Технологическая карта урока «Три среды обитания живых организмов»
Технологическая карта урока
Биология 5 класс
1. | ФИО учителя | Соколова Наталья Ивановна |
2. | Место работы | МБОУ «СОШ № 4» г. Сафоново |
3. | Должность | Учитель биологии и химии |
4. | Предмет | Биология |
5. | Класс | 5 |
6. | Тема урока | «Три среды обитания живых организмов» |
7. | Тип урока | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
8. | Учебник | Сонин Н.И., Плешаков А.А Биология. Введение в биологию. Москва. Дрофа 2014 (концентрический курс) |
Цель урока | Расширить и углубить знания о среде обитания организмов | |
Задачи урока | -обучающие: | познакомить учащихся с различными средами организмов, с условиями обитания в каждой среде, выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания |
-развивающие | развивать умения выделять главное; развивать логическое мышление, память, речь, навыки работы в группах, способствовать формированию и развитию УУД как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся | |
- воспитательные | способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, прививать интерес к природе, видеть прекрасное |
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
научиться перечислять среды обитания; выделять особенности живых организмов, сформированные средой их обитания; Научиться выделять признаки приспособленности живых организмов в зависимости от среды их обитания. | Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, интерактивных заданий. Регулятивные: применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств; изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей. | Формирование мотивации учащихся к изучению биологии; Формирование у учащихся логического мышления и умения рассуждать; способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а также их относительность в изменяющемся мире. |
№ | Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | |||
1. | Организационный этап | Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания. | Приветствие, настрой учащихся на работу | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу. | Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и Личностные УУД: создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность сверстниками |
2. | Подготовка учащихся к работе на основном этапе | Обеспечить мотивацию, актуализация субъективного опыты | На слайде (№ 1) представлены рисунки и фотографии животных из разных сред обитания. -Сегодня у нас на уроке «встретились» различные животные. В природе они не могли собраться вместе, потому что живут не только в разных местах (континентах), но и в разных средах обитания. - И так мы с вами разберем, кто, где живет. На доске перечислены среды обитания живых организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. -Итак, как мы назовем тему сегодняшнего урока? - Какие задачи будем решать? - Озвучивает тему и цель урока Слайд № 3 | - Ученики отвечают на поставленные вопросы. Определяют кто из животных, где живет (в какой среде обитания). Предлагают варианты темы урока: - Кто, где живет? - Среды обитания животных и другие. - Какие среды обитания животных существуют? - Какие условия жизни в каждой среде обитания? - Как животные приспособились к жизни в данных условиях? | Коммуникативные УУД: организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог. Познавательные УУД: развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Регулятивное УУД: высказывать свое предположение; Определять и формулировать тему и задачи на уроке с помощью учителя; Предметные УУД: повторение изученного материала «для открытия нового знания» |
3. | Этап усвоения новых знаний и способов действий | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. | Класс был разделен на группы. Каждая группа получила задание «Дать характеристику среды обитания» | Слушают выступления друг друга. Наземно-воздушная среда Слайд № 5, 6, 7, 8 Водная среда Слайд № 9, 10. 11 Почвенная среда Слайд № 12, 13. 14 Организменная среда Слайд № 15 Находят материал в учебнике. | Познавательные УУД: -Продолжить формирование умения работать с учебником и дополнительной литературой -Продолжить формирование умения находить отличия, работать с информационными текстами, объяснять значение новых слов, сравнивать и выделять признаки. Коммуникативные УУД: -продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе -продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать своё мнение -продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи Регулятивные УУД: -продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. Личностные УУД: -создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию. -осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию -устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
4. | Первичная проверка понимания изученного | Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы. Провести коррекцию пробелов в осмыслении материала. | -Положите перед собой карточки с текстом № 1. Внимательно прочитайте текст. - учитель организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. | -Учащиеся читают текст № 1. - Осуждение текста по следующим вопросам: 1. О каких птицах идет речь? 2. Что вас заинтересовало в тексте? 3. Какие вопросы возникли? 4. Чем питаются стрижи? 5.какие у них приспособления к ловле насекомых на лету? 6.Для чего эти птицам нужно иметь много слюнных желез? 7. В какой среде обитания проходит жизнь стрижей. И как они приспособлены к ней? 8 Приведите примеры летающий животных, так же как и стрижи, питающие в воздухе (летучая мышь, стрекоза). По результатам обсуждения учащиеся начинают заполнять таблицу «Приспособленность животных к среде обитания» | Познавательные УУД: -Продолжить формирование умения работать с учебником и дополнительной литературой -Продолжить формирование умения находить отличия, работать с информационными текстами, объяснять значение новых слов, сравнивать и выделять признаки. Коммуникативные УУД: -продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать своё мнение -продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи Регулятивные УУД: -продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. Личностные УУД: -осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию -устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
| | | -Положите перед собой карточки с текстом № 2. Внимательно прочитайте текст. - Учитель организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. | Учащиеся читают текст № 2. - Осуждение текста по следующим вопросам: 1. Какое это животное? 2.В какой среде обитает? 3.Какое у него приспособление к быстрому бегу? Учащиеся продолжают заполнять таблицу. | |
| -Положите перед собой карточки с текстом № 3. Внимательно прочитайте текст. -Учитель организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. | Учащиеся читают текст № 3. - Осуждение текста по следующим вопросам: 1.О какой среде идет речь? 2.Назовите животных, живущих в этой среде. 3.Что за млекопитающее, которое иногда неправильно называют за сходство по внешнему виду рыбой? Учащиеся заполняют очередные графы таблицы. | |||
