Технологическая карта урока с использованием технологии развития критического мышления по геометрии по теме «Четырехугольники»
Открытый урок геометрии в 8 классе по теме «Четырехугольники» 5.09.2019.
Технологии: ТРКМ (развитие критического мышления) и Витагенного обучения (Это обучение, основанное на актуализации жизненного опыта личности)
Приемы: фронтальный опрос, диалог, Работа индивидуально, в группах и парах, Взаимопроверка, Лист самооценки.
Главная цель урока: создание условий для саморазвития и самореализации личности, изучения новых приемов работы с текстом, усвоения понятия о четырехугольниках.
Задачи урока:
Изучить элементы, виды четырехугольников. Научиться вычислять углы.
Способствовать формированию приёмов критического мышления, умений работать с текстом, умения анализировать.
Воспитание коммуникативной культуры, навыков сотрудничества, приобретение опыта самостоятельной работы, опыта работы в паре и группе.
Ход урока
Этапы урока, время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты | Методы и приемы |
Организационный (1 мин) | Представление учителя: Добрый день! Сегодня у нас урок необычный: присутствуют гости. Давайте поприветствуем наших гостей добрыми улыбками и теплом наших сердец, а друг другу пожелаем удачи. Садитесь.
| Настраиваются на работу. | Создаётся доброжелательный настрой учителя и учеников, класс включается в рабочий ритм. |
|
Ориентировочный (1 мин) | Слайд 1 Сегодняшний урок мы проведем под девизом «Будь настойчив, и успех обязательно придет». Для совместной работы нужна взаимовыручка, взаимоподдержка, умение слушать друг друга, умение принять точку зрения другого. Надеюсь, ваша совместная работа будет именно такой. В конце урока вам придется оценивать свою работу. Рисуем Кластер (черновой вариант как планета и их спутники) | Рисуют Кластер (черновой вариант как планета и их спутники) | Предъявление правил поведения на уроке. Формирование готовности к самообразованию. Формулирование цели урока, составление плана по достижению цели. | Фронтальный |
Мотивационный (1 мин) | Слайд 2 «Природа говорит языком математики, буквы этого языка - круги, треугольники и иные математические фигуры» Галилей А раз это так, то давайте изучать эти фигуры, ведь они пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни. | Воспринимают информацию учителя, осмысливают значимость предлагаемого к изучению материала для себя. | Сформировать у учащихся потребность в овладении учебным материалом. Показать значимость материала. | Фронтальный |
Ориентировочный (4 мин) | Слайды 3 Фигуры составлены из отрезков АВ,ВС,СД,ДЕ,ЕА. Какие из них являются многоугольниками? | Отвечают на вопросы учителя | | Фронтальный |
| На ваших столах фигуры многоугольников, предлагаю ответить на вопросы, используя свой жизненный опыт. Как они называются? Слайд 4 На слайде изображены геометрические фигуры, и ответьте на следующие вопросы: - Какая фигура лишняя? - К какому семейству они относятся? Давайте подумаем и назовем тему нашего урока. Слайд 5 Поставим цели на сегодняшний урок Слайд 6 Виды четырехугольников Слайды 7-12 Применяются ли четырехугольники в жизни? | Отвечают на вопросы учителя Четырехугольники. Выбирают и называют цели. Записать тему в Кластер Отвечают. | Постановка темы урока. | Беседа Словесные проблемные и частично-поисковые методы |
1 этап Вызов 5 мин | Оглядитесь вокруг, и назовите предметы, форма которых является четырехугольником. Замечательно! Вы очень способные дети. А сейчас мы с вами сыграем в Игру “Верю-не верю” Слайд 13-14 Обсудите свои выводы с товарищем по парте. | Отвечают на вопросы, (внутренняя мотивация ,обмен мнениями) | Вызвать интерес к изучению темы “четырехугольники”, создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по теме. | Работают сначала индивидуально, затем в паре взаимопроверка |
1 мин | Ваше неверие мне понятно. На все вопросы мы ответим чуть позже. Вы хорошо потрудились, сейчас можно отдохнуть. Проведем физкультминутку. Прошу всех встать. Повторяем за мной движенья. Нарисуем квадрат двумя руками - круг головой, - правой рукой по часовой стрелке нарисуем ромб, -левой рукой против часовой стрелки параллелограмм. Трапецию нарисуем еще двумя руками. | | | |
| | | | |
