Технологическая карта урока русского языка «Обучение грамоте. Письмо» (1 класс)
Технологическая карта урока русского языка
(«Обучение грамоте. Письмо»)
1 класс
Образовательное учреждение: Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа – интернат №8» с. Кослан
Учитель: Микушева Е.М.
Тема урока: «Письмо строчной и заглавной буквы Зз».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: познакомить с письменной строчной и заглавной буквой з.
Задачи:
Образовательные:
совершенствовать представление о правописании строчной и заглавной буквы Зз;
формировать графический навык письма буквы з;
формировать умение дифференцировать печатный и рукописный вариант буквы з;
совершенствовать навык написания слогов и слов с буквой з.
Коррекционно – развивающие:
корригировать фонематический слух и произносительные навыки обучающихся;
развивать зрительное, слуховое восприятие;
корригировать и развивать пространственную ориентировку;
развивать мелкую моторику кисти рук;
развивать навык самоконтроля.
Воспитательные:
воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;
воспитывать трудолюбие, аккуратность при выполнении заданий.
Планируемые результаты:
Личностные:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
интерес к языковой и речевой деятельности.
Межпредметные результаты:
Регулятивные УД:
соблюдать ритуалы школьного поведения во время урока;
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
умение слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
участвовать в учебной деятельности с помощью и под руководством учителя;
умение совместно с учителем оценивать результат своих действий.
Познавательные УД:
уметь работать с языковыми единицами (буква, слог, слово);
уметь дифференцировать печатный и рукописный вариант буквы з;
уметь понимать знаки, символы, приведённые в прописях (с помощью учителя);
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
классифицировать предметы по группам, называть группу предметов одним словом;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и свой жизненный опыт.
Коммуникативные УД:
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
умение оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения;
вступать в контакт, принимать участие в диалоге;
понимать и принимать доброжелательное отношение со стороны учителя;
обращаться за помощью и принимать помощь;
умение применять на практике правила вежливого поведения;
умение оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
умение работать с языковыми единицами (буква, слог, слово);
умение списывать с печатного и рукописного текста буквы, слоги, слова.
умение различать слово и слог, определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
умение слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: раздаточный материал, касса букв, прописи,
Учебник: Аксёнова А.К. Букварь. 1 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 /А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 112 с.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы, методы работы | Планируемые результаты УУД, формирующие на данном этапе. |
Организационный момент. Настрой обучающихся на работу, проверка готовности к уроку. Цель: подготовить детей к работе на уроке, создать положительный настрой. | - Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Ваши ушки на макушке, Глазки широко раскрыты. Слушайте, запоминайте, Ни минуты не теряйте! Улыбнулись друг другу, Пожелали мысленно удачи. В начале урока повторим правила посадки при письме: - сидеть прямо; - опереться спиной на спинку стула; - плечи расправлены; - не опираться грудью на стол; - ноги держать прямо, стопы на полу; - положить обе руки на стол, чтобы они опирались на край стола, а локти выступали за край стола. Игра «Узнай букву». Обучающимся предлагаются буквы, вырезанные из бархатной бумаги. Одному ученику завязывают глаза. Его просят ощупать каждую букву и назвать её. - Надо составить слово из этих букв. Первая буква в слове будет та, с которой мы познакомились сегодня на уроке чтения. - Что такое зима? | Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке. Повторяют правила посадки на уроке. Обучающийся называет все буквы: а, м, з, и. - Слово «зима». Ответы детей (Это время года) | Фронтальная работа Словесный и практический методы Деятельностный подход
| Регулятивные УД: - организовать рабочее место под руководством учителя; - принимать учебную задачу урока; - выполнять инструкцию учителя и включаться в деятельность под руководством учителя; - соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты); Познавательные УД: - уметь работать с языковыми единицами (буква, слово); - находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на прошлых уроках; Коммуникативные УД: - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; - вступать в контакт, принимать участие в диалоге. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Цель: формулирование главной цели урока. | - Какую букву изучали сегодня на уроке чтения? - Правильно, букву З. - Какой звук обозначает буква З: гласный или согласный? - Правильно, согласный. - Как вы думаете, что мы будем делать на этом уроке? - Наша задача – научиться писать строчную и заглавную букву Зз. - Найдите эти буквы в кассе букв и покажите их. | - Букву З. - Согласный звук. - Учиться писать букву Зз. Работа проходит на местах и у доски. | - Фронтальная работа - Словесный и практический методы Деятельностный подход | Регулятивные УД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - участвовать в учебной деятельности с помощью и под контролем учителя; Познавательные УД: - постановка цели урока; - осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать под руководством учителя; Коммуникативные УД: - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; - вступать в контакт, принимать участие в диалоге. |
Актуализация знаний. Цель: познакомить с написанием строчной и заглавной буквы зЗ. | Проверка осанки, положения ручки, положения прописи. Повторение правила: - Я тетрадь свою открою и наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь. - Минутка чистописания. - Прежде чем мы будем выполнять упражнения, проверим ваши пальчики. Возьмите в руку ручку, покажите, как вы держите её. Учитель даёт упражнения, предназначенные для развития плавности движений руки в процессе письма. Упражнения, выполняемые движением по часовой стрелке, в письме букв с петлями, бордюры. - Откройте прописи по закладке. - Какую букву нам предлагает научиться писать Вова? - Правильно: со строчной и заглавной буквой зЗ.
Показ и изучение строчной буквы з. - Ребята, давайте внимательно рассмотрим образец написания строчной буквы з. Сколько элементов у строчной буквы з? - Кто сможет назвать эти элементы? - А теперь внимательно смотрите, как я напишу на доске строчную букву з. Написание учителем на доске элементов строчной буквы з с объяснением. - Начинаем писать букву немного ниже верхней линии рабочей строки. Ведём руку с большим наклоном на закругление у верхней линии рабочей строки. От неё закругляем, ведём руку влево и, не доводя до нижней линии рабочей строки, переходим к изображению округлённой петли, выходящей за нижнюю линию рабочей строки. Петля пересекается на нижней линии. Учитель пишет букву, встав к обучающимся спиной, и комментирует своё письмо. - Молодцы. Работа в прописи: - Ребята, найдите первую строку и обведите по образцу пять элементов. По стрелочке. - И попробуйте самостоятельно прописать 3 раза. - Замечательно. Справились с работой. - Дописали. Теперь немного отдохнём. Физминутка: Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. - Отдохнули. Продолжаем работать. Переходим ко второму элементу: написание петли. Начинаем по стрелочке. Обведите по образцу пять элементов. Показ написания учителем на доске. - И попробуйте самостоятельно прописать три раза. - Давайте соединим два элемента и обведём по точкам строчную буквы з. Начинаем по стрелочке. Показ написания учителем на доске. - Ребята, соединив эти два элемента, какую букву мы получили? - Хорошо. Справились с заданием. Посмотрите, как вы прописали буквы и отметьте сверху точкой ту букву, которая у вас самая красивая. Показ и изучение заглавной буквы З. - Ребята, давайте внимательно рассмотрим образец написания заглавной буквы З. Из скольких элементов она состоит? - Кто сможет назвать эти элементы? - А теперь внимательно смотрите, как я напишу на доске заглавную букву З.
Написание учителем на доске элементов заглавной буквы З с объяснением. - Пишем букву З по часовой стрелке. Сначала пишем верхний полуовал. Округляем его, доводя ручку до верхней линии рабочей строки. Заводим влево и начинаем писать нижний полуовал. Он больше верхнего. Учитель пишет букву, встав к обучающимся спиной, и комментирует своё письмо. - Молодцы. Работа в прописи: - Ребята, найдите строку с заглавной буквой З и обведите по образцу пять элементов. Начинаем по стрелочке. - И попробуйте самостоятельно прописать 3 раза. Показ написания учителем на доске. - Ребята, соединив эти два элемента, какую букву мы получили? - Хорошо. Справились с заданием. Посмотрите, как вы прописали буквы и отметьте сверху точкой ту букву, которая у вас самая красивая. - Замечательно. Справились с работой. - Дописали. Теперь немного отдохнём. Пальчиковая гимнастика: - Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке Будет буковки писать. - Ребята, какие буквы писали в прописи? | Готовятся к письму. Показывают, как правильно надо держать ручку. Выполняют упражнения. Дети рассматривают картинку с изображением Вовы. Ответы обучающихся - 2 элемента - Полуовал и петля. Смотрят на доску и внимательно слушают. Одновременно с учителем прописывают элементы буквы з в воздухе, обводят пальчиком по бархатной бумаге, рисуют пальчиком на маленьком подносе с манкой. Работают в прописи Обведение по точкам первого элемента строчной буквы з. Самостоятельное написание. Обведение по точкам второго элемента строчной буквы з. Самостоятельное написание. Запись детьми строчной буквы з в прописи по точкам и самостоятельно. Ответ учащихся. Находят букву и отмечают точкой. - Из 2 элементов. Полуовалы. Смотрят на доску и внимательно слушают. Одновременно с учителем прописывают элементы буквы з в воздухе, обводят пальчиком по бархатной бумаге, рисуют пальчиком на маленьком подносе с манкой. Запись детьми заглавной буквы З в прописи по точкам и самостоятельно. Ответы обучающихся Находят букву и отмечают точкой. Дети вытягивают руки вперёд, сжимают кулачки, разжимают их и встряхивают пальцы. Упражнение выполняют 2 раза. Ответы обучающихся. | Фронтальная работа Словесный, практический, наглядный методы
Личностно – ориентированный и деятельностный подходы Работа в прописи | Регулятивные УД: - принимать учебную задачу урока и осуществлять решение этой задачи под руководством учителя; - ориентироваться на странице в прописи; - проговаривать последовательность действий на уроке; - анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать её условным знаком; - участвовать в учебной деятельности с помощью и под контролем учителя; - умение оценивать совместно с учителем результат своих действий; Познавательные УД: - уметь работать с языковыми единицами (буква); - уметь дифференцировать печатный и рукописный вариант буквы з; - уметь понимать знаки, символы, приведённые в прописях; - уметь писать элементы строчной и заглавной буквы зЗ; - добывать новые знания, используя информацию, полученную на уроке; Коммуникативные УД: - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; - вступать в контакт, принимать участие в диалоге; - уметь оформлять свои мысли в устной форме; - обращаться за помощью и принимать помощь; - умение применять на практике правила вежливого поведения; - понимать и принимать доброжелательное отношение к себе со стороны учителя. |
Первичное усвоение новых знаний. Цель: создать условие для усвоения новых знаний. | - Сейчас мы с вами будем писать слоги со строчной буквой з. - Прочитайте закрытые слоги с буквой з. - Выложите слоги из разрезной азбуки. Учитель показывает написание слога аз на доске. - Обратите внимание на соединение букв в слоге – среднее соединение. - Начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки. Прописываем букву а и соединяем её с буквой з. Учитель пишет вместе с обучающимися остальные слоги (оз, уз). - Прочитайте открытые слоги с буквой з. - Выложите слоги из разрезной азбуки. Учитель показывает написание слога за на доске. - Обратите внимание на соединение букв в слоге – нижнее соединение. - Начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки. Прописываем букву з и соединяем её с буквой а. Учитель пишет вместе с обучающимися остальные слоги (зо, зу). - В слоге зо – нижнее соединение; - В слоге зу – верхнее соединение. - Переходим к написанию слогов с заглавной буквой З. -Прочитайте открытые слоги с буквой З. -Выложите слоги из разрезной азбуки. Учитель показывает написание слога За на доске. - Обратите внимание на соединение букв в слоге – нижнее соединение. -Начинаем писать заглавную букву З и соединяем её с буквой а. Учитель пишет вместе с обучающимися остальные слоги (Зо, Зу, Зи). - В слоге Зо – нижнее соединение; - В слоге Зу – верхнее соединение; - В слоге Зи – верхнее соединение. - Молодцы. Постарались. - Прочитайте написанные в прописи слоги. | - аз, оз, уз. Выкладывают слоги из разрезной азбуки. Запись детьми слога аз в прописи по точкам и самостоятельно. Запись слогов оз, уз по точкам и самостоятельно. - за, зо, зу. Выкладывают слоги из разрезной азбуки. Запись детьми слога за в прописи по точкам и самостоятельно. - За, Зо, Зу, Зи. Выкладывают слоги из разрезной азбуки. Запись детьми слогов За, Зо, Зу, Зи в прописи по точкам и самостоятельно. Обучающиеся прочитывают вслух. | Фронтальная работа Словесный, практический, наглядный методы
Личностно – ориентированный и деятельностный подходы Работа в прописи | Регулятивные УД: - участвовать в учебной деятельности под руководством учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - ориентироваться на странице в прописи; - работать с символами (буквы, слоги) по образцу с помощью учителя; - ориентироваться на лучший вариант в процессе письма; - умение оценивать совместно с учителем результат своих действий; Познавательные УД: - уметь работать с языковыми единицами (буква, слог); - уметь дифференцировать печатный и рукописный вариант буквы з; - уметь понимать знаки, символы, приведённые в прописях; - уметь писать слоги со строчной и заглавной буквой зЗ; - добывать новые знания, используя информацию, полученную на уроке; Коммуникативные УД: - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; - вступать в контакт, принимать участие в диалоге; - обращаться за помощью и принимать помощь. |