| | | -Положите перед собой карточки с текстом № 4. Внимательно прочитайте текст. -Учитель организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. | Учащиеся читают текст № 4. - Осуждение текста по следующим вопросам: 1.Как называется эта среда? 2.Каких животных, живущих в почве, вы знаете? Учащиеся заполняют очередные графы таблицы. | |
| Объяснение. Иногда живые организмы поселяются в живых организмах. -Сможете ли вы привести примеры, когда животные поселяются в растениях, животных, человеке? Учитель рассказывает и показывает животных-паразитов. Слайд № 15 | Отвечают на вопросы учителя. Учащиеся заполняют очередные графы таблицы | |||
| Физкультминутка | | | | |
5. | Этап закрепления новых знаний и способов | Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания. | Использование взаимообразных задач. Игра «Кто здесь лишний?» (по средам обитания) Слайд № 28, 29 -По такому же принципу составьте сами четверки слов, обозначающих название животных, где одно слово лишнее. Обменяйтесь с заданием с соседом, решите его. | Выполняют задание. Выявляют закономерность. Анализируют. Объясняют свой выбор. Составляют схемы слов. Обмениваются заданиями с соседом. Решают задание соседа. | Познавательные УУД: -Продолжить формирование умения находить отличия, сравнивать и выделять признаки. Коммуникативные УУД: -продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебную работу -продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать своё мнение -продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи Регулятивные УУД: -продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. Личностные УУД: -создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию. -осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию -устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
6. | Контроль и самоконтроль знаний и способов действий | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий | Организует самостоятельную работу по карточкам | Выполняют задание по карточкам (Приложение. Карточка № 1 Карточка № 2) Осуществляют взаимопроверку. Слайд № 30, 31/data/files/t1594207416.ppt (Три среды обитания живых организмов) | Познавательные УУД: -Продолжить формирование умения работать с учебником и дополнительной литературой, умения находить отличия, работать с информационными текстами, объяснять значение новых слов, сравнивать и выделять признаки. Коммуникативные УУД: -продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебную работу в группе -продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать своё мнение -продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи Регулятивные УУД: -продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. Личностные УУД: -создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию. -осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию -устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
7. | Информация о домашнем задании | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Формулирует задание Параграф 23. Заполнить таблицу «Приспособленность животных к среде обитания» (бурый медведь, змея, дождевой червь). Повышенный уровень. Составить одну-две задачи на определение названия животного, где будут указаны особенности жизни и поведения животных, строение их тела, связанные со средой обитания.
| Записывают домашнее задание. Слайд № 32 | |
8. | Подведение итогов занятия | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. | Подведение итогов самими учащимися. Формулируют конечный результат своей работы. Называют основные позиции нового материала. | Коммуникативные УУД: - -продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать своё мнение -продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи Регулятивные УУД: -продолжить формирование умения интересоваться чужим мнением, высказывать свое. Личностные УУД: -устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
9. | Рефлексия | Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов | Побуждает к высказыванию своего мнения | Высказывают свое мнение - Если я правильно ответил (а) на вопросы карточек, то значит, я хорошо работал(а) на уроке. - Мне не удалось … - Мне следует почитать… , быть более внимательным(ой)… . - Я могу еще поработать с текстом учебника, дополнительной литературой, Интернетом. Слайд № 33 | Регулятивные: -осознание того, что уже усвоено - уметь оценить правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Личностные УУД: организовать рефлексию собственной учебной деятельности |
Текст № 1.
Эти птицы – чемпионы по скорости полета среди птиц. Обычная для них скорость – 120 км. в час. Весной эти птицы прилетают поздно. Их прилет означает наступление устойчивой теплой погоды.
Это небольшие птицы. Клюв у них короткий, широкий. Крылья – длинные, заостренные. В полете они бывают до 19 часов в сутки – ловят насекомых. Ноги совсем маленькие, не приспособленные для хождения. Во рту образуется много слюны. Слюна особенно клейкая во время гнездования.
Заполнение таблицы «Приспособленность животных к среде обитания»
Название животного | Среда обитания | Приспособленность к обитанию в данной среде |
| | |
| | |
| | |
Текст № 2
Самое быстроного животное из всех зверей. Развивает скорость до 110 км. в час., но довольно быстр устает. Если в течение минуты он не догоняет добычу, то прекращает погоню.
Текст № 3
Живя в этой среде, животные либо дышат жабрами. Либо поднимаются к поверхности для вдоха. Животные, активно передвигающиеся в этой среде, имеют обтекаемую форму тела.
Текст № 4
Эта среда обитания характеризуется тем, что она плотная. В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет сюда почти не проникает. Поэтому животные, обитающие в ней, обычно имеют маленькие глаза или совсем лишены органов зрения. Выручает их в жизни обоняние и осязание.
Карточка № 1. Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «- ».
Различают две среды обитания: наземно-воздушную и водную.
Чтобы было легче передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму.
Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 метров. Это помогает им лучше схватывать пищу.
Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде.
Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и опять ныряют
Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.
Карточка № 2. По описанию узнайте, о какой среде идет речь.
Эта среда довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники, как приспособления к движению.
Дом для животных, имеющих крылья. Легкая, неплотная среда.
В эту среду приникает мало света. А на глубину и совсем не проникает.
Ноги животных, обитающих в этой среде, приспособлены к бегу, прыжкам.
Эта среда может изменяться, расти, питаться, дышать, умирать, создавать себе подобных.