Технологическая карта к уроку русского языка «Буква Ф, ф, согласные звуки [ф] и [ф,]» (1 класс)
Технологическая карта к уроку “Обучение грамоте. Русский язык»
ФИО педагога: Егорова Ирина Владимировна
Место работы: Московская область, г. Пушкино, МБОУ СОШ № 8 с УИОП
Должность: учитель начальных классов
Предмет: обучение грамоте, русский язык (интегрированный: 2 урока)
Класс: 1
УМК: «Начальная школа XXI века»
1. Журова Л.Е., Евдокимова А. О. «Букварь» 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. — М.: Вентана-Граф, 2019.
2. Безруких М.М., Кузнецова М.И. «Пропись № 3 к учебнику «Букварь»» 1 класс: для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-Граф, 2014.
Тема урока: Буква Ф, ф, согласные звуки [ф] и [ф,].
Тип урока: открытие новых знаний
Цели урока:
Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания, работу по ознакомлению с буквой Ф, ф.
Научить выполнять звуковой анализ слов «филин», «флаг», использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов.
Формировать навык чтения слов, предложений с изученной буквой.
Научить писать заглавную и строчную букву Ф, ф.
Планируемые результаты:
Предметные: знают правила выполнения звукобуквенного анализа слов, букву Ф, ф; умеют различать печатные и письменных вариант написания буквы Ф, проводить поэлементный анализ и письмо заглавной и строчной буквы Ф, ф, читать заданные слоги, слова, предложения; получат возможность научиться писать заглавную и строчную букву Ф, ф.
Метапредметные:
Познавательные: общеучебные — написание букв по аналогии с предложенным образцом; использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение техников чтения; логические — выполнение несложных логических действий (сравнение, сопоставление).
Регулятивные: умеют определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия; принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников; планировать своё действие.
Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия.
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; осуществляют контроль работы; выражают готовность к преодолению трудностей.
Ход урока
Этап урока, длительность + скриншот | Содержание (деятельность учителя) | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Э тап 1. Актуализация знаний. Мотивирование. | (Проверяет готовность обучающихся к уроку, создаёт эмоциональный настрой на работу; организует учащихся на повторение ранее изученного). — На какие группы делятся все речевые звуки? — Что вы можете рассказать о согласных звуках. — Как мы можем изобразить это схематически? — Как вы думаете, зачем мы все это вспоминали? Ой, ребята, тише, тише, Что-то странное я слышу: Гость какой-то к нам спешит И о помощи кричит…. (демонстрация вырезки из мультипликационного фильма «Приключения поросёнка Фунтика») — Какой герой просит о помощи? — Дети, как мы сможем помочь нашему герою? | Проверяют готовность рабочих мест. Учатся строить речевые высказывания, аргументировать свою точку зрения. Слушают преподавателя, смотрят мультфильм. Высказывают своё мнение. | (К) Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (Р) Формирование умения высказывать своё предположение. (П) Формирование умения выделять и формулировать познавательную цель. (Л) Формирование интереса к учебному материалу, эмпатия – понимание чувств других, сопереживание. |
Этап 2. Постановка учебной задачи, планирование деятельности. | — Фунтик, конечно, спешит волнуется, ему трудно будет добраться до цирка, ведь впереди столько сложных испытаний. А нас много, мы настоящие друзья и поможем ему составить план – карту, как добраться до этого удивительного места — цирк. — Для начала определите, с чем именно будет связано наше путешествие? (учитель мотивирует на изучение нового) — Перед Вами карта путешествия. Как вы думаете, почему станции так назвали? (учитель выслушивает ответы детей, корректирует их: на этой станции мы будем знакомиться с новой буквой, писать, дорисовывать буквы, вставлять их в слова, читать слова) — Какие задачи вы ставите перед собой? (учитель оказывает помощь в составлении плана; подводит детей к самостоятельной постановке учебных задач) Составление плана урока: 1. Знакомство с новой буквой. 2. Характеристика звуков. 3. Звуко-буквенный анализ слов. 4. Знакомство с написанием буквы ф. 5. Чтение слогов и слов. 6. Письмо буквы, слогов, слов и предложений. 7. Работа с текстом. — С какой задачи нам необходимо начать? Приступим к решению нашей первой задачи. | Слушают преподавателя. Учащиеся размышляют об объекте изучения. Учащиеся размышляют о значении слова. Высказывают своё мнение. Учатся планировать свою деятельность. Составляют план урока (с помощью рисунков на карте определяют вид задания). | (Л) Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. (Р) Формирование умения планировать свою деятельность. |
