Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Порядковые числительные»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №35»
г.о. Саранск
Технологическая карта урока
русского языка в 6 классе по теме
«Порядковые числительные»
Разработала и провела
учитель русского языка и литературы
Пронина Евгения Сергеевна
Саранск
2021
Урок русского языка в 6 классе по теме «Порядковые числительные»
Цель деятельности учителя | Углубить знания учащихся о порядковых числительных |
Тип урока | Урок-космическое путешествие |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знать морфологические признаки порядковых числительных; уметь определять разряд числительных; исправлять ошибки в употреблении порядковых числительных; уметь грамотно записывать числа словами; отличать числительные от других частей речи. Метапредметные: применение приобретенных на уроке знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение знаний, умений и навыков на межпредметном уровне; включение регионального компонента. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать в команде, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия, оценивать их. |
Методы и формы обучения | Эвристический метод, частично-поисковый метод; индивидуальная, фронтальная работа, групповая работа. |
Образовательные ресурсы | www.uroki.net ; www.zavuch.info, http://festival.1september.ru/ |
Оборудование | Раздаточный материал (карточки), портреты космонавтов, иллюстрации на тему «Космос». |
Наглядно-демонстрационный материал | Карточки (раздаточный материал), конверт с заданием, иллюстрации, портреты |
Основные понятия | Морфологические признаки порядковых числительных, имя числительное. |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | УУД |
Мотивация, самоопределение к учебной деятельности | Эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к усвоению нового материала | Вступительное слово: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я вижу, что многие из вас сегодня в хорошем настроении, и я этому очень рада. А тем, чье утро не задалось, я желаю, чтобы в течении нашего занятия от хмурого настроения не осталось и следа. Сегодня нас с вами ждет необычный урок. Мы отправимся в космическое путешествие. А начать работу, я предлагаю с эпиграфа. Американский поэт и философ Ральф Эмерсон писал: «Совместный труд способствует открытиям и свершениям, которые редко можно достичь в одиночку. Как вы считаете, почему я выбрала именно это высказывание для сегодняшнего урока? (Потому что на уроке мы будем работать в команде, потому что в команде работать легче, чем одному, каждый может высказать свою мысль, а потом можно подвести итог). А где может пригодиться в жизни командная работа? (В школе, в университете, на работе, в армии). Совершенно верно, ребята, вы большие молодцы, но я хочу напомнить вам, что работа в команде предполагает взаимовыручку и уважительное отношение друг к другу. И для того, чтобы появился результат проделанной работы, нужно уметь не только говорить, но и слушать. Я надеюсь, что сегодня у нас все получится! | Слушают учителя, вступают в беседу, проверяют наличие раздаточного материала | Фронтальная | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют действия. Коммуникативные: поддерживают диалог с учителем. |
Определение темы урока, постановка целей и задач | Слово учителя | Посмотрите, на доску, наш путь будет состоять из нескольких этапов. Катя, зачитай, пожалуйста, их названия: - Подготовка к старту; - Взлет космических кораблей; - Работа в открытом космосе; - Возвращение на Землю; - Адаптация космонавтов. Сегодня вы полетите в космос двумя экипажами на разных космических кораблях. А я буду держать с вами видеосвязь и наблюдать за ходом полета. Для того, чтобы начать взлет, нам нужно убедиться, все ли члены экипажа на борту. Я попрошу каждую группу рассчитаться по порядку по часовой стрелке, начиная с ….(например, Радмира) (Первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой…; Первый, второй….девятый….). Хорошо, мы убедились, что все в сборе. Ребята, с какой частью речи мы начали работать несколько уроков назад? (С именем числительным). Для того, чтобы проверить состав команд, я попросила вас рассчитаться по порядку, как вы думаете, какой же будет тема нашего урока? (Порядковые числительные). Молодцы! Открываем рабочие тетради и записываем число, сегодня 10 февраля, классная работа, тема урока – порядковые числительные.) Для того, чтобы не растеряться в космосе, и полет получился плодотворным, нам нужно поставить перед собой цель. Кто попробует сформулировать цель урока? (Познакомиться с порядковыми числительными). Верно, а какие задачи мы поставим перед собой? (Узнать, как склоняются порядковые числительные, узнать их морфологические признаки, повторить все то, что мы уже знаем о числительных). Молодцы, цели и задачи определены, и это значит, что мы готовы к старту. | Формулируют тему урока, цель, задачи (вместе с учителем) | Индивидуальная, групповая | Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют знания; Регулятивные: планируют будущие действия; Коммуникативные: строят небольшие высказывания. |
Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление связи | -Ребята, давайте убедимся, что вы взяли с собой все знания, которые понадобятся в полете и ответим на некоторые вопросы: - Что такое имя числительное? - Каким членом предложения могут быть числительные? любым - Количественные числительные отвечают на вопрос…? Сколько? - О порядковых числительных мы пока знаем только то, что они отвечают на вопрос …. Какой? - Имена числительные, которые состоят из одного слова называются…Простыми - А те которые состоят из нескольких слов - …. Составными. - Сейчас я раздам вам конверты с мозаикой, вы должны будете сложить правила, но будьте внимательны, в конвертах есть лишние элементы, которые нужно исключить. (На конце числительных от пяти до двадцати и в числительном тридцать пишется буква Ь для обозначения мягкости конечного согласного) (В именительном и винительном падежах числительных, обозначающих целые десятки от пятидесяти до восьмидесяти и от пятисот до девятисот Ь знак пишется после первого корня) - Давайте посмотрим, что у вас получилось (ученики зачитывают правила). А теперь к доске выходят по два человека от каждого экипажа. Вам нужно выбрать звездочку, посмотреть, какое число записано на ней, озвучить его вслух и написать его словами на доске. (826, 973, 581, 59) -Молодцы, ребята, садитесь, продолжим. У вас на столах находятся флажки двух цветов: жёлтые и красные. Возьмите их, пожалуйста, в руки, они нам сейчас понадобятся. Я буду зачитывать словосочетания, ваша задача – определить есть ли в словосочетаниях числительные. Если вы считаете, что я озвучила числительное, поднимаете желтый флажок, а красный флажок будет служить сигналом того, что слово относится к другой части речи. Получил двойку, два карандаша, тройка лошадей, три друга, удвоить результат, второй номер, двухэтажный дом, сто лет. Молодцы, вы справились с заданием и успешно взлетели. И приступаете к работе в открытом космосе. | Работают с раздаточным материалом, отвечают на вопросы, размышляют. | Фронтальная | Познавательные: совершают аналитические операции для решения учебных задач. Коммуникативные: слушают, задают вопросы |
Практическая деятельность по теме | Склонение словосочетаний новый учебник и двадцать пятый учебник | Сейчас вам нужно просклонять два словосочетания: Новый учебник, двадцать пятый учебник. (У доски от каждой команды) И.п. новый учебник двадцать пятый учебник 10 мин. Р.п. нового учебника двадцать пятого учебника Д.П. новому учебнику двадцать пятому учебнику В.п новый учебник двадцать пятый учебник Т.п. новым учебником двадцать пятым учебником П.п. о новом учебнике 0 двадцать пятом учебнике - Словами каких частей речи являются слова Новый и двадцать Пятый? (Прилагательное и числительное), обе части речи отвечают на вопрос (какой?) - Давайте внимательно посмотрим на склонения этих слов и попробуем найти что-то общее? Посовещайтесь с членами экипажа и озвучьте решения. (во всех падежах у них одинаковые окончания). Если окончания порядкового числительного совпадают с окончаниями прилагательного, можем ли мы предположить, как изменяются порядковые числительные? (Можем, они изменяются по числам, падежам и родам – только в ед.ч.). - Ребята, а какую особенность мы видим в склонении порядкового числительного двадцать пятый? (Изменяется лишь второе слово). - Молодцы ребята, а теперь давайте посмотрим, на сколько вы оказали правы и прочитаем материал о порядковых числительных на 49 странице учебника. Олеся, почитай нам. Итак, мы успешно путешествуем в космосе. | Решают задачу, устанавливают соответствия, делают вывод о морфологических признаках. | Индивидуальная, групповая | Познавательная: вспоминают склонение прилагательных, определение падежных окончаний; Коммуникативная: исправляют ошибки друг у друга; Личностные: желают усовершенствовать знания |
Исследовательская и практическая деятельность, региональный компонент | Слово учителя | Ребята, сейчас вам предстоит поработать с текстами. У вас на столах есть карточки, возьмите их. Ваша задача, прочитать текст, выписать из него словосочетания с порядковыми числительными и отгадать, о ком идет речь. В ходе этой работы вы можете совещаться друг с другом. В текстах есть слова, над которыми стоит цифра 1, которая указывает на … …..фонетический разбор. Выполнять разбор у доски от первого экипажа пойдет…от второго….
Родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Смоленской области. В сентябре 1941 года пошёл в школу, но в октябре деревню заняли немцы, и продолжить учебу он смог только в апреле 1943 года, когда деревню освободила Красная Армия. В 1945 году семья переехала в Гжатск1. В 1949 году окончил 6 класс Гжатской средней школы, и поступил в Люберецкое ремесленное училище. Одновременно поступил в вечернюю школу рабочей молодёжи. 3 марта 1960 года зачислен в группу кандидатов в космонавты. 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабль «Восток» во главе с пилотом. Начиная с 12 апреля 1962 года день полёта в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики. Родился 30 июля 1962 года в поселке Явас Зубово-Полянского района в Мордовии. Учился заочно в Харьковском Высшем военном авиационном училище и выпустился в 1983 году. После этого служил 4 года в частях ВВС Одесского военного округа. С декабря 1987 по июнь1 1989 вместе с другими кандидатами в космонавты-испытатели 8 набора отряда космонавтов прошел курс общекосмической подготовки. 14 марта 1995 с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Союз ТМ-21», пилотируемый международным российско-американским экипажем. Командиром экипажа был назначен этот человек. А помогал ему астронавт Норман Тагард. (Проверка), Все верно. Молодцы, ребята, вы поставили порядковые числительные в правильную форму. А теперь скажите, поняли ли вы, о каких известных людях шла речь в текстах? (Юрий Алексеевич Гагарин и Дежуров Владимир Николаевич). Теперь давайте посмотрим на доску, не допущены ли ошибки в разборах. | Читают тексты о космонавтах, ставят порядковые числительные в нужную форму, выполняют фонетический разбор. | Индивидуальная, групповая. | Познавательная: узнают о космонавте из Мордовии, вспоминают имя Ю.Гагарина. |
Рефлексия | Флажки | А сейчас, мне нужно проверить состояние экипажей. Если вы чувствуете себя хорошо и нет вопросов по новой теме, поднимите желтый флажок, если у вас участилось сердцебиение, и вы чувствуете острый недостаток знаний, что-то непонятно, поднимите красный флажок, и дайте мне знать, что вам нужна помощь. Хорошо, ваши сигналы говорят от том, что вы можете продолжить полет. | | Сигнальными флажками дают знать учителю, понятна ли проделанная работа. | Личностные: понимают, достаточно ли усвоили материал. |
Физкульминутка | Слушают учителя, выполняют задание | - Ребята, я вижу, что сейчас вы стали свидетелями уникального события – звездного дождя, быстрого падения метеоров. А давайте ненадолго вспомним, как звучит привычный нам дождь и проведем физкультминутку. Сначала мы стучим по ладошке одним пальцем, потом двумя, тремя, четырьмя…Стучат первые капли, дождь усиливается и постепенно перерастает в ливень. Постепенно дождь становится тише, еще, тише, его почти не слышно, и вот упали последние капельки. А теперь потрясем кистями рук и продолжим наш полет. | Выполняют упражнения, совмещая их с мыслительным процессом | Фронтальная | Восстанавливают силы, отдыхают, расслабляются. |
Закрепление изученного материала | Упр.404 (учебник) | - А сейчас мы продолжаем полет и выполним упражнение Упр. 404 по группам. Давайте прочитаем, что нам нужно сделать. Первая группа выполняет два первых словосочетания, вторая группа – два вторых. К доске выходят два человека. О плавательном бассейне, плавательным бассейном; тридцатую секунду, тридцатой секундой; о двадцать пятом километре, двадцать пятым километром; фарфоровую плитку, о фарфоровой плитке. | Выполняют упражнение по экипажам, отвечающие у доски аргументируют ответы. | Индивидуальная работа | Регулятивные: контролируют выполнение действий, исправляют ошибки, осознают правило контроля. Личностные: желают выполнить работу безошибочно. Коммуникативные: задают уточняющие вопросы. |
Лингвистическая задача | Задача | - А теперь ребята, попробуйте исправить ошибки в приведенных словосочетаниях: Перед первым сентябрем, к двенадцатому апрелю, перед двадцать третьим февралем, к восьмому марту. Итак, вы хорошо справились, давайте обратимся к теоретическому сведению на стр. 50. -Ребята, срочно выхожу с вами на связь. По курсу прямо на ваши корабли с огромной скоростью движется гигантский метеорит, чтобы избежать глобальной катастрофы нужно взять курс влево и устно выполнить упражнение 407 по экипажам: 1 пункт – первый экипаж, 2 пункт – второй экипаж. Начали! Задание выполняйте коллективно! | Исправляют ошибки, читают правило, выполняют упражнение. | Фронтальная | Личностные: высказывают личные предположения, дополняют/ исправляют других. Коммуникативная: задают уточняющие вопросы. |
Подведение итогов (рефлексия) Выставление оценок | Работа с листами самооценки Комментирование | Ребята, я поздравляю вас, вы успешно приземлились и избежали катастрофы. Теперь вам нужно адаптироваться, и разложить все полученные знания по местам. Для этого возьмите листы самооценки, подпишите их и подчеркните подходящее в предложениях. Сегодня на уроке мне было легко/тяжело работать. Я понял/не совсем/совсем не понял тему. Я узнал, что порядковые числительные изменяются по лицам/ падежам/ родам (в ед.ч.)/ числам/ временам. При склонении составных порядковых числительных изменяются все слова/только последнее слово. В предложении: Я очень волновался перед первым (сентябрь) нужно употребить форму сентябрем/сентября. Мне понравился/не понравился/обычный урок. …Спасибо за активную работу на уроке. | Оценивают свою работу на уроке, делятся впечатлениями. | Индивидуальная | Личностные: оценивают работу на уроке, анализируют деятельность, вспоминают все этапы урока, связывают элементы в единое целое. |
Домашнее задание | | Параграф 70, упражнение 405. | | | |
Лингвистическая задача взята из конспекта урока, размещенного на сайте http://festival.1september.ru/articles/569109/ , учителем русского языка и литературы, Петрайтис Елена Анатольевны.