2 этап Осмысление 10 мин 5 мин | Давайте разрешим все непонятные моменты. Перед нами текст. Выясним с его помощью, все ли вы знаете о четырехугольниках? Теперь давайте поработаем с текстом, отмечаем +-? Слайд 15 Далее заполняем таблицу с вопросами. Прочитав текст, составьте в тетради таблицу вопросов «Инсерт» по нему, так чтобы вопрос начинался с указанного слова и отмечайте знаки. Знаю v, узнал +, Хочу узнать ? Слайд 15 Обсуждаем с классом выполненные задания, определения и выводы. Таблица «Инсерт» вместе на экране | работа с текстом, составление таблицы с вопросами | Что нового вы узнали? Сравнили с ответами “верю-не верю” в начале урока. | Читают индивидуально. Работают в группе, затем проверка фронтально |
Слайд 16 Какие из многоугольников являются выпуклыми? | | | | |
Слайд 17 Элементы четырехугольников Знакомимся с материалом в учебнике. Открываем учебник п.42 стр:99 (противоположные вершины, противоположные стороны) Диагонали записываем к рисунку | | | индивидуально | |
Закрепление 4 мин | Слайд 18-19 Начертите выпуклый четырехугольник и проведите все диагонали из какой-нибудь его вершины. Слайд 20 Каждый угол выпуклого многоугольника равен 90°. Найдите сколько сторон у этого многоугольника. | решение задач | | Работа фронтально |
4 мин | Решение задач из учебника Решить №368-370 | | | Работа в группах |
3 этап Рефлексия, Подведение итогов 3 мин | Слайд 21 Синквейн – это пятистрочная строфа. 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное). Слайд 22 Рефлексивная мишень | Выполните 4 выстрела. Оцените себя | Учащиеся составляют синквейн. И читают друг другу. | Работа в группах Самооценка |
| Оцените себя на листе самооценки | | Оценки выставляются в журнал | Самооценка |
6. Домашнее задание. 1 мин | На доске П.40-42 прочитать. Решить №366-370 «Спасибо за урок» | | Записывают ДЗ | |
Вопрос | “+” верю, “-” не верю |
1.Верите ли вы, что четырехугольники бывают выпуклые и невыпуклые? | |
2. Верите ли вы, что у квадрата все стороны равны? | |
3. Верите ли вы, что четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, является параллелограммом? | |
4. Верите ли вы, что «Ромб» происходит от латинского «ромбус», означающего бубен? | |
5. Верите ли вы, что сумма углов треугольника 180°? | |
6. Верите ли вы, что треугольник служит эталоном для измерения углов всех многоугольников? | |
7. Верите ли вы, что четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, называется трапецией? | |
8. Верите ли вы, что мышца человека носит название четырёхугольника - трапеция? | |
9. Верите ли вы, что сумма всех углов четырехугольника 360°? | |
10. Верите ли вы, что планировка зданий в виде замкнутого четырехугольника вокруг внутреннего двора – это каре? | |
11. Верите ли вы, что в сельском хозяйстве применяют квадратно – гнездовой способ посадки культур – урожай при этом лучше? | |
12. Верите ли вы, что в физике применяют параллелограмм при изучении разложения сил, при нахождении равнодействующей силы? | |
13. Верите ли вы, что сумма углов выпуклого п-угольника равна (п-2)• 180°? | |
14. Верите ли вы, что диагонали четырехугольника – это отрезки, соединяющие противоположные вершины четырехугольника? | |
Какие четырехугольники? Четырехугольники бывают выпуклые и невыпуклые. Текст
Что такое квадрат? Квадрат – это четырехугольник, у которого все стороны равны и все углы прямые.
Параллелограммом является четырёхугольник, у которого две стороны попарно параллельны.
Трапе́ция — выпуклый четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие стороны должны быть не параллельны.
«Ромб» происходит от латинского «ромбус», означающего бубен.
Почему сумма углов квадрата равна 3600? Т.к. у квадрата четыре угла по 900; 900.4=3600.
Сумма углов треугольника 180°. Сумма всех углов любого выпуклого четырехугольника 360°.
Сумма углов выпуклого п-угольника равна (п-2)• 180°
Зачем нужен треугольник? Треугольник служит эталоном для измерения углов всех многоугольников.
Зачем нужен квадрат? Квадрат нужен нам для вычислений и измерения площадей. Квадрат служит эталоном для измерения площадей всех геометрических фигур.
Где применяются четырехугольники?
В технике:
Квадрат – конструкция шлицевого зажима для ручного слесарного инструмента; разновидность металлопрокатного профиля; кегль шрифта; пробельный материал, используемый при изготовлении печатных форм способа высокой печати.
В сельском хозяйстве применяют квадратно – гнездовой способ посадки культур – урожай при этом лучше, этот способ хорош тем, что можно применять механизированную обработку.
В физике применяют параллелограмм при изучении разложения сил, при нахождении равнодействующей силы.
В медицине трапециевидная мышца (лат. musculus trapezius) — плоская широкая мышца, занимающая поверхностное положение в задней области шеи и в верхнем отделе спины.
В строительстве планировка зданий в виде замкнутого четырехугольника вокруг внутреннего двора – это каре. Английский математик Роджер Пенроуз придумал мозаику из ромбов двух типов, один - с углом 72°, другой – с углом 36°.
Где еще применяется четырехугольники? В архитектуре, в промышленности, в сельском хозяйстве, в кулинарии, в астрологии, в математике, в живописи, …для развития логического мышления и организации досуга: шахматы, оригами, пентамино, танграмм - китайская головоломка, магические квадраты, спичечная арифметика.
Без четырехугольников наша жизнь не была бы столь удобной, интересной.
Прочитав текст, составьте в тетради таблицу вопросов «Инсерт» по нему, так чтобы вопрос начинался с указанного слова.
Знаю v, узнал +, хочу узнать ?
Что? | | |
Зачем? | | |
Какие? | | |
Сколько? | | |
Как? | | |
Почему? | | |
Где? | | |
Рефлексивная мишень
Рефлексивная мишень
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
| Дом. задание | Верю-не верю | Таблица Инсерт | Решение задач | Синквейн | Итого |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
Баллы | | | | | | |
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
| Дом. задание | Верю-не верю | Таблица Инсерт | Решение задач | Синквейн | Итого |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
Баллы | | | | | | |
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
| Дом. задание | Верю-не верю | Таблица Инсерт | Решение задач | Синквейн | Итого |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
Баллы | | | | | | |
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
| Дом. задание | Верю-не верю | Таблица Инсерт | Решение задач | Синквейн | Итого |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
Баллы | | | | | | |
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
| Дом. задание | Верю-не верю | Таблица Инсерт | Решение задач | Синквейн | Итого |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 |
Баллы | | | | | | |
СИНКВЕЙ
(от англ. “путь мысли”)
1 существительное |
2 прилагательных |
3 глагола |
Фраза |
Одно слово (существительное), суть предмета |
СИНКВЕЙ
(от англ. “путь мысли”)
1 существительное |
2 прилагательных |
3 глагола |
Фраза |
Одно слово (существительное), суть предмета |
СИНКВЕЙ
(от англ. “путь мысли”)
1 существительное |
2 прилагательных |
3 глагола |
Фраза |
Одно слово (существительное), суть предмета |
СИНКВЕЙ
(от англ. “путь мысли”)
1 существительное |
2 прилагательных |
3 глагола |
Фраза |
Одно слово (существительное), суть предмета |
СИНКВЕЙ
(от англ. “путь мысли”)
1 существительное |
2 прилагательных |
3 глагола |
Фраза |
Одно слово (существительное), суть предмета |
СИНКВЕЙ
(от англ. “путь мысли”)
1 существительное |
2 прилагательных |
3 глагола |
Фраза |
Одно слово (существительное), суть предмета |
СИНКВЕЙ
(от англ. “путь мысли”)
1 существительное |
2 прилагательных |
3 глагола |
Фраза |
Одно слово (существительное), суть предмета |
СИНКВЕЙ
(от англ. “путь мысли”)
1 существительное |
2 прилагательных |
3 глагола |
Фраза |
Одно слово (существительное), суть предмета |
Примеры
1.Параллелограмм | | ||
2.Выпуклый, центрально симметричный | | ||
3. Находить (периметр, площадь), строить, изучать, решать (задачи) | | ||
4.Противоположные стороны попарно параллельны | | ||
5. Четырехугольник | | ||
1.Ромб | | | |
2.Равносторонний, выпуклый, четырехугольный | | | |
3.Строить, исследовать, имеет оси и центр симметрии | | | |
4.Диагонали перпендикулярны и делят углы пополам | | | |
5. Параллелограмм | | | |
1.Квадрат | | | |
2. Равносторонний, правильный | | | |
3.Находить (периметр, площадь), строить, изучать | | | |
4.Прямоугольник, у которого все стороны равны | | | |
5. Многоугольник | | | |
1.Квадрат | | | |
2. Четырехугольный, равноугольный, равнодиагональный | | | |
3. Измерять, чертить, исследовать | | | |
4. Квадрат – необычная фигура | | | |
Параллелограмм | | | |
1.Квадрат | | | |
2. Симметричный, прямоугольный | | | |
3. Изучаем, строим, решаем (задачи) | | | |
4. Прямоугольник, у которого все стороны равны | | | |
5. Ромб (четырехугольник) | | | |
1.Параллелограмм | |||
2. Выпуклый | |||
3.Измеряем, изучаем, | |||
4.Четырехугольник, у которого противоположные стороны равны (диагонали в точке пересечения делятся пополам) | |||
5. Четырехугольник |