Технологическая карта занятия по обществознанию «Культура и духовная жизнь общества» (11 класс)

1
0
Материал опубликован 2 October 2022

ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.


Технологическая карта занятия № 11.

Тема

КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (2 ч) группы :ОЭ-2101

Тип занятия

Изучение нового материала; комбинированный

Дата проведения


Образовательные

ресурсы

Презентация «Культура и духовная жизнь общества» [Электронный ресурс].

Важенин, А. Г. Обществознание. [Текст] / А. Г. Важенин. - М.: Академия, 2017

План

Понятие и сущность культуры. Материальная и нематериальная культура

Формы культуры: народная, массовая, элитарная.

Элементы и типы культуры.

Способы культурного взаимодействия .Диалог культур.

Культурное наследие в России, проблемы его сохранения.

Цель занятия

Создать условия для формирования представлений о духовной культуре общества, о проблемах сохранения культурного наследия

Формы и методы обучения

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа.

Методы: частично-поисковый

Основные понятия

Массовая, народная, элитарная культура

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность

Научатся: определять, что такое массовая, народная и элитарная культура; формы и разновидности культур, элементы культуры, анализировать особенности культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия.

Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопро­сы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Учебно-познавательная компетенция

Умеют: ставить цель и организовывать ее достижение; про­водить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать; да­вать оценку своей учебно-познавательной деятельности; оп­ределять познавательные задачи и выдвигать гипотезы, де­лать вывод




ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этапы

урока

Время (мин)

Обучающие и развиваю­щие компо­ненты,

задания

и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организа­ции со-

взаимо­

действия

на уроке

Универсальные учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Моти­вация к учебной деятель­ности

5

Подготовка

учащихся

к уроку

Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план

урока

Записывают те­му и план урока

в тетрадь, само­стоятельно

формулируют цели урока

Фрон­

тальная

Личностные: понимают значение зна­ний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают учебную задачу

Записи

в тетради

II. Акту­ализа­ция зна­ний

10

Беседа по те­ме «Культура и духовная жизнь обще­ства»

Вопросы:

Для чего обществу нужна куль­тура?

Какую пользу она приносит?

Как вы оцениваете свой личный уровень культуры?

Высказывают

свое мнение

Фрон­

тальная

Коммуникативные: применяют прави­ла делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения.

Познавательные:

общеучебные - формулируют ответы на вопросы учителя; логические - осуществляют поиск необ­ходимой информации

Устный

опрос

III. Изу­чение

нового

матери­

ала

50

Презента­ция «Культу­ра и духовная жизнь обще­ства».

Работа

с терминами.

Показывает и комментирует слайды презентации.(доска)

Организует работу со школь­ным словарем, помогает учащим­ся раскрыть смысл терминов:

«культура», «элитарная культу­ра», «массовая культура».

Просматри­вают презента­цию, делают

записи в тетрадь.

Выполняют

задания, запи­сывают терми­ны в тетрадь.

Инди­видуаль­ная.

Инди­видуаль­ная, фрон­тальная

работа.

Познавательные:

общеучебные - умеют находить нужную информацию, выделять главное; логические - дополняют и расширяют

имеющиеся знания и представления

о культурных и духовных ценностях.

Коммуникативные: участвуют в кол­лективном обсуждении ; оформляют диалогические высказывания, обмениваются мнениями,!

Записи

в тетради.

Записи

в тетради,

устные от­веты.




1

2

3

4

5

6

7

8



3. Работа

3. Формулирует задание:

3. Составляют

3. Инди-

слушают друг друга, понимают позицию

3. Записи



с текстом

- ознакомиться с новым материа-

тезисный план-

виду ал ь-

партнера.

в тетради.



учебника,

лом;

конспект.

ная ра-





с. 116-117.

- составить тезисный план-


бота.

Регулятивные: планируют решение





конспект.



учебной задачи, выстраивают алгоритм




4. Заполне-

4. Делит учащихся на группы:

4. Заполняют

4. Груп-

действий; корректируют деятельность,

4. Записи



ние таблицы

1-я группа - определяет «плюсы»

таблицу, аргу-

повая ра-

вносят изменения в процесс с учетом

в тетради,



(см. Прило-

массовой культуры;

ментированно

бота.

возникших трудностей.

устные от-



жение 1

2-я группа - «минусы» массовой

отстаивают соб-



веты.



).

культуры.

