Урок экологии «Классификация живых организмов по способу питания и механизму превращения энергии»
Методическое пособие уроков с видеоматериалами
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
УУД
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Изучение нового материала
По способу питания все организмы подразделяются на автотрофов и гетеротрофов
Автотрофы - осуществляют превращение неорганических веществ в органические (зеленые растения и некоторые микроорганизмы).
Гетеротрофы - используют для питания готовые органические вещества (паразитные высшие растения, грибы, некоторые микроорганизмы, все животные и человек).
Существуют организмы и со смешанным типом питания, которые П. Пфеффер назвал миксотрофами.
По механизму превращения неорганических веществ в органические среди автотрофов можно выделить фототрофы и хемотрофы.
Фототрофы (фотосинтез) - зеленые растения, сине-зеленые водоросли и др.
Хемотрофы (хемосинтез) - серные бактерии и др.
Среди гетеротрофов, по современной классификации Дж. М. Андерсона, выделяются три категории организмов: некро- трофы, биотрофы и сапротрофы.
Некротрофы - убивают объект питания (человек, хищники).
Биотрофы питаются за счет других живых организмов (паразиты, кровососы и др.).
Сапротрофы - питаются отмершей органикой.
Первые организмы на Земле были гетеротрофами. Они быстро исчерпали бы себя, если бы не появились автотрофы. При наличии этих групп организмов уже стал возможен примитивный круговорот веществ:
Автотрофы синтезируют органические вещества, а гетеро- трофы их потребляют. При этом происходит расщепление органических веществ. Если продукты расщепления вновь используются автотрофами, возникает круговорот веществ и энергии между организмами, населяющими экосистему.
Используя солнечную энергию и вещества из атмосферы, воды и почвы, растения синтезируют органические соединения. Эти соединения служат растениям строительным материалом, из которого они образуют свои ткани, и источником энергии, необходимой им для поддержания своих функций.
Для высвобождения запасенной ими химической энергии гетеротрофы разлагают органические соединения на исходные не органические компоненты: -оксид углерода (IV), воду, нитраты, фосфаты и др., завершая тем самым круговорот веществ
По отношению к трофическим (пищевым) связям организмы экосистемы подразделяются на продуцентов, консументов и редуцентов
Продуценты (производители первичной продукции) - организмы-автотрофы - представляют комплекс зеленых растений, обеспечивающих органическим веществом все живое население нашей планеты.
Консументы (потребляю) - организмы- гетеротрофы, потребляющие органические вещества, созданные продуцентами. К ним относятся животные, большинство микроорганизмов, частично насекомоядные растения.
Редуценты (восстановители, деструкторы) - организмы, разлагающие органические вещества и превращающие их в неорганические вещества, усваиваемые другими организмами. К редуцентам относятся: бактерии, грибы, сапрофаги, копрофаги, некрофаги и др. Они являются завершающим звеном биологического круговорота веществ.
Итак, экосистема представляет собой любое непрерывно меняющееся единство, включающее все организмы на данном участке и взаимодействующее с окружающей средой таким образом, что поток энергии создает определенную трофическую структуру, видовое разнообразие и круговорот веществ внутри системы.
Вопросы и задания
1. Дайте краткую характеристику организмов по способу питания: автотрофы, гетеротрофы, миксотрофы
2. Чем фототрофы отличаются от хемотрофов?
3. Приведите примеры продуцентов, консументов и редуцентов.
Автотрофное питание. Фотосинтез
Автотрофное питание. Хемосинтез
Гетеротрофы
Гетеротрофный обед венериной мухоловки
Редуценты консументы продуценты реферат
Ресурсы:
С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций