12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья Галеева132
Россия, Ярославская обл., Переславль-Залесский

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Ф.И.О. учителя: Галеева Наталья Евгеньевна

Предмет: Русский язык

Класс: 5 класс

Тип урока: урок изучения нового материала.

Тема

Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели высказывания.

Цель

Повторение и закрепление знаний по теме «Предложение». Познакомить обучающихся с видами предложений по цели высказывания, сформировать умение различать предложения по цели высказывания.

Задачи

повторить строение и признаки предложения;

закрепить умение отличать предложение от других языковых единиц;

учить детей отличать предложения по цели высказывания;

учить детей правильно составлять предложения и словосочетания;

учить детей правильно давать толкование лексического значения слова;

коррекция и развитие мышления;

способствовать формированию познавательных УУД через самостоятельное выделение цели, построение логической цепи рассуждений, анализ речевых ситуаций, выполнение заданий на анализ, сравнение, приведение доказательств;

способствовать формированию регулятивных УУД через обучение постановке учебной задачи, осуществление самоконтроля;

развивать личностные УУД через оценивание усваиваемого материала;

способствовать формированию коммуникативных УУД через организацию группового взаимодействия, ведение диалога.

Планируемые результаты

Предметные:

знать особенности строения предложения;

уметь отличать предложение от других языковых единиц;

уметь отличать повествовательные, побудительные и вопросительные предложения;

уметь давать толкование лексического значения слов;

уметь находить и исправлять ошибки.

Личностные:

оценивание усваиваемого материала, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Метапредметные:

принимать учебную задачу;

работать по инструкции учителя;

адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;

контролировать выполнение работы, вносить коррективы;

применять для решения учебной задачи логические действия анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждения и вывода (под руководством учителя);

правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, грамотно отвечать на вопросы;

осуществлять совместную деятельность в группе.

Основные понятия

Предложение, словосочетание, слово.

Межпредметные связи

Литература, ИЗО (словесное рисование).

Ресурсы

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; научный редактор Н.М. Шанский]. М.: Просвещение, 2014.

Набор карточек с заданием.

Используемые технологии

Дифференцированный подход, деятельностный подход

Дидактическая структура урока (этапы урока)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты

(УУД)

Организационный

момент

Ставит задачу: проверить готовность обучающихся к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на урок.

Проверяют готовность рабочего места.

 

Регулятивные: контроль за состоянием рабочего места.

Актуализация опорных знаний

1. Организует повторение.

На доске запись:

Погода

Прекрасная погода

Сегодня стоит прекрасная погода.

Задаёт обучающимся вопрос: чем отличаются эти фразы? Как вы определили, что последняя фраза – это предложение? Запишите предложение и подчеркните подлежащее и сказуемое.

Чем отличаются предложение, словосочетание и слово? Какие знаки ставятся в конце предложения?

2. Организует самостоятельную работу обучающихся:

- Составьте и запишите со словами, которые я диктую, словосочетания, подчеркните орфограммы в словах (все слова изучались в этом году): осенний, вокзал, парашют, библиотека, беседовать.

Два человека работают на карточках (записать словосочетания, обозначить главные слова): осенний день, новый вокзал, заниматься в библиотеке, прыгать с парашютом, беседовать с другом.

- Запишите предложение, подчеркните грамматическую основу: Осенью отправляются на юг перелётные птицы. Докажите, что данная фраза является предложением.

Анализируют приведённые примеры, выявляют особенности предложения и его отличие от слова и словосочетания. Отвечают на вопросы учителя.

Находят грамматическую основу предложения.

Принимают учебную задачу. Обозначают орфограммы в словах, составляют словосочетания, определяют особенности строения предложения.

Повторение изученного материала по теме: определение отличия предложения от других языковых единиц, нахождение грамматической основы предложения.

Умение составить словосочетание, найти грамматическую основу предложения. Умение найти главное слово в словосочетании. Соблюдение орфографических норм.

Познавательные: логические (анализ, построение логической цепи рассуждений);

Коммуникативные: построение речевого высказывания, осуществление учебного сотрудничества со сверстниками.

Личностные: понимание сущности усвоенного.

 

Познавательные: логические (анализ, построение логической цепи рассуждений).

Постановка проблемы и определение учебной задачи

1. Подводит обучающихся к формулированию темы урока.

На доске записаны предложения:

Я сделал домашнее задание.

Ты сделал домашнее задание?

Проверьте домашнее задание!

- Задаёт вопросы классу: чем отличаются эти предложения? Почему в конце этих предложений стоят разные знаки? Назовите эти знаки.

2. Сообщает тему урока. Подводит к формулированию цели урока.

Ребята, тема нашего урока – «Виды предложений по цели высказывания».

Давайте сформулируем цель нашего урока: что мы сегодня должны узнать?