ственную точку


Личностные: мотивируют свои дейст-





Все данные вносят в таблицу.

зрения.


вия, проявляют интерес к новому учеб-







5. Фрон-

ному материалу

5. Устные






тальная


ответы.



.



работа























.






5. Выполне-

5. Формулирует задания, прово-

5. Выполняют



6. Устные



ние заданий,

дит дискуссионную беседу

задания, отве-



ответы



с. 118

по вопросам учебника.

чают на вопросы












IV. Пер-

10

Выполнение

Организует работу с тестовыми

Выполняют тес-

Индиви-

Личностные: развивают способность

Выполне-

вичное


тестовых

заданиями

товые задания

дуальная

к самооценке.

ние теста

осмысле-


заданий




Познавательные:


ние и за-






общеучебные — осуществляют поиск


крепле-






и выделение информации;


ние изу-






логические - строят логическую цепочку


ченного






рассуждений


V. Итоги

10

Обобщающая

Вопросы:

Отвечают

Фрон-

Личностные: оценивают собственную

Оценива-

урока.


беседа

- Что такое духовная жизнь об-

на вопросы.

тальная

учебную деятельность.

ние уча-

Рефлек-



щества?

Определяют



щихся

сия



- Что такое культура?

свое эмоцио-


Регулятивные: прогнозируют

за работу





t1664685274aa.gift1664685274ab.gift1664685274ac.gift1664685274ad.gif

I

2

3

4

5

, 6

7

8




Как взаимодействуют традиции и новаторство в культуре?

Что такое массовая культура и каковы ее признаки?

Что такое элитарная культура?

нальное состоя­ние на уроке


результаты уровня усвоения изучаемого материала

на уроке

VI. До­машнее

задание

5

Конспект лекции,рефераты.

Конкретизирует домашнее задание

Записывают

домашнее

задание

Индиви­

дуальная



Приложение 1


«Плюсы» массовой культуры

«Минусы» массовой культуры


.1


Характеристика массовой культуры




















Тестовые задания


1. Понятия и их определения:

t1664685274ae.gift1664685274af.gif

А. Процесс социализации личности

Б. Основа мифологического мышления

В. Мышление в художественных образах

Г. Мышление в законах и понятиях

Д. Материальные и духовные ценности общества

Культура

Образование

Наука

Религия

Искусство








t1664685274ag.gif

2. Выберите правильный ответ:

А. Культура - возделанное, созданное.

Б. Культура противопоставляется природе.

1) Верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения







t1664685274ah.gif

3. Духовная сфера связана с...

А. ... производством Б. ... художественным творчеством

В. ... управлением государством Г. ... национальными отношениями






4. «Лишний» в логическом ряду:

А. Писатель Б. Художник В. Архитектор Г. Композитор Д. Слесарь

5.Последовательность научного открытия:

А. Исследование, опыт Б. Подтверждение закона с течением времени

В. Предположение, гипотеза Г. Обоснование гипотезы

Назвать мировые религии:

А. Ислам Б. Синтоизм В. Иудаизм Г. Христианство Д. Буддизм Е. Конфуцианство

7. Исправить ошибки в тексте:

Человек учится всю жизнь. Окончив школу, он может поступить в институт и получить начальное образование. Нельзя получить образование в нашей стране мусульманам. Женщины имеют равные права с мужчинами, но могут получить только среднее образование. Окончив школу в 17 лет, молодой человек становится полноправным гражданином. Он может продолжить учёбу, участвовать в выборах, помогать родителям, гу­лять по улице в ночное время.

8. Выберите правильный ответ:

А. Наука даёт истинную, логически оправданную, картину мира

Б. Наука не опровергает религию

верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

9. Сферы общественной жизни:

А. Политическая Б. Экономическая В. Социальная Г. Духовная

Мобильность 6) Авторитет 11)Религия 16) Предприятие

Президент 7) Производство 12) Молодежь 17)Школа

Собственность 8) Мораль 13) Партия 18)Выборы

Искусство 9) Прибыль 14)Зарплата 19)Рабочий класс

Госдума 10) Конституция 15) Маргиналы 20) Наука


10. Подчеркнуть эпитеты, характеризующие понятие «мораль»:

А. Правила и нормы поведения Б. Обычаи и нравы общества

В. Нормы государственного принуждения Г. Общественное порицание

Д. Уго­ловное преследование

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.