Первичная проверка понимания Цель: развитие само-стоятельности в процессе принятия решений и выполнения практических задач. | - Ребята, назовите имена девочек, которые начинаются на букву З. - Назовите имена девочек, в которых есть буква з. - Сейчас будем писать женское имя Зина в прописи. - Проговорите чётко слово. - Выложите слово из кассы букв. - Разделите слово по слогам. - Сколько слогов в слове «Зина»? - Сколько букв в этом слове? - Назовите согласные буквы, гласные буквы. - С какой буквы написано имя? - Напишем это имя в прописи. Учитель пишет на доске, проговаривая. - Переходим к написанию женского имени Лиза в прописи. - Проговорите чётко слово. - Выложите слово из кассы букв. - Разделите слово по слогам. - Сколько слогов в слове «Лиза»? - Сколько букв в этом слове? - Назовите согласные буквы, гласные буквы. - С какой буквы написано имя? - Напишем это имя в прописи. Учитель пишет на доске. | Ответы обучающихся: - Зина, Зоя, Злата. - Лиза, Роза. Ответы обучающихся - Зи-на - 2 слога - 4 буквы. Ответы детей - С заглавной буквы. Написание слова в прописи. Ответы обучающихся - Ли-за - 2 слога - 4 буквы. Ответы детей - С заглавной буквы. Написание слова в прописи. | Фронтальная, индивидуальная работа Словесный, практический, методы
Личностно – ориентированный и деятельностный подходы Работа в прописи | Регулятивные УД: - принимать учебную задачу урока; - осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; - ориентироваться на странице в прописи; - работать с символами (буквы, слоги, слова) по образцу с помощью учителя; Познавательные УД: - уметь работать с языковыми единицами (буква, слог, слово); - уметь дифференцировать печатный и рукописный вариант буквы з; - уметь понимать знаки, символы, приведённые в прописях; - уметь писать слова со строчной и заглавной буквой зЗ; - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; Коммуникативные УД: - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; - вступать в контакт, принимать участие в диалоге; - обращаться за помощью и принимать помощь. |
Первичное закрепление Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний в рамках темы урока. | - Что изображено на картинке? - Что находится в вазе? - Какие цветы можно поставить в вазу? - Прочитайте слово. - Напишите самостоятельно в прописи. - Что изображено на второй картинке? - Для чего нужен замок? - Прочитайте слово. - Напишите самостоятельно в прописи. | - Ваза - Цветок - Ромашки, розы, гвоздики, георгины и др. Обучающиеся пишут слово самостоятельно. - Замок Ответы детей. Обучающиеся пишут слово самостоятельно. | Фронтальная, индивидуальная работа Словесный, Практический методы
Личностно – ориентированный и деятельностный подходы Работа в прописи | Регулятивные УД: - учить понимать учебную задачу; - проговаривать последовательность действий; - работать с символами (слова) самостоятельно; - умение оценивать совместно с учителем результат своих действий; Познавательные УД: - уметь работать с языковыми единицами (слово); - уметь понимать знаки, символы, приведённые в прописях; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и свой жизненный опыт; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; - вступать в контакт, принимать участие в диалоге; - умение оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель: ознакомить с инструктажем выполнения домашнего задания. | - Домашнее задание в прописях на стр. 24. - Написать строчную и заглавную букву зЗ, слоги с буквой з. | Запись домашнего задания в дневник. | Фронтальная работа Словесный метод | Регулятивные УД: - выполнять инструкцию учителя; - участвовать в учебной деятельности с помощью учителя; - умение оценивать совместно с учителем результат своих действий; Познавательные УД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличить новое от уже известного с помощью учителя; Коммуникативные УД: - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; - вступать в контакт, принимать участие в диалоге. |
Итог урока. Рефлексия. Цель: подвести итоги работы на уроке. | - Закрыли прописи, отложили в сторону. - Ребята, какую букву мы научились писать сегодня на уроке? - Сколько элементов у строчной буквы з? У заглавной буквы З? - Сейчас предлагаю оценить свою работу на уроке. На парте у каждого лежат по 2 смайлика. Если урок понравился, то покажите весёлый смайлик. Если было сложно работать и неинтересно, то покажите грустный смайлик. - Спасибо всем за работу на уроке. | - Строчную и заглавную букву з З. - 2 элемента. |
15