Технологическая карта занятия по истории «Россия в период реформ Петра I»
Технологическая карта урока истории по теме
«Россия в период реформ Петра I»
преподавателя Макаров В.В.
Предмет, группа | История, 1 курс | ||||
Тема занятия № 23 по теме | Россия в период реформ Петра I | ||||
Тип учебного занятия | Урок изучения нового материала | ||||
Цель урока | Ознакомление обучающихся с внешней политикой, реформами Петра I, их последствиями и итогами. | ||||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные | ||
| Научить обучающихся обмениваться информацией, работать индивидуально и в группе, анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности посредством ознакомления с историей России начала 18 в., раскрытия причин, сущности и последствий петровских реформ. | Развить умение самостоятельного поиска и анализа необходимой информации с использованием различных источников: учебника, Интернета, библиотеки, справочников, карты; развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности. | Воспитывать уважение к историческому прошлому России нравственную позицию, формировать интерес к истории, уважение к личности как деятельностному началу в истории. Формировать навыки самостоятельного мышления критического восприятия, основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований. | ||
Вид используемых на уроке средств ИКТ (ЭОР на СD, ресурсы Интернет) | Универсальные – презентация в PowerPoint Ресурсы Интернета: http://yandex.ru/video/search?fiw http://www.youtube.com/watch http://histerl.ru/maps/rossijskaya-imperiya-v-pervoj-polovine-18-v.htm | ||||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение | Мультимедийный комплект, карты, атласы, учебник, CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.» Выход в Интернет |
Общие компетенции, на формирование которых направлено учебное занятие –
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Планируемые результаты:
Предметные - уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических деятелей.
Личностные - понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять чувство любви к Родине, уважение к ее истории.
Метапредметные - владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи.
Предварительная подготовка.
Опережающее задание -доклад о биографии Петра 1.
Ход учебного занятия
Этапы учебного занятия | Содержание учебного материала / Содержание деятельности преподавателя и обучающихся | Методы обучения / технологии | Средства обучения | Хронометраж | |||||
Организационно-мотивационный этап | Преподаватель: 1) Приветствие 2) Проверка посещаемости 3) Краткая аннотация урока с представлением актуальности. (Краткое представление о Петре I с использованием видеоролика или доклада студента.) 4) Вопросы для студентов – Определите цели и задачи урока. Обучающиеся: Студенты, отвечая на вопросы преподавателя, формулируют цель урока – Модели правильного ответа: 1.Характеристика личности Петра 1 2.Внешняя политика Петра 1 3.Реформы 4.Итоги и последствия правления Петра Великого для России. | Рассказ, эвристическая беседа, наглядно-демонстрационные методы/ технология проблемного обучения и технология компьютерного обучения | Презентация (слайд 1,2,3,4), ЭОР http://yandex.ru/video/search?fiw | 5 минут | |||||
| Преподаватель Закрепление ранее полученных знаний по петровской эпохе, задает обучающимся систему вопросов, структурированных по дидактическим целям - С чем у вас ассоциируется петровская эпоха? Какие с ней связаны воспоминания из истории, худ.фильмов и книг? Обучающиеся Студенты отвечают на вопросы и определяют, что им известно об этой эпохе | Рассказ, эвристическая беседа/ технология развивающего обучения, | | 5 мин. | |||||
Сообщение нового материала | Преподаватель Знакомит студентов с направлениями, событиями и итогами внешней политики Петра 1. Обучающиеся Находят в учебнике «Начало Северной войны» и выписывают основные сражения в форме таблицы(дата,событие,итоги): Северная война- битва под Нарвой 1700г. Битва при д.Лесной 1708 г Полтавская битва 1709 г. Гангутское сражение 1714 г. Гренгамское сражение 1720 г. Преподаватель Какие результаты внешней политики вы можете назвать? Обучающиеся После окончания работ студенты делают вывод об итогах внешней политики Преподаватель –
