Технологическая карта внеклассного мероприятия краеведческой направленности «Природа Пестравского района»
Технологическая карта внеклассного мероприятия краеведческой направленности по одному разделу из учебника (раздел «Природа» 8 класс Алексеев А.И.)
Тема внеклассного мероприятия | Природа Пестравского района. | |||||||||||
Цель внеклассного мероприятия | углубить и расширить знания учащихся о природе, истории и культуре родного края. | |||||||||||
Задачи внеклассного мероприятия: | | |||||||||||
– обучающие | дать знания о природных богатствах родного края, расширить и закрепить знания детей о природе родного края | |||||||||||
– развивающие | продолжают развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делают выводы, высказывают и обосновывают свое мнение, привлекают информацию из дополнительных источников; развивают образную память, логическое мышление, речь учащегося | |||||||||||
– воспитательные | формирование научного мировоззрения, воспитывать бережное отношение к природе | |||||||||||
Образовательные результаты | ||||||||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||||||||
формирование познавательного интереса (Л1), формирование эстетического отношения к живым объектам (Л2) осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости (Л3), -осознание готовности к самообразованию и самовоспитанию (Л4), -формирование адекватной позитивной самооценки(Л5) | Познавательные (П): -исследование практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки (МП1); -формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы (МП2); -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (МП3); -установление причинно-следственных связей (МП4); -построение логической цепи рассуждений (МП5); -выстраивание доказательств (МП6); -объяснение явлений, процессов, связей (МП7); -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (МП8) поиск и выделение необходимой информации (МП1); Регулятивные (Р): -планирование учебной деятельности в соответствии с учебным заданием (МР1); -осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения знаний (МР2); -использование речи для регуляции своей деятельности (МР3); -осуществление само- и взаимоконтроля и коррекции свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами (МР4); -организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (МР5). Коммуникативные (К): - установление рабочих отношений в группе, планирование общих способов работы (МК1); -умение слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь (МК2); -представление информации, сообщение ее в письменной и устной форме (МК3) | Позволяет узнать сведения о природе родного края, их особенностях, ООПТ; (П1) Узнать о особо охраняемых природных территорий Пестравского района(П2) | ||||||||||
Тип внеклассного мероприятия (по форме проведения) | Игра | |||||||||||
Организация образовательной среды | ||||||||||||
Ресурсы | Демонстрации и практические работы | Технологии | Межпредметные и метапредметные связи | Формы работы | ||||||||
Информационный материал:1. Воронин В.В. География Самарской области. Самара: СИПКРО, 2004. 2. Учайкина И.Р., Лопухов Н.П., Учайкин А.В. Самарская область. Хрестоматия по географии. Самара: 2000. 3. Учайкина И.Р., Савкин И.М. Дидактические материалы по географии самарской области. Самара: 2000. Интернет-ресурсы: Энциклопедия Самарской области https://sites.google.com/site/enciklopediasamarskojoblastit2 Интерактивный материал: | презентация | Игровая технология | Биология: знания о растениях и животных Краеведение: знания о Пестравском районе | Групповая, фронтальная, индивидуальная | ||||||||
Организация деятельности по достижению образовательных результатов | ||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||
П | Р | К | Л | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||
Подготовка к внеклассному мероприятию | ||||||||||||
1. Учитель включает технику, выводит на экран презентацию, проверяет работает ли все. | Рассаживаются по местам. Ждут начала игры. Обучающиеся готовятся к занятию, концентрируют внимание. | | МР2; МР4; | МК3 | Л5; | |||||||
II. Общее введение, актуализация и мотивация учебной деятельности, целеполагание (10 минут) | ||||||||||||
2. Организует учащихся, приветствует их, проверяет присутствующих (1 мин.): настраивает учащихся на учебную деятельность; визуально проверяет готовность класса к уроку; приветствует учащихся | Готовятся к мероприятию. Приветствуют учителя. Сообщают отсутствующих | МП11; | МР1; | МК1, МК2 | Л1; | |||||||
3.Мотивирует и стимулирует деятельность учащихся (3 мин.): Добрый день, уважаемые команды. Сегодня мы с вами совершим путешествие по Самарскому краю, а именно по Пестравскому району познакомимся с особенностями природы и обитателями нашего края. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. | МП3; МП6; МП8; | МР1; МР2; | МК1; МК2, МК3 | Л1; | |||||||
III. Проведение внеклассного мероприятия (25 минут) | ||||||||||||
4.Начало игры: Мы начнем наше путешествие! Итак, первое задание – вам нужно придумать название вашей команды и выбрать капитана. (2мин.) | Каждая команда выбирает для себя капитана и название. | П1; П2; МП1; МП3; МП4; МП6; МП7; | МР1; МР2; МР3; | МК1; МК2; МК3; | Л1; Л2; Л3; | |||||||
5. Проведение игры: Сейчас мы проверим, какая команда лучше знает особо охраняемые территории Пестравского района. Задание 1 находится у вас на столах. Ваша задача соотнести рисунок и описание к данному объекту. (Приложение 1) Давайте с вами узнаем какие реки протекают на территории нашего района задание 2 (Приложение 2) Задание 3: Вы должны за 3 минуты вспомнить и написать как можно больше растений Самарской области, занесенные в красную книгу. Задание 4: Назовите какие животные обитают в Самарской области (ответы учеников). Молодцы! Теперь давайте выполним задание. Кто быстрее назовет зашифрованное животное? (Приложение 3) Наше путешествие по Пестравскому району заканчивается. За это время мы многое узнали и совсем другими глазами посмотрели на край, в котором мы живем. Пусть искорка любви, родившейся сегодня, останется в ваших сердцах навсегда. | Слушают учителя, выполняют задание. Ответы учеников: гадюка обыкновенная, аист черный, заяц беляк, тетерев, лисица, кряква, кабан, косуля, лось | П1; П2; МП2; МП3; МП4; | МР1; МР2; МР5; | МК1; МК2; МК3; МК4; | Л1; Л3; Л5; | |||||||
IV. Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (10 минут) | ||||||||||||
6.Учитель подводит итоги, объявляет результаты и проводит награждение команд. Осуществляет рефлексию: сообщает, что изучили природу Пестравского района. Просит закончить предложения: сегодня на уроке: - я узнал… - я научился… - мне было легко… - мне было сложно… | Слушают учителя, осуществляют рефлексю, делятся впечатлениями. | | МР2; МР4; | МК3 | Л5; |
Приложение 1
Особо охраняемые территории Пестравского района.