Принимают и сохраняют учебную задачу. Анализируют приведённые примеры. Формулируют цель урока (при необходимости – с подсказкой учителя).

Определение темы и цели урока.

Познавательные: самостоятельное формулирование цели урока.

Регулятивные: принятие учебной задачи.

Разрешение проблемной ситуации (работа по теме урока)

Рассказывает обучающимся о видах предложений по цели высказывания. Организует учебное исследование, побуждает к высказыванию, контролирует выполнение работы:

- Ребята, обратитесь к учебнику и прочитайте определения этих видов предложений.

Организует наблюдение: ребята, давайте понаблюдаем за особенностями интонации этих предложений.

Самостоятельно работают с материалом учебника. Отвечают на вопросы. Сравнивают виды предложений по цели высказывания, наблюдают за особенностями интонации предложений. Высказывают своё мнение.

 

Знание особенностей различных видов предложений.

Адекватное восприятие информации на слух.

Умение придумать предложение с учётом замысла и ситуации общения.

Соблюдение основных орфографических, грамматических норм. Стилистически корректное использование лексики.

Познавательные: общеучебные (поиск и выделение информации); логические (анализ, сравнение).

Коммуникативные: построение речевого высказывания, владение речью в соответствии с нормами родного языка.

Закрепление полученных знаний

1. Проводит мини-диктант.

- Запишите предложения, определите вид предложения по цели высказывания:

Наступила осень. Жёлтые листья усыпали дорожки. Давайте погуляем по золотистому ковру!

- Объясните написание слов. Исправьте ошибки. Сделайте вывод: как вы определили вид предложения?

- Расскажите, какую картину можно устно нарисовать к этому тексту?

Контролирует выполнение работы.

2. Организует самостоятельную работу в группе (обучающимся выдаются карточки):

Составьте и запишите повествовательные предложения на тему «Осень».

Составьте вопросительные предложения на тему «Школа».

Составьте побудительные предложения на тему «Домашнее задание».

Определяют вид предложений по цели высказывания.

Осуществляют самопроверку.

Составляют устный текст (словесное рисование).

Выполняют задания. Осуществляют самопроверку.

Осуществляют учебное сотрудничество. Обосновывают свой выбор. Высказывают предположения в группе.

Знание особенностей предложений по цели высказывания. Способность правильно излагать свои мысли в письменной форме. Адекватное восприятие информации на слух. Стилистически корректное использование лексики.

Адекватное понимание информации письменного и устного сообщения. Соблюдение основных лексических, грамматических норм.

Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм этикета.

Познавательные: общеучебные (поиск и выделение информации); логические (анализ). Регулятивные: осуществление самоконтроля.

Познавательные: общеучебные (самостоятельный выбор нужной информации), логические (доказательство).

 

Коммуникативные: осуществление учебного сотрудничества со сверстниками. Владение речью в соответствии с нормами языка.

Рефлексия

Предлагает обобщить знания, закреплённые на уроке:

- Что мы повторяли сегодня?

- Что мы узнали сегодня нового?

- Какие предложения являются повествовательными, вопросительными, побудительными?

Подводит обучающихся к формулированию вывода.

Систематизируют знания, полученные на уроке. Называют основные позиции изученного материала.

Способность свободно, правильно излагать свои мысли.

Коммуникативные: построение речевого высказывания. Осуществление учебного сотрудничества с учителем.

Итог урока

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке с помощью теста. Поставьте себе оценку – 5, 4, 3. (Обучающимся выдаются вопросы на карточках).

- Как вы поняли тему урока?

- Понравились ли вам задания на уроке?

- Как вы работали на уроке?

Высказывают своё мнение. Оценивают свою работу на уроке.

Адекватно выражают своё отношение к полученной информации.

Личностные: оценивание усваиваемого материала. Самооценка.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Топоркова Светлана Евгеньевна, 25.11.17 в 20:38 1Ответить Пожаловаться
Наталья, здравствуйте. Уточните, пожалуйста, для какого коррекционного класса составлена технологическая карта. Вы используете учебник Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; научный редактор Н.М. Шанский]. М.: Просвещение, 2014.
Дементьева Ирина Михайловна, 25.11.17 в 21:14 0Ответить Пожаловаться
Проверяя Вашу работу, возник тот же вопрос как у Светланы Евгеньевны. Хочется объективно оценивать, но когда отсутствует информация, это трудно! СПАСИБО!
Наталья Галеева, 03.12.17 в 14:44 1Ответить Пожаловаться
Здравствуйте, Светлана Евгеньевна и Ирина Михайловна! Моя технологическая карта составлена для обучающихся 5 класса с задержкой психического развития. С уважением, Галеева Н.Е.

Отредактировано 03-12-2017 15:09

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.