Технологическая карта урока учебной практики
ПЛАН УРОКА
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Профессия: 18559 Слесарь-ремонтник
Группа: 1.СР.П5.24
Дата проведения:
Мастер производственного обучения: Альмашов Евгений Валериевич
Место проведения: учебная мастерская № 5
Учебная практика – УП.01 по профессии «Слесарь-ремонтник»
Тема 5: «Работы по разборке, сборке и регулировке узлов и механизмов швейных машин » - (72 часа)
Тема урока: «Чистка и смазка основных швейных механизмов» - (6 ч.)
Тип урока: урок формирования первоначальных умений и навыков
Вид урока: урок практикум
Методы обучения: самостоятельная практическая работа
Задачи урока:
Обучающая: сформировать умения производить чистку механизма передвижения ткани, челночного механизма, фильтра масляного насоса, смазку швейных механизмов.
Развивающая: содействовать развитию профессионального мышления и памяти.
Воспитывающая: способствовать воспитанию чувства ответственности за результат выполненной работы.
Межпредметные связи:
1. МДК 01.01. Технология текущего ремонта простого оборудования
Формы организации учебно-производственной деятельности обучающихся:
1. Фронтальная
2. Индивидуальная
3. Работа в парах
Материально-техническое и методическое оснащение урока:
1. Инструменты:
- кисточка, пинцет, ветошь
- масленка
2. Оборудование
- швейная машина
3. Раздаточный материал:
- кроссворд, эталон ответов, приложение № 1
- информационный кейс, приложение № 2
- тестовое задание, эталон ответов, приложение 3
- оценочная ведомость, приложение 4
- рефлексия, приложение 5;
Элемент структуры урока | Деятельность мастера | Деятельность обучающихся | Примечания по методике обучения |
1. Организационная часть (5 мин.) | -Приветствует обучающихся, проверяет посещаемость, проверяет готовность обучающихся к уроку. -Организует выдачу инструмента | Приветствуют, готовятся к уроку Получают инструмент | |
2. Вводный инструктаж (45 мин.) 2.1.Мотивация учебно-производственной деятельности обучающихся (5 мин) 2.2. Актуализация опорных знаний (10 мин) 2.3.Объяснение нового материала (30 мин) | Задает наводящие вопросы, совместно с обучающимися формулирует тему, цели и задачи занятия. Обосновывает важность новой темы Организует проверку опорных знаний. Предлагает решить кроссворд. Объясняет трудовые приемы чистки с смазки швейных механизмов Показывает трудовые приемы чистки с смазки швейных механизмов Организует проверку усвоения нового материала. Предлагает выполнить тестовое задание Выдаёт задание: 1)произвести чистку механизмов швейной машины 2) произвести смазку механизмов швейной машины Указывает рабочее место, напоминает о ТБ. | Воспринимают и записывают тему. Участвуют в формулировке целей Слушают, воспринимают
Выполняют задание, проверяют друг у друга по эталону (приложение № 1) Слушают, воспринимают Наблюдают за показом рабочих приёмов, сравнивают с наглядным пособием (прил. № 2) Выполняют задание, проверяют друг у друга по эталону (приложение № 3) Слушают, запоминают |
метод контроля взаимоконтроль Наглядно-демонстрационное инструктирование метод контроля взаимоконтроль инструктирование |
3. Текущий инструктаж. ( 210 мин.) 3.1. Самостоятельная работа по выполнению учебно-практического задания
| Целевые обходы рабочих мест: -проверка организации рабочих мест; - контроль правильности выполнения рабочих приемов; - соблюдение технических условий и трудовых приёмов; - оказание помощи отстающим обучающимся; - наблюдение за обучающимися, корректировка их деятельность; - сбор информации для подведения итогов; - наблюдает, оценивает, заполняет карточку оценки (прил. № 4) | Выполняют задание | практический |
4.Заключительный инструктаж. (10 мин.) | Сообщение и комментарии оценки деятельности обучающихся на уроке. Демонстрация качественно выполненных работ. Организует беседу с обучающимися по допущенным ошибкам. Выставляет оценки. | Слушают мастера п/о. Участвуют в беседе (рассказывают о возникших трудностях, о допущенных ошибках и их устранении). Слушают мастера п/о. | Проводят само и взаимоконтроль. Беседуют с мастером. Проводят рефлексию (прил. № 5) беседа |
5. Уборка рабочих мест и инструментов. | Контролирует уборку рабочих мест | Убирают рабочие места, сдают инструмент | |
Мастер производственного обучения: ___________ (Альмашов Е.В.)
Приложение № 1
Вспомните названия деталей и приспособлений швейной машины, впишите их в кроссворд и отгадайте ключевое слово.
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | 1 | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | 2 | | | | | | | | | | | |
| | | 3 | | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
1. Зубчатая деталь, находящаяся под лапкой, предназначенная для продвижения ткани.
2. Деталь, прижимающая к игольной пластине и рейке ткань
3. Деталь, которая захватывает петлю или напуск иглы, расширяет ее, обводит вокруг шпульки, осуществляет переплетение верхней и нижней нити
4. Длинный поводок на лицевой стороне машинки, выдергивающий нитку во время
образования стежка, имеющий ушко или разрез для вдевания верхней нитки.
Эталон:
| | | | | | м | | | | | | | | | | |
| | | | | р | е | й | к | а | | | | | | | |
| | | | | | х | | | | | | | | | | |
| | | | | л | а | п | к | а | | | | | | | |
| | | ч | е | л | н | о | к | | | | | | | | |
н | и | т | е | п | р | и | т | я | г | и | в | а | т | е | л | ь |
| | | | | | з | | | | | | | | | | |
| | | | | | м | | | | | | | | | | |
Приложение № 2
Инструкция по чистке и смазке швейных машин
Подготовка машины к чистке и смазке. Освободите от посторонних предметов поверхность рабочего стола 1. Проверьте наличие на рабочем месте в ящике 12 стола необходимых инструментов: отвертки, кисточки, масленки.
Выключите электродвигатель, нажав на кнопку «Стоп» на панели 6 включения электрофрикционного привода. Перед чисткой электропривода необходимо также полностью отключить электропривод от электропитания, вынув вилку из розетки или отключив общее электропитание электрооборудования.
С головки 5 швейной машины снимите фронтовую доску, прижимную лапку и игольную пластину. Выньте шпульный колпачок из челночного устройства.
Чистка оборудования. Электропривод чистят кисточкой, удаляя ворс со щитка перед вентилятором электродвигателя и с его боковых ребер. Ветошью удаляют пыль с корпуса электропривода.
С помощью кисточки вычистите и протрите ветошью детали во фронте и стойке рукава швейной машины. Между тарелочками регулятора натяжения игольной нитки проверьте отсутствие спрессованного ворса и ниток. Ворс удалите кисточкой или продувом.
Очистите шпульный колпачок от спрессованного ворса челночной нитки. Не допускается наличие ворса и под пластинчатой пружиной. Присутствие ворса между тарелочками или под пластинчатой пружиной приводит к петлянию в строчке. Не допускается наличие ворса внутри колпачка, что может привести к увеличению натяжения нитки.
С помощью кисточки очистите детали под платформой машины. Особенно тщательно удалите ворс в зоне образования стежка т. е. возле рейки и челночного устройства. Ворс от обрабатываем го материала особенно скапливается и прессуется на рейке мел рядами зубьев. В этом случае кроме кисточки для удаления ворс можно использовать пинцет. Протрите детали и поддон машины.
Смазка машины. По маслоуказателю в платформе машины проверьте уровень масла в картере машины. Он должен быть между двумя рисками. Качество масла проверьте по капле на белой бумаге. Потемнение масла, наличие инородных включений указывать на плохое качество масла в картере.
Опрокиньте в сторону от оператора головку 5 швейной машины на шарнирных петлях. При опрокидывании она должна упереться в стержень 4 на столе, располагаемый за стойкой корпуса машины. Не допускается касания головки машины при опрокидывании подставки 3 стойки 2 машины. В случае касания подставки 3 под бобины головкой 5 машины отрегулируйте угловое положение подставки или ее расположение по высоте.
Определите расположение пробки для слива масла из картера в платформе машины. При некачественном масле под картер подставляют резервуар для сбора отработанного масла. Некачественное масло засоряет фильтры в машине и их проводимость и, как следствие, ухудшает смазку. Это может привести к увеличению износа деталей и уменьшению срока службы деталей и машины целом.
С помощью масленки смажьте детали под платформой машины. Масло по одной или две капли наносят на отверстие в детали под смазку или прорезь сопряжения подвижных относительно друг друга деталей машины.
Установите швейную машину в рабочее положение. Масленкой смажьте детали в рукаве и стойке рукава машины.
При недостаточном уровне масла с помощью масленки (или специальной емкости с маслом и воронки) залейте в картер масло, доведя его уровень до необходимого.
Установите снятые детали. Ветошью оботрите головку машины и поверхность стола.
Рис. 1. Общий вид швейной машины и промышленного стола:
1 - стол; 2 - стойка; 3 - подставка; 4 - стержень; 5 - головка машины;
6 - панель; 7 - электропривод; 8 - прорезиненная накладка; 9 - тяга;
10 - зажим; 11 - педаль; 12 - ящик
Приложение № 3
Изучите информационный кейс и заполните таблицу:
Выполняемая операция | Инструменты |
Чистка электропривода | |
Чистка регулятора натяжения игольной нитки | |
Чистка челночного комплекта | |
Чистка зубчатой рейки | |
Смазка деталей платформы машины | |
Смазка деталей рукава и стойки машины | |
Пополнение уровня масла | |
Эталон:
Выполняемая операция | Инструменты |
Чистка электропривода | кисточка, ветошь |
Чистка регулятора натяжения игольной нитки | кисточка |
Чистка челночного комплекта | кисточка |
Чистка зубчатой рейки | кисточка, пинцет |
Смазка деталей платформы машины | масленка |
Смазка деталей рукава и стойки машины | масленка |
Пополнение уровня масла | масленка, емкость с воронкой |
Приложение № 5
Приложение № 5
Приложение 4.
Оценочная ведомость.
Критерии | Баллы | Ф. И.О. | ||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | ||
Задание (прил. № 3): 7 верных ответов – 3 б. 6 верных ответов – 2 б. 5 и < ответов - 1 б. | 3 2 1 | | | | | | | | | | | | | | | |
Чистка механизма продвижения ткани: (2б) - не качественная | 2 1 | | | | | | | | | | | | | | | |
Чистка челночного механизма: (2б) - не качественная | 2 1 | | | | | | | | | | | | | | | |
Чистка фильтра масляного насоса: (2б) - недостаточная | 2 1 | | | | | | | | | | | | | | | |
Смазка механизмов швейной машины : (3б) - недостаточная - не полная | 3 2 1 | | | | | | | | | | | | | | | |
Оценка | | | | | | | | | | | | | | | |
Критерии оценки: «5» - 12-11 баллов; «4» - 10-8 баллов; «3» - 7 - 5 баллов