Технологическая карта урока русского языка «НЕ с причастиями» (7 класс)
Пояснительная записка к презентации
Предмет: русский язык
Класс: 7
Тип урока: усвоение новых знаний
Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
Цель урока: УУД
Личностные: развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению родного языка, формирование у детей доброты, уверенности в себе.
Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию, организация действий самоконтроля.
Познавательные: формировать умение объяснять языковые явления, выявляемые в ходе исследования значения слова, формирование умений писать не с причастиями.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли в оценочном суждении, формирование навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.
Планируемые результаты:
Личностные: ориентация в системе языковых категорий; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению родного языка.
Метапредметные: развитие навыков само- и взаимоконтроля, способностей к формулированию собственного мнения, умение работать в группе; умение выделять причастие в тексте. Формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанный материал, формирование умения выражать свои мысли.
Предметные: отработка навыков самостоятельной работы с текстом; владение навыком правильного правописания не с причастиями.
№п/п |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Цель |
УУД, формирующиеся на данном этапе |
Время |
1. |
Организационный. |
Приветствие. Определение настроения с помощью смайликов. - Давайте откроем тетради и напишем сегодняшнее число и классная работа. |
Отвечают учителю. Настраиваются на работу.
|
Создать положительную эмоциональную атмосферу; условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: смыслообразование (Я должен посмотреть...) 3)Коммуникативные:- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
1 мин. |
2. |
Актуализация субъективных знаний обучающихся. Подготовка к изучению нового материала. |
Послушайте стихотворение: Чтение учителем стихотворения. (Слайд №1) - У каких частей речи в стихотворении исчезла частица НЕ? |
Ответы учителю на вопрос. Информационный проект о частице НЕ. |
Создать условия для внутренней мотивации. |
1)Познавательные:- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). 4)Коммуникативные:-умение аргументировать своё мнение, вступать в диалог со сверстниками. |
5 мин. |
4. |
Подготовка к восприятию нового материала. Создание проблемной ситуации. |
На вашем столе лежат зеленые карточки с заданием. Посмотрите внимательно. Познакомьтесь с содержанием карточки.. Какие трудности возникли у вас при просмотре карточки? Найдите выделенное слово в орфографическом словаре, запищите его в тетрадь. |
Учащиеся знакомятся с карточками. Выявляют проблему. Работают со словарем. |
Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации Мотивирующий приём: подводящий к теме диалог. |
1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: смыслообразование (Я должен посмотреть...) 3)Коммуникативные:- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками |
2 мин. |
5. |
Формулирование темы урока. |
-В словах какой части речи нужно раскрыть скобки? Обладаем ли мы достаточными знаниями, что бы сделать это безошибочно? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - -Сформулируйте цель урока, опираясь на тему. (Слайд 2) Используйте опорные фразы на доске: 1. Познакомиться с … , 2. учиться … . - Как вы думаете, как пишется НЕ с причастиями? Когда слитно? Раздельно? - Кто же прав? Посмотрим, отчего же зависит слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. |
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Познакомиться с правилом написания НЕ с причастиями; учиться правильно писать причастия с НЕ. |
Самостоятельное определение темы урока, цели урока. |
1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: смыслообразование (Я должен посмотреть...) 3)Коммуникативные:- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
1 мин |
6. |
Открытие новых знаний. |
- Обратимся к таблице. (Слайд №3) - Проанализировав примеры слева, сделайте вывод о слитном написании НЕ с причастиями. - Проанализировав примеры справа, сделайте вывод о раздельном написании НЕ с причастиями. Работа с учебником. . |
Самостоятельное анализирование материала. |
Создание учебной мотивации; пробуждение познавательного интереса; развитие способности к самостоятельной оценке своей работы; Формирование навыков исследовательской деятельности. |
1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, -прогнозирование. 2)Познавательные:- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. 4)Коммуникативные:умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. |
3 мин |
7. |
Контроль первичного усвоения материала |
А)Вернёмся к зеленым карточкам. - Сможем ли мы теперь раскрыть скобки и объяснить написание НЕ с причастиями? Игра «Поработаем волшебниками!» Б) Собери в корзину под деревом только те яблоки, которые можно в неё положить. (Слайд №4). (работа с классом) (1 мин) В) Составление кластера. (Слайд №5) Кластер мы с вами положим в наш сундучок |
Работают в паре. Анализируют и выделяют главное. Индивидуальная работа. Создание кластера. |
Развитие умения выделять главное, анализировать и синтезировать знания. |
1)Личностные: --умение различать нравственно-этические понятия; оценивать поступки. 2)Регулятивные: --волевая саморегуляция, самоконтроль. 3)Познавательные:-умение выполнять логические операции: анализ, синтез, обобщение. 4)коммуникативные:-умение участвовать в парном обсуждении, выстраивать диалог с товарищами, с учителем. |
6 мин. |
8 |
Физкультми- нутка. |
Вместе с детьми выполняет динамичные движения. |
Выполняют динамичные движения. |
Личностные: -готовность поддерживать в форме состояние своего здоровья Регулятивные: --волевая саморегуляция. |
1 мин. |
|
9. |
Перенос в новые условия. |
Цифровой диктант - Я вам читаю словосочетания, вы ставите только цифры: 1 –раздельно, 2 – слитно. Напиток не допит, недостижимая цель, не рассказанная на ночь сказка, трава не скошена, незаконченный роман, не выполненная учеником работа. (Слайд №6) Код: 1, 2, 1, 1, 2, 1. (Слайд №7) |
Взаимопроверка. |
Систематизация и отработка навыка правописания. |
1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, -прогнозирование. 2)Познавательные:- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. 4)Коммуникативные:умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. |
2 мин |
10 |
Творческое задание. Тестовое задание. |
Работа с репродукцией картины известного художника Аркадия Александровича Пластова «Первый снег». (Слайд №8) Готовый текст (Слайд №9) . |
Работа в группе. Работа со словарём. Индивидуальная работа. |
Систематизация и отработка навыка правописания. Развитие речи. Отработка умения применить новые знания на практике. |
1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, -прогнозирование. 2)Познавательные:- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. 4)Коммуникативные:умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. |
15 мин |
11. |
Подведение итогов урока |
- Скажите, с каким правилом мы познакомились сегодня на уроке? - Когда НЕ с причастиями пишется слитно? Раздельно? |
Обучающие озвучивают новые понятия, с которыми познакомились на уроке, оценивают свою работу. |
Развитие умения выделять главное |
Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
1 мин. |
12. |
Рефлексия |
Наш урок подходит к завершению. Вы сегодня были активны, внимательны, потрудились на славу. Какой смайлик настроения вам хочется поднять сейчас. Давайте поднимем |
Поднимают смайлики настроения. |
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. |
1) Коммуникативные: - оценивание качества своей и общей учебной деятельности |
1 мин. |
13. |
Домашнее задание. На выбор. |
- Дома каждый из вас может закрепить полученные сегодня знания, выбрав то задание, которое считает наиболее приемлемым для себя. - Давайте вспомним, с чего мы начинали урок? (Фрагмент стихотворения) 1. Творческие натуры могут сочинить свою историю о НЕ с разными частями речи. 2. Из текстов художественных произведений выпишите 6-7 предложений, иллюстрирующих правописание не с причастиями.(Слайд №10) |
Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности |
1 мин |
||
14
|
Выставление оценок учащимся за работу |
Слайд 11. |
Коммуникативные: - оценивание качества своей и общей учебной деятельности |
1 мин. |