Технологическая карта зачетного занятия по музыке: Тема: «Веселые нотки».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» ГОРОДА НЕРЮНГРИ
(МБУДО «ЦРТДиЮ»)
Методическая разработка
Технологическая карта зачетного занятия по музыке:
Тема: «Веселые нотки».
Автор: Завалий Виктория Степановна , Педагог дополнительного образования Филиал МБУДО « ЦРТДиЮ» г. Нерюнгри, пос. Беркакит Нерюнгринского района.
г. Нерюнгри 2024 г.
Технологическая карта зачетного занятия по музыке:
Тема: «Веселые нотки».
Автор | Завалий Виктория Степановна педагог дополнительного образования |
Место работы | Филиал МБУДО « ЦРТДиЮ» г. Нерюнгри в п.Беркакит |
Программа | « Звонкие голоса» |
Возраст | 3 – 4 класс. |
Тема занятия | «Веселые нотки». |
Тип занятия | Зачетное занятие |
Цель занятия | Проверить полученные знания и умения по пройденным темам в творческой форме. |
Задачи занятия | 1.Научить детей выражать и передавать свои чувства, эмоции по средствам музыки и пения. 2. Продолжить развитие навыков вокально – хорового пения. 3. Воспитывать чувства взаимовыручки. |
Методы | метод организации художественно-эстетической среды; поиск выразительных средств исполнения; вокально-хоровая работа. |
Форма организации работы | Коллективная форма – хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность. Фронтальная – музыкальная беседа - рассуждение |
Используемые технологии | Информационно - коммуникационные технологии, игровые . |
Универсальные учебные действия: | Личностные: способность нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания. Регулятивные: коррекция, оценка результата. Познавательные: умение обобщать знания и делать выводы. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, принимать участие в коллективном обсуждении, сотрудничать со сверстниками. |
Музыкальный материал | Фонограммы: – «Гномики», «Антошка», «Кошка», «Мишка», «Улыбка", распевки: «Уронили мишку на пол», «Зайку бросила хозяйка», «Дед Андрей», «Слоги», музыкальные игры: «Части тела», «В гнездышке спит птичка……», «Кошка беспородная». |
Оборудование | Ноутбук, диски, фортепиано, презентации, ручки, карточки с заданиями, карточки музыкальных инструментов, текст к Звуковой картине «В весеннем лесу», карточки « Найди правильный ответ» , к заданию « Музыка нашей группы»- контур бабочки, цветные карандаши, карточки к заданию « Телефон», целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, карточки музыкальные инструменты, « телефоны», магнитофон, фонограмма, рисунок бабочки, музыкальные знаки, колонка, вопросы, карандаши цветные. |
Ход занятия
| Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент | Подготовка к занятию – зачету. Расстановка столов, распределения карточек к заданиям. | Дети рассаживаются по местам в кабинете. | Коммуникативные: Планирование сотрудничества с педагогом и со сверстниками Познавательные: владение словарем музыкальных терминов и понятий в процессе размышлений о музыкальных инструментах. Регулятивные : проявление способности к само регуляции в процессе работы над разгадыванием загадок на занятие. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка цели и задач зачетного занятия. Мотивация обучающихся | - Добрый день дорогие ребята и гости нашего занятия. Сегодня у нас необычное зачетное занятия. Называется «Веселые нотки». - На этом занятие мы, закрепим все полученные знания и умения, которые вы получили в течение года. Для того, чтобы получить оценку по зачету, надо сегодня пройти несколько испытаний. Выполнить творческие и музыкальные задания. И для этого, мы сейчас разделимся на две команды. Ну задания будут, как для всей команды, так и индивидуально для каждого. | Здороваются. Слушают объяснения педагога. По очереди вытаскиваем жетоны и делятся на две команды.. | Личностные: Формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности обучающихся. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний. «Пение распевок» | - Начинает наше зачетное занятие. -Вспомните ребята, перед исполнением любых песен сначала нужно что сделать? -Правильно, обязательно распеться. Давайте разогреем наш голосовой аппарат. Первое задания - «Пение распевок» «Уронили мишку на пол» «Зайку бросила хозяйка» «Дед Андрей» - Молодцы ребята, хорошо показали, как умеете распеваться. | Ответы детей. Вокально-хоровая работа Распевка (Пение распевок по нотам постепенного движения в диапазоне терции, произношение губных согласных) Дети поют распевки. | Познавательные: Научится осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности; Регулятивные: Научится прогнозировать содержание произведения по его музыкальным средствам выразительности, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Найти спрятанные песни. Задание « Телефон» | Молодцы! С первым заданием справились. Теперь переходим ко второму заданию, которое называется «Телефон». Вы все хорошо знаете, что такое телефон. А знаете, что такое музыкальный телефон?? Вот сейчас и узнаем. Каждый получает нарисованный телефон. Ваша задача, внимательно посмотреть номера, который написаны. С помощью этих номеров, вы должны найти название песен, которые спрятались. Песни и знакомые и незнакомые. Время ограниченное, так что выполняйте быстро. - Давайте проверим, какие же песни у вас получились. | Ответы детей. Раздаются карточки каждому с изображением телефона, карандаши. (Звучит музыка, дети выполняют задание «Телефон») Проверяют , правильность выполнения задания « Телефон» (.1) 2-3-5 – « Гномики», 2) 4-6-10-8 – « Антошка», 3) 1-10-8 – « Кошка», 4) 3-10-8 – « Мишка», 5) 7-9-8 – « Улыбка". | Личностные :. Освоение способов отражения жизни и воздействия музыки на человека. Распознать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыкальных произведений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. «Музыкальные инструменты» | - Здорово, выполнили второе задание. А теперь переходим к 3 заданию. «Музыкальные инструменты» . Вы хорошо знаете, что у музыкальных инструментов, есть у каждого своего домика. Вот сейчас всей командой разместите музыкальные инструменты в свои домики. Вам даю набор разных музыкальных инструментов, клей, название домиков «Струнный», «Удачный», «Духовой», «Клавишный». Задание понятно? Приступаем к расселению. - Давайте посмотрим, правильно ли вы распределили музыкальные инструменты. (Показываю картинки). - Для каких инструментом трудно сразу было найти домик? - Какие легко нашли свой домик? | Набор музыкальных инструментов, карточки «домики» «Струнный», «Удачный», «Духовой», «Клавишный». (Под музыку дети расселяют инструменты по домикам)
Дети сравнивают свои картинки, с правильной. Ответы детей. | Регулятивные : Научится принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия. Личностные : понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. «Звуковая картина». | Переходим к 4 заданию, которое называется «Звуковая картина». Вы сейчас попробуете вжиться в роль и попробовать сделать звуковую картинку ««В весеннем лесу». У вас нет музыкальных инструментов, вы будете использовать все что я вам предложу. Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон. Я буду вам читать текст, а вы будете его сопровождать звуком. Задание понятно? Давайте попробуем. Молодцы. - А теперь, мы с вами попробуем сочинить мелодию к песенке дятла. - У вас есть время, немного порепетировать свою маленькую мелодию. -Сейчас устроим маленький концерт. Давайте прослушаем наши мелодии, которые получились. Кто первый желает познакомить со своей мелодией? Здорово, красивые и разные мелодию у нас получились. А как вы думаете, почему разные мелодии получились? | Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон. Ответы детей. Звуковая картина «В весеннем лесу». «Идём в лес по лужам» - дети равномерно хрустят целлофаном. «Бежим» - хрустят в быстром темпе. «Остановились, прислушались» - пауза. «Завыл ветер» - голосом изобразить вой ветра. «Зашумели ветви деревьев» - дети шуршат листами бумаги. «Дятел стучит» - карандашами по столу. «День за днём стучу, стучу: Тук-тук-тук-тук-тук. Все деревья я лечу, Тук-тук-тук-тук-тук (Раздается стихотворение на команды по желанию каждому) Дети пробуют сочинить мелодию. По очереди, дети играют свои маленькие мелодии. Ответы детей. ( Каждый человек по разному воспринимает музыку и по разному слышит ее.) | Коммуникативные: Научится понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях. Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения «сочинения» (импровизаций) . | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Физминутка. | Чтобы немного отдохнуть, давайте пропоем с движениями наши музыкальные игры «Части тела» «В гнездышке спит птичка……» | Физминутка. Дети встают, припевая, показывают каждое движение, которое поется в музыкальной игре. | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. «Найди правильный ответ». | - Немного подвигались, теперь продолжим. Мы с вами подошли к 6 заданию, которое называется: «Найди правильный ответ». -Я вам буду задавать вопросы с вариантами ответов, а вы должны найти правильный вариант. -Понятно задание? -Правильный ответ записываете в бланк ответов. Только обязательно посовещайтесь в команде. У вас должен быть только один ответ. - Теперь давайте вместе проверим, правильность выполнения задания. (Педагог читает правильные ответы.) | Детям раздается бланки ответов. «Найди правильный ответ»
