Технологическая карта занятия по обществознанию «Культура и духовная жизнь общества» (11 класс)
ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.
Технологическая карта занятия № 11.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ | |||||||
Этапы урока | Время (мин) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации со- взаимо действия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. Мотивация к учебной деятельности | 5 | Подготовка учащихся к уроку | Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока | Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока | Фрон тальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают учебную задачу | Записи в тетради |
II. Актуализация знаний | 10 | Беседа по теме «Культура и духовная жизнь общества» | Вопросы: Для чего обществу нужна культура? Какую пользу она приносит? Как вы оцениваете свой личный уровень культуры? | Высказывают свое мнение | Фрон тальная | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Познавательные: общеучебные - формулируют ответы на вопросы учителя; логические - осуществляют поиск необходимой информации | Устный опрос |
III. Изучение нового матери ала | 50 | Презентация «Культура и духовная жизнь общества». Работа с терминами. | Показывает и комментирует слайды презентации.(доска) Организует работу со школьным словарем, помогает учащимся раскрыть смысл терминов: «культура», «элитарная культура», «массовая культура». | Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь. Выполняют задания, записывают термины в тетрадь. | Индивидуальная. Индивидуальная, фронтальная работа. | Познавательные: общеучебные - умеют находить нужную информацию, выделять главное; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о культурных и духовных ценностях. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении ; оформляют диалогические высказывания, обмениваются мнениями,! | Записи в тетради. Записи в тетради, устные ответы. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | 3. Работа | 3. Формулирует задание: | 3. Составляют | 3. Инди- | слушают друг друга, понимают позицию | 3. Записи |
| | с текстом | - ознакомиться с новым материа- | тезисный план- | виду ал ь- | партнера. | в тетради. |
| | учебника, | лом; | конспект. | ная ра- | | |
| | с. 116-117. | - составить тезисный план- | | бота. | Регулятивные: планируют решение | |
| | | конспект. | | | учебной задачи, выстраивают алгоритм | |
| | 4. Заполне- | 4. Делит учащихся на группы: | 4. Заполняют | 4. Груп- | действий; корректируют деятельность, | 4. Записи |
| | ние таблицы | 1-я группа - определяет «плюсы» | таблицу, аргу- | повая ра- | вносят изменения в процесс с учетом | в тетради, |
| | (см. Прило- | массовой культуры; | ментированно | бота. | возникших трудностей. | устные от- |
| | жение 1 | 2-я группа - «минусы» массовой | отстаивают соб- | | | веты. |
| | ). | культуры. | ственную точку | | Личностные: мотивируют свои дейст- | |
| | | Все данные вносят в таблицу. | зрения. | | вия, проявляют интерес к новому учеб- | |
| | | | | 5. Фрон- | ному материалу | 5. Устные |
| | | | | тальная | | ответы. |
| | . | | | работа | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | . | | | |
| | 5. Выполне- | 5. Формулирует задания, прово- | 5. Выполняют | | | 6. Устные |
| | ние заданий, | дит дискуссионную беседу | задания, отве- | | | ответы |
| | с. 118 | по вопросам учебника. | чают на вопросы | | | |
| | | | | | | |
IV. Пер- | 10 | Выполнение | Организует работу с тестовыми | Выполняют тес- | Индиви- | Личностные: развивают способность | Выполне- |
вичное | | тестовых | заданиями | товые задания | дуальная | к самооценке. | ние теста |
осмысле- | | заданий | | | | Познавательные: | |
ние и за- | | | | | | общеучебные — осуществляют поиск | |
крепле- | | | | | | и выделение информации; | |
ние изу- | | | | | | логические - строят логическую цепочку | |
ченного | | | | | | рассуждений | |
V. Итоги | 10 | Обобщающая | Вопросы: | Отвечают | Фрон- | Личностные: оценивают собственную | Оценива- |
урока. | | беседа | - Что такое духовная жизнь об- | на вопросы. | тальная | учебную деятельность. | ние уча- |
Рефлек- | | | щества? | Определяют | | | щихся |
сия | | | - Что такое культура? | свое эмоцио- | | Регулятивные: прогнозируют | за работу |
I | 2 | 3 | 4 | 5 | , 6 | 7 | 8 |
| | | Как взаимодействуют традиции и новаторство в культуре? Что такое массовая культура и каковы ее признаки? Что такое элитарная культура? | нальное состояние на уроке | | результаты уровня усвоения изучаемого материала | на уроке |
VI. Домашнее задание | 5 | Конспект лекции,рефераты. | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индиви дуальная | | |
Приложение 1
«Плюсы» массовой культуры | «Минусы» массовой культуры |
| .1 |
Характеристика массовой культуры
Тестовые задания
1. Понятия и их определения:
А. Процесс социализации личности
Б. Основа мифологического мышления
В. Мышление в художественных образах
Г. Мышление в законах и понятиях
Д. Материальные и духовные ценности общества
Культура
Образование
Наука
Религия
Искусство
2. Выберите правильный ответ:
А. Культура - возделанное, созданное.
Б. Культура противопоставляется природе.
1) Верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения
3. Духовная сфера связана с...
А. ... производством Б. ... художественным творчеством
В. ... управлением государством Г. ... национальными отношениями
4. «Лишний» в логическом ряду:
А. Писатель Б. Художник В. Архитектор Г. Композитор Д. Слесарь
5.Последовательность научного открытия:
А. Исследование, опыт Б. Подтверждение закона с течением времени
В. Предположение, гипотеза Г. Обоснование гипотезы
Назвать мировые религии:
А. Ислам Б. Синтоизм В. Иудаизм Г. Христианство Д. Буддизм Е. Конфуцианство
7. Исправить ошибки в тексте:
Человек учится всю жизнь. Окончив школу, он может поступить в институт и получить начальное образование. Нельзя получить образование в нашей стране мусульманам. Женщины имеют равные права с мужчинами, но могут получить только среднее образование. Окончив школу в 17 лет, молодой человек становится полноправным гражданином. Он может продолжить учёбу, участвовать в выборах, помогать родителям, гулять по улице в ночное время.
8. Выберите правильный ответ:
А. Наука даёт истинную, логически оправданную, картину мира
Б. Наука не опровергает религию
верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
9. Сферы общественной жизни:
А. Политическая Б. Экономическая В. Социальная Г. Духовная
Мобильность 6) Авторитет 11)Религия 16) Предприятие
Президент 7) Производство 12) Молодежь 17)Школа
Собственность 8) Мораль 13) Партия 18)Выборы
Искусство 9) Прибыль 14)Зарплата 19)Рабочий класс
Госдума 10) Конституция 15) Маргиналы 20) Наука
10. Подчеркнуть эпитеты, характеризующие понятие «мораль»:
А. Правила и нормы поведения Б. Обычаи и нравы общества
В. Нормы государственного принуждения Г. Общественное порицание
Д. Уголовное преследование