Этап 3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания. | — Что спрятано за сундуком? Что общего у данных слов с героем урока? — Как вы думаете с какой буквой мы познакомимся на уроке? (демонстрация вырезки из мультипликационного фильма «Уроки Тётушки Совы») — Выполним звукобуквенный анализ слов «флаг» и «филин». (организует работу в парах; напоминает правила работы в паре; контролирует выполнение работы, организует проверку) Работать по алгоритму: Произнеси слово Определи количество звуков в слове Раздели на слоги, поставь ударение Произнеси звук Выполни звуко-буквенный анализ — Сравните свои модели слов с моделями подсказками. (осуществляет проверку) — Сравним первые звуки в данных словах. Что можете сказать о звуках [ф], [ф’]? —Какой буквой на письме можно обозначить звуки [ф] и [ф,]? — И мы с Вами приступаем к выполнению следующей задачи и переходим на станцию Писалкино. | Определяют и формулируют тему урока. Работают в парах с целью составления характеристики новых звуков (составляют схемы слов). Работают с карточками, на которых изображены два предмета, в названии которого есть звук [ф] и [ф`]. (Приложение) Делают вывод: буква ф обозначает два звука глухой твердый согласный звук [ф] и глухой мягкий согласный [ф`]. | (Р) Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу; умение работать по предложенному алгоритму. (П) Формирование умение представлять информацию в виде схемы; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы. (Л) Самостоятельное формулирование темы урока; принятие целей урока. (К) Слушать и понимать речь других; принимать позиции других людей; уметь работать в паре. |
Этап 3. Включение в систему знаний. Физкультминутка Знакомство с письменной заглавной и строчной буквой Ф, ф | — Главная злодейка Госпожа Беладонна сломала нашу букву. Восстановите её. (осуществляет проверку)
Дружно щеки надуваем, Воздух, чур, не выпускаем. Подымаем выше руки Мы с тобой не знаем скуки! Смотрим в оба широко, Чтоб увидеть далеко! Руки в боки мы поставим, Букву «ЭФ» себе представим! − Какую букву изображали? На что похожа буква Ф? Всем известно без подсказки: Буква Ф – Как ключ от сказки. Никогда его у нас не отнимет……… Карабас. — («Пропись № 3» с.20) Сколько элементов в заглавной и строчной букве Ф, ф? Чем отличается заглавная печатная буква Ф от строчной печатной буквы ф? — Для записи каких слов потребуется заглавная буква Ф? Приведите примеры. — Рассмотрите образец заглавной буквы Ф. Опишите направление движения руки при написании буквы Ф. (объясняет и показывает написание заглавной письменной буквы Ф, ф; проверяет уровень решения каждым ребёнком поставленных учебных задач)
— Рассмотрите образец строчной буквы Ф. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Опишите направление движения руки при написании буквы Ф. (объясняет и показывает написание строчной письменной буквы Ф, ф; проверяет уровень решения каждым ребёнком поставленных учебных задач) — А теперь к доске выйдет ………….. и покажет Госпоже Беладонне как красиво мы умеем писать букву Ф, ф. | Выщипывают букву из бумаги, другие дети выкладывают букву из подручного материала. Выполняют разминку. Наблюдают за графическим обликом буквы Ф. Различают заглавную и строчную буквы. Анализ письменной буквы Ф, ф. Обведение буквы в прописях. Учащиеся пишут в прописях букву заглавную и строчную. Учащийся пишет на доске букву заглавную и строчную. | (Л) Установка на здоровый образ жизни. (К) Строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы. (Л) Осваивать нормы каллиграфического письма; переносить на свой жизненный опыт; сопоставлять работу с эталоном (образцом в прописи); оценивать усваиваемое содержание учебного материала. (П) Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы; формирование умения выявлять сущность, особенности объектов; ориентироваться в прописи. (Р) Анализ и самоконтроль деятельности. |
Этап 4. Применение нового знания. Развитие умений. Чтение слогов, слов и предложений с изученной буквой Ф изкультминутка Письмо слогов с буквой Ф, ф Чтение слогов, слов и предложений с изученной буквой Письмо слов и предложений с буквой Ф, ф Чтение слогов, слов и предложений с изученной буквой. Лексическая работа. | − Поможем Фунтику справиться со следующим заданием на станции Составляйкино. Прочитайте слоги. Распредели слоги на две группы. По какому признаку это можно сделать? (подсказка) — Закончи высказывание…..([ф] – согласный, твёрдый, глухой, [ф,] – согласный, мягкий, глухой). (распределение слогов по группам) – Прочитайте слоги, в которых Ф обозначает мягкий согласный звук. – Прочитайте слоги, в которых Ф обозначает твёрдый согласный звук. (осуществляет проверку) (проводит физкультминутку «Береги зрение»? переход на другой слайд) – Прочитайте («Букварь» с.119-120) слова первых двух столбиков парами. Объясните, по какому принципу образованы пары. (Один – много.) – Прочитайте третий столбик слов. – Посчитайте, сколько слогов в слове «фамилия». Докажи. – Назовите свою фамилию. Как пишутся фамилии? — Прочитайте имена. Разделите на слоги, поставьте ударение. — Назовите полное имя: Федя, Филя, Фомка. — Составьте предложения с этими словами. Запишите. — Прочитайте предложение. О ком говорится в предложении? Что делает Фая? К кому она идет в гости? — Сколько слов в предложении? Обозначим в словах знакомые орфограммы. — Назовите слово, в котором букв меньше, чем звуков. Докажи. (организует работу в прописи № 3) (создание условий для обогащения словарного запаса слов) – Прочитайте пары слов про себя (работа в букваре). —Прочитайте слово, которое обозначает блюдо? — Прочитайте слово, которое используется в медицине? — Прочитайте слово, которое обозначает предмет передвижения по воде? — Прочитайте слово, которое обозначает темноту? — Прочитайте слово, которое обозначает место, где обитают домашние животные? — Все слова вам понятны? Объясните значение некоторых слов. — Составьте предложения с этими словами. (показ иллюстраций, объяснение значения слов; значение слов читают хорошо читающие учащиеся) Фрак – пиджак короткий спереди, с длинными узкими фалдами (полами) сзади, брюки с атласными лампасами. Сазан – промысловая пресноводная рыба с крупной чешуей. Фазан – птица из отряда курообразных. | Учащиеся читают хором слоги. Высказывают своё мнение. Написание новых букв и соединений с ней. Контроль за своей работой. Работа по образцу, списывание с письменного текста, письмо под диктовку. Составляют предложения с данными словами. Чтение слов, знакомство с лексическим значением. | ) Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. (Р) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (Л) Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
Этап 5. Самостоятельная работа. | — Составьте слова, двигая карточки. Запишите слова в пропись. | Дети составляют слова, самостоятельно записывают их в пропись. | (Р) Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу. (Л) Применение приобретенных навыков в практической деятельности; использование усвоенных приемов работы для решения учебных задач; осуществление самоконтроля при выполнении самостоятельных заданий, обнаружение устойчивого внимания, подчинённое той деятельности, которую выполняют. |
Этап 6. Работа с текстом. Игра | — И эта последняя станция нашего путешествия с Фунтиком. Здесь мы узнаем, какой предмет ему будет необходим для выступления в цирке. Готовы узнать? 1) Работа с текстом до чтения. – Прочитайте заглавие. – О чём пойдёт речь в стихотворении? – Рассмотрите картинку, о какой игре будет говориться в стихотворении Генриха Сапгира? 2) Чтение текста самостоятельно. − Проверьте свои предположения. Прочитайте стихотворение про себя. 3) Выявление первичного восприятия. – Действительно ли интересна игра в футбол? Чем? 4) Повторное комментированное чтение вслух. − Кто в стихотворении высказывает мнение о футболе? − Прочитайте, что говорила мама, тетя, сестра, мальчик. − Кому в семье нравится играть в футбол? − Как мы это поняли? Что показывает мальчик на картинке? − Маленькие слова в тексте: фи, фу, ну, во в русском языке называют междометиями. Именно эти слова помогают выразить отношение к игре. Какой смысл несут в себе данные слова? — Прочитать стихотворение, интонацией показывая отношение членов семьи. Слова мальчика читают все, показывая рукой жест: большой палец вверх. — Какой же предмет для выступления в цирке выберет Фунтик? (просмотр видео) | Дети читают и отвечают на поставленные вопросы. (о футболе) (мама, тетя, сестра, мальчик) (мальчику) (большой палец вверх) Высказывают своё мнение | (Р) Формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. (П) Формирование умения находить ответы на вопросы в иллюстрации. (Л) Формирование умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. |
Этап 7. Итог урока. Рефлексия. | — Вспомните тему нашего урока? — Вспомните, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? — Что нового и интересного узнали по данной теме? — В чём-то испытывали затруднения? (организует рефлексию) Кто считает, что урок был интересным, щёлкните на улыбающийся смайлик, кому не всё показалось интересным, на расстроенного смайлика, кому совсем было не интересно, то на плачущего смайлика. - Спасибо за урок. | Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание) | (Л) Самоконтроль; устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. (Р) Совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. (К) Строить монологическое высказывание. |
Использованные ресурсы:
Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова «Букварь» 1 класс – М.: Вентана-Граф, 20120 год.
М.М. Безруких «Рабочая тетрадь № 3» прописи, 1 класс – М.: Вентана-Граф, 2020 год.
Минченко Т.Ю. Материалы Мастер-класса. Часть X. Уровень III
Зуева Т.В. "Как сделать плетёнку в ActivInspire". Занимательная дидактика в ActivInspire