Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Времена глагола»
Технологическая карта урока
Предмет | Русский язык | |
Класс | 5 | |
Базовый учебник | Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ М.М.Разумовская, П.А.Лекант. - М.: Дрофа, 2012. – 317с. | |
Тема урока | Времена глагола | |
Тип урока | Комбинированный | |
Цели урока | Совершенствование навыка определения временных форм глагола | |
Задачи урока | Образовательные: повторить и систематизировать знания учащихся по теме урока, научиться определять временные формы глагола. Развивающие: развивать навыки комплексной работы с текстом, мотивацию к познавательной деятельности, способствовать формированию умений работать в группе. Воспитательные: формирование умений коллективно сотрудничать при выполнении заданий, воспитание внимания и уважения к художественному слову. | |
Планируемые результаты | Предметные: создать условия, способствующие повторению и обобщению знаний по теме «Время глагола», формирование языковой и речевой компетенции Метапредметные: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения. Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре; воспитывать уважение к художественному слову; формировать активную жизненную позицию. | |
Технологии | Личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, системно- деятельностная, дифференцированного обучения. | |
Формы работы | Коллективная, парная, фронтальная | |
Виды деятельности учителя | Организует, направляет, контролирует, диагностирует. | |
Виды деятельности учащихся | Разграничивают языковые явления, находят основание для классификации, отвечают на вопросы, исправляют орфографические ошибки, заполняют таблицы |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА «Времена глагола»
№ | Этап урока | Время | ИКТ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1. | Организационный момент (мотивация к учебной деятельности). Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | 1 | | Учитель приветствует учеников, создает комфортную рабочую атмосферу в классе. - Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть, надеюсь, что мы сегодня плодотворно поработаем! | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Записывают дату. | Личностные: самооопределение, формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем. |
2. | Актуализация знаний Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | 6 | Слайд 1 | Орфографическая разминка Е или И? – бл..стели соб..рает зам..рло расст..лю буду разж..гать бл..стала прот..раешь зап..р заб..рают -Что объединяет данные слова? (Глаголы. Орфограмма Е и И в корнях с чередованием. Все глаголы в изъявительном наклонении). В чем отличие форм данных глаголов? (время и число не совпадает) | Читают слова, записывают. Дети объясняют орфограмму, комментируют. | Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: аргументация своего мнения. |
3. | Постановка учебной задачи. Целеполагание. Цель этапа: включение подготовка учащихся к изучению нового материала; самостоятельное определение темы и цели урока. | 2 | Слайд 2 | Задает вопросы: -Ребята, просмотрите глаголы, записанные в тетради, и попытайтесь предположить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке. На слайде появляется тема урока. («Времена глагола») - Как вы думаете, какую цель мы ставим перед собой? (Совершенствовать навыки определения времени глагола) | Формулируют тему урока: «Время глагола» и записывают её в тетрадь. Формулируют цели урока. Высказывают свои предположения. | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: формулирование темы и постановка проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
4. | Мотивация к учебной деятельности. | 1 | | Мотивирует учащихся к учебной деятельности: - Сегодня мы проведем расследование и проанализируем особенности временных форм глагола. | Узнают о плане «морфологического» расследования. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
5. | Решение учебной задачи. Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися | 6 | Слайд 3 | -Ребята, давайте сформулируем, что такое время? А поможет нам в этом схема на слайде. ( Время – это категория глагола, которая выражает отношение действия к моменту речи.) -Какие времена вы знаете? -На какие вопросы отвечают глаголы трех времен? На доске в виде таблицы: (Прошедшее время: Что делал? Что сделал? Что делали? Настоящее время: Что делает? Что делают? Будущее время: Что сделает? Что будет делать?) Глаголы какого наклонения могут иметь формы времени? (Изъявительного) - Ребята ответьте письменно на вопросы, записывая только глаголы: -Что вы делали вчера на уроке русского языка? (слушали, наблюдали, писали, сочиняли, думали) -Что сейчас делает ваш одноклассник? (Думает, пишет, вспоминает, учится) -Что вы будете делать на перемене? (отдохну, повторю, погуляю, пообщаюсь) -Зачитайте свои ответы. Определите время записанных глаголов. | Под руководством учителя формулируют правило. Отвечают на вопросы. Записывают таблицу в тетради. Работают письменно в тетради. Отвечают на вопросы, определяют время глаголов, доказывают свою правоту. | Познавательные: поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие. Регулятивные: систематизация полученных ранее знаний Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
6. | Физкультми-нутка. Цель этапа: смена вида деятельности, активизация внимания. | 2 | Слайд 4 | Учитель называет глаголы, учащиеся делают упражнения. Прошедшее время - присесть Настоящее время – руки на пояс Будущее время – ходьба на месте Крутился, несет, бежал, лает, заговорит, прыгал, прочитает, стоит, болел, пел | Тренируются в определении времени глагола, настраиваются на позитивный лад. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
7. | Закрепление знаний. Цель этапа: закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию | 9 | Слайд 5 (повтор слайда 1) Слайд 6 (текст) Слайд 7 (проверка) | 1.-Ребята, перед вами глаголы, которые у вас уже записаны в тетради. Определите их время и вид. Понаблюдайте, глаголы совершенного вида употреблены в каких формах времени? (прошедшее и простое будущее). А несовершенного? (прошедшее, настоящее и будущее сложное) блестели несов. вид, прош.время собирает несов.вид, наст.время замерло сов.вид, прош.время расстелю сов.вид, простое буд. время буду разжигать несов.вид, сложное будущее блистала несов. вид, прош.время протираешь несов.вид, наст.время запер сов.вид, прош.время забирают несов.вид, наст.время Стр. 226 (правило) Правы ли мы были? Проверьте. Учитель организует взаимопроверку работ учащихся. 2. Работа с деформированным текстом (на рабочем листе). Задание: вставить глаголы, определить время. Застучала за окошком звонкая капель, …. воздух,… и осел снег. … зимние дни. В лесу все … весной. Вот-вот….первые цветки-сережки деревья, … грачи, … по реке первые льдинки. Заблестят шальные весенние ручьи,….лес звонким журчанием. А пока еще лесной народ….на снегу свои автографы. (К.Г. Паустовский) Слова для справок: потемнел, умчались, поплывут, наполнят, дышит, выбросят, прилетят, оставляет, потеплел. | Выполняют задание, определяют время глаголов. Проверяют работу соседа по парте. Исправляют ошибки. Читают правило, сверяют свои выводы. Работа в парах. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: самокоррекция. |
8. | Контроль усвоения материала. | 5 | Слайд 8 | Учитель предлагает ребятам выполнить задание, заполнив таблицу глаголами Таблица Прошедшее Настоящее Будущее На вершине ели распевает дрозд. На деревьях набухнут и распустятся листочки. В лесу слышатся голоса птиц. Раздался звонок и зрители собрались в зале. | Заполняют таблицу, выполняют взаимопроверку. | Познавательные: структурирование знаний, поиск информации. Личностные: оценивание усваиваемого содержания Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. |
9. | Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель этапа: оценка уч-ся результатов своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности свое и всего класса. | 5 | | Анализирует работу учащихся на уроке. Дает рекомендации. Выставляет оценки. | Анализируют свою работу. | Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
| Слайд 9 | Предлагает закончить одно из предложений: Я понял, что … Я сомневаюсь при определении… Я обязательно научусь … | Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. | Личностные: самоопределение. Познавательные: контроль и оценка результатов деятельности. | ||
10 | Дифференцированное домашнее задание. | 2 | | 1.Параграф 81, упражнение 637. 2.Составить текст (5-7 предложений) на тему «Как я однажды …» с использованием глаголов прошедшего времени, «Как я делаю домашнее задание» с использованием глаголов настоящего времени или «Как я проведу каникулы» с использованием глаголов будущего времени. | Записывают домашнее задание в дневники. | Регулятивные: планирование. Личностные: самоопределение. |