коуч-технология) | Упр. 17 (с. 12). (Выполняется с комментированием по образцу.) Упр. 19 (с. 13). (Самостоятельное выполнение в тетрадях. На откидной доске выполняет задание один ученик. Заранее написан текст, учащийся вставляет только пропущенные слова. Выполняется самопроверка по образцу на доске.) — Какое словарное слово встретилось в тексте упражнения? — Обратите внимание на ударение в этом слове. Произнесите слово орфоэпически. | -Щавель. | ф | Интерактивная доска | Самоконтроль | выдвижение гипотез и их обоснование | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: доказательство Р – выполнять план действий для решения учебных задач | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия | Метод проблемного изложения Выполнение логических операций | Упр. 18 (с. 12). (Самостоятельное выполнение. Дополнительное задание: придумать и записать три слова — по одному на изученные орфограммы.) | Выполняют задание | Ф | Интерактивная доска | Самокнтроль, взаимоконтроль | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | П – представлять собранную информацию Р – выполнять план действий для решения учебных задач К – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Проявление личной заинтересованности в приобретении и расширении знаний |
8. Этап включения в систему знаний и повторения | Выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний | Объяснительно- иллюстративный метод | -Теперь отгадайте загадки, изображенные на слайде. Из горячего колодца Через нос водица льется. Зелены кусточки, Алые цветочки. Когти-коготочки Стерегут цветочки. Полосатая, зубастая, Под водою рыщет, Маленьких рыбок ищет Он высокий и пятнистый, С длинной-длинной шеей. А питается он листьями — Листьями деревьев. | -Чайник. -Шиповник. -Щука -Жираф. | И, ф | Интерактивная доска | Самоконтроль, взаимоконтроль | Анализ объектов с целью выделения признаков | П – применять полученные знания Р - принимать, сохранять учебную задачу и решать ее К – строить речевое высказывание в устной форме | Умение проведения самоконтроля своей учебной деятельности, умение самостоятельного выполнения работ |
9. Этап рефлексии УД на уроке | Организовать самооценку учащихся. | Технология критического мыщления | -Объясните, почему буквосочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши мы будем считать орфограммами? -Что надо знать о написании буквосочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши. — Все ли вам было понятно? — Какое задание вам было интересно выполнять? — Что не получилось? — Довольны ли вы результатами проверки знаний? | -В слогах жи-ши, ча-ща, чу-щу написание букв и, а, у надо запомнить, потому что это орфограммы. | Ф И | Интерактивная доска | Самоконтроль | Структурирование знаний | Р: - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; -выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. П: рефлексия мотивации | Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом |