Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме «Слитное и раздельное написание производных предлогов»

4
0
Материал опубликован 14 November 2021 в группе

Урок русского языка в 7 классе.

Технологическая карта изучения темы.

Учитель

Белоусова Е.А.

Класс

7

Тема урока

Слитное и раздельное написание производных предлогов

Тип урока

комбинированный

Цели

формировать навыки правильного написания и употребления производных предлогов

Планируемые ОР

ПУД-2; Л-4; КУД-1

Программные требования

Выполнять творческое списывание. Производить редактирование текстов с грамматическими ошибками, полный синтаксический разбор предложений.

План изучения нового материала

- отличать производные предлоги от омонимичных сочетаний существительных с предлогом;

- правильно писать производные предлоги;

- составлять предложения с предлогами;

- правильно употреблять в речи производные предлоги

Основные понятия

производные предлоги

Образовательные ресурсы

учебник, тетрадь, распечатанные задания.

Организация пространства

Учебный класс, рабочее место.

Фронтальная работа

Работа с доской, групповые задания

Индивидуальная работа

Работа в тетради, выполнение заданий.



Ход урока. (5/6 кл)

Деятельность учащихся.

Деятельность учителя.

Содержание.

ПОР урока

1.Организационный момент.

Включение в учебную деятельность.

Приветствие. Вступительное слово. Создает эмоциональный настрой на урок. Мотивация к деятельности.

ЛР-4

2.Повторение темы.

Отвечают на вопросы учителя.

Проверяет усвоение пройденной темы, домашнее задание.

Что называется предлогом? 

Для чего служит предлог? Какие отношения выражает?

На какие две группы по происхождению делятся предлоги? (Производные и непроизводные.)

Почему непроизводные предлоги так называются?

Приведите примеры  (Без, в, к, за, из).

Какие предлоги называются производными?

Приведите примеры (Благодаря, в течение, вопреки).

Какие непроизводные предлоги пишутся через дефис? (Из-за, из-под, по-над, по-за

Практико-ориентированный подход: развитие коммуникативных способностей.

РУД-4

3.Формулировка темы.

Записывают дату (тему) урока. Включаются в работу.

Называет тему урока. Использует практико-ориентированные технологии: системность, модульность, оптимальность, самостоятельность.

ПУД-1, ПУД-2, ПУД-3, ЛР-1, ЛР-3

4.Знакомство с новым материалом.

Слушают учителя, запоминают новую информацию. Выполняют задания.

Участвуют в исследовательской работе (практико-ориентированный подход)

Знакомит с новым материалом. Посмотрите на доску и прочитайте словосочетания:
Был в течение дня – находиться в течении реки
Находилась в продолжение лета – написано в продолжении книги
Сказал в заключение выступления – декабристы находятся в заключении 
Приобрёл вследствие болезни – обнаружились в следствии об аварии

Что Вы наблюдаете? (Одинаково слышащиеся слова пишутся по-разному) Задаёт вопросы, комментирует ответы.

Запишите предложения в тетради и на доске:
а) В течении этой горной реки встречается много непроходимых порогов.
в) В течение часа необходимо решить контрольную работу.

г) В продолжение трех лет он писал книгу.

д) В продолжении книги появляются новые герои.
Посмотрите, от каких членов предложения зависят эти первые слова, выделите словосочетания, определите падеж, где это возможно:
Встречается (где? В чем?) в течении (предложный падеж существительного течение). Речь идёт о течении реки.
Решить ( когда? за какое время? в течение чего?) в течение часа. Речь идёт о времени. Выражение можно заменить синонимичным сочетанием с предлогом за час.
Сделайте вывод.
Вывод: в третьем предложении перед нами предлог, образованный из сочетания существительного с предлогом .( Предлог- неизменяемая служебная часть речи, значит всегда пишется одинаково, к нему часто можно подобрать синонимичный предлог: в течение суток- за сутки, в течение жизни- за жизнь, в течение некоторого времени- за некоторое время. Предлог имеет временное значение. К предлогу нельзя поставить вопрос, он не является членом предложения. На конце производного предлога пишется –Е.

Написание существительных в 1 –м и 2- м предложениях зависит от падежа.

Аналогично объясняем правописание предлога в продолжение, который по смыслу равен предлогу в течение.

Вследствие снегопада машины не пошли в город.

В следствии по делу допущен ряд ошибок.

(Производный предлог вследствие = из-за и отличается от существительного слитным написанием и конечной –е).

Вследствие снегопада машины не пошли в город. (Из-за снегопада машины не пошли в город)- вследствие - предлог, пишется слитно с -е на конце слова.

Но: В следствии по делу допущен ряд ошибок. (В чем? в (судебном) следствии по делу... В этом предложении в следствии – существительное, а потому пишется раздельно и с -и на конце

Предлоги в течение и в продолжение 
Нам говорят о движении времени.
Спроси: как долго? или когда? 
В конце пишем е и раздельно всегда. Вследствие – из-за,
ясно вполне:
слитно напишем,
конечная – е.

ПУД-1, ПУД-2, ПУД-3

5.Здоровьесберегающие технологии

Слушают стихотворение (или музыкальный фрагмент)

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги…

Я должен твердо знать урок –

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

Что значит ПО?

Что значит ЗА?

И ЗА и ПО – предлоги.

А хорошо бы за порог

И мчаться по дороге!

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?


6.Практическая работа.

Работа с таблицей.

Производные предлоги

Слитно:

Вследствие (из-за)

Ввиду (из-за)

Насчёт (о)

Вместо

Наподобие

Вроде (подобно)

Несмотря (на)

Но! Иметь в виду

Раздельно:

В течение

В продолжение

По причине

В целях

Со стороны

КУД-3, РУД-5, РУД-3, ПоУД-2

7.Формулирование гипотезы. Подведение итогов.

Закрепление правила

Пользуясь таблицей, замените производные предлоги непроизводными:(П)

Вследствие положения (из-за); в течение дня (за); спустя несколько лет (через); ввиду приближения каникул (из-за); пробираться сквозь заросли (через); сидеть возле костра (у). послать вместо себя (за), идти навстречу другу (к),играл в продолжение часа (около) Комментирует ответы учащихся.

ПУД-1, ПУД-2, ЛР-2

8. Домашнее задание.

п.57, упр.350.

Формулирует домашнее задание.

КУД-1, КУД-2, РУД-3

8.Рефлексия.

Проводят анализ и самооценку собственной учебной деятельности.

Проверить и оценить уровень достижения поставленных целей; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Наш урок подходит к концу, и я хочу узнать у вас: Что было трудно на уроке? Что понравилось на уроке? Подводя итог, хочется сказать, что наша с вами работа была плодотворной, вы работали активно, новый материал был успешно усвоен. На этом урок окончен, спасибо за внимание!

РУД-2, КУД-2, ЛР-5



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации