12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вохмянина Ирина Васильевна30

План – конспект урока русского языка и развития речи в 7 классе


Технологическая карта урока


ФИО учителя

Вохмянина И.В.

Предмет

Русский язык и развитие речи

Дата

2021

Класс

7

УМК

Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида «Русский язык. 7 класс». Автор: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская, «Просвещение», 2009 год, ноутбук, проектор для слайдовой презентации, классная доска, раздаточный материал по теме урока.

Дополнительные материалы:

Приложение 1. Лист достижений по теме «Склонение имен существительных, 7 класс».

Приложение 2. Раздаточный материал.

Презентация к уроку.

Тема урока (и место урока в изучаемой теме)

«Склонение имен существительных»


Тип урока

урок изучения нового материала с элементами уровневой дифференциации

Основные методы

объяснительно-иллюстрированный, наглядный, самостоятельная работа

Формы организации познавательной деятельности

индивидуальная, работа в парах, в группах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная

Цели урока (задачи): образовательные, развивающие, воспитательные

Цель: 1. Повторить и закрепить ранее полученные знания по теме «Склонение имен существительных»

2. Ввести понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;
3. Установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;
4.Научить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

закрепить навык разграничения существительных 1, 2 и 3 склонения, а также умение нахождения в тексте таких существительных.

Коррекционно-развивающие:

развивать самоконтроль (умение планировать деятельность, умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму);

развивать концентрацию внимания (физминутка);

развивать речь (активизация словаря, монологическая речь);

Коррекционно-воспитательные:

создать комфортную обстановку на уроке;

воспитание навыка работы в группах, в парах;

воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности.

создать условия для формирования интереса к уроку русского языка через использование технологии процессуального мониторинга, ИКТ, постоянную смену деятельности, создания ситуации успеха.

Ожидаемые результаты

Умение определять тип склонения имён существительных.

Оборудование:

Таблица «Три склонения существительных», карточки со словами, карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, учебник, тетрадь.




















Технология

проведения

урока

Время

(мин)

Деятельность учителя

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мобилизирующий момент

Цель: психологический настрой на урок

1

Приветствие. Настрой на урок.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости, давайте, как радушные хозяева, принимать гостей и угощать, то есть показывать свои знания и умения.

Слайд 1 - И надеюсь, что по-настоящему солнечное настроение появится у каждого из вас в течение сегодняшнего урока.

На доске: Дата.

- У вас на партах лежат Листы достижений «Оцени себя». В них вы будете оценивать свою работу на каждом этапе, т.е. ставить себе оценки.

Психологический настрой учащихся


Включаются в учебную деятельность







Изучают листы

2.Предметная разминка

Цель: повторение темы «Безударные гласные в корне слова»

2

На рабочих столах «карточки - гласные», при помощи них повторим тему «Безударные гласные в корне слова».

Вспомним правило:

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты ее немедленно ставь под ударение.


Диктуемые слова: зима, ряды, холода, вязание, морской, цветок, листок, столы.


Вовлекает уч-ся в познавательную деятельность.


Правило вывешивает на доску.


Ученики при помощи «карточек» показывают безударную гласную, которая пишется в каждом слове.


3.Подготовка к работе

Цель: заинтересовать учащихся

а) кластер – признаки существитель-ного


2-3

Сформулировать тему урока вы сможете сами, если выполните задание:

Составьте кластер по теме Имя существительное. (разрезные слова)

- Проверьте. Слайд 2


- Какого признака существительного не хватает? (склонение)


- Сформулируйте тему урока. Слайд 3


- Запишите в тетради тему урока.

Составляют кластер.





1,2,3 склонение имён существитель-

ных


Работают все вместе.


Анализируют кластер.




Формулируют и записывают тему урока.


4.Постановка целей урока

Цель: сформулировать цели урока







3

- Слайд 4

Посмотрите внимательно на слайд. Три предложения, просят вашей помощи, т.к. слова в них перепутались и поэтому трудно понять их смысл. Помогите предложениям восстановить правильную последовательность слов.

Урок, начался, языка, русского.

Закреплять, материал, изученный, будем, сегодня, мы.

Имён, определять, уметь, склонение, существительных.

Слайд 5 (проверка)


- Не случайно у нас получились именно такие предложения. Ведь это основные цели сегодняшнего урока.


- Итак, в течение урока мы будем учиться определять склонение имён существительных.


Координирует работу по постановке целей урока









На доску крепится лист с текстом «Уметь: определять склонение имен существительных»




Ученики выполняют задание, восстанавливают правильную последовательность слов в предложении

Формулируют цели урока






5.Актуализация знаний


а) зрительный диктант












б) обсуждение правила


















в) работа с таблицей в парах

3
















3











2








1


- Двигаемся вперёд к намеченной цели. Слайд 6-12 На слайде изображения предметов. Посмотрите на них внимательно, запомните, а затем запишите слова в тетрадь.

На слайдах изображены: собака, черепаха, бабочка, заяц, яблоко, морковь.


Проверяем. Слайд 13


- Посмотрите, в какой последовательности расположены слова на слайде. Они нам дают подсказку для дальнейшей работы. Первые три слова похожи между собой, т.к. относятся к 1 склонению. Слова заяц и яблоко относятся ко 2 склонению. Слово морковь – 3 склонение.


- Ребята, на партах есть таблица – правило – подсказка. Обратите на неё внимание.

Слайд 14

- Можем ли мы сказать, какие существительные относятся к 1,2,3 склонению?


Таблица – подсказка

1 склонение

2 склонение

3склонение

М.р. и ж.р. с окончаниями

а, -я.

Парта, мама, дядя, деревня

Ср.р. с окончаниями

о, - е.

Море, солнце, окно, дерево.

М.р. с нулевым окончанием, на согласный, й, ь.

Конь, сарай, гараж.

Ж.р.

на ь знак.


Рожь, тень, мать, сирень.


- А теперь попытайтесь в парах дополнить таблицу своими примерами.

Организует и координирует работу учащихся по актуализации изученного.




Слушают учителя, выполняют задание зрительного диктанта









Обсуждают правило


















Дополняют таблицу своими примерами.


г) предметная актуализирующая минутка

3

- Сейчас мы проведем с вами игру на внимание. Я вам буду показывать несколько слов, а ваша задача будет состоять в том, чтобы определить одно «лишнее» слово. Слайд 15-18 И доказать, почему оно лишнее.


Класс, стул, мел, девочка;

Алина, календарь, Настя, Вероника;

Тетрадь, мать, ручка, кровать;

Небо, земля, море, озеро.


- По какому принципу вы выбирали «лишние» слова?


Проводит предметную игру на внимание








Принцип выбора слов - склонение

Определяют «лишние» слова, после каждого ответа производится проверка.


Закрепление Цель:

Систематизация знания

а) работа с учебником (Самостоятельная работа)

б) зрительная гимнастика


в)дифференцированная работа по группам


















г) графический диктант с последующей самопроверкой










д) предметная физминутка






е) работа по карточкам

4









0,5


3





















3












0,5







3






















3







- Следующим этапом нашего пути будет работа с 103 упражнением учебника. Откройте его на странице 79

Попробуем определить склонение имен существительных.





- Отдохнем. Двигаемся зрительно от единицы к восьмерке. Слайд 19


- Переходим к следующему этапу испытаний. Работать будем в группах. Задание для каждой из групп будет разным.

1 группа

Задание: Найти в тексте существительное 1 склонения и составить с ними предложение. Определить склонение этого существительного.


Текст:

К нам в гости пришла волшебница зима. Снег укрыл землю пушистым покрывалом. Все рады приходу зимы. На лицах детей радость.

2 группа:

Задание: Найти в тексте существительные 2 склонения Определить склонение этих существительных.


Текст:

К нам в гости пришла волшебница зима. Снег укрыл землю пушистым покрывалом. Все рады приходу зимы. На лицах детей радость.

- Двигаемся с вами дальше на пути к необычной стране. Разделите тетрадь на три столбика, сделав таблицу. Сейчас мы с вами попробуем распределить в них существительные относительно их склонения.

Диктую слова роза, телевизор, река, метель, лошадь, окно, Москва, море, дочь.


Проверка: Слайд 20


1 скл.: роза, река, Москва;

2 скл.: телевизор, окно, море;

3 скл.: метель, лошадь, дочь.


- Проведём физминутку. Я буду называть разные слова, если слово женского рода – хлопаем, мужского – топаем, среднего – встаем.


Слова: Зима, окно, девочка, стул, солнце, цветок, телефон, игрушка, море, пятёрка.


- Этап работы под названием «Я сам».


1. Работа в паре. Определить склонение существительных.


1) И днем (____), и ночью (____) кот (____) ученый все ходит по цепи (____) кругом.

2) На сосне (____) веселый дятел (____) белке (____) домик(____) конопатил.


- Поменяйтесь карточками в паре (возьмите карточку соседа по парте). Выполните проверку.


2. В это же время Индивидуальная работа. Найди имена существительные и определите склонение.
«Детство» И.Суриков
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой.

3.
«Ты мне – я тебе». Определи склонение существительных, используя алгоритм.

Дождиком( ) При дочери ( )

Словечку ( ) До дороги ( )

К крылечку ( ) На линейке ( )

За домом ( ) С новостью ( )

Над кроватью ( ) В лесу ( )

Координирует работу по закреплению темы









t1627629702aa.jpg















































Координирует работу

Выполняют упражнение (после предварительного разбора – самостоятельная работа)








Работают по группам диффиренцированно



Проверка выполненного.










Три ученика работают на доске, первый выписывает сущ.1 скл.,

2 – 2 скл.,

3 – 3 скл.

Выполняют задание графического диктанта



















Выполняют задание, проверяют работу соседа.





Выполняет 1 ученик из группы.






Группы по очереди задают вопросы

Итог урока

1

- Мы хорошо сегодня поработали, прошли все этапы испытаний.

- Итак, какую тему мы с вами сегодня изучили?

- Какую цель ставили в начале урока?

- Достигли ли поставленной цели? (Ответы детей.)


Подводит итоги урока с помощью учеников

Анализируют свою работу на уроке

Рефлексия.

Цель: зафиксировать содержание урока.






Оценивание.




Д/З

1

- Каждый оценивает свой вклад на уроке, свою активность, эффективность, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Продолжи высказывание.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

- В течение урока вы все активно работали. Показали хорошие знания и поэтому все получают заслуженные оценки.


Привести примеры существительных 1, 2, 3 склонения.

Спасибо за урок.


Организовывает рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Делятся впечатлениями от урока.


Ребята по кругу высказываются одним предложение, выбирая начало фразы:


Таблица – подсказки

Склонение имен существительных

1 склонение

2 склонение

3склонение

М.р. и ж.р.

с окончаниями –а, -я.


Парта, мама, дядя, деревня

Ср.р.

с окончаниями – о, - е.

Море, солнце, окно, дерево.


М.р.

с нулевым окончанием, на согласный, й, ь.

Конь, сарай, гараж.

Ж.р.


на ь знак.


Рожь, тень, мать, сирень.





1 группа

Задание: Прочитать. Найти в тексте существительные(-ое) 1 склонения и составить с ними(-им) предложение. Определить склонение остальных существительных.

Текст:

К нам в гости пришла волшебница зима. Снег укрыл землю пушистым покрывалом. Все рады приходу зимы. На лицах детей радость.




1 - 2 группа

Задание: определить род и склонение существительных.


Существительные: веселье, день, погода, снежинка, радость, зима, оттепель, мороз, солнце.












Таблица – подсказки

Склонение имен существительных

1 склонение

2 склонение

3склонение

М.р. и ж.р.

с окончаниями –а, -я.


Парта, мама, дядя, деревня

Ср.р.

с окончаниями – о, - е.

Море, солнце, окно, дерево.


М.р.

с нулевым окончанием, на согласный, й, ь.

Конь, сарай, гараж.

Ж.р.


на ь знак.


Рожь, тень, мать, сирень.




2 группа:


Задание: Найти в тексте существительные(-ое) 2 склонения и составить с ними(-им) предложение.

Текст:

К нам в гости пришла волшебница зима. Снег укрыл землю пушистым покрывалом. Все рады приходу зимы. На лицах детей радость.




1 - 2 группа

Задание: определить род и склонение существительных.


Существительные: веселье, день, погода, снежинка, радость, зима, оттепель, мороз, солнце.










Работа в паре. Определить склонение существительных.


1) И днем (____), и ночью (____) кот (____)ученый все ходит по цепи (____) кругом.

2) На сосне (____) веселый дятел(____) белке (____)домик (____)конопатил.






Работа в паре. Определить склонение существительных.


1) И днем (____), и ночью (____) кот (____)ученый все ходит по цепи (____) кругом.

2) На сосне (____) веселый дятел(____) белке (____)домик (____)конопатил.




Индивидуальная работа. Найди имена существительные и определите склонение.

«Детство» И.Суриков

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой.


«Ты мне – я тебе». Определи склонение существительных, используя алгоритм.


Дождиком( )

Словечку ( )

К крылечку ( )

За домом ( )

Над кроватью ( )







«Ты мне – я тебе». Определи склонение существительных, используя алгоритм.


При дочери ( )

До дороги ( )

На линейке ( )

С новостью ( )

В лесу ( )


Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты её немедленно ставь под ударение

ИЯОЕ


ИЯОЕ

ИЯОЕ



Тест

1. Роль имени существительного в речи –

А) Называть признак предмета

Б) Называть все предметы окружающего мира

В) Указывать на предметы, но не называть их.

Г) Указывать на действия


2. Укажи существительное, на конце которого пишется мягкий знак

А) Грач..

Б) Меч..

В) Лож..

Г) Мимо дач..


3. Какое существительное является нарицательным?

А) Волга

Б) Океан

В) Россия

Г) Дон


4. В каком словосочетании в окончании существительного пишется Е?

А) Гнездо ласточк..

Б) Рисовать на асфальт..

В) Выйти без шапк..

Г) Стоять на площад..


5. В какой строчке все существительные относятся к 3-му склонению?

А) Окно, стол, печь

Б) Конь, вода, стол

В) Степь, площадь, речь

Г) Берег, земля, обруч


6. О ком так говорят? Воды не замутит –

А) О неразлучных друзьях

Б) О скромном, тихом человеке

В) О том, кто чувствует себя свободным

Г) О врагах


7. Найди строку, где все существительные относятся ко 2-му склонению

А) Окно, болото, речка

Б) Бассейн, стадион, тренер

В) Чемпион, роса, степь

Г) Монтаж, государство, вещь


8. Тренер – это

А) Специалист, который руководит подготовкой спортсменов

Б) Работник, который отпускает товар покупателям

В) Рабочий, который обрабатывает металл, дерево на станке

Г) Специалист по подбору кадров


9. Укажи имя существительное в родительном падеже

А) В тетради

Б) За океаном

В) Вокруг деревни

Г) На площади


10. Укажи слово, где не пишется мягкий знак

А) Ноч..

Б) Туч..

В) Реч..

Г) Пустош..


11. Найди речевую ошибку в словосочетаниях:

А) Семь уток

Б) Пять гусей

В) Шесть курей

Г) Семь яблок


12. Укажи окончания имен существительных.

На ринг.. буду я борцом!

В бассейн.. стану я пловцом!

На стадион.. – футболистом!

А) е, и, е

Б) е, е, е

В) е, е, и

Г) и, е, е


13. Закончи пословицу. Москва – всем городам ……

А) Пример

Б) Мать

В) Богатство

Г) Указ


14. Укажи предложение, где выделенное имя существительное стоит во множественном числе, творительном падеже

А) Королевич с любопытством осмотрелся.

Б) Водой не разольешь.

В) Вилами по воде писано.

Г) Повторенье-мать ученья.


15.Выберите предложение, где существительные имеют форму только единственного числа

А) Брюки висели на спинке стула.

Б) Смелость города берет.

В) Бабушка потеряла очки.

Г) Школьники интересно провели каникулы.





Определить склонение имен существительных в пословицах:


1. Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.

2. Курить – здоровью вредить.

3. Сон лучше всякого лекарства.

4. Закаляй своё тело с пользой для дела.

5. В здоровом теле – здоровый дух.


- Какой общей темой объединены пословицы?


Определить склонение имен существительных в пословицах:


1. Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.

2. Курить – здоровью вредить.

3. Сон лучше всякого лекарства.

4. Закаляй своё тело с пользой для дела.

5. В здоровом теле – здоровый дух.


- Какой общей темой объединены пословицы?









Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…


Лист достижений «Оцени себя»

Оценка

Предметная разминка.


2. Зрительный диктант


3. Игра «Лишнее слово»


4. Работа с учебником.


5. Работа в группе.


6. Работа в паре.


7. Графический диктант.




1 группа

Задание: Найти в тексте существительное 1 склонения и составить с ними предложение. Определить склонение этого существительного.


Текст:

К нам в гости пришла волшебница зима. Снег укрыл землю пушистым покрывалом. Все рады приходу зимы. На лицах детей радость.


2 группа:

Задание: Найти в тексте существительные 2 склонения Определить склонение этих существительных.


Текст:

К нам в гости пришла волшебница зима. Снег укрыл землю пушистым покрывалом. Все рады приходу зимы. На лицах детей радость.


Одушевлённые

Неодушевлённые

Падежи

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Вопросы

Кто? Что?

Род

М.р.,

Ж.р.,

Ср.р.

Собственные

Нарицательные

Число

Ед. ч. Мн.ч.

Время

Какой?

Какая?


Имя существительное


Опубликовано


Комментарии (2)

Полянская Оксана Николаевна, 30.07.21 в 11:13 7 Ответить Пожаловаться
Не увидела презентацию.
Ставцева Ирина Владимировна, 01.08.21 в 00:45 8 Ответить Пожаловаться
Вы указываете "Проверка: слайд 20". А где же сама презентация?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.