Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Что такое деепричастие»
Технологическая карта урока
учителя русского языка и литературы
МОУ "Средняя школа №59" г.Ярославля
Новожиловой Анны Михайловны
Тема урока: "Что такое деепричастие" (6 класс)
Место урока в системе уроков по данной теме: вводный урок по теме "Деепричастие"
Технология: ТРКМЧП
Тип урока: урок объяснения нового материала
Формы работы на уроке: индивидуальная и групповая
Домашнее задание: выучить теорию, выполнить упражнение 503 п.1 на с.206 или выписать из художественной литературы пять предложений с деепричастиями и подчеркнуть их как члены предложения
Цели урока:
Личностные:
1. Проявить доброжелательное отношение к другому человеку, высказать своё мнение
Предметные:
1. Отличать деепричастие от других частей речи и находить их в предложенных заданиях
2. Различать основное действия, выраженное глаголом, и добавочное действие, выраженное деепричастием
3. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки
Метапредметные:
Определять понятия, классифицировать их
Организовывать совместную деятельность со сверстниками
Аргументировать своё мнение
Ход урока:
Деятельность учителя: |
Деятельность ученика: |
Формируемые УУД: |
I. Стадия вызова |
||
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку |
Приветствует учителя, проверяет свою готовность к уроку |
|
Результат совместной деятельности: создана доброжелательная психологическая атмосфера для общей работы |
||
Предлагает ребятам ответить на вопросы
Задание: Поставьте, пожалуйста, "+", если вы согласны с утверждением, и "-", если нет 1) Деепричастие - особая форма глагола 2) Деепричастие совмещает признаки глагола и прилагательного 3) Бывает совершенного и несовершенного вида 4) Имеет признак переходности/непереходности 5) В предложении является сказуемым |
Выполняют предложенное учителем задание |
|
Результат совместной деятельности: активизация обучающихся к дальнейшей деятельности, вызов интереса к изучаемой теме, побуждение обучающихся к активной работе |
||
Подводит обучающихся к формулированию темы и цели урока, задаёт наводящие вопросы, помогая ребятам сформулировать цель урока |
Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока, с помощью наводящих вопросов учителя определяют цель урока |
Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание в устной форме, слушать и слышать друг друга Регулятивные УУД: осуществлять целеполагание |
Результат совместной деятельности: сформулирована тема урока "Что такое деепричастие" и цель: познакомиться с такой частью речи как деепричастие |
||
II. Стадия осмысления |
||
Предлагает ребятам открыть учебники и познакомиться с текстом на стр.204-206, используя такие пометы как "V" – знаю "?" – мне это непонятно, нужны объяснения, уточнения,
а также подготовить по статье по три вопроса |
Читают текст учебника, делают пометы согласно графическим обозначениям, составляю вопросы по статье учебника |
Познавательные УУД: анализировать языковой материал, структурировать знания, поиск и выделение информации |
Просит обучающихся прочитать свои записи и прокомментировать их (выборочно), когда один ученик заканчивает высказывание, другие высказывают своё мнение . Контролирует работу ребят |
Читают и комментируют свои записи |
Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание в устной форме, слушать и слышать друг друга, формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать |
Результат совместной деятельности: получение новой информации и соотнесение её с уже имеющимися знаниями |
||
Организует работу школьников в группах и предлагает им задать друг другу составленные ранее по статье учебника вопросы, получить на них ответы, удостовериться в их правильности |
Объединяются в группы, задают друг другу вопросы "по очереди", получают на них ответы, соотносят со своими ответами, выявляют ошибки |
Коммуникативные УУД: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, Познавательные УУД: анализировать языковой материал, структурировать знания |
Результат совместной деятельности: получение новой информации и соотнесение её с уже имеющимися знаниями |
||
Задаёт ребятам "толстый" вопрос: "Согласны ли вы с тем, что деепричастие - это особая форма глагола? Выдвиньте свое предположение, почему вы считаете именно так?" |
Отвечают на поставленный вопрос, аргументирую свою точку зрения |
Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание в устной форме, слушать и слышать друг друга, формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать |
Результат совместной деятельности: осмысление полученной информации |
||
Предлагает обучающимся совместно составить в своём лингвистическом портфолио кластер, в котором главным словом будет "Деепричастие" |
Составляют вместе с учителем кластер, где главное слово "Деепричастие", и записывают его в лингвистическое портфолио |
Познавательные УУД: анализировать языковой материал, структурировать знания, строить логическую цепочку рассуждений |
Результат совместной деятельности: осмысление полученной информации |
||
Для того, чтобы закрепить материал учитель раздаёт школьникам карточки с текстом и даёт задание: "Выпишите из текста все слова, обозначающие основное действие, подчеркните их как сказуемые, и все слова, которые обозначают добавочное действие, подчеркните их как обстоятельства". Контролирует работу обучающихся |
Обучающиеся получают карточки с текстом, читают его и выписывают все слова, обозначающие основное действие, подчеркивают их как сказуемые, и все слова, которые обозначают добавочное действие, подчеркивают их как обстоятельства. Читают свои записи вслух, проверяют правильность выписанного |
Познавательные УУД: анализировать и систематизировать языковой материал, структурировать знания КоммуникативныеУУД: обеспечивать уважительное отношение к партнёрам, умение слышать и слушать друг друга |
Результат совместной деятельности: обобщение полученной информации |
||
Выдаёт карточки со словосочетаниями и даёт задание "Выпишите словосочетания с деепричастиями" |
Получают карточки с заданиями, выписывают словосочетания с деепричастиями |
Познавательные УУД: анализировать и систематизировать языковой материал, структурировать знания |
Предлагает школьникам оценить себя: "+" нашел словосочетание с деепричастием правильно, "-" ошибся при выборе словосочетания, "?" вызвало затруднение (не смог отличить деепричастие от глагола, не смог отличить деепричастие от причастия) и проанализировать результаты |
Проверяют правильность выполнения задания, комментируют и анализируют его |
Регулятивные УУД: оценивать свою деятельность Познавательные УУД: анализировать и систематизировать языковой материал КоммуникативныеУУД: строить монологическое высказывание в устной форме, обеспечивать уважительное отношение к партнёрам, умение слышать и слушать друг друга |
Результат совместной деятельности: обобщение полученной информации |
||
III. Стадия рефлексии |
||
Предлагает вниманию обучающихся текст с пропущенными слова и даёт задание: "Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу деепричастия. Завершите текст, дополнив его пятью предложениями" |
Знакомятся с текстом, списывают его, вставляя на месте пропусков подходящие по смыслу деепричастия. Завершают текст, составляя по пять предложений. |
Познавательные УУД: анализировать и систематизировать языковой материал, структурировать знания |
Результат совместной деятельности: осмысление, обобщение полученной информации |
||
Подведение итогов |
||
Просит школьников вернуться к первому заданию и проанализировать свои ответы на вопросы, предложенные в начале урока |
Анализируют свои ответы на поставленные вопросы, исправляю ошибки, если они есть |
Коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга Познавательные УУД: анализировать и систематизировать языковой материал |
Результат совместной деятельности: осмысление, обобщение полученной информации, подведение итогов урока, выставление отметок |
||
Домашнее задание |
||
Комментирует задание на дом. |
Записывают задание, слушают к нему комментарий. |
Коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга |
Результат совместной деятельности: прокомментировано и записано домашнее задание |
Светлана Лушникова (Кузнецова)
Анна Михайловна
Валентина
Анна Михайловна