Реформы Петра Великого: Великое посольство, Военная реформа, Реформы в области экономики и торговли. Реформы государственного управления. Студенты Студенты ведут конспект лекции, отвечают на вопросы учителя, оценивают качество и сложность реформ, а также сами задают вопросы преподавателю. | Технология опорной книги учебник истории (возможно использование атласа и контурных карт) Рассказ ,беседа | Презентация (слайд 5,6), В.В. Артемов Ю.Н.Лубченков «История Отечества» http://histerl.ru/maps/rossijskaya-imperiya-v-pervoj-polovine-18-v.htm Карта Россия в начале 18 века. Презентация(7-12 слайды). | 20 мин. 50 мин. | |||||
Закрепление изученного материал | Преподаватель: Устный опрос по основным вопросам занятия. | | | 5 мин. | |||||
| Преподаватель: Вывод по теме и мнение студентов о занятии. Студенты отмечают достоинства и недостатки занятия. Преподаватель | | Презентация(13-15). | 3 мин | |||||
Домашне е задание | Преподаватель Дает комментарий к домашнему заданию.(выполнить на выбор) 1.Конспект лекции. 2. Реферат о Петре 1. 3.Написать сочинение «Цена петровских реформ». 4. Реформы в области культуры и просвещения. | | | 2 мин. |
Приложение №1
Таблица оценивания работы проектных групп по реформам Петра 1
(для преподавателя или экспертов)
Участники групп проектов | Презентация, представление | Компетентность в теме проекта | Умение формулировать и задавать вопросы | |
Простые (репродук тивные) | Проблем-ные | |||
Военные 1 2 3 4 5 | | | | |
Экономические 1 2 3 4 5 | | | | |
Гос.управление 1 2 3 4 5 | | | | |
Социальные 1 2 3 4 5 | | | | |
Культура, быт образование 1 2 3 4 5 | | | |
Приложение №2
Лист самоанализа студента группы ______ __________________________________________
Этапы урока | Активность и собственная оценка | Оценка координатора группы проекта |
1.Мотивация и актуализация знаний | | |
2. Представление нового материала | | |
3. Закрепление изученного материала | | |
4.Рефлексия и самооценка | | |
Итоговая оценка за урок | | |
Рефлексия (студент выбирает смайлик (фигуру) соответствующий эмоциональному состоянию -Задания на уроке оказались слишком трудными! - Сегодня на уроке не все задания были легкими Я легко справился со всеми заданиями! | | |
Рефлексия на тему: «Использование современных пед.технологий на уроке
Россия в период реформ Петра I»
№ п/п | Название пед.технологии | Как используется на уроке | Аспекты пед.технологий, используемые на уроке |
1. | Проектная технология | 1)Дается предварительное задание на проект 2) заранее в кабинете оформляется «Уголок проекта» 4) публичная защита и презентация групповых проектов | Выполнение краткосрочного, фронтального проекта на тему: «Реформы Петра» - Группа делится на 5 подгрупп, каждая из которых выполняет групповой проект по конкретной реформе (военные, экономические, гос.управление, социальные, культура, образование , быт) Публичная защита групповых проектов с использованием компьютерных презентаций |
2 3. | Алгоритмизированная технология Интерактивная технология | Дается алгоритм выполнения проекта: 1.Изучить источники информации (учебник, дополнительную литературу, интернет-ресурсы) и выбрать материал по заданной теме 2.Подготовить презентацию (10-15 слайдов). 3.Подготовиться к публичной защите (5-7 мин.) В заключении сделав вывод о том, к чему привели данные реформы и насколько прогрессивными они были. 4. Подготовить вопросы (1-3) другим подгруппам по их реформам 5.Подготовить вопросы преподавателю, если что-то будет не понятно. | В каждой подгруппе определяется координатор (ответственный), который распределяет задания между членами группы, получив алгоритм выполнения. |
4. | Технология развивающего обучения | Преподаватель создает на уроке условия для проявления познавательной активности учеников. Эта цель достигается следующими путями: учитель создает проблемные ситуации; использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт обучающихся; создает атмосферу заинтересованности студентов, стимулирует к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; оценивает не только конечный результат, но и процесс деятельности ученика. | Учитель задает обучающимся систему вопросов, структурированных по дидактическим целям и использует метод эвристической беседы |
5. | Технология компьютерного обучения (реализация на IIуровне по Ершову А.П) | Преподаватель использует презентации для объяснения нового материала, а также для опроса и мониторинга знаний студентов. - . | Студенты готовят свои слайд-презентации в ходе самостоятельной работы и демонстрируют их группе. - Студенты регулярно используют Интернет при выполнении заданий |