Технологическая карта урока биологии для 5 класса по теме «Организменная среда обитания»
Технологическая карта урока биологии по теме «Организменная среда обитания»
13.11.2015 г. Учитель: Минаев Константин Дмитриевич 5А-4ур, 5-Б – 2ур., 5-В -5ур.
Цели урока: |
Деятельностная – формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия, научить работать с разными источниками информации; Содержательная – расширение знаний о среде обитания изучив особенности организменной среды. |
|||
Задачи урока |
Образовательные |
Формирование представлений об организме как о среде обитания; знакомтсво с характерными чертами организма; выявление особенностей приспособленности к жизни в организме |
||
Развивающие |
Формирование познавательной активности; умений наблюдений за природой; умений работы с различными источниками информации. |
|||
Воспитательные |
Воспитание любви к родному краю, чувства ответственности, основ гигиены. |
|||
Планируемые образовательные результаты |
Предметные |
Приводить примеры паразитических форм растений, животных, грибов, бактерий. Выделять существенные особенности организменной среды. Описывать черты приспособленности организмов к паразитическому образу жизни, использованию других организмов в качестве среды обитания. Применять информационные ресурсы для подготовки сообщения об условиях организменной среды обитания. |
||
Метапредметные |
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. |
|||
Личностные |
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях. |
|||
Тип урока |
Урок усвоения новых знаний |
|||
Содержание ученого материала |
Организменная среда жизни. Приспособленность растений, животных, грибов к использованию других организмов для постоянного или временного обитания. Паразиты среди растений и животных. Особенности их жизнедеятельности. Совместное проживание организмов. |
|||
Основные понятия, термины |
Организм, паразитизм, экологические факторы |
|||
Новые понятия |
Паразитизм |
|||
Формы контроля |
Синквейн, таблица, письменная работы |
|||
Домашнее задание |
Параграф 9, стр. 29 №3; параграф 1О – составить дневник |
Учитель биологии _________________ /К.Д.Минаев/
Тиблица1
Среда обитания |
Аскариды |
Острицы |
Бычий цепень |
Глисты |
Наземно-воздушная |
||||
Водная |
||||
Почвенная |
||||
Организменная |
Синквейн
1-я строка – название, тема (существительное)
2-я строка – описание темы (два прилагательных)
3-я строка – действие (три глагола по теме)
4-я строка – чувство (фраза из 4 слов, выражающая отношение к теме)
5-я строка – повторение сути, синоним первой строки (существительное)
Презентация https://prezi.com/zvuxmaenk3rb/dataimagejpegbase649j4aaqskzjrgabaqaaaqabaad2wceaakgb/
Этап урока |
Вре-мя |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Ресурсное обеспечение |
Формируемые результаты |
Организационный момент |
2 |
Приветствие, проверка готовности к уроку, заполнение журнала |
Подготовка рабочего места, настрой на работу, выяснение отсутствующих |
Классный журнал |
Создание рабочей обстановки |
Проверка домашнего задания |
3 |
Опрос по вопросам : 1.Что такое среда обитания? 2.Какие среды обитания мы уже изучили? 3.Какая среда обитания осталась неизученной |
Групповая работа над вопросами |
Презентация, слайд 2-4 |
Закрепление знаний по прошлой теме, подготовка к изучению нового материала, диагностика систематичности подготовки к уроку |
Проблемно-мотивационный (Стадия вызова) |
3 |
Подведение к мысли о том, что в нашем организме живут другие организмы |
Размышление о том, что в организме тоже могут жить организмы |
Презентация, слайд 5-6 |
Формирование навыков активного слушания и анализа |
Постановка темы и цели урока |
3 |
Помощь в формулировке темы, цели и задач |
Запись темы урока, постановка цели и задач |
Презентация, слайд 7 |
Формирование навыка целеполагания и самооценки |
Информацион-ный |
10 |
Поиск информации о том, что такое организм, его свойствах как среды обитания, прослушивание докладов об аскаридах, острицах, бычьем цепне и глистах – постановка задачи активного слушания и заполнения таблицы |
Активное слушание и заполнение таблицы «Да-нет», выступления с докладами, рассматривание схем жизненных циклом паразитов |
Презентация, слайд 8-17 |
Ознакомление с организмами, живущими в почве, и особенностями жизни в ней, развитие навыка выступления перед публикой, формирование навыков активного слушания и публичного выступления |
Первичная проверка понимания учебного материала |
4 |
Подведение к выводу о том, что жизнь в другом организме – это паразитизм. Изучение паразитов. Противопоставление доказанному. |
Запись понятия «паразитизм» и «паразит», рассмотрение паразитизма. Выявления положительного и нейтрального влияния организма на хозяина |
Презентация, слайд 18-25 |
Развитие навыков анализа и самоанализа знаний, закрепление полученных знаний обмен информацией |
Физкульт-минутка |
3 |
Проведение физических упражнений под музыку «Socu, bace, vira» |
Выполнение упражнений |
Презентация, слайд 26-27 |
Отдых от интеллектуальной деятельности |
Аналитический (организация осмысления информации» |
5 |
Поставновка задачи выполнения синквейна |
Сочинение синквейна об организме |
Презентация, слайд 28 |
Развитие навыка работ с полученной информацией |
Практическое закрепление знаний |
6 |
Сопоставление свойств всех изученных сред обитания, постановка проверочной работы |
Письменная работа над практическими вопросами: 1.Общие факторы среды 2.Приспособления к среде 3.Термин |
Презентация, слайд 29-35 |
Развитие аналитических навыков, использования знаний в жизни, закрепление полученного материала |
Рефлексивный |
3 |
Постановка задачи самооценки |
Запись самооценки в тетради |
Презентация, слайд 35 |
Формирование критических навыков |
Обратная связь |
3 |
Объявление домашнего задания |
Запись домашнего задания в дневник |
Презентация, слайд 36 |
Закрепление знаний, полученных на уроке |
Учитель биологии _______________________________ /К.Д.Минаев/
Надежда Алексеевна Паршукова