Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Ф.И.О. учителя: Галеева Наталья Евгеньевна
Предмет: Русский язык
Класс: 5 класс
Тип урока: урок изучения нового материала.
Тема |
Предложение как единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели высказывания. |
Цель |
Повторение и закрепление знаний по теме «Предложение». Познакомить обучающихся с видами предложений по цели высказывания, сформировать умение различать предложения по цели высказывания. |
Задачи |
повторить строение и признаки предложения; закрепить умение отличать предложение от других языковых единиц; учить детей отличать предложения по цели высказывания; учить детей правильно составлять предложения и словосочетания; учить детей правильно давать толкование лексического значения слова; коррекция и развитие мышления; способствовать формированию познавательных УУД через самостоятельное выделение цели, построение логической цепи рассуждений, анализ речевых ситуаций, выполнение заданий на анализ, сравнение, приведение доказательств; способствовать формированию регулятивных УУД через обучение постановке учебной задачи, осуществление самоконтроля; развивать личностные УУД через оценивание усваиваемого материала; способствовать формированию коммуникативных УУД через организацию группового взаимодействия, ведение диалога. |
Планируемые результаты |
Предметные: знать особенности строения предложения; уметь отличать предложение от других языковых единиц; уметь отличать повествовательные, побудительные и вопросительные предложения; уметь давать толкование лексического значения слов; уметь находить и исправлять ошибки. Личностные: оценивание усваиваемого материала, обеспечивающее личностный моральный выбор. Метапредметные: принимать учебную задачу; работать по инструкции учителя; адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения; контролировать выполнение работы, вносить коррективы; применять для решения учебной задачи логические действия анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждения и вывода (под руководством учителя); правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, грамотно отвечать на вопросы; осуществлять совместную деятельность в группе. |
Основные понятия |
Предложение, словосочетание, слово. |
Межпредметные связи |
Литература, ИЗО (словесное рисование). |
Ресурсы |
Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; научный редактор Н.М. Шанский]. М.: Просвещение, 2014. Набор карточек с заданием. |
Используемые технологии |
Дифференцированный подход, деятельностный подход |
Дидактическая структура урока (этапы урока) |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты (предметные) |
Планируемые результаты (УУД) |
|||
Организационный момент |
Ставит задачу: проверить готовность обучающихся к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на урок. |
Проверяют готовность рабочего места. |
Регулятивные: контроль за состоянием рабочего места. |
||||
Актуализация опорных знаний |
1. Организует повторение. На доске запись: Погода Прекрасная погода Сегодня стоит прекрасная погода. Задаёт обучающимся вопрос: чем отличаются эти фразы? Как вы определили, что последняя фраза – это предложение? Запишите предложение и подчеркните подлежащее и сказуемое. Чем отличаются предложение, словосочетание и слово? Какие знаки ставятся в конце предложения? 2. Организует самостоятельную работу обучающихся: - Составьте и запишите со словами, которые я диктую, словосочетания, подчеркните орфограммы в словах (все слова изучались в этом году): осенний, вокзал, парашют, библиотека, беседовать. Два человека работают на карточках (записать словосочетания, обозначить главные слова): осенний день, новый вокзал, заниматься в библиотеке, прыгать с парашютом, беседовать с другом. - Запишите предложение, подчеркните грамматическую основу: Осенью отправляются на юг перелётные птицы. Докажите, что данная фраза является предложением. |
Анализируют приведённые примеры, выявляют особенности предложения и его отличие от слова и словосочетания. Отвечают на вопросы учителя. Находят грамматическую основу предложения. Принимают учебную задачу. Обозначают орфограммы в словах, составляют словосочетания, определяют особенности строения предложения. |
Повторение изученного материала по теме: определение отличия предложения от других языковых единиц, нахождение грамматической основы предложения. Умение составить словосочетание, найти грамматическую основу предложения. Умение найти главное слово в словосочетании. Соблюдение орфографических норм. |
Познавательные: логические (анализ, построение логической цепи рассуждений); Коммуникативные: построение речевого высказывания, осуществление учебного сотрудничества со сверстниками. Личностные: понимание сущности усвоенного.
Познавательные: логические (анализ, построение логической цепи рассуждений). |
|||
Постановка проблемы и определение учебной задачи |
1. Подводит обучающихся к формулированию темы урока. На доске записаны предложения: Я сделал домашнее задание. Ты сделал домашнее задание? Проверьте домашнее задание! - Задаёт вопросы классу: чем отличаются эти предложения? Почему в конце этих предложений стоят разные знаки? Назовите эти знаки. 2. Сообщает тему урока. Подводит к формулированию цели урока. Ребята, тема нашего урока – «Виды предложений по цели высказывания». Давайте сформулируем цель нашего урока: что мы сегодня должны узнать? |
Принимают и сохраняют учебную задачу. Анализируют приведённые примеры. Формулируют цель урока (при необходимости – с подсказкой учителя). |
Определение темы и цели урока. |
Познавательные: самостоятельное формулирование цели урока. Регулятивные: принятие учебной задачи. |
|||
Разрешение проблемной ситуации (работа по теме урока) |
Рассказывает обучающимся о видах предложений по цели высказывания. Организует учебное исследование, побуждает к высказыванию, контролирует выполнение работы: - Ребята, обратитесь к учебнику и прочитайте определения этих видов предложений. Организует наблюдение: ребята, давайте понаблюдаем за особенностями интонации этих предложений. |
Самостоятельно работают с материалом учебника. Отвечают на вопросы. Сравнивают виды предложений по цели высказывания, наблюдают за особенностями интонации предложений. Высказывают своё мнение.
|
Знание особенностей различных видов предложений. Адекватное восприятие информации на слух. Умение придумать предложение с учётом замысла и ситуации общения. Соблюдение основных орфографических, грамматических норм. Стилистически корректное использование лексики. |
Познавательные: общеучебные (поиск и выделение информации); логические (анализ, сравнение). Коммуникативные: построение речевого высказывания, владение речью в соответствии с нормами родного языка. |
|||
Закрепление полученных знаний |
1. Проводит мини-диктант. - Запишите предложения, определите вид предложения по цели высказывания: Наступила осень. Жёлтые листья усыпали дорожки. Давайте погуляем по золотистому ковру! - Объясните написание слов. Исправьте ошибки. Сделайте вывод: как вы определили вид предложения? - Расскажите, какую картину можно устно нарисовать к этому тексту? Контролирует выполнение работы. 2. Организует самостоятельную работу в группе (обучающимся выдаются карточки):
|
Определяют вид предложений по цели высказывания. Осуществляют самопроверку. Составляют устный текст (словесное рисование). Выполняют задания. Осуществляют самопроверку. Осуществляют учебное сотрудничество. Обосновывают свой выбор. Высказывают предположения в группе. |
Знание особенностей предложений по цели высказывания. Способность правильно излагать свои мысли в письменной форме. Адекватное восприятие информации на слух. Стилистически корректное использование лексики. Адекватное понимание информации письменного и устного сообщения. Соблюдение основных лексических, грамматических норм. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм этикета. |
Познавательные: общеучебные (поиск и выделение информации); логические (анализ). Регулятивные: осуществление самоконтроля. Познавательные: общеучебные (самостоятельный выбор нужной информации), логические (доказательство). Коммуникативные: осуществление учебного сотрудничества со сверстниками. Владение речью в соответствии с нормами языка. |
|||
Рефлексия |
Предлагает обобщить знания, закреплённые на уроке: - Что мы повторяли сегодня? - Что мы узнали сегодня нового? - Какие предложения являются повествовательными, вопросительными, побудительными? Подводит обучающихся к формулированию вывода. |
Систематизируют знания, полученные на уроке. Называют основные позиции изученного материала. |
Способность свободно, правильно излагать свои мысли. |
Коммуникативные: построение речевого высказывания. Осуществление учебного сотрудничества с учителем. |
|||
Итог урока |
Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке с помощью теста. Поставьте себе оценку – 5, 4, 3. (Обучающимся выдаются вопросы на карточках). - Как вы поняли тему урока? - Понравились ли вам задания на уроке? - Как вы работали на уроке? |
Высказывают своё мнение. Оценивают свою работу на уроке. |
Адекватно выражают своё отношение к полученной информации. |
Личностные: оценивание усваиваемого материала. Самооценка. |
Топоркова Светлана Евгеньевна
Дементьева Ирина Михайловна
Наталья Галеева
Дементьева Ирина Михайловна