Дети смотря в бланк, отмечают правильные ответы. | Коммуникативные: Научится принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Научится в процессе исполнения вслушиваться в звучание всего коллектива, слушать себя и своих товарищей по группе, не выделяться. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. «Пение выученной песни». | – Вот мы с вами подошли у 7 заданию. Как вы думаете, ребята, а что мы сегодня на зачетном занятии, еще не делали? - Правильно, ну какое же занятие без песни. Вот 7 задание так и называется «Пение выученной песни». Мы сейчас с вами споем нашу любимую песню «Кошка беспородная». - А какая по характеру эта песня? - Правильно, песня очень эмоционально на нас отозвалась. Так как, в песни, дети теряют кошку. И очень переживают. Ну а в финале песни, что происходит? - Молодцы, ребята. Красиво и эмоционально спели песню. | Дети перечисляют, что еще не делали. Ответы детей (Нежная, ласковая, как кошка. Ну есть момент в песне, когда кошка пропадает. И становится очень грустно и тревожно.) Ответы детей. (Дети находят кошку, она приходит вместе с котятами). Поют песню «Кошка беспородная». « Фонарики дружбы» | Регулятивные: Научится передавать содержание произведения по его музыкальным средствам выразительности, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. «Музыка нашей группы» | И вот наконец, мы подошли к последнему творческому заданию. «Музыка нашей группы» - А на что похожа музыка? -По-моему музыка похожа на бабочку. Она такая же яркая, воздушная, невесомая. Кто со мной согласен? Сейчас вы нарисуете музыкальную бабочку. Каждая команда получает свою половинку бабочки и музыкальные знаки. Посмотрим, какая получится бабочка нашей группы. - Посмотрим, что у нас получилось. (Рассматривают бабочку, которая получилась) - Какая по характеру, музыка нашей группы? | Ответы детей.
(Рисуют под инструментальную музыку). (Показывают бабочку). Высказывают свое мнение к рисунку «Музыка моей группы». | Коммуникативные: совершенствование умений планирования сотрудничества с педагогом и сверстниками в процессе музыкальной деятельности; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия. | -Вот и подошло к концу наше занятие – зачет. - Ребята, что вам больше всего понравилось? -Что получилось, над чем надо еще работать? Давайте все вместе оценим нашу сегодняшнюю работу. Для этого я вам раздам смайлики, и вы выберете тот, который больше всего подходит к нашему занятию – зачету. Все большие молодцы! Давайте все вместе поаплодируем друг другу! И сделаем общее фото с нашей бабочкой. -До свидания, до следующего занятия! | Ответы детей. Раздаются смайлики, дети выбирают, тот который больше всего, по их мнению, подходит. Дети цепляют смайлики. Фотографируются с бабочкой . | Личностные: Формирование интереса к музыкальным занятиям Освоение способов отражения жизни и воздействия музыки на человека. Уметь выражать свои мысли. Давать эмоциональную оценку деятельности на занятие. |
Приложение.
Номер вопроса | 1. | 2. | 3. |
1. | | | |
2. | | | |
3. | | | |
4. | | | |
5. | | | |
6. | | | |
7. | | | |
8. | | | |
«Найди правильный ответ»
1. Что обозначает слово: «пиано»
1. громко, 2 весело, 3. тихо
2. Название, какого музыкального инструмента получается из слов «пиано» и «форте»?
1.Рояль, 2. Фортепиано, 3. Гитара
3. Инструмент симфонического оркестра: 1.) ложки, 2.) флейта, 3.) бубен
4. Инструмент русского народного оркестра:
1)балалайка, 2.) гобой, 3) флейта.
5. Значок, с помощью которого записывают музыку:
1) нота, 2) рондо, 3) романс.
6. Кто сочиняет музыку–1.) актёр, 2) слушатель, 3) композитор
7. Руководитель оркестра – 1.) солист, 2.) слушатель, 3) дирижёр
8. Музыкальный спектакль, в котором персонажи поют и танцуют под музыку оркестра: 1) балет, 2)вальс, 3) опера
11