Задание 1. Соотнесите название ООПТ и описание к нему.
Урочище Лебяжье | Самым значительным и уникальным медепроявлением в Самарской области является исследуемый археологами древний горно-металлургический комплекс, расположенный недалеко от с. Михайло-Овсянка в Пестравском р-не, на котором ещё во II тыс. до н.э. производилась добыча меди. |
Михайло-овсянка | Расположена в 10 км юго-восточнее с. Михеевка, в верховья р. Мокрая Овсянка, на границе с Саратовской областью. Почвы темно-каштановые карбонатные среднесмытые, по днищу балки - засоленные. Растительность днища речки - луговая и степная, заброшенные пахотные земли заросли житняком. По водотокам, сухому днищу долины, береговым обрывам широко распространены виды семейства маревых, по руслу речки местами встречается солерос европейский. |
Лозовая Балка | Природный комплекс разнотравно-типчаково-ковыльных степей и байрачных колков. На территории памятника природы охраняются редкие виды, включённые в Красную книгу Самарской обл.: тюльпаны Шренка и Биберштейна, желтоцвет волжский, дыбка степная, орёл-могильник и др. |
Марьевская балка | Памятник природы регионального значения, площадь 82,3 га. Природный комплекс типчаково-ковыльной степи. При слиянии овр. Сухая Овсянка с примыкающим к нему слева оврагом образуется широкая ложбина, занятая прудом у пос. Лозовый. На территории памятника природы охраняются редкие виды растений, включённые в Красную книгу Самарской обл. – тюльпаны Шренка и Биберштейна, рябчик русский, желтоцвет волжский и др |
Приложение 2.
Реки Самарской области.
Задание 3. Обведите реки Пестравского района.
Волга
Мокрая Овсянка
Самара
Большой Кинель
Сок
Черненькая
Большой Черемшан
Чапаевка
Кондурча
Большой Иргиз
Чагра
Малый Кинель
Кутулук
Овсянка
Сургут
Каралык
Сарбай
Безенчук
Падовка
Уса
Липовка
Кармала
Сухая Овсянка
Приложение №3
Задание 4: о каком животном идет речь?
На краю леса возвышаются кучки свежевырытой земли. Многие скажут, это работа крота. Но, присмотревшись, мы обнаруживаем интересную картину: все горки земли расположены как по цепочке - одна за другой.
Тот, кто видел места, где водятся кроты, удивится - эти зверьки так не выбрасывают вырытую землю. Специалист же скажет сразу: это работа __________, зверька, с первого взгляда похожего на крота, но принадлежащего совершенно к другому отряду грызунов. Его ближайшие родственники - крысы и суслики. Длина тела ________ составляет 20-26 см.
_________род очень древний. Первые родственники зверька, который роет ходы под вашими ногами, появились на нашей планете 20 млн лет назад. Мир тогда был не очень похож на современный, не было на земле и человека. Мамонт, которого обычно называют как что-то очень древнее, - младенец по сравнению со данным животным.
Обычно говорят: «Слепой, как крот». Но крот по части зрения может дать фору ________. Он хотя и плохо, но все же видит. У_______ глаз нет совсем - они заросли кожей, на их месте можно обнаружить только черные точки. Но зато у него хорошо развит слух, еще лучше - обоняние и осязание.
_________ предпочитает селиться на склонах балок и в других пониженных частях рельефа, где почва достаточно плодородная и растет множество трав. Корнями растений зверек и питается. Зверек сначала подгрызает корень, а затем сквозь дерновину затягивает в нору и надземную часть растения. Поедает он корневища одуванчиков, клевера, клубни-луковицы шпажника и луковицы круглого лука. На зиму делает большие запасы. Иногда в норах находили до 15 кг различных кормов.
Зимой ________ не прекращает своей подземной деятельности, разве что слегка ее замедляет. Кучки земли из ходов этого зверька можно встретить на толстом снеговом покрове. Весной начинает линять и линяет все лето, до самой осени.
О каком животном идет речь? Впишите в пропущенные места название животного.