Технологическая карта урока русского языка по теме «Что такое глагол?» (2 класс)
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя школа города Лузы»
Урок русского языка по теме «Что такое глагол?»
2 класс
Нехлюдова Ирина Анатольевна,
учитель начальных классов
Г. Луза
УМК «Школа России».
Тема: Что такое глагол?
Тип урока: урок «открытия» новых знаний (первый урок в теме).
Цели урока:
Образовательные: создать условия для самостоятельного «открытия» учащимися морфологических признаков глагола.
Развивающие: способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы; развивать монологическую речь.
Воспитательные: воспитывать культуру общения.
Планируемые результаты:
Предметные:
1.познакомиться с морфологическими признаками глагола;
2. уметь находить глагол среди других частей речи.
Формируемые универсальные учебные действия:
Личностные:
проявлять положительное отношение к учебному предмету, интерес к учебному материалу, способность к самооценке.
Регулятивные:
1. понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
2. планировать свои учебные действия и действовать по плану;
3. осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов, вносить коррективы;
4. адекватно оценивать свои достижения.
Познавательные:
1. читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
2. понимать информацию, представленную в разных формах;
3. строить объяснение в устной форме по плану;
4. использовать рисунки для решения учебной задачи; извлекать информацию из учебного текста;
5. строить логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные:
1. осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
2. сотрудничать в паре;
3. участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения.
Урок построен по технологии деятельностного метода обучения.
Методы ведения урока:
частично-поисковый;
деятельностный метод.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная;
парная;
индивидуальная.
Средства обучения:
-учебник для 2 класса «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий;
-Толковые словари на каждой парте;
-деформированный план на карточках;
-листы с дифференцированными заданиями для самостоятельной работы;
-компьютер;
-мультимедийный проектор;
-экран;
-презентация;
Технологическая карта урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
1.Орг. момент Цель: создать положительный настрой у учащихся к деятельности.
Слайд 1 | Начинается урок! Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И друг другу помогайте. -Откройте тетради, запишите число, классная работа. | Слушают стихотворение, настраиваются на работу на уроке. Записывают число, классная работа. | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. | ||
2.Актуализация знаний. Слайд 2 (Минутка чистописания) Цель: создать условия для воспроизведения знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для построения нового знания. Слайд 2 Слайд 3 | -Прочитайте слова, объясните орфограммы. яг.да, сн.гирь, гов.рить -На минутке чистописания будем писать согласную звонкую парную букву, которая встретилась в каждом из этих слов. Назовите эту букву. -Прописываем заглавную букву Г в верхнем соединении со строчной буквой г, повторим движением в воздухе. (Учитель пишет на доске). Запишите красиво, аккуратно, соблюдая правила каллиграфии одну строку в тетради. -Как называется страна, по которой мы путешествуем? - Мы продолжаем путешествие по стране «Части речи». С одной частью речи мы уже познакомились на прошлых уроках. Какая это часть речи? - Что такое имя существительное? Приведите примеры. -Прочитайте слова внимательно и скажите, какое слово отличается, докажите, почему? Посмотрите на экран, со словом ГОВОРИТЬ появилось ещё одно слово. Прочитайте его. -Что обозначает слово ГЛАГОЛАТЬ, узнаем в Толковом словаре. -Что общего у данных слов? | Читают запись с доски. Объясняют орфограммы. -Буква Гг. Прописывают в воздухе. Прописывают в тетради одну строку заглавную и строчную буквы Гг в соединении. - Части речи -Имя существительное. Рассказывают правило о существительном, приводят примеры. -Лишнее слово ГОВОРИТЬ - это не сущ. (Что?) ягода, (кто?) снегирь, обозначают предметы – это сущ. Читают : «ГЛАГОЛАТЬ». Работают с Толковым словарём в паре. Зачитывают значение слова. -Лексическое значение и вопрос «что делать?». | Регулятивные: - умение контролировать процесс и результаты деятельности. Познавательные: - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); - извлекать информацию из учебного текста. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; -умение работать в паре. Личностные: -проявлять положительное отношение к учебному предмету. | ||
3.Постановка учебной задачи Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Слайд 3 Слайд 4 | -Подумайте, какое «открытие» нам предстоит сегодня сделать? -Что мы можем узнать про новую часть речи? -Какие есть предположения о новой части речи? -Проверим. -Узнать название новой части речи вы сможете, разгадав ребус. ГЛАГОЛАТЬ ,,, -Как же называется часть речи и тема урока? | -Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи. - Узнаем, как называется часть речи, что обозначают и на какие вопросы отвечают слова новой части речи. Высказывают предположения. -Часть речи называется ГЛАГОЛ. (появляется тема урока) | Регулятивные: - постановка учебной задачи. Познавательные: - постановка и решение проблемы; -строить логическую цепь рассуждений. Личностные: - развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. | ||
4.«Открытие» учащимися нового знания Цель: подведение детей к самостоятельному выводу. Составление плана работы. Слайд 4 | - Остальные предположения сравним с правилом из учебника на стр. 68. Откройте учебники. -Какие предположения подтвердились? -Что ещё нового узнали из правила о глаголе? - У кого есть предположения, как найти глаголы в речи? -Давайте составим план. (План выдается, разрезанным на 3 части). У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия. Работая и обсуждая в группе, разложите карточки в нужном порядке, как найти глагол. -Проверим. | Самостоятельно знакомятся с правилом. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения. Работают в паре. Составляют план, как найти глагол. Учащиеся зачитывают ответы. Сверяются с планом на слайде. План: 1. Поставить к слову вопрос от существительного. 2. Узнать, что оно обозначает. 3. Определить часть речи. Оценивают свою работу. | Познавательные: - извлекать информацию из учебного текста. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: - планировать свои учебные действия; - оценивать свои достижения. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; -проявлять желание узнать больше; - знание основных моральных норм работы в паре; -проявлять способность к самооценке. | ||
5.Первичное закрепление Цель: создать условия для активной познавательной деятельности. Слайд 5 Физ. минутка Слайд 6 | – Вернёмся к словарным словам. Ягода… Снегирь… - Подберите к существительным глаголы – те действия, которые могут совершать эти предметы. -Выполняем действия, которые делает предмет: МЯЧ, ЮЛА, ДЕРЕВО. | Подбирают глаголы, проговаривая по плану вопрос, что обозначает слово, как называется часть речи. Записывают предложения. Снегирь (что делает?) летит. (обозначает действие предмета – это глагол ) Ягода (что делает?) зреет. (обозначает действие предмета – это глагол ) Подбирают глаголы, проговаривая по плану вопрос, что обозначает слово, как называется часть речи и выполняют соответствующие действия (прыгают, как мяч, кружатся, как юла, тянутся- растут, как дерево). | Регулятивные: -действовать по плану. Познавательные: - строить объяснение в устной форме по плану; -использовать рисунки для решения учебной задачи. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Слайд 7 Цель: - закрепление умения распознавать глаголы; - применение нового способа действия; - создание ситуации успеха. Слайд 8 | -Прочитайте задание на карточке и выполните его самостоятельно.
-Кто затрудняется, с обратной стороны карточки есть вопросы, которые помогут найти глаголы.
Проверка по образцу. Если сделали верно, ставим карандашом + у каждого глагола. Если выписали лишнее слово (существительное), то стираем плюс столько раз, сколько лишних слов. | Самостоятельно выписывают глаголы с карточки. Кто затрудняется, читает вопросы с обратной стороны карточки, задаёт их к словам и выписывает глагол. При проверке 1 человек зачитывает, объясняя, сверка с образцом. Оценивают свою работу. | Регулятивные: - умение действовать по плану; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации. Личностные: -проявлять способность к самооценке. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | ||
7.Включение в систему знаний. Слайд 9 Цель: развивать умения применять новые знания при решении учебно-практических задач. Слайд 10 | -Достаточно ли одного упражнения для усвоения нового материала? -Что надо сделать ещё? -Составьте в паре из слов предложения. пришла, руч.и, в.сна, журч.т
-Запишите второе предложение, объясните орфограммы. -Определите и подпишите известные части речи. -Самостоятельно подчеркните главные члены предложения. -Проверим. Если сделали верно, ставим карандашом +. -Что заметили? | -Нет. -Потренироваться. Составляют в паре 2 предложения. Пришла весна. Журчат ручьи. 1 ученик работает у доски с комментированием. Самостоятельная работа, проверка с доски. Оценивают свою работу. -Глагол является сказуемым. | Познавательные: - построение логической цепи рассуждений; Регулятивные: - контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; Личностные: -проявлять интерес к учебному материалу; -проявлять способность к самооценке; Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
8.Рефлексия учебной деятельности Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей Слайд 11 | -По какой стране путешествовали? -С какой частью речи познакомились? -Проверим себя, как поняли тему. Проведём тест. Если согласны с высказыванием, ставим +, нет -. Работаем ручкой. 1.Глаголы обозначают действия предметов. 2.Глаголы отвечают на вопросы - кто? что? -Что верно? -С чем не согласны? - Если тест выполнили верно, поставьте карандашом на полях плюс. - Какая была тема урока? - Какую цель мы ставили перед собой? - Чему новому научились? Над чем ещё надо поработать? -Подберите в паре 1 глагол по вашей работе на уроке. (Что делали на уроке?) -Оцените свою работу на уроке. Сосчитайте в тетради +, поставленные карандашом. Запишите, сколько их цифрой. 5, 4 – вы достигли страны Части речи по теме Глагол. 3 – вы на границе страны Части речи по теме Глагол. Ещё чуть-чуть потренируетесь и вы тоже будете в стране. 2,1 – вы плывете в океане Знаний. Постоянные упражнения на уроках и дома вас в итоге тоже принесут к стране Части речи, и вы выйдите на сушу Глагол. | -Части речи. -Глагол. + -
Объясняют. Оценивают свою работу. Отвечают на вопросы учителя. Подводят итог работы на уроке. Работают в паре. Называют глаголы.. Помещают магнит на страну. Вещают магниты на границу страны. Размещают магниты на доску. | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль. Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; - проявлять активность в деятельности. | ||
9. Домашнее задание Слайд 12 Слайд 13 | Выучить правило – с. 68, с. 69 упр.119 | Записывают домашнее задание в дневник | |
Список используемой литературы:
1.Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы/ авт.-сост. И. Н. Корбакова, Л. В. Терешина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2011. – 118 с.
2.Планируемые результаты начального образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др. ]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.- 120 с. – (Стандарты второго поколения).
3.Формирование универсальных учебных действий обучающихся 1-2 классов на предметном содержании: учебно-методическое пособие / Е. В. Арасланова, О. Н. Бершанская, О. А. Багина, Н. Г. Богданова, Т. И. Шатунова, КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2018. – 116 с. (Серия «Федеральные государственные образовательные стандарты»).
Электронные источники:
1. http://5klass.net/russkij-jazyk-2-klass (надпись)
2. http://justclickit.ru/flash/bird/bird%20(334).gif (снегирь)
3. http://www.детский-мир.net/Смайлики/151/12_0.html (клубника)
4. https://www.picgifs.com/graphics/balls/graphics-balls-791834 (мяч)
5. https://yandex.ru/images/search?text=Волчок%20игрушка%20анимация&lr=46&source=related-duck (юла)
6. http://justclickit.ru/other/other.php?page=3 (дерево)
7. https://yandex.by/collections/card/5afd2319fa99522188f6bdd3/ (весна)
8. https://infourok.ru/prezentaciya-k-otkritomu-uroku-zakreplenie-proydennogo-1678823.html (картинка)
Пролубщикова Наталья Владимировна
Нехлюдова Ирина